Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с овз

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                             ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии

МЕЖСЕССИОННОЕ ЗАДАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОВЗ

МЕТОДИКИ

 

Выполнила: студентка 2 курса заочной формы обучения Факультет – специальное (дефектологическое) образование                 Профиль – дошкольная дефектология                    Сычёва Ольга Алексеевна  

 

Санкт-Петербург

2021г.


ВОСПРИЯТИЕ РАЗМЕРА

Таблица 4

Цели исследования. Выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности.

Процедура проведения. На таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.). Ребёнку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», «Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша?»; «Какая это сумка»; «Какой это гриб?»; «Покажи предметы одинаковые по величине».

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуждаются в помощи.

Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам.

Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Таблица 1 - 2

Цели исследования.Определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.

Процедура проведения.Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

Затем предлагают таблицу 2. Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.

Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1 - 2; трудности возникают при определении названия цвета.

У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже.

Некоторые 6-7-летние умственно отсталые не знают названий цветов.

Бывают случаи непонимания цели задания.

Рисунок 1.

 

 

Рисунок 2.

 

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ

Таблица 3

Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Важно установить, как влияет на выполнение задания опыт, приобретённый ребёнком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажется достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т. д.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили своё полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры.

Анализ результатов.

Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предметы сходной формы, различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В процессе работы некоторым детям требует организующая помощь.

Умственно отсталые дети начинают соотносить сходные по форме фигуры

значительно позже. Даже в период школьного обучения они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Задание 2

Цели исследования.Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

Процедура проведения.Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая внимание на образец.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и к 5 годам проводят зрительный анализ самостоятельно на основе соотнесения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое сопровождение. Без труда воспроизводят по памяти.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по памяти выполнить задания, но нужна организующая помощь, так как навык самоконтроля к 5 годам ещё не сформирован.

Умственно отсталые дети в 5 лет по образцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение.

 

        

 

 

МЫШЛЕНИЕ

Таблица 15

Цели исследования.Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане.

Процедура проведения.Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали кусочек. Найди его среди тех, которые здесь нарисованы».

Если ребенок не понимает, ему показывают правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить задание на уровне наглядно-образного мышления.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посильно, хотя качество выполнения не одинаково (некоторым нужна организующая помощь).

У детей с задержкой психического развития отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей помощи задание эти дети выполняют.

Умственно отсталые дети в этом возрасте задание не понимают. Помощь в виде разъяснения и показа выполнения неэффективна.

 

 

 

МЫШЛЕНИЕ

Таблицы 41, 42

Цели исследования.Выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации.

Процедура проведения.Ребенку поочередно предъявляют картины и просят сказать, что произошло, то есть раскрыть смысл изображенного.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием к 7 - 9 годам понимают мысль, которую художник хотел передать в картине «Велосипедист». При анализе картины «Двойка» могут возникнуть определенные трудности, но наводящий вопрос помогает детям понять смысл этой картины.

Дети с задержкой психического развития испытывают значительные трудности, им нужна более ощутимая помощь (нуждаются в наводящих вопросах).

Умственно отсталые дети этого возраста ограничиваются простым описанием того, что они видят на картине, не понимают мимику и жесты персонажей. В процессе рассказа дети соскальзывают на описание знакомых по прежнему опыту ситуаций. Так, по ассоциации начинают рассказывать, как катались на велосипеде и упали, как соскочила цепь и т. п. Смысл картины им не доступен, помощь неэффективна.

ПАМЯТЬ

Таблица 40

Цели исследования.Выявить особенности зрительной памяти и внимания.

Пpoueдypa проведения.Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут 5 - 6 карточек. Дают инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки», затем картинки убирают и ребенку предлагают следующую инструкцию : «Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале». При новом предъявлении расположение картинок меняется.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и выполняют его в 5 - -6-летнем возрасте. Исключение составляют дети с нарушением внимания.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и к 7-и годам выполняют его. Некоторым требуется организующая помощь.

Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ

Таблица 31

Цели исследования.Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память.

Процедура проведения.Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 31, и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5-6-летнем возрасте выполняют это задание.

Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного выполнения, как правило, связаны с недостатками внимания. Организующая помощь эффективна.

Умственно отсталые дети и в 7 - 8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.14 (0.009 с.)