Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «читательская активность»
Ермакова Юлия Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Рузаевка В процессе модернизации программа обучения литературе в общеобразовательной школе подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Изучение литературы направлено на достижение определенных целей – воспитание, развитие, совершенствование умений. Современные требования, определяемые ФГОС, расширяют круг требований, связанных с изучением художественного текста. Сегодня сохранены содержательные линии литературного образования. Первая линия – круг чтения. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – «литературные произведения, предназначенные для обязательного чтения» [1, с. 82]. Художественные произведения представлены в хронологической последовательности. Перечень представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. В современном Стандарте существует три уровня детализации учебного материала: · названо имя писателя с указанием конкретных произведений; · имя без конкретных произведений (определено только их количество, выбор остается за учителем или автором программы); · предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения. Вторая линия – теория литературы (основные теоретико-литературные понятия). Значительно расширен круг обязательных для изучения теоретических понятий: художественный образ, содержание и форма, историко-литературный процесс, литературные направления и течения, основные факты жизни и творчества русских писателей, литературные роды и жанры, авторская позиция, тема, сюжет, идея, проблематика, тип, лирический герой, образ автора, персонаж, стадии развития действия, стиль, проза и поэзия, литературная критика и другие. Третья линия – развитие устной и письменной речи учащихся. Сохранены основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное и выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, определение рода и жанра, анализ, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли, участие в дискуссии, подготовка докладов и другие. Четвертая линия – историко-литературные сведения. В соответствии к требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения литературы на базовом уровне ученик «должен знать и понимать содержание изучаемых произведений, основные факты жизни и творчества писателя, теоретико-литературные понятия. Уметь воспроизводить и анализировать содержание литературного произведения» [2, с. 31]. Литературное произведение в рамках школьного курса изучается не изолированно, а как часть чего-то общего. Важно работать с контекстом произведения (контекст личной или творческой биографии писателя, контекст литературной эпохи, контекст литературного направления или течения, историко-фактологический контекст). Не существует универсальной методики анализа текста, невозможно выработать алгоритм, который можно было бы применить к любому произведению, потому что существует масса факторов, которые влияют на анализ текста. Обращаясь к новому тексту, нужно заново выстраивать работу по его анализу. Этому алгоритму и предстоит обучить детей. Главная задача изучения литературы как искусства слова – постижение авторской мысли и художественных средств ее выражения, другими словами работа с творческой лабораторией писателя. На уроках литературы используется вся совокупность работы с текстом: чтение, восприятие произведения, выявление восприятия с помощью вопросов, анализ произведения, истолкование. Как показывает опыт, два последних вида работы с текстом вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще В.Г. Белинским, который не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца XIXвека. Об этом свидетельствует опыт учителей-словесников В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения Белинского. «Он вдохнул, – говорил В.П. Острогорский, – живую душу в школьную схоластику» [Цит. по: 4, с.16]. Если передовые педагоги стремились придать чтению детей творческий характер, то официальная школьная методика оставалась в те годы в рамках объяснительного чтения. Система «объяснительного чтения» [6, c. 85], направленная на толкование отдельных слов художественного произведения, не способствовала целостному восприятию прочитанного и не вызывала у школьников интереса к чтению. К концу XIX века в России создалась кризисная ситуация с детским чтением. Что касается методической системы, то она получила наиболее полное воплощение в книге профессора языковеда С.И. Абакумова, изданной в 1925 году, которая так и называлась – «Творческое чтение». Автор вывел проблему из академических рамок и перевёл её в практическое русло. Он обосновал, раскрыл и претворил в жизнь целый перечень методов развития творческого чтения у детей разного возраста. Среди них – устное словесное рисование, выразительное чтение, театрализация, сочинение – размышление, творческий пересказ, читательский дневник. В школьной педагогике система чтения выразилась в опыте учителя- словесника 30-40-х гг. М.А. Рыбниковой. В 60-80-е годы создают свои работы профессионалы: И. Н. Тимофеева, Л. А. Виролайнен, Л. И. Беленькая. Творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. В связи с этим необходимо определить значимость понятия «читательская активность». Доктор философских наук Н.Н. Светловская в своей работе «Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности», сущность понятия «читательская активность» трактует так: тип правильной читательской деятельности – это «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения подростков книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)» [Цит. по: 3, с. 116]. Читательская деятельность – самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который имеет сложную структуру. Она состоит из трех основных этапов: «предчтение», процесс чтения и «послечтение». Н.Н. Светловской выявлено, что у подростка читательская самостоятельность характеризуется наличием мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системой знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои запросы в соответствии с общественной или личной необходимостью. Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся (а не только детей, способных к изучению литературы) к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки детьми своих читательских возможностей и своей читательской подготовки. Читательская деятельность и читательская самостоятельность являются в своём роде синонимами, и дополняют друг друга в своём определении, так как читательская самостоятельность – это наличие мотивов у подростка, побуждающих обращаться к чтению книг, а читательская деятельность – это самостоятельная деятельность, состоящая из трёх этапов: «предчтение», процесс чтения и «послечтение». В обоих определениях подросток непосредственно самостоятельно обращается к чтению книг. Читательскую активность нередко понимают как широкий круг чтения. По мнению Е. С. Романичевой, специалиста по развитию навыков чтения у детей, «чтобы пробудить у подростков интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения» [5, с. 102]. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать подростку соотносить действия героев с жизненной ситуацией. В итоге все выше сказанного позволяет говорить о том, что «читательская деятельность проявляется в двух видах: активная деятельность и пассивная деятельность подростков» [5, с. 103]. Понятие читательской деятельности тесно связано с читательской активностью. Таким образом, читатель ищет и находит себя и свое место в жизни. Книга становится другом, советчиком. На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приемов. Учитель должен помочь каждому подростку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, т. к. овладевая читательской компетенцией, подросток по-иному воспринимает себя и окружающий мир.
Список использованных источников 1. Липовка, В. О. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования / В. О. Липовка, Е. А. Полева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7. – С. 81–85. 2. Бабкина, Н. В. Реализация компетентностного подхода при обучении литературе в основной школе / Н. В. Бабкина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 6. – С. 29–35. 3. Виноградова, О. В. Педагогические условия и особенности повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези :дис. ... канд. пед. наук / Виноградова Ольга Валерьевна ; МГУ. – М., 2002. – 213 c. 4. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002. – № 6. – С. 15–17. 5. Романичева, Е. С. О практиках чтения на уроках литературы / Е. С. Романичева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 102–105. 6. Динерштейн, Е. Е. Формирование навыка осмысленного чтения в процессе обучения в средней школе / Е. Е. Динерштейн // Проблемы современного образования. – 2013. – № 6. – С. 85–96.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.75 (0.007 с.) |