Содержание книги

  1. Тема: Виды мышечных сокращений
  2. Информационно-дидактический блок.
  3. Гладкий (сплошной) тетанус            1.-------


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гладкий (сплошной) тетанус            1.-------



1. Гладкий (сплошной) тетанус            1.-------

                                                                      2.-------

2-3 Зубчатый тетанус

                                                                      3--------

4. Одиночные сокращения                    4.-------

Рисунок № 3. Различные виды тетануса при повышении частоты раздражения.

Работа № 3         Оптимум и пессимум частоты раздражения

 

            Н.Е. Введенский показал, что существуют определенные оптимальные (наилучшее) значение частоты и силы раздражения нерва, при которых тетаническое сокращение скелетной мышцы достигает наибольшей высоты. Если же применять раздражения нерва, превышающие по частоте или силе оптимальные, то при некоторой большей величине (пессимальной - наихудшей) высота тетануса снижается и мышца расслабляется. Это явление Н.Е. Введенский назвал пессимумом. Если пессимум вызывается увеличением частоты стимулов, без изменения силы, он называется пессимум частоты. Если он вызывается увеличением силы стимулов без изменения частоты их, его именуют пессимумом силы.

Проведение работы. Готовят нервно – мышечный препарат икроножной мышцы лягушки и укрепляют его в миографе. Седалищный нерв помещают на электроды. Писчик миографа подводят к барабану кимографа. Ручки регулировки амплитуды ставят в положение 0,01; частоты – 1 гц. Определяют порог возбуждения и увеличивают силу тока. Не меняя силы тока, увеличивают частоту и находят оптимальную, на которую мышца отвечает гладким тетанусом наибольшей высоты. При дальнейшем увеличении частоты записывают пессимум. При уменьшении частоты стимуляции снова наблюдается оптимальное сокращение.


 

    1    15          20                50             100             200      Гц

Рисунок № 4 Оптимум и пессимум частоты раздражения.

Работа № 4 .                            Динамометрия .

 

Цель: 1. Исследование максимального мышечного усилия

           и силовой выносливости мышц.

2. Определение показателя снижения работоспособности мышц.

3. Определение мышечной силы кисти при различных усилиях.

Для работы необходимо:

Кистевой динамометр, секундомер.

 

Проведение работы.

1. Испытуемый в положении стоя отводит вытянутую руку с динамометром в сторону под прямым углом к туловищу. Испытуемый выполняет 10 раз усилие на динамометр с частотой 1раз в 5 секунд. Силу мышц оценивают по лучшему результату. Уровень работоспособности мышц высчитываются по формуле

Р = (f1 + f2 + f3+…f10) / п

где Р – уровень работоспособности

f1, f2  и тд. – показатели динамометра при отдельных мышечных усилиях; п – количество попыток.

2. Определение показателя снижения работоспособности мышц высчитывают по формуле,используя предыдущие данные.

S = [( f1 – fmin)/ fmax)] * 100,

Где:

S – показатель снижение работоспособности мышц

f1 – величина начального мышечного усилия.

fmin – минимальная величина усилия.

fmax – максимальная величина усилия

3. Определяют силу мышц. Затем на предплечье исследуемой руки накладывают грелку со льдом на 2-3 минуты. И опять определяют силу мышц. Наблюдается значительное уменьшение силы мышц, связанное с уменьшением кровообращения в данной области.

 

Работа №5                               Мастикациография.

 

          Жевание – одна из начальных фаз процесса поглощения пищи, состоящая в измельчении, растирании и перемешивании пищи со слюной, в результате которых происходит формирование пищевого комка.

          Процесс жевания отдельной порции пищи, находящейся в полости рта, продолжается в среднем 10-15 секунд.

И.П. Павловым было установлено рефлекторное влияние процесса жевания на секрецию слюнных желез, секреторную и моторную функцию желудка. Процесс жевания также положительно влияет на кровообращение и обмен веществ.

          Акт жевания осуществляется рефлекторно. Находящаяся во рту пища раздражает рецепторы, от них сигналы по афферентным волокнам тройничного нерва передаются в центр жевания, а от него по эфферентным волокнам тройничного нерва к жевательным мышцам. В координации акта жевания имеют также, важное значение сигналы от проприорецепторав жевательных мышц.

          Механическая обработка пищи осуществляется зубами за счет сокращения жевательных мышц при участии губ, щек и языка. Жевательные мышцы обеспечивают движения нижней челюсти в горизонтальном и вертикальном направлении: губы, щеки и язык удерживают пищу, перемешивают ее в полости рта со слюной и формируют пищевой комок. Жевательные движения совершаются по траектории с различным направлением.

          Исходным моментом жевательных движений является положение центральной окклюзии, затем следуют три фазы жевательных движений – опускание нижней челюсти, ее поднимание и смыкание зубов в положении центральной окклюзии. Жевательные движения записывают с помощью специального прибора – мастикациографа. Жевательный период имеет фазы различной длительности в зависимости от свойств пережевываемой пищи

 


 

Рисунок № 5. Мастикациограмма.

1. покой

2. ведение пищи в рот

3. ориентировочная

4. основная

5. формирование пищевого комка и глотание пищи

Работа № 6   Сила жевательных мышц. Жевательное давление. Его определение. Гнатодинамометрия.

    

                        В акте жевания принимают основное участие 7 мышц, которые обеспечивают перемещение нижней челюсти по отношению к верхней (собственно жевательная, височная, 2 крыловидные, подбородочно - подкрыловидная, двубрюшная мышцы).                                               

        Напряжение,  развиваемое мышцей при максимальном ее сокращении называется  абсолютной мышечной силой. Для измерения силы мышцы определяют тот максимальный груз, который она в состоянии поднять.

        Удельная сила – это абсолютная сила, отнесенная к 1 см. квадратному физиологического поперечного сечения. Абсолютная сила мышц, поднимающих нижнюю челюсть на 1-ой стороне равна 195 кг, а на 2-х – 390 кг, т.е. жевательные мышцы могут развивать огромную силу (хотя эти цифры не бесспорны).      Кроме абсолютной силы мышцы, различают еще жевательное давление – это мышечная сила, действующая на определенную плоскость. Жевательное давление различно на коренных и передних зубах (различных участков зубной дуги).

           Величина жевательного давления определяется прибором гнатодинамометром. Его устройство напоминает роторасширитель, щечки которого раздвинуты упругой пружиной. Имеется шкала со стрелкой, которая при сжатии щечек зубами передвигается, указывая силу жевательного давления (на различных зубах). 

          Полученные цифры не отражают полную мышечную силу, т.к. возникающее ощущение боли в области периодонта прекращают сокращение. На практике важно знать усилия, которые развивают жевательные мышцы для дробления той или иной пищи.

 

 

Например, по данным Шредера :

· варенное мясо 30 –47,5 кг.

·  жаренное мясо 24,8 – 30,2 кг

· карамель 31 кг.

· орехи (различные) 43,5 – 10,2 кг

 

 

Возрастные особенности

двигательного аппарата у детей.

         Двигательная активность плода тесно связана с ходом структурных и функциональных преобразований.    

         Морфологическое созревание центральных и периферических образований двигательного аппарата ребенка ко времени его рождения еще вполне не закончено.

         Мышцы в период новорожденности относительно мало развиты, мало дифференцированы мышечные и соединительные волокна.

         Тем не менее, рецепторные приборы и связанные с ними проводящие нервные пути и центры, позволяют новорожденному и грудному ребенку осуществлять многообразные рефлекторные акты.

        Для новорожденного характерны почти беспрерывные, беспорядочные общие движения всех конечностей, туловища и головы.

        Наиболее заметные движения обнаруживаются в крупных суставах: тазобедренных, коленных, плечевых и локтевых.

        На формирование двигательного аппарата оказывают влияние, как наследственные факторы, так и условия формирования (вертикальное положение тела, характер двигательной активности, трудовой деятельности и др.).

        Состояние мышечной активности оценивается следующими параметрами:

1. Сила мышц.

2. Скорость мышечного сокращения.

3. Латентный период реакции для мышц рук, ног и туловища.

4. Величина выносливости

Согласно приведенным критериям установлено, что:

 

1. В возрасте до 2-х—3-х лет двигательные и вегетативные функции ребенка весьма несовершенны.

2. К 4-5 годам уровень функционального и морфологического развития центрального и периферического иннервационного аппарата достаточно высок и позволяет зарегистрировать направленную произвольную двигательную реакцию большинством групп мышц. Т.е. в этот период ребенок хорошо направленно управляет своим движением.

       Однако развитие различных групп мышц и двигательная деятельность в целом находится в это время на относительно низком уровне. В этот период, имеет место, слабая дифференцировка функций различных групп мышц, длительный скрытый период двигательной реакции, несовершенство регуляции мышечного сокращения и взаимодействия мышц- антагонистов (движения угловатые). До 4-5 лет проходит период первичного становления двигательных функций.

3.   С 4-х—5-ти лет и до 6-7 лет идет дальнейшее развитие двигательной активности. Возрастает абсолютная мышечная сила, однако скрытый период реакции не меняется, увеличивается скорость движений. К концу этого периода достигает высокого уровня формирование периферического нервного аппарата.

4.  С 6-7 до 13-14 лет все параметры мышечной активности значительно улучшаются. Это период активного совершенствования двигательной деятельности. Вместе с тем организм ребенка еще не полностью сформирован. Это особенно проявляется в условиях длительных и интенсивных движений. В этот период, начиная с 9-11 лет, проявляются половые различия в ряде показателей двигательной деятельности между мальчиками и девочками.

5. После 13-14 лет идет дальнейшее совершенствование двигательной активности и к 17-18 годам этот процесс близок к завершению.

 

                                                                                                                                                                 

6. Содержание занятия

· Студенты самостоятельно выполняют: 

 

1.Запись кривой одиночного мышечного сокращения и проводят её анализ.

2.Запись гладкого и зубчатого тетануса.

 

7. Работа с преподавателем

· Контроль исходного уровня знания студентов проводится устно по вопросам для самоподготовки.

· Контроль заключительного уровня знания студентов проводится по тестам и ситуационным задачам.

· Под руководством преподавателя студенты выполняют следующие работы:

1. Получение оптимума и пессимума частоты раздражения

2. Динамометрия

3. Мастикацография (для стом.ф-та)

4. Сила жевательных мышц. Гнатодинамометрия (для стом. ф-та)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.38 (0.008 с.)