Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с овз
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии МЕЖСЕССИОННОЕ ЗАДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОВЗ МЕТОДИКИ
Выполнила: студентка 2 курса заочной формы обучения Факультет – специальное (дефектологическое) образование Профиль – дошкольная дефектология Сычёва Ольга Алексеевна
Санкт-Петербург 2021г. ВОСПРИЯТИЕ РАЗМЕРА Таблица 4 Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности. Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.). Ребёнку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?»; «Какая это сумка»; «Какой это гриб?»; «Покажи предметы одинаковые по величине». Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам. Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи. Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам. Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА Таблица 1 - 2 Цели исследования.Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов. Процедура проведения.Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок». Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями. Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1 - 2; трудности возникают при определении названия цвета. У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже. Некоторые 6-7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания. Рисунок 1.
Рисунок 2.
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ Таблица 3 Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур. Важно установить, как влияет на выполнение задания опыт, приобретённый ребёнком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажется достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т. д. Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили своё полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры. Анализ результатов. Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия. Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требует организующая помощь. Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА Задание 2 Цели исследования.Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля. Процедура проведения.Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание на образец. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и к 5 годам проводят зрительный анализ самостоятельно на основе соотнесения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое сопровождение. Без труда воспроизводят по памяти. Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по памяти выполнить задания, но нужна организующая помощь, так как навык самоконтроля к 5 годам ещё не сформирован. Умственно отсталые дети в 5 лет по образцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение.
МЫШЛЕНИЕ Таблица 15 Цели исследования.Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане. Процедура проведения.Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы». Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно-образного мышления. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь). У детей с задержкой психического развития отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание эти дети выполняют. Умственно отсталые дети в этом возрасте задание не понимают. Помощь в виде разъяснения и показа выполнения неэффективна.
МЫШЛЕНИЕ Таблицы 41, 42 Цели исследования.Выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации. Процедура проведения.Ребенку поочередно предъявляют картины и просят сказать, что произошло, то есть раскрыть смысл изображенного. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 7 - 9 годам понимают мысль, которую художник хотел передать в картине «Велосипедист». При анализе картины «Двойка» могут возникнуть определенные трудности, но наводящий вопрос помогает детям понять смысл этой картины. Дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности, им нужна более ощутимая помощь (нуждаются в наводящих вопросах). Умственно отсталые дети этого возраста ограничиваются простым описанием того, что они видят на картине, не понимают мимику и жесты персонажей. В процессе рассказа дети соскальзывают на описание знакомых по прежнему опыту ситуаций. Так, по ассоциации начинают рассказывать, как катались на велосипеде и упали, как соскочила цепь и т. п. Смысл картины им не доступен, помощь неэффективна. ПАМЯТЬ Таблица 40 Цели исследования.Выявить особенности зрительной памяти и внимания. Пpoueдypa проведения.Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут 5 - 6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки», затем картинки убирают и ребенку предлагают следующую инструкцию : «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». При новом предъявлении расположение картинок меняется. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания. Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь. Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание
ВНИМАНИЕ Таблица 31 Цели исследования.Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память. Процедура проведения.Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 31, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?» Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5-6-летнем возрасте выполняют это задание. Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна. Умственно отсталые дети и в 7 - 8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.14 (0.009 с.) |