Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный контроль в спорте как единство педагогического, врачебного, психологического контроля и самоконтроля спортсмена.

Поиск

Лоськова Диана

1. Объекты и субъекты отбора в спорте, назвать формы и содержание отбора.

Общие основы функционирования системы спортивного отбора

Спортивный отбор неразрывно связан с этапами многолетней спортивной подготовки, начинаясь в раннем школьном возрасте ориентацией детей на занятия спортом и заканчиваясь комплектованием сборных команд страны.

Раскрывая основы функционирования системы спортивного отбора, специалисты выделяют в нем четыре или пять основных этапов (уровней, ступеней), ориентируясь на этапы спортивной подготовки и возраст занимающихся (Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин, В.Н. Платонов, В.П. Филин, В.Б. Шварц и др.)

Логика этапов спортивного отбора в зависимости от структуры спортивной подготовки и возраста занимающихся

п/п

Этап спортивного отбора

Этап спортивной подготовки

Возраст занимающихся

Массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом

Этан предварительной подготовки

от 7 - 8 до 12 - 14 лет

Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп спортивных школ

Этап начальной спортивной специализации

от 12 - 14 до 16-17 лет

Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях, комплектование групп спортивного совершенствования

Этап углубленной спортивной специализации

Отбор контингента с прогнозируемым спортивным результатом на уровне международных достижений; селекция для подготовки в составе сборных команд России к олимпийским играм и крупным международным соревнованиям

Этап спортивного совершенствования

16-19 лет и старше

 

В.Г. Никитушкин четвертый этап (см. табл. 2) логично разделяет на два самостоятельных, считая проблему отбора спортсменов в сборные команды страны целью этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, соответствующих решению задач олимпийской подготовки.

 

1. Первый этап связан с решением задач привлечения возможно большего числа одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки, его цель - комплектование групп начальной подготовки.

2. На втором этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта.

Второй этап отбора считают основным. Его цель - формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа наиболее способных детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Основной задачей отбора является разносторонняя оценка различных систем организма.

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность ребенка, к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта)).

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в 4 этапа:

1. На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятиях тем или иным видом спорта.

2. На втором этапе выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и УОР, отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки. Основными методами отбора являются антропометрическое обследование, медико-биологические исследования, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тесты), психологические и социальные обследования.

3. На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп.

4. На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показаний:

- спортивно-технический результат и их динамика (начало, вершина, спад по годам подготовки);

- степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

- степень технической подготовки и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды служат спортивные соревнования

Врачебный контроль. В результате систематических физических упражнений происходят морфофункциональные изменения, как физиологических систем организма, так и отдельных систем организма, т.е. происходят количественные и качественные изменения физического развития.

Основные признаки физического развития - это масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели. К критериям физического развития относятся особенности телосложения и конституция или тип телосложения человека.     

Антропометрические исследования являются объективным показателем физического развития. По степени выраженности антропометрических признаков выделяют:

1. Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т. д.

2. Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

3. Физиометрические – мышечная сила рук, становая сила, ЖЕЛ и др.

 

 При систематических занятиях физической культурой и спортом возникает необходимость оценки воздействия на организм физических упражнений. Основными видами диагностики в этом случае является врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:

1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической и тактической, а также морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

 

Под врачебным контролем понимается комплекс медицинских обследований физического развития и функциональной подготовленности спортсмена. Врачебному контролю предшествует первичный врачебный контроль, который является условием допуска к занятиям физкультурой и спортом. В последующем периодичность врачебного контроля зависит от квалификации спортсмена, а также от вида спорта. Повторные врачебные обследования позволяют выяснить, насколько соответствуют объем и интенсивность физической нагрузки на здоровье занимающегося, а также дает возможность корректировки учебно-тренировочного процесса. Спортсмены проходят врачебный контроль 2 раза в год.

 

 Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между физической нагрузкой, средствами и методами и изменениями, которые происходят в организме, и спортивного мастерства у спортсмена.

Данные, полученные в ходе педагогического контроля, позволяют тренеру скорректировать средства, методы и формы занятий в ходе учебно-тренировочного процесса.

В практике физического воспитания используют пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:

1.Предварительный контроль проводят в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить задачи, средства и методы их решения. 

2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия. Данные оперативного контроля позволяют адекватно регулировать динамику нагрузки.

3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятий. С его помощью определяют время восстановления работоспособности спортсмена после физических нагрузок.

4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на определенном этапе. Этапный контроль позволяет определить правильность подбора и применения различных средств, методов и дозирования физических нагрузок.

5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения выполнения годового плана учебно-тренировочного процесса, степени решения поставленных задач. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-тренировочного процесса.

 

Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а лишь быть дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом, соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок и т. п. Для оценки влияния физических нагрузок на организм необходимо систематически проводить самоконтроль, что даст возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия и избежать состояния перетренированности.

Самоконтроль включает в себе простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия, ЖЕЛ) и т.д.

При проведении самоконтроля необходимо вести дневник, где можно также записывать объем тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.166 (0.01 с.)