Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

План-сценарий. А. П. Чехов «хамелеон». Планируемые результаты. Ход урока. Этап урока, учебная ситуация

План-сценарий

А.П. Чехов «Хамелеон»

Образовательные:

· актуализировать знания, полученные о жизни и творчестве А.П.Чехова в прошлые годы обучения, продолжить формирование знаний учащихся о его личности;

· познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»;

· раскрыть художественные особенности рассказа «Хамелеон»

· создать условия для формирования умения раскрывать личностное отношение к произведению, критически его оценивать.

 

Развивающие:

· развивать навыки устной речи;

· развивать умение выразительного чтения учащихся;

· развивать умение работать с текстом;

· развивать умение конспектирования материала;

· развивать умение аналитической работы над текстом.

 

 Воспитательные:

· способствовать воспитания интереса к литературе;

· способствовать формированию в учениках чувства уважения к человеку, личности;

· сформировать четкую нравственную позицию, способствующую выявлять «чинопочитание» и «хамелеонство» в действительности .

Планируемые результаты

Предметные: научиться понимать и выявлять временные реалии художественного произведения в контексте личностного становления типовых героев, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, формулирования личного отношения к произведению русской литературы, актуализировать и подкрепить знания литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения (в соответствии с учебной программой)

Метапредметные:

Познавательные:уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию, из учебника, устных высказываний и оформить ее в виде конспектных записей, определять понятия.

Регулятивные:уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

Личностные:формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

 

Тип урока: вступительный, синтетический.

 

Методы: слово учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа, выразительное чтение, комментированное чтение.

 

Оборудование (наглядность): портрет А.П, Чехова, иллюстрация к рассказу «Хамелеон», схема («Как меняется мнение Очумелова»).

 

Оформление доски:

Портрет Чехова А.П.

Двадцатое октября.
Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон».

План рассказа:
1.
2.
3.
4.
5.

Домашнее задание:
1) словарная работа: деликатность и достоинство.

Придумать и записать предложения с этими словами. Ответить на вопрос: «Кто обладал этими качествами души? Расскажите об этом человеке».

2) Каким предстает перед нами полицейский надзиратель Очумелов?

 3) Вам поручат нарисовать одну лишь иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Какую вы предложите? Объясните свой выбор.

 

Для дополнительного чтения: Прочитайте рассказ Чехова «Тонкий и толстый». Что общего между этим рассказом и «Хамелеоном»? В чем вы видите разницу?

 

Иллюстрация к рассказу «Хамелеон»

План :

I. Организационный момент (1мин.);

II. Подготовка к восприятию:

1. Вступительное слово учителя об авторе ;

III. Знакомство с содержанием «Хамелеона»;

IV. Анализ;

1. Беседа по произведению

2. Выводы из рассказа «Хамелеон»;

V. Домашнее задание (2 мин.)

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Орг. момент

2. Подготовка к восприятию:

 

Слово учителя о писателе 

 

 

 

(В начале урока на доске нет темы занятия, оформление доски скрыто)

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением одного великого писателя, которого вы уже знаете. Но я вам не скажу, о каком писателе идет речь. Вы должны будете угадать сами!

 

Я дам вам некоторые подсказки.

1) Мастер короткого рассказа и гениальный драматург. В своих произведениях осуждал пороки людей своего времени.

2) Под его пером рождались короткие рассказы, подписанные различными псевдонимами, т.е. вымышленными именами, например: “брат моего брата", “Человек без селезенки", “Антоша Чехонте”. Последний псевдоним был главным.

3) Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека - открытое, умное, с веселыми светло-карими глазами.

(Показать портрет)

 

Совершенно верно, сегодня мы в очередной раз познакомимся с произведением А.П.Чехова. Какие произведения этого писателя вы знаете?

 

Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился.

Но это не прошло даром. Он узнал жизнь, людей; в нем появилось чувство собственного достоинства, уверенность в себе; он стал независимым, свободным человеком.

1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II-го, и начались аресты, ссылки; устанавливалась полицейская слежка за людьми.

Чехов видел, как менялось поведение многих людей в это время: они всего боялись, лгали, дрожали перед начальством; они легко становились подхалимами, но вели себя по-хамски с подчиненными.

В этой обстановке писатель занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи и насилию, к грубости и чванству; он презирал трусость и подхалимство всех его видах. В своих произведениях он осуждал общественные пороки своего времени.

Об этом нам говорит его рассказ “Хамелеон", созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом "Антоша Чехонте”. Сейчас мы начнем знакомиться с его содержанием.

 

Ученики стараются отгадать писателя, опираясь на факты, которые им предлагает учитель.

Ученики перечисляют прочитанные ими произведения

 

 

Ребята открывают тетради, записывают тему урока

 

Регулятивные УУД:развитие мотивов учебной деятельности. умение высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

Личностные УУД:самоопределение

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

3. Знакомство с содержанием рассказа « Хамелеон»

Ребята, сейчас вам нужно сесть, как вам удобно, сконцентрировать свое внимание на моем голосе и внимательно меня слушать. Я прочитаю вам рассказ «Хамелеон».

Перед вами предстанет глухая провинция России 80-х годов, с лавками и кабаками, с одичавшими от скуки обывателями, падкими на любые развлечения.

 Ученики слушают учителя, закрыв книги.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из прослушанного;

 

Коммуникативные УУД: умение слушать.

 

4. Анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Беседа по произведению

 

 

2. Вывод

Итак, вы прослушали рассказ.

 

- Какие мысли и чувства он у вас вызвал?

 

Этот рассказ заставляет нас смеяться, задумываться, грустить?

Прокомментируйте свой ответ.

 

-Рассказ очень короткий. События в нем разворачиваются быстро. Начинается рассказ сразу же с описания места действия.

Что мы узнаем из этого описания?

 

Какие слова использует Чехов для описания народа?

О каких событиях идет речь в рассказе? Когда они начинаются?

Как развиваются дальше?

 Чем заканчиваются?

 

 

Ребята, теперь нам нужно составить план. Этот план должен содержать в себе ключевые события, которые определяют ход действий.

 

-Посмотрим на план и ответим на вопрос: Какое из пяти предложений мы можем назвать ключевым в сюжете и почему?

 

 

Итак, сейчас мы с вами определим характер главного героя. Но для начала узнаем, кто в этом произведении главный герой?

 

Что вы можете сказать о нем? Каким вы увидели его характер?

 

- Да, мы видим, что Очумелов боится попасть впросак и поэтому его мнение очень быстро меняется, оно зависит от реплик, которые раздаются в толпе.

Можно ли показать графически, как меняется мнение Очумелова и тон его речи? Пользуясь текстом, приведите примеры, как меняется взгляд Очумелова на собаку.

 

1) Вначале Очумелов решает: “А собаку истребить надо”.

2) Затем он приходит к выводу, что собака не виновата, а виноват Хрюкин.

3) После этого считает, что собака - “черт знает что! Ни шерсти, ни вида - подлость одна только!"

4) А через несколько секунд заявляет: “Собака - нежная тварь» 

 5) Но тут же заявляет. “Она бродячая... Истребить, он решает: “Собачонка ничего себе... Шустрая такая

-Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил свое мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам; то полицейский надзиратель, то маленький человек, которые боится не угодить начальству.

 

- Как одним словом можно назвать такого человека? Как называет его автор?

 

- Чтобы увидеть, как “хамелеон" Очумелов меняет свою окраску, прочитаем эту сцену (в сокращении) в лицах .

 

- А чувствует ли Очумелов неловкость от своего поведения, не стыдно ли ему так открыто обнаруживать свою беспринципность, отсутствие чувства собственного достоинства? А почему ему не стыдно?

- Как оценивает его поведение толпа обывателей? Почему она не осуждает своего полицейского надзирателя? О чем говорит их сходство?


- А как оценивает поведение Очумелова и его окружения автор? Можно ли сказать, что он высмеивает их?

 

Известно, что смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, чванный, обличающий.

 

 

К чему же прибегает Чехов: к юмору или сатире?

 

 

К каким приемам он прибегает, чтобы вызвать смех? Что нас смешит?

- Автор использует смешные фамилии: Хрюкин, Очумелов, Кого напоминает слово “Хрюкин”? А Очумелов? От каких слов оно произошло?

- Если обратиться к "Словарю русского языка” Ожегова, то можно понять, что фамилия этого героя происходит от слоев “очумелый", “очуметь”, что значит “совсем потерять соображение”. Важно и то, что само слово “чума” означает острозаразную болезнь, которая поражает многих людей.

 

- Так почему Чехов дал такую фамилию своему герою?

 

 

 

 

- Чехов использует в рассказе и художественные детали, которые выполняют различные функции.

 

Обратимся к тексту и подумаем, когда, в какой момент появляется в речи Очумелова слово “пальто" (так он называет свою шинель). Какое значение имеет эта деталь?

 

Какую роль играет и такая деталь, как “палец”? - Сравните две сцены: в первой палец держит вверх, здесь “палец имеет вид знамения победы"; во второй Хрюкни опускает палец вниз по приказу Очумелова: “А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий' палец выставлять!”

Подумайте над вопросом.

 

- Что говорят такие детали, как узелок, решето, конфискованный крыжовник?

- Помогают ли они увидеть истинное яйцо блюстителей порядка. Каково оно?

 

 - Можно ли считать, что Чехов, обращаясь к детали, с еще большей силой осмеивает своих героев?

- Кто думает по-другому?

Аргументируйте свой ответ.

 

 

-Мы познакомились с вами с прекрасным рассказом Чехова.

Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. Чем это можно объяснить?

 

-В своем рассказе Чехов мастерски высмеял особое поведение человека - хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке, которое проявляется в легкой и быстрой перемене взглядов, мнений, симпатий.

Чехов понимал природу этого явления. Оно - результат таких общественных условий, когда человек находится в полной зависимости от начальства и потому боится быть самим собой; он становится лакеем, подхалимом, угодником.

Но далеко не всякий человек может быть хамелеоном. Для этого надо обладать особыми качествами души. Какими?

А вот Чехову, по словам К.И. Чуковского, два “порока души” казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными”

Эти два порока и приводят к хамелеонству. Они свойственны не только Очумелову, герою рассказа Чехова, но ими, к сожалению, обладают не только книжные герои, но и многие реальные люди.

А какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?

Чехов, например, считал, что человек должен сохранять в любых обстоятельствах чувство собственного достоинства. Оно не только не позволит ему глумиться над слабыми, особенно попавшими в беду, а заставить встать на их защиту. Но наша помощь слабому, доброе участие в его жизни, говорил Чехов, не должны быть навязчивыми, громкими, шумными, - они должны носить деликатный характер.

Согласны ли вы с этими утверждениями или у вас есть другие, противоположные мнения?

Ребята отвечают устно на вопросы учителя

-Рассказ вызывает смешанные чувства. Чехов смешно рассказывает о ситуации, герой глупо выглядит, но что-то смеяться совсем не хочется.

-Действие рассказа происходит на базарной площади, вокруг тишина, унылые лица выглядывают из своих «нор».

-Унылость, обреченность, апатия- слова , характеризующие народ.

-В рассказе речь идет о событиях, произошедших на базарной площади. Действие разворачивается стремительно вокруг случая «укуса» золотых дел мастера собакой.

Выполняют задания учителя.

Ученики зачитывают свои предложения.

 На доске записывают план:

1. Полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь.

2. Он слышит визг собаки.

3. Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец.

4. Очумелов долго пытается узнать, кому принадлежит собака.

5. Узнав, что хозяин собаки - брат генерала он продолжает свой путь по базарной площади. (ключевое предложение)

 

-Очумелов.

 

 

Он груб с простыми людьми, но с людьми высокого статуса он вежлив и услужлив. Он малокультурный и необразованный. Он меняет свой характер в зависимости от того, с кем ему предстоит иметь дело.

 

 

Ребята чертят в тетрадях схему « Как меняется мнение Очумелова и тон его речи»

 


- Хамелеон

 

 

Ученики читают выбранную сцену по ролям, потом обсуждают прочитанное.

 

- Нет, такое поведение типично для чиновников того времени. Всех их считали падкими на власть, некультурными, корыстными.

 


-Толпа не осуждает Очумелова, так как они так же ведут себя в подобных ситуациях.

 

 

- Да, автор обличает пороки общества.

 

Дети записывают в тетрадь выбранные ими определения (Смех-форма выражения авторского отношения к героям, событиям. )

-Юмор

-Сатира

В данном рассказе используются все эти средства, а также повторение ситуации: в качестве повторяющейся ситуации в рассказе присутствует момент выяснения того, кому принадлежит собака, что создает некий комический эффект. При этом 6 раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз, реакция полицейского.

Разоблачающие фамилии. Очумелов – от слова “очуметь”, Хрюкин – от слова «Хрюша, свинья», низкая и подлая душонка. Все это наделяет соответствующими характеристиками героев

 



-Он не раз меняет свою точку зрения, в нём постоянно  происходит внутренняя борьба.
Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге,
его бросает то в жар, то в холод.

- «Художественную деталь» автор использует для описания сущности главного персонажа - это “узелок” Очумелова и “решето” Елдырина. Они говорят о том, какую “деятельность” они ведут – собирают “дань”.

 

“Шинель” полицейского символизирует собой власть и одновременно с этим ощущение себя героем. Он вне себя от принятия решения принадлежности собаки.

 

 

Ребята сравнивают две сцены.

-Это говорит о том, что Хрюкин такой же

хамелеон, он так же быстро меняет свою точку зрения.

 

Эти детали говорят о сущности деятельности героев- незаконная конфискация во имя выгоды

 

 

- Да, Чехов часто акцентирует внимание на приеме художественной детали.

 

 

Ученики делятся своим мнением.

 

 

Коммуникативные УУД:аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД:умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

Регулятивные УУД:сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД:формирование интереса к чтению произведений Чехова.

5.Домашнее задание

1. Выписать из “Словаря русского языка" Ожегова (или другого толкового словаря) объяснение слов “деликатность” и “достоинство”. Придумать и записать предложения с этими словами. Ответить на вопрос: “Кто обладал этими качествами души? Расскажите об этом человеке". 2. Каким предстает перед нами полицейский надзиратель Очумелов? 3. Вам поручат нарисовать одну лишь иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Какую вы предложите? Объясните свой выбор. Для дополнительного чтения: Прочитайте рассказ Чехова “Тонкий и толстый”. Что общего между этим рассказом и “Хамелеоном”? В чем вы видите разницу?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.009 с.)