Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексный контроль в спорте как единство педагогического, врачебного, психологического контроля и самоконтроля спортсмена.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лоськова Диана 1. Объекты и субъекты отбора в спорте, назвать формы и содержание отбора. Общие основы функционирования системы спортивного отбора Спортивный отбор неразрывно связан с этапами многолетней спортивной подготовки, начинаясь в раннем школьном возрасте ориентацией детей на занятия спортом и заканчиваясь комплектованием сборных команд страны. Раскрывая основы функционирования системы спортивного отбора, специалисты выделяют в нем четыре или пять основных этапов (уровней, ступеней), ориентируясь на этапы спортивной подготовки и возраст занимающихся (Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, В.Н. Платонов, В.П. Филин, В.Б. Шварц и др.) Логика этапов спортивного отбора в зависимости от структуры спортивной подготовки и возраста занимающихся № п/п Этап спортивного отбора Этап спортивной подготовки Возраст занимающихся Массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом Этан предварительной подготовки от 7 - 8 до 12 - 14 лет Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп спортивных школ Этап начальной спортивной специализации от 12 - 14 до 16-17 лет Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях, комплектование групп спортивного совершенствования Этап углубленной спортивной специализации Отбор контингента с прогнозируемым спортивным результатом на уровне международных достижений; селекция для подготовки в составе сборных команд России к олимпийским играм и крупным международным соревнованиям Этап спортивного совершенствования 16-19 лет и старше
В.Г. Никитушкин четвертый этап (см. табл. 2) логично разделяет на два самостоятельных, считая проблему отбора спортсменов в сборные команды страны целью этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, соответствующих решению задач олимпийской подготовки.
1. Первый этап связан с решением задач привлечения возможно большего числа одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки, его цель - комплектование групп начальной подготовки. 2. На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Второй этап отбора считают основным. Его цель - формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа наиболее способных детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Основной задачей отбора является разносторонняя оценка различных систем организма. Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность ребенка, к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта)). Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в 4 этапа: 1. На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятиях тем или иным видом спорта. 2. На втором этапе выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и УОР, отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Основными методами отбора являются антропометрическое обследование, медико-биологические исследования, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тесты), психологические и социальные обследования. 3. На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп. 4. На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показаний: - спортивно-технический результат и их динамика (начало, вершина, спад по годам подготовки); - степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях; - степень технической подготовки и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды служат спортивные соревнования Врачебный контроль. В результате систематических физических упражнений происходят морфофункциональные изменения, как физиологических систем организма, так и отдельных систем организма, т.е. происходят количественные и качественные изменения физического развития. Основные признаки физического развития - это масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели. К критериям физического развития относятся особенности телосложения и конституция или тип телосложения человека. Антропометрические исследования являются объективным показателем физического развития. По степени выраженности антропометрических признаков выделяют: 1. Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т. д. 2. Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания. 3. Физиометрические – мышечная сила рук, становая сила, ЖЕЛ и др.
При систематических занятиях физической культурой и спортом возникает необходимость оценки воздействия на организм физических упражнений. Основными видами диагностики в этом случае является врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Перед диагностикой стоят следующие задачи: 1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом. 2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий. 3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий. 4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической и тактической, а также морально-волевой и теоретической. 5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.
Под врачебным контролем понимается комплекс медицинских обследований физического развития и функциональной подготовленности спортсмена. Врачебному контролю предшествует первичный врачебный контроль, который является условием допуска к занятиям физкультурой и спортом. В последующем периодичность врачебного контроля зависит от квалификации спортсмена, а также от вида спорта. Повторные врачебные обследования позволяют выяснить, насколько соответствуют объем и интенсивность физической нагрузки на здоровье занимающегося, а также дает возможность корректировки учебно-тренировочного процесса. Спортсмены проходят врачебный контроль 2 раза в год.
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель педагогического контроля – это определение связи между физической нагрузкой, средствами и методами и изменениями, которые происходят в организме, и спортивного мастерства у спортсмена. Данные, полученные в ходе педагогического контроля, позволяют тренеру скорректировать средства, методы и формы занятий в ходе учебно-тренировочного процесса. В практике физического воспитания используют пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение: 1.Предварительный контроль проводят в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить задачи, средства и методы их решения. 2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия. Данные оперативного контроля позволяют адекватно регулировать динамику нагрузки. 3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятий. С его помощью определяют время восстановления работоспособности спортсмена после физических нагрузок. 4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на определенном этапе. Этапный контроль позволяет определить правильность подбора и применения различных средств, методов и дозирования физических нагрузок. 5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения выполнения годового плана учебно-тренировочного процесса, степени решения поставленных задач. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-тренировочного процесса.
Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а лишь быть дополнением к нему. Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом, соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок и т. п. Для оценки влияния физических нагрузок на организм необходимо систематически проводить самоконтроль, что даст возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия и избежать состояния перетренированности. Самоконтроль включает в себе простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия, ЖЕЛ) и т.д. При проведении самоконтроля необходимо вести дневник, где можно также записывать объем тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.166 (0.01 с.) |