Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хочу вернуться туда, где рвут грибы.

Поиск

И ещё хочу, чтобы те, кто будет это всё читать, почаще улыбались. Не все мои истории будут смешными, Но постарайтесь, пожалуйста, находить какой-то позитив. Это важно. Того, кто это читает, в случае, если надо обратиться, буду на «Вы» с большой буквы. Запомнила, как однажды моя мама обратилась к своей свекрови:

- Михалина Петровна, почему Вы ко мне всегда обращаетесь на Вы, я – жена Вашего сына, мать Ваших любимых внуков?

На что моя бабушка ответила: «Знаете. Ада, я на «ты» обращаюсь только к дуракам или очень близким людям. А поскольку уж так сложилось, что Вы для меня не стали очень близким человеком, а дурой я Вас, безусловно, не считаю, то уж буду на «Вы».

 Когда Вы, конкретный человек, станете это читать, то Вы мне может быть и близкий (может быть…), но пока ещё не настолько человек, а уж точно, не дурак, раз не бросили мою писанину после первой страницы. Давайте на «Вы».

Вы замечали, что часто дети заставляют нас задуматься над совершенно привычными вещами или событиями, приглашают посмотреть вокруг так, как они это чувствуют. Зашла девочка в кабинет(директорский) ко мне, что-то спрашивает. Я отмахнулась, сразу не ответила. Она ждет. Я прошу её дать мне подумать.она спрашивает: «А Вы как будите думать, головой или вслух?», - шикарно она меня ввела в ступор. А теперь задумайтесь: как Вы думаете, как у Вас проходит этот процесс, головой или вслух?  

В лагере мои любимые дети - это вожатые. Вдумайтесь (можно головой), ведь вожатый - это срочный договор не только с директором(работодателем), а и с самим собой. Срочный. Срок – с 18 лет примерно до 25. Не будешь же до старости вожатым, даже если очень хочется. А часто бывает так, что и не хочется. Причем понимаешь это, к сожалению, ещё до того, как заканчивается срок твоего договора с лагерем. Смена ещё не кончилась, а уже тошно, устал, раздражают дети, все вокруг не мило. Я на первой планерке, перед заездом детей, всегда даю вожатым фору: если почувствовали, что это – не ваше, не мучайтесь, а придите ко мне и честно скажите «не могу». Я пойму и отпущу. Уважать буду такого человека за прямоту. И однажды так случилось. Пришел в кабинет мальчик (вожатый) и именно сказал «не могу». Я его отпустила, и была ему благодарна за смелость.

С детьми либо навсегда, либо больше никогда. Это проверено годами работы, да и на собственной шкуре. Когда родилась внучка, мой прагматичный сын предложил: «Мама, зачем тебе этот головняк(его слово), сиди с одним ребенком. Сколько ты там получаешь, копейки. А я тебе буду давать в разы больше». Ни минуты не задумывалась, что ему ответить. Да, за копейки, да, не с одним, а с целым лагерем. Буду любить, отвечать, возиться, радоваться, переживать не за одного, а за всех. И за детей-вожатых особенно.

Обычно самый сложный и трепетный период в лагере – первые 3-4 дня. Дети адаптируются, у всех проходит привыкание к новой обстановке, к новым условиям существования, по-разному. В первый день в лагере была традиция: собираем всех, детей и взрослых, в клубе на «Ток-шоу» (не люблю эти новомодные названия, но что делать, надо соответствовать). Это, по моему мнению, самое важное мероприятие, где мы оговариваем правила лагеря, знакомим детей с педагогическим составом, планами на смену и отвечаем на их вопросы, которых множество. И вот на этом шоу я говорю, что если вдруг тебе (имея в виду ребенка) будет грустно, некомфортно, кто-то обидит, то не надо плакать, обнимая березы (это моё любимое выражение), а надо зайти ко мне в кабинет, и вместе мы найдем решение твоих проблем. И вот где-то на 3-4 день в дверях у меня появляется толстенький зареванный мальчик (9 -10 лет) с чемоданом и, рыдая, просится домой. Выясняется, что утром он не успел застелить кровать, а в наказание вожатый заставил его при всем отряде отжиматься. А он толстенький, ему трудно, над ним смеются («они все ржали!). Он хочет домой. Успокаиваю его и предлагаю побыть у меня в кабинете. Придумываю ему занятие, потом передаю его в кружок и так до вечера. Вечером – планерка. Толстенький мальчик помогает малышам, в отряде читает сказку. Чемодан его - у меня в кабинете. Собираются вожатые. Обращаюсь к обидчику –вожатому толстенького мальчика. Вожатый тоже не скажу, чтоб худенький, но ему не 10, а все 19 лет: «Сергей Николаевич, я просила сдать список ваших детей, заверенный врачом к 17 часам. Сейчас- 20 часов. Коллеги, освободите центр кабинета. Прошу, 25 отжиманий.» Сергей Николаевич краснеет. Понимает, Макаренко, в чём дело. И благополучно извиняется перед толстеньким мальчиком. Вот и справили!...

Они, вожатые, большие дети. Эти большие дети должны отвечать за маленьких и, что самое главное, в нужный момент уметь поменяться с ними местами и понять, как надо поступить, чтобы этот маленький доверился тебе, большому…

Философия: любить не сложно…

  Перед каждым сезоном в помещениях лагеря - ремонт. О капитальном можно только мечтать. А косметический – обязательно. Красим всё: и стены, и «то, что не приколочено». Краска самая дешевая, водоэмульсионная. На ней остаются даже отпечатки пальцев (удобно для криминалистов, но они тут ни при чем). В середине смены прохожу по отрядам, смотрю, в каком состоянии стены. В одной из вожатских над кроватью фломастером, прямо на стене, изумительно фисташкового цвета какие-то вычисления, вычитание в столбик, сложение. В ужасе обращаюсь к вожатому:

-Что это?!

- Вы же сами сказали, вожатый должен знать количество детей в своем отряде, даже если ночью его разбудят…

Вот Вам ответственный педагог. Ночью разбуди…

В лагере зарплата небольшая. Сюда едут не деньги зарабатывать, а совсем по другой причине. Мотивация иная. Но вожатые часто спрашивают, за что они работают, почему так мало получат. Я отмахиваюсь и говорю, что объясню « за что» в последний день смены. И объясняю, когда они стоят у автобуса, а на них гроздью висят зареванные дети. Вот за эти слезы и за обнимашки с визгом от счастья, когда ребята, приехав через год, встречают своих вожатых.

Философия: зарплату в денежном эквиваленте можно заменить на что-то более значимое…

Так уж сложилось, что мне интереснее общаться со старшими детьми

 (1 отряд, 14-15 –летние) Знаю, что я не оригинальна. Вожатые тоже не очень охотно соглашаются работать с малышами. Но, что значит «соглашаются», пусть попробуют не согласиться. Убеждаю в преимуществе работы с маленькими детьми (раньше отбой, в тихий час действительно спят и т.д.). Обычно, получается решить вопрос мирным путем, хотя могу и в приказном порядке. Вожатые это понимают.

А я «развлекаюсь» со старшим отрядом. По своему сыну знаю, что плохое подросток подцепит мигом, а к хорошему надо приучать долго и «насильно».

 Объявляю, что сегодня после ужина весь первый отряд в клубе смотрит двухсерийный полнометражный фильм «Сибирский цирюльник». Ведь это их тема: дружба, верность, любовь, порядочность, ревность. Но в ответ тяжелые вздохи, нытье «давайте что-нибудь другое, «Властелин колец» или…». Но у меня – козырь:

-Когда кончится фильм, обещаю дискотеку.

Клюнули, расселись. Смотрят. Сначала невнимательно, но постепенно вникают и досматривают в полной тишине. А когда фильм заканчивается, прошу диджея начать дискотеку (хотя уже поздно - 22.30). И вот  мне подарок. Они (уже не дети, подростки,) не хотят танцевать! Не хотят! Расходятся грустные. У девчонок заплаканные глаза, у мальчишек тоже видна работа «головой, а не вслух». Это – подарок МНЕ!

Философия: можно сеять добро, даже нужно…

Когда у меня появился правнук (у моего сына родился внук), я не очень переживала, что стала прабабушкой. А вот что я – мама дедушки, меня долго просто бесило. Долго. Дня два. Потом я смирилась. Деваться-то некуда. Коллеги поздравляли, шутили, что я теперь у правнука буду частым гостем. Но я ответила гордо:

- Не частым, а ПОЧЕТНЫМ!

Теперь вы понимаете, что имеете дело с черепахой Тортиллой.  У каждого возраста – свои преимущества. А у моего их предостаточно. В нашей семье я – старшая (старая). Могу обижаться, сердиться, раздражаться. Но никогда не смогу разорвать отношения с кем-то из близких. («…какой ни есть, а все ж – родня…»). И вообще родственников не выбирают, это – Богом данное условие.

Я не понимаю, когда слышу фразу «у меня с дочкой(сыном) сложные отношения». Я с сыном вижусь редко, мы созваниваемся, нам хватает слов

 «всё нормально». Это как? Сложные отношения или нет? Мне достаточно быть уверенной, что если я позову «приезжай», то он приедет. Но это форс-мажор. Я от нечего делать или просто потому, что соскучилась, никогда не стану его просить приехать. Берегу его. А кто ещё его будет ТАК беречь? Бывает, что накануне своего Дня рождения, я, опасаясь, что сын забудет меня поздравить, а потом будет переживать, звоню подруге и прошу её позвонить ему и напомнить, что у мамы – Ддень рождения. И сын звонит. Поздравляет. А я –в неведении: помнит или забыл. Но это уже не важно. Я ЕГО берегу. Надеюсь, что когда-нибудь его дочь тоже станет беречь отца. Хотя это ещё большой вопрос…

А ведь родней можно и обрасти. Не сильно, но можно. Вот жена моего покойного брата мне – родня однозначно. Это я так чувствую. Мы дружим с ней давно и крепко-крепко. Это тоже из той оперы, что и сын, «позови и я приду», а так – не надоедай. Всё нормально. Она (Лида), очень добрый, порядочный, прямой человек. За одно то, что она беззаветно любила моего брата, ей низкий поклон. Правда у неё есть черта, которая меня просто ставит в тупик: она любит принимать подарки, но тут же их передаривает, и не потому, что ей не нравится подарок, а по той же доброте душевной. Причем не делает из этого секрета. Всё, что я ей когда-то дарила – передарено, и я об этом знаю с её слов. Однажды, собираясь к ней на День рождения, придумала, что ей подарить, чтобы она уже не смогла это передарить кому-то другому. Купила огромную дыню-торпеду, дорогущую и очень красивую, приперла (именно приперла) её к имениннице. И что вы думаете, когда все стали уже расходиться по домам, Лида на моих глазах вручила эту дыню одному из гостей. Вот и «справили»…

Давайте снова про любовь. В лагере за настроением детей своего отряда следят вожатые. Я, как директор, должна контролировать настроение всего лагеря. Это всё на уровне «кажется» И вот мне кажется, что уже который день проходят шумные, активные мероприятия, дети излишне возбуждены , и хочется этот «раскидай» ( кто не знает, что такое «раскидай», спросите у бабушек) немного приземлить. Своей властью заменяю дискотеку на вечер лирических стихов. Не просто вечер, а конкурс (надо же мотивировать!). А вожатым говорю, что стихи и песни должны быть только про любовь. И вот вечер, «зал полон, ложи блещут». Имеется компетентное жюри из кружководов и физрука, которые уж точно понимают, что такое любовь. Начинаем по традиции с младших. Выходит трепетная малышка и громко, пока ещё не стесняясь сцены и зала, читает:

-Люблю тебя, Петра творение…

 В зале смех с последних рядов ( первый отряд, старшие). Это я пресекаю сразу.

Извиняюсь перед выступающей и прошу встать тех, кто не любит свой город. Сидят. Притихли. И тут началось: «я люблю свою лошадку…», «… мой любимый котик спит…» т.д. И когда доходит до «Я Вас люблю, чего же боле…», уже никто не смеётся. Слушают все, думают все. А я кайфую! Мне для счастья надо немного… А уже перед сном, когда я обхожу палаты, у старших девочек – вопрос: «Елена Юрьевна, а каким должен быть настоящий мужчина?»

Вот ведь, навеяло вечером о любви! Отвечаю сразу, не в первый раз мне задают этот вопрос и не только в лагере, и не только старшие дети, и не только дети:

-Настоящий мужчина это тот, рядом с которым есть счастливая женщина.

Я их озадачила. Думают не вслух, а головой. Молчат. Я ухожу, потому что знаю – через несколько дней будет продолжение этой темы. Вот тогда и поговорим. А сейчас – спать, если сразу сможете заснуть. Я знаю, о чем сейчас думает большинство из них: « А моя мама – счастливая?»

Философия : почаще думайте о маме…

 Продолжение №1

 

Никогда и никем о любви не будет сказано ВСЁ. Была такая песня «…О любви не говори. О НЕЙ ВСЁ СКАЗАНО…» Этого просто не может быть, потому что быть не может. Несколько лет я в школе вела предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Я – коренная ленинградка. Горжусь этим, естественно, и очень люблю этот перламутровый город. Для меня он именно такой, с разными оттенками, настроением, изменчивый и постоянный. И, конечно, всю свою любовь я старалась передать ребятам. Однажды спросила у пятиклассников, где находится на Петроградской военторг, может кто знает. Они знали. Мне объяснили, что это рядом с ППК. Я, невежа, не поняла, что такое ППК, хотя практически всю жизнь прожила на Петроградской стороне. Мне популярно объяснили, что это аббревиатура от Петропавловской крепости! Вот так! Наутилус- Помпилиус им не лениво произнести полностью, а Петропавловская крепость – лениво. Спаслась тем, что пообещала, если ещё раз это ППК услышу, поставлю «2».

Но это далеко не всё, что меня ожидало в связи с моим городом. Оказывается, слобода – это майонез, а на стрелке Васильевского острова находятся АСТРАЛЬНЫЕ колонны.

Со школой, как и с лагерем, меня очень много связывает. Не очень много (я скромничаю), а целая жизнь. Вперемешку: хорошее, плохое, радости, огорчения. Но я больше всего «ведусь» на смешные, курьезные моменты и ситуации. Могу сказать о себе гордо - чувством юмора меня Бог не обделил, а наделил щедро. Пошли с классом (шестым) в зоопарк. У входа (внутри) сделан «детский уголок». В большом вольере собраны детеныши разных зверей, козлята, олененок, котята чьи-то и другие малыши, которых можно поместить вместе, не опасаясь за их жизнь. И, конечно у этого вольера – толпа детей и взрослых. Я со своим классом в зоопарке не в первый раз. Поэтому сажусь на лавочку и даю им установку: гуляйте самостоятельно, а через час чтобы все подошли ко мне. Через час девочки все рядом со мной. Спрашиваю, где мальчики. И получаю кокетливый ответ с пожиманием плечиков: : «Козлы пошли к козлятам».

 Как я понимаю – мальчики у вольера с молодняком. Вот такая подача информации…

Отступление ( не лирическое). Просто маленькая мысль, которую потом потеряю. Очень дождливый август. Вода в море на вкус – соленая. А капли осеннего дождя на вкус горчат, эмоционально. Попробуйте сами…

При воспоминании о работе в детском доме, мозг просто разрывается. Там было всё, плохое, хорошее, смешное, душевное. По порядку не получится. Но начну с того, что из 110 детей действительно сиротами было 7 человек. У остальных – лишение родительских прав. Вот так. Кстати, однажды я беседовала на семинаре директоров лагерей с представителем лагерного движения из Греции. И не смогла ему объяснить, ( как ни бился переводчик), что такое «лишение родительских прав». Оказывается, у них, в Греции, есть всё, но лишения этого права просто нет. А у нас есть. Один маленький мальчик не съедал в столовой котлету. Он носил эту котлету маме!  Мама жила рядом с детским домом, даже ни жила, а пила. В правилах проживания скопом было что-то порочное. Дети разбивались по группам не по возрасту, а мальчики-девочки. Я работала воспитателем у мальчиков. 18 пацанов от 6-до 16 лет. Все возможные пороки, которые проявиться при таком разновозрастном пребывании мальчиков вместе, некоторые из них унесли с собой во взрослую жизнь. А пока они росли, я старалась что-то ( хоть что-то) сделать для них хорошее. Например, не хватало обуви, ботинки рвались ( самые дешевые), и ребята просили меня приносить из дома полиэтиленовые пакеты. Схема была такая: носок-пакет-ботинок. Только так в дождливую погоду. На этаже, где жили мои мальчишки, всё было по тем временам довольно прилично. Уютные спальни, большая гостиная с огромным телевизором. По режиму надо было сначала сделать домашнее задание, а уж потом – кино. Я садилась у входа в рай и проверяла не только «домашку», но и ежедневно постиранные носки. Хитрюги сначала их просто мочили, выжимали и несли мне. Но я сказала, что буду нюхать. И нюхала до тех пор, пока носить чистые носки не стало привычкой. Пацаны, естественно, все были разные. О жизни многих знаю, а некоторые исчезли с горизонта ( значит ничего хорошего не получилось).  Помню Сережа, старший, мечтал стать адвокатом. Осознанное было желание защищать всех и вся. В детский дом приехала семья из Италии. У этой пары погиб сын, и они хотели усыновить мальчика, похожего на их ребенка. Подошел Сережа. И его на всё лето забрали в Италию в гости. Мы радовались: Серега будет жить в хорошей семье, получит образование, исполниться его мечта стать адвокатом. Но к 1 сентября его вернули к нам. Потерянный, какой-то смятенный, озадаченный, но наш, очень родной и одновременно радостный, что вернулся:

-Сережа, что? Почему?

- Не получается у меня там. Всё чужое. Пустой огромный дом. Одиночество в раю…Не смог!

В то время в моей семье сложилось так, что я была вынуждена брать с собой на работу четырехлетнюю внучку, Маню. Сын и невестка, спортсмены, постоянно были в разъездах, и малышка жила у меня. В группе её обожали все мальчишки и, естественно, ей это очень нравилось. Дошло до того, что она стала ныть : «Бабушка, я буду слушаться, хорошо кушать, вести себя, только отдай меня в детский дом. Её казалось, что надо заслужить счастье жить вот так, в куче.

Не могу удержаться, чтобы не похвастаться. Однажды вечером ( поздно, где-то в 23 часа), уже собралась домой. Встречал муж. Моя группа жила на четвертом, последнем этаже. Уставала я в то время жутко, болели ноги. Муж поднялся за мной. На площадку вышли меня провожать старшие. Я взмолилась:

«Вот бы кто-нибудь взял меня на руки!»

Муж посмотрел на меня, как на сумасшедшую ( я всегда была довольно крупной тётенькой). А один из пацанов произнес: «Елена Юрьевна легкая, она из одной души состоит!»

Философия: память – очень выборочное свойство человека…

Пока не хочется больше о детском доме. Много печального. Давайте о другом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.016 с.)