Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.Анализ литературного материала.

Поиск

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ

Спектакль «Неудача» по одноименному рассказу Антона Чехова.

 

Санкт-Петербург

Рассказ был впервые напечатан в январском (1886 г.) номере «Осколков» Лейкина. Для собрания сочинений Чехов изменил заглавие («Сорвалось») и выправил текст, освободив его от грубоватого юмора (имя мамаши Егоза Петровна исправлено на Клеопатра Петровна, фраза «Берите, лопайте!» — на «Берите, я побежден» и т. п.). Существенно изменен финал: вместо бойкой фразы «Всё погибло!» появился спокойный авторский рассказ о сконфуженных Пепловых и бежавшем учителе.

    Рассказ носит анекдотический характер, по внутренней атмосфере он ближе всего к водевилю с присущими данному жанру музыкальностью и подчеркнуто театральными репликами персонажей.

    Автор с первых строк увлекает читателя в атмосферу заговора, подслушивания, подглядывания. Читатель (в нашем случае – зритель) сразу же становится соучастником действа: мы знаем о готовящейся ловушке, в то время как учитель Щупкин о ней и не догадывается. Мы становимся соучастниками этой ловушки, с нетерпением ждем развития событий (развязки), примеряем ситуацию на себя (правильно – неправильно, хорошо – нехорошо, честно – нечестно). В зависимости от возраста, пола, социального положения читателя (зрителя) реакция на происходящее вполне может варьироваться от «так тебе и надо!» и «как же так можно!» до «беги, Щупкин, беги!».

К слову, развязка выписана Чеховым весьма скупо:

«Что случилось? Учитель чистописания несмело поднял глаза и увидел, что он спасен: мамаша впопыхах сняла со стены вместо образа портрет писателя Лажечникова. Старик Пеплов и его супруга Клеопатра Петровна, с портретом в руках, стояли сконфуженные, не зная, что им делать и что говорить. Учитель чистописания воспользовался смятением и бежал».

Это дает режиссеру и труппе большой простор для фантазии. Как передать посредством театра эту атмосферу всеобщего фиаско? Ответ, вероятно, может быть получен в процессе постановки, репетиций, проб различных вариантов финала.

В целом, как и всегда у Чехова, автор добр к своим персонажам, несмотря на их видимую глуповатость, недалекость, зашоренность. Анекдотический финал по сути спасает их всех от глобальных жизненных ошибок – Щупкина и Наташеньку от вымученного брака, стариков Пепловых от воплощенного коварства, неправедного заполучения зятя. Кто знает, как сложились бы их судьбы и отношения между собой, если бы задуманная ловушка сработала?.. А так – чистый лист, все сначала, и, может быть, в следующий раз все они будут действовать по-другому, более естественным порядком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.007 с.)