Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития

 

Академическая группа ОФ-218-196-3-1

Дисциплина Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Задания для самостоятельного изучения на период с «15» июня 2020г. по «20» июня 2020г.

Выполнила: Устинова Полина

Тема: Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

1) Сложные нарушения развития - сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка.

2) Примеры:

Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями

- слепоглухие дети

- умственно отсталые глухие дети

- слабослышащие дети с первичной задержкой психического развития (не вызванной нарушением слуха)

- слепые дети с умственной отсталостью

Дети имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени

- умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха

- глухие дети с небольшим нарушением зрения

- дети страдающие ДЦП с незначительной сенсорной патологией

Дети с так называемыми множественными нарушениями

- умственно отсталые слабовидящие глухие дети

3)

4) Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития.

При построении образовательно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, необходимо опираться на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы:

  • учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;
  • принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;
  • определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;
  • один из главных принципов работы с обучающимися данной категории воспитывающий характер обучения;
  • наглядности и практической направленности;
  • расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;
  • доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы

Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики.

В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача возможно более ранней диагностики сложного дефекта.

Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике работы с такими детьми. Многие и многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями развития своего ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи лишь исключительно у медиков, совсем не обращаясь к специалистам-педагогам.

Многие дети со сложными нарушениями действительно проходят необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются длительной культурной и материнской депривации, что неблагополучно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии. Однако и своевременное обращение к специалистам-педагогам не всегда приносит нужные плоды.

Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка.

Сложная структура нарушений требует особого подхода со стороны специалистов разного профиля и не в последнюю очередь со стороны педагогов и психологов. По причине невозможного использования в результате множественных нарушений обычных способов восприятия окружающего мира специалисты, работающие с такими детьми, должны подбирать какие-либо альтернативные обходные пути работы.

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексным дефектом является решение вопроса изоляции его от окружающего мира. Способствовать решению этой задачи будет поиск путей компенсации сложного дефекта. Решающим фактором развития больного ребенка дефектологи считают включение его в процесс образования, а также культурное и социальное развитие, освоение предметно-материального мира. Центральное место в этом сложном процессе занимает овладение ребенка языком, являющимся основным способом общения, пусть это будет язык жестов или что то другое, главное, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким в мире.

Большое внимание уделяется специалистами по сохранению и развитию интеллекта, так как умственная отсталость может являться одним из компонентов сложного дефекта. В этом случае возможности компенсаторного развития резко снижаются, однако никогда не исчезают полностью. В последнее время разрабатываются новые методы даже по компенсирующей работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения в сочетании с тяжелыми признаками олигофрении.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов и функций в соответствии со спецификой природы дефекта. Свою работу специалист-дефектолог строит таким образом, чтобы найти эффективный компенсаторный путь.

 

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

История жизни Ольги Скороходовой

Ольга Скороходова появилась на свет в 1911 году в маленьком селе Белозерка. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом, осложнениями которого стало полное лишение способности слышать и видеть к 14 годам. После смерти матери в 1922 году недолгий период жила у родных, затем была оформлена в школу слепых. Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения.

Ее восстановлением устной речи занялся профессор Иван Афанасьевич Соколянский, которая была нарушена после потери слуха.

По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны.

Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет.

В 1944 году Ольга Скороходова приезжает в Москву и в 1948 году становится научным сотрудником Научно- исследовательского института дефектологии АПН СССР, где она проработала всю жизнь. В 1961 году ученая защитила кандидатскую диссертацию, и Ольге Скороходовой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук по психологии.

Ее дебютная книга «Как я воспринимаю окружающий мир» была представлена читательскому вниманию в 1947 году.

Произведения Ольги Ивановны Скороходовой стали широко известными во всем мире, были переведены на несколько языков.

Скороходова Ольга Ивановна, являющаяся автором большого числа стихотворений и научно-популярных статей, до последних дней работала при столичном Институте дефектологии научным сотрудником.

Таким образом, прочив эту статью, можно сказать, что девушка не сдалась и не дала болезни прожить жизнь в мучениях и страданиях. Она стала знаменита, ее произведения стали известны во всем мире. Она смогла сделать то, что не по силам многим людям с сохранным слухом и зрением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.01 с.)