Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список используемой литературы

Поиск

Анализ образов

В основу поэмы положены реальные исторические факты и участвуют реальные исторические лица. Герои «Записок» М.Волконской и произведения Н.А.Некрасова – одни и те же: Мария Волконская, её муж Сергей Волконский, отец, Зинаида Волконская, губернатор, А.С.Пушкин.

Главная героиня произведения – княгиня Мария Волконская – жена декабриста Сергея Волконского, последовавшая за мужем в Сибирь.

В «Записках» Волконская рассказывает о своей жизни, о чувствах, о родных и близких. Она, как и другие декабристки, поехала в Сибирь по долгу жены, выражала уважение к стойкости мужа, жертвующего всем за свои убеждения, оценивала его с моральной позиции, а вовсе не была идейной соратницей декабристов. Об этом она недвусмысленно пишет в воспоминаниях.

В отличие от мемуарного источника Некрасов сосредоточил действие поэмы вокруг частных, семейных обстоятельств в жизни своих героев и перенес основное внимание на раскрытие характеров. Образ героини поэмы не вполне соответствует облику реальной княгини. Самое главное в поэме – это динамика характера Марии Волконской, становление её духовного мира, выход к подлинным ценностям бытия, что позволяет проследить возмужание героини.

Ключевой, кульминационный эпизод произведения – встреча княгини с мужем в ссылке. Но знакомимся мы с Волконской раньше, в начале поэмы. Как же автор создаёт образ этой героини? Что делает её в поэме похожей на пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины, наделённый истинно народным характером, силой духа?

Если в начале пути на подвиг ее зовут чувство долга и любовь, то после знакомства с жизнью провинции, общения с мужиками, княгиня приходит к прозрению, начинает осознавать святость дела, за которое пострадал ее муж. Он стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.

Я тихо шепнула: - я всё поняла.

Люблю тебя больше, чем прежде...»

Но художественная задача, которую решал Некрасов, вовсе не в том, чтобы исследовать мотивы поведения исторического лица, а в том, чтобы воспеть подвиг декабристок, выразить преклонение перед их духовной высотой.

Вот мы видим княгиню, когда она отправляется в Сибирь к мужу :             

Скорее к нему!

Там только вздохну я свободно.

Делила с ним радость, делить и тюрьму

Должна я…

При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоотверженность участников восстания.

Он много страдал, и умел он страдать!..

Невольно пред ним я склонила

Колени — и, прежде чем мужа обнять.

Оковы к губам приложила!.. []

 В тоже время поэт не искажал исторической правды, которая превращала «декабристок» в «русских женщин».

Итак, герои записок и поэмы Н.А.Некрасова – одни и те же, но автор стремился раскрыть характер главной героини и показать, что перед нами не просто княгиня, а человек, наделённый истинно народным характером, силой духа.

Анализ сюжетов

М. Н. Волконская начала писать записки, вернувшись из Сибири. Почти тридцать лет прожила она  вместе с мужем на каторге и в ссылке. Об этих годах  написала воспоминания. Получился простой и бесхитростный рассказ о ее жизни с момента замужества и до возвращения из изгнания. Воспоминания М.Н.Волконской отразили историю декабристской каторги в Забайкалье. Волконская, безусловно, владела даром повествования. В своих «Записках» Волконская ярко описала каторжный режим, охарактеризовала многих декабристов, оставила сведения о быте, нравах, культуре и отношении населения Сибири к декабристам. В мемуарах независимо от воли автора ярко обрисован гражданский подвиг выдающейся русской женщины.

Сюжет развертывается как хронологически последовательные со6ытия: родительский дом, воспитание, замужество, борьба за право уехать в ссылку к мужу-декабристу, приготовления в дорогу, проводы, описание пути, препятствия, их преодоление и, наконец, у цели -  все это нарисовано с бытовой и исторической достоверностью.                      

Некрасов просто взял да и переложил записки княгини Волконской стихами.

Задача поэта как автора декабристского цикла оставалась прежней: создать лиро-эпическую поэму, в которой бы отчетливо просматривалась преемственная связь между историей и современностью.

Анализ эпизодов

Работая над поэмой, Некрасов стремился сохранить наибольшую близость к ее основному источнику, придав повествованию форму воспоминаний. «Записки» дали ему достоверный материал для социальной, бытовой и психологической характеристики эпохи. Здесь легко можно проследить литературные параллели.

 Но в произведении Некрасова встречаются эпизоды, которые отличаются от мемуарного источника. Сравним их.

Вот как описано первое свидание с арестованным мужем у Волконской: «Мы вошли к коменданту. Сейчас же привели под стражей моего мужа. Это свидание при посторонних было очень тягостно... Мы обменялись платками. Вернувшись, домой, я поспешила узнать, что он мне передал, но нашла лишь несколько слов утешения, написанных на одном углу платка. Всего несколько слов. Их едва можно было разобрать». У поэта этот эпизод звучит так:Я в крепость поехала к мужу с сестрой.Пришли мы сперва к генералу.[]В «Записках» княгини Волконской ни слова не было ни о каком генерале. Он вынул платок, на окно положил, И рядом я свой положила. Великую радость нашла я в платке:Целуя его, увидалаЯ несколько слов на одном уголке. Вот что я, дрожа, прочитала: "Мой друг, ты свободна.      Пойми - не пеняй! Душевно я бодр, и желаю Жену мою видеть такой же. Прощай! Малютке поклон посылаю..."[] В поэме же мужу удалось передать вместе со своим платком нечто важное.Сравнивая эти эпизоды, можно сделать вывод, что Некрасов довольно далеко отклонился от записок Марии Николаевны. Поэт ведь не просто изложил этот эпизод чуть-чуть иначе, чем он выглядит в «Записках». То, что в ее "Записках" было всего лишь скупым и строгим изложением фактов, он превратил в красноречивую, исполненную глубокого драматизма сцену.

Ø Внимание Некрасова с самого начала привлек рассказ Волконской о ее встречах с Пушкиным. Этот рассказ органически вплетался в воспоминания, связывая пору ее ранней юности с настоящим и с тем, что ждало ее впереди. Так же естествен этот рассказ в передаче Некрасова, однако он гораздо богаче по содержанию. Образ некрасовского Пушкина был историчен. Чтобы дать представление о настроениях Пушкина после разгрома декабристов, Некрасов ввел в поэму его монолог, обращенный к Волконской.

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

 Пусть вас не смущают утраты! []  

Ø Автор поэмы детально разработал вершинные эпизоды: сцена с отцом и встреча княгини с мужем в руднике.

Сам рассказ о мотивах поступка княгини Волконской становится в поэме возможным тогда, когда появляется активная личность – её отец.

В «Записках» говорится « тогда мой бедный отец, не владея собою, поднял кулаки над моей головой и вскричал: «Я тебя прокляну, если ты через год не вернёшься». Я ничего не ответила, бросилась на кушетку и спрятала лицо в подушку».

Княгиня Мария в поэме Некрасова впервые сталкивается с необходимостью размышлять, давать себе отчет в мотивах поступков, фактически - стать взрослой, причем делает это не самостоятельно, не в ходе своего внутреннего развития, а по требованию отца.

Мария Волконская признается: Одно повторяет твой глупый язык: Поеду! Сказать не пора ли, Куда и зачем? Ты подумай сперва! Не знаешь сама, что болтаешь! Умеет ли думать твоя голова?"Я целую ночь не спала,  Молилась и плакала много.  Я думать училась: отец приказал  Подумать... нелегкое дело!  Давно ли он думал за нас - и решал,  И жизнь наша мирно летела?" []

Почему Некрасов изобразил встречу княгини с мужем не в тюрьме, а в руднике? Можно ли назвать это изображение правдивым?

В сообщении по первому вопросу можно утверждать, что творческая фантазия поэта преобразила эпизод, сохранив главное.

В «Записках» говорится о том, что реально встреча героини с мужем происходила в тюрьме, в присутствии одного только начальника рудников. «…открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня…»  

В поэме встреча изображена так:           

Я только теперь, в руднике роковом, Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моём,

Вполне поняла его муки.

 

Понимая значение этой сцены, Некрасов убедил Волконского позволить ему несколько отступить от "Записок" и перенести свидание княгини с мужем из острога (где оно происходило на самом деле) в шахту. «Не все ли вам равно, с кем встретилась там княгиня: с мужем ли или с дядею... а эта встреча у меня так красиво выходит»,- сообщал он С.Волконскому. [6 с.195]

Поэт восхищается подвигом декабристов, видит в них пример гражданственности. И эта сцена в руднике оказалась ключевой для воплощения идеи поэмы.

Некрасов считал, что поведение княгини здесь психологически обусловлено не только ее отношением к мужу, но ее отношением к декабристскому движению вообще, ее восхищением перед мужеством и бескорыстием его участников.

И многие другие эпизоды Некрасов также обогатил своей фантазией.  Важно, с какой целью он это делал! Некрасов хотел не просто пересказать никому неизвестную историю. Он хотел изложить ее стихами. Нет, отнюдь не только желание облечь рассказ княгини Волконской в стихотворную форму вынудило Некрасова отклониться от реальности и дать волю своей фантазии. Некрасов хотел потрясти воображение своего читателя как можно более впечатляющим изображением подвига декабристов.Он хотел показать не только глубину их страданий, но и всю меру их душевного величия. Именно это стремление окрыляло и направляло его художественную фантазию.

Стремясь в поэме обессмертить подвиг самоотверженной женщины, героический образ которой должен был служить идеалом для революционной молодежи семидесятых годов, Некрасов хорошо сознавал, что ему необходимо освободить свою величавую тему от нагромождения случайных и нетипичных «фактиков», которые могли бы заслонить «самую сущность данного социально-исторического явления». Если бы в поэме «Княгиня М. Н. Волконская» Некрасов сохранил все рассказы о родах, о покупке кибитки, об увезенных в Сибирь клавикордах, он тоже заставил бы «типичные характеры» действовать в нетипичных для них обстоятельствах. [3 с.240] «Уже в этой предварительной работе по отбору необходимого материала… сказывалось основное творческое задание, которое ставил перед собой Некрасов…»- второстепенные бытовые детали, снижающие героизм декабристок, отбрасывались, не попадали в его записи», - пишет научный сотрудник музея в Карабихе С.И.Великанова[8 с.128]

   Итак, во время создания поэмы он пытливо анализировал каждый из входящих в нее элементов и в результате анализа отбрасывал все, что не соответствовало ее идейной задаче, а некоторые вершинныеэпизоды детально разработал.

Анализ  языка

Поэма, как и мемуарный источник, представляет собой рассказ от первого лица, который определил глубокий задушевный лиризм повествования и сообщил ему особую достоверность личного свидетельства. Но поэма написана в стихотворной форме спокойным, разговорным амфибрахием. Этот лиро-эпический жанр дает возможность открыто выразить отношение автора к изображаемому. Важную роль при этом играет стихотворная форма: углубляется смысл каждого слова, усиливается эмоциональная насыщенность эпизода. С помощью словесных средств поэт передаёт свою оценку события, использует стилистическую и эмоциональную окраску слов:зловещие тени, словечко, холод надменный, повторы: Довольно, довольно мы ждали; Тебя позабыть! Никогда! Никогда!; Я еду! Я еду! Теперь решено!.. и инверсии: огонь голубой, залог драгоценный, генерал пожилой, интонации: Как музыку знала! Как пела она! сопоставления и противопоставления слов. Наряду с «высокой» лексикой ( «витии»-, «пенаты»-, «сень»-, «вопиют»-) речь поэта вбирает в себя и слова с разговорной, просторечной окраской («проказники», «шатался» ( в значении – гулял), «образумить», «ровня», «молвил», «тароватый» -, «красные дни» и многие другие)

В работе над этой поэмой Некрасову зачастую приходилось обуздывать свою любовь к просторечию. И не только крестьянские, а вообще всякие разговорно-бытовые интонации часто казались ему неуместными, и он считал себя вынужденным исключить их из текста поэмы.                                                                          

 Н.А.Некрасов использует в своём произведении те же художественные приёмы, что и в мемуарном источнике: внутренний монолог, диалог, детали портрета, антитеза, фиксация времени в пути.

                                                      Заключение

Итак, я проанализировала в данной работе два произведения – поэму Н.А.Некрасова и «Записки» М.Волконской.

 Действительно, произведение Н.А.Некрасова было создано на подлинных за­писках героини повествования. Обнаружив литературные параллели и связи в центральном образе, сюжете и эпизодах поэмы и «Записок», я акцентировали внимание на отличительные особенности произведения Н.А.Некрасова. Но в тоже время поэма - не слепое подражание записок. Н.А. Некрасов поставил своей целью не просто дать стихотворное изложение содержания этих записок. Он создал обобщен­ный художественный образ реально-исторических фактов, переделывая порою на свой лад некоторые частные фактические де­тали. В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.

Поэту удалось проникнуть в самую душу героев поэмы. Н.А.Некрасов думает и чувствует то же самое, что и герои поэмы, и в той же народной форме выражает свои мысли и чувства.

Еще при жизни Некрасова критик «Отечественных записок» А. М. Скабичевский указывал в одной из тогдашних статей на ту тщательную селекцию фактов, которую Некрасов произвел в «Русских женщинах».
«Когда вы прочтете эти поэмы: «Кн. Волконская» и «Кн. Трубецкая», - писал Скабичевский, - несомненно, они произведут на вас впечатление реальной правдивости, в вас не закрадется и тени сомнения, что автор изменил действительность, одни ее стороны совсем опустил, другие же выдвинул вперед и представил в несколько преувеличенном виде.» [3 с. 258]

 

1. Битюгова И. А. Творческая история поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины.» - Тр. Сталинирского гос. пед. ин-та, 1958, вып. VI.

2. Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973.

3. Корней Чуковский. Мастерство Некрасова. - Москва «Художественная литература», 1971.

4. Н.А. Некрасов и Ярославский край. –Ярославское книжное издательство,  1953.

5.   Некрасов Н.А. Русские женщины.- Москва «Детская литература» 1989

6. Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ярославль: Верх. - Волж.кн. изд-во, 1979.

7. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Том 4. Поэмы 1855-1877Л.:Издательство: «Наука», 1982.

8. Тарасов А.Ф.Некрасов в Карабихе / А.Ф.Тарасов. - 3-е изд., доп. - Ярославль: Верх. - Волж.кн. изд-во, 1989.

9. Тарасов А.Ф. ОНекрасове. Статьи и материалы. Выпуск ΙΙΙ. –Ярославль: Верх. - Волж.кн. изд-во, 1971.  

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.23 (0.013 с.)