Содержание книги

  1. Тема:Пенитенциарная психология.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:Пенитенциарная психология.



1. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.

Исправительно-трудовая психология исследует:

-психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления;

-возможности приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде;

-динамику личности осужденного;

-факторы, влияющие на его перевоспитание;

-структуру коллектива осужденных;

-разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят очень сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Задачи исправительно-трудовой психологии не могут быть реализованы без использования наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом и обществом, а также роль различных факторов, положительно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Исправительно-трудовая психология является одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач. Она исследует закономерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания. Не секрет, что среди осужденных встречаются лица с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обеспечивается в результате комплекса педагогических, психологических и медицинских методов, что требует тесного взаимодействия психологов, психиатров и педагогов.

2. Определите понятие пенитенциарной психологии.

Пенитенциарная психология (исправительная психология, исправительно-трудовая психология) изучает психологические основы ресоциализации осуждённых: восстановление у них нарушенных социальных личностных качеств, динамику их личностей в процессе исполнения наказания (то есть отбывания срока), их поведение.

3. Какова роль ресоциализации и насколько она эффективна?

Ресоциализация означает усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чуждой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.

Например, увольнение в запас, по существу, представляет собой процесс ресоциализации, так как приходится отказываться от одних ценностных ориентиров и привыкать к другим, существенно отличающимся от старых. Как показывают

эмпирические данные, процесс адаптации семей профессиональных военных к гражданской жизни является тяжелым и болезненным.

Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправления). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, поскольку, к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, которого у него прежде не было, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является и одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовом и бытовом устройстве, восстановлении социально-полезных связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание. Если процесс ресоциализации протекает нормально, вероятность рецидива преступлений резко снижается.

4. В чем выражается адаптация и дезадаптация осужденных?

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации осужденных сегодня представляются наиболее важными, поскольку педагоги, психологи и юристы едины в понимании того, что процесс исправления (социально-психологической реабилитации) является «переменной» от влияния ряда важных организационных факторов. К ним относятся: режим содержания осужденных, социально-воспитательная и общественная работа, проводимая сотрудниками учреждения, организация свободного времени и досуга. Эти аспекты должны быть раскрыты в пенитенциарной педагогической психологии, важнейшей задачей которой является выяснение психолого-педагогических факторов адаптации и реадаптации осужденных в пенитенциарном учреждении.

Выделяются следующие стадии и варианты социальной адаптации и одновременно дезадаптации у осужденных:

1) начальная адаптация - усвоение действующих в новой социальной среде ценностей и норм, овладение соответствующими формами деятельности, уподобление остальным членам сообщества (группы). Нарушения процесса адаптации на этой фазе проявляются в повышенной конформности, зависимости;

2) индивидуализация - преодоление противоречия между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к персонализации. Нарушения адаптации в этой фазе приводят к развитию агрессивности, подозрительности, негативизма;

3) интеграция, сопровождающаяся вхождением в сообщество: индивид полностью принимает групповые нормы поведения и предложенную ему социальную роль, группа включает индивида в свою среду. Нарушения адаптации на этой фазе приводят к изоляции либо вытеснению индивида из группы.

Успешность адаптации и реадаптации осужденных зависит оттого, насколько воспитательные воздействия являются едиными во всех службах пенитенциарного учреждения при опоре на психологическую службу.

Психологическая помощь осужденным состоит:

1) в выработке у них антикриминальной устойчивости личности',

2) снижении психической напряженности и минимизации негативных последствий пенитенциарного стресса;

3) анализе их трудностей во взаимоотношениях с администрацией и осужденными;

4) духовно-нравственном развитии и помощи в осознании своих экзистенциальных проблем, жизненных событий и т.д.

Эти взаимоотношения должны быть конъюнктивными и строиться по механизмам дефицитной значимости (наличия доверия, эмоциональной уравновешенности, гуманного отношения друг к другу, психологической безопасности и др.). В этой связи практический психолог в местах заключения должен иметь особую подготовку, в которой большое значение имеют: толерантность, эмпатия, коммуникативная культура, профессиональная подготовка в области психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии.

Адаптация проявляется в процессуальном и содержательном аспектах, поскольку является механизмом вхождения личности осужденного как субъекта деятельности в различные объединения, формальные и неформальные группы. С практической точки зрения адаптация осужденных к местам лишения свободы представляется преимущественно в усвоении ими правил внутреннего распорядка, умении личности в целом усвоить режим содержания, приспособиться к нему.

5. Какие психические состояния наиболее типичны для осужденных?

Наиболее типическими психическими состояниями, свойственными почти всем осужденным, являются состояния ожидания, надежды или безнадежности, обреченности, незащищенности и мнимой защищенности, тоски, скуки, апатии, фрустрации.

Лишенный свободы постоянно находится в состоянии ОЖИДАНИЯ следствия, суда, вынесения приговора, отправки в исправительное учреждение, изменений условий содержания, освобождения. В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящие условия жизни и деятельности. Иногда ожидания бывают тягостными для личности. Человек в состоянии ожидания характеризуется повышенной, иногда неравномерной напряженностью и обострением психических и физиологических функций. Предстоящее освобождение и радует, и пугает его новизной и неизвестностью обстановки на свободе. Возникает масса вопросов: как и куда устроиться на работу, как встретит семья или любимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?

Особым состоянием лишенного свободы является НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ БУДУЩЕЕ. Она свойственна всем людям, но у осужденного надежда особого рода — это надежда на изменение судьбы в будущем, в основном после освобождения. Надежда - мощный стимул в исправлении личности.

Состояниями, противоположными надежде, являются безнадежность и ОБРЕЧЕННОСТЬ - тяжелые состояния, при которых человек иногда утрачивает перспективу и смысл жизни. В таком состоянии осужденные нередко идут на самые тяжелые преступления в колонии. Особенно это присуще осужденным к высшей мере наказания, которым в порядке помилования она была заменена максимальным сроком лишения свободы, а также осужденным, страдающим неизлечимыми болезнями.

Лишенным свободы свойственно и такое состояние, как НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ. Пройдя все стадии уголовного процесса в качестве арестованного, обвиняемого, подсудимого, осужденного, то есть человека, к которому общество предъявляет особый спрос за содеянное, он считает себя беззащитным перед органами правосудия. Ему кажется, что они имеют лишь одну цель - сильнее его покарать. В последующем с той же предубежденностью он относится и к воспитателям. Так возникает состояние незащищенности. Рассказы о мнимых карательных притязаниях со стороны сотрудников И У толкают лишенных свободы на «защитные» меры. Одна из таких мер -объединение в микрогруппы. Этой мерой иногда успешно пользуются отрицательно характеризующиеся осужденные, объединяя вокруг себя малые группы отрицательной направленности.

Психическим состоянием, типичным для осужденного, является ТОСКА. По выражению М. Н. Гернета, тоска - «краеугольный камень, фундамент тюремной жизни». Тоска по дому, свободе, родным, друзьям с особой силой действует на человека, вырабатывает специфическую тюремную походку, своеобразную мимику, вызывает повышенную возбудимость и раздражимость. Особенно остро тоска проявляется в канун различных праздников, семейных торжеств, после получения писем из дома, окончания свиданий и т. д.

От тоски следует отличать СКУКУ - состояние, при котором понижаются внимание и интерес к окружающей действительности. Скука присуща не только осужденным. Но у них она особого рода. Она вызывается как внешними условиями (однообразием жизни в ИУ, отсутствием свежих впечатлений, сенсорным голодом), так и субъективными особенностями личности (бедностью духовной жизни, узостью круга интересов, ограниченностью кругозора). Скука - неприятное и тягостное состояние, из которого осужденные пытаются выйти различными путями. Одни усилием воли сосредотачиваются на полезной деятельности (познавательной, трудовой и т. п.), другие ищут развлечений, нередко запретных, третьи издеваются над слабыми, четвертые слоняются из угла в угол.

К типическим психическим состояниям осужденных относится АПАТИЯ - состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто, наоборот, их чрезмерным количеством. Апатия тягостней скуки и порождает пассивность, парализует волю и интеллект. В таком состоянии осужденные становятся безразличными к своей судьбе, не хотят учиться в школе, трудиться, участвовать в коллективной жизни колонии.

Те или иные психические состояния у осужденных, как правило, не выступают изолировано, а проявляются в комплексе. При этом в каждый данный момент преобладает какое-то одно ярко выраженное состояние, подчиняющее себе остальные и одновременно испытывающее их обратное влияние. Так, например, на общем фоне состояния ожидания может временами являться тоска, тревога, а на фоне тоски - состояния нетерпения, апатии и т. д.

Одним из сложных комплексных психических состояний лишенных свободы является ФРУСТРАЦИЯ - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Например, при отказе суда в условно-досрочном освобождении. Во фрустрации осужденных объединяются тоска и тревога, безнадежность и обреченность, апатия и др. Фрустрация проявляется по-разному и обуславливает либо особую активность (агрессию, капризность, самоистязания), либо пассивность и бездеятельность человека, в зависимости от силы и субъективной значимости фрустратора.

6. Роль психологической подготовки к условиям жизни на свободе.

Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое

поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

7. Дайте характеристику иерархической системы групп осужденных.

Особенности коллектива осужденных: 1) общность закрытого типа; 2) строгая регламентация совместной трудовой деятельности, учебы, досуга; 3) разнообразие входящих в него людей, отличающихся по национальному, возраст-ному, профессиональному признакам, по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности

8. Способы и методы психологического воздействия.

Применяются следующие основные методы.

МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ. Чаще всего он реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в себе цели изучения личности и воздействия на нее. Во время бесед разъясняется сущность и конечная цель действий администрации, чтобы осужденные поняли, что цели администрации полностью совпадают с их собственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный период к жизни и деятельности в общем коллективе граждан. Эти знания будут способствовать направленности их деятельности, развитию волевых и интеллектуальных способностей, достижению промежуточных целей. Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести.

МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Воспитатель имеет большую возможность влиять на сферу межличностного общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с родными.

МЕТОД ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал, и т.д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах осужденный видит, что хотя и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердого решения исправиться, повысить активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.

МЕТОД ВНУШЕНИЯ. Как и метод воспитания, он всегда должен основываться на авторитете лица, которое применяет данный метод.

Метод внушения (суггестии) с его основным средством воздействия – словом – может помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, – это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя.

Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи – психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное – путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

При определенных условиях и качестве воздействия применяется МЕТОД «ВЗРЫВА», т.е. мгновенное воздействие, переворачивающее все желания, стремления человека. Этому методу должна предшествовать длительная работа по накоплению определенных предпосылок для достижения результатов «взрыва», или непосредственно за «взрывом» должна следовать длительная работа по закреплению возникшего при «взрыве» чувства. Сам по себе отдельно примененный метод «взрыва» не может достигнуть целей перевоспитания.

Для того чтобы определить наиболее правильные пути воздействия на конкретного осужденного, рекомендуется широко применять в отношении его ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Такой эксперимент позволяет наиболее полно вскрыть все свойства личности осужденного, помогает формировать его интеллектуальные и волевые качества. Тщательно организованные психолого-педагогические эксперименты, наблюдения позволяют создать правильное представление об отношении данного осужденного к мерам воспитательного воздействия.

9. От чего зависит успех адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы?

Успех адаптации зависит от трех групп факторов.

1)Личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность, трудовые навыки и т.д.

2)Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного: наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников полиции, которые осуществляют надзор.

3).Условия, в которых осужденный ИУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.154 (0.01 с.)