Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий путь великого скульптора

Поиск

                             Поздний период творчества

Исследователи творчества Шубина отмечают, что в работах начала 1790-х годов наиболее отчётливо видно отношение скульптора к своим героям. К череде самых известных портретов Шубина того времени относятся изображения зодчего А. Ринальди, митрополита Гавриила, скульптора И.-Г. Шварца (1792), а также бюст М. В. Ломоносова (1793). В 1791 году, незадолго до смерти Г. А. Потёмкина, Шубин исполнил его бюст, а также бюст генерал-фельдмаршала Н. В. Репнина. В 1795 году он создал скульптурный портрет последнего фаворита Екатерины II П. А. Зубова. Если в бюсте Шварца прослеживается уважение Шубина к коллеге, то по портрету президента Академии И. И. Бецкого можно понять, что у скульптора с ним не сложились отношения: Шубин запечатлел Бецкого дряхлым, с измождённым старческим лицом и почти бессмысленным взглядом. С начала 1790-х годов скульптор перестал получать большие заказы. В столице Российской империи появлялось множество новых зданий, украшенных скульптурами внутри и снаружи, но имени Шубина в списках их исполнителей не значилось. По всей видимости, Шубин столкнулся со своеобразным бойкотом со стороны работодателей и Академии художеств. Несмотря на ходатайство Г. А. Потёмкина, просившего руководство Академии присвоить Шубину звание профессора, этого не произошло.

Одной из лучших работ Шубина в поздний период его творческой деятельности стал бюст Павла I, впервые выполненный в 1798 году в бронзе, а затем повторённый в мраморе и бронзе в 1800 году. Несмотря на то, что автор максимально точно передал недостатки внешности императора, эта работа получила признание. Впрочем, ни прошение Шубина о материальной поддержке, поданное на высочайшее имя, ни его же прошение в Академию, не нашли положительного ответа. Положение скульптора улучшилось только в 1801 году, после гибели Павла и восшествия на престол Александра I. Академия выдала Шубину пособие в качестве компенсации за сгоревший дом на Васильевском острове, император произвёл скульптора в коллежские асессоры и наградил бриллиантовым перстнем за свой портрет (мрамор, 1802). Лишь в январе 1803 года Академия предоставила Шубину казённую квартиру и должность адъюнкт-профессора. Стать старшим профессором Шубин так и не успел. Он скончался 12 (24) мая 1805 года. Пенсии его вдова не получила. Одной из последних работ скульптора была статуя Пандоры, помещённая среди ряда золочёных статуй Большого каскада Петродворца.

 

  Мировое художественное искусство знает многих авторов гипсовой скульптуры, однако совершенно незаслуженно на мировых выставках и экспозициях редко можно встретить работы российских гениев скульптуры, в частности гипсовой лепнины. Одним из таких отечественных гениев был Федот Иванович Шубин, который за 65 лет жизни (1740-1805) успел создать великолепные портреты своих знаменитых современников и наших великих соотечественников из гипса, мрамора и бронзы. Кстати каменные и бронзовые работы великого мастера изначально создавались в гипсовом воплощении, что позволило Федоту Шубину заслужить звание настоящего мастера по гипсу.

Талант Федота Ивановича пробивался с самого низа социальной лестницы, ведь будущий знаменитый скульптор родился в семье крестьян-поморов в небольшой деревне в Архангельской области близ Холмогор. Интересно, что этот маленький населенный пункт подарил отечественной науке величайшего, прославленного на весь мир ученого Ломоносова. Именно семья Шубиных в свое время приютила гения российской науки и снарядила его на тяжелое и столь судьбоносное путешествие в Москву. Позже уже благодарный ученый помог Федоту Шубину при поступлении в Академию художеств, написав рекомендательное письмо на имя И. И. Шувалова в 1757 году.

Главным и первым истинным учителем великого художника стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле. Выпускная работа Шубина из гипса — рельеф «Убийство Аскольда и Дира Олегом» был удостоен художественной комиссией золотой медали, что стало первым настоящим успехом мастера. Также эта работа подарила Шубину путевку в жизнь в виде права заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию. Этим же правом мастер воспользовался в 1767 году, когда отплыл морем во Францию, имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д.А.Голицыну и философу-просветителю Д.Дидро. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии.

Вернувшись через шесть лет в Петербург, Федот Иванович Шубин уже имел в своей художественной коллекции знаменитые работы, среди которых парные барельефы А.Г. и Ф.Г. Орловых, поразившие аристократию и ценителей искусства невероятным портретным сходством и мастерством работы с гипсом. С тех пор на Родине мастер не знал проблем с заказами и за время своей художественной карьеры создал великолепные произведения искусства в виде скульптур знаменитых современников, которые позволяют нам лучше познакомиться с внешними качествами людей, прославляющих Отечество до сих пор. Кроме того, Федот Иванович Шубин принимал активное участие в декорировании дворцов и резиденций аристократии гипсовой лепниной и художественной скульптурой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.8 (0.006 с.)