Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и история развития генетики

Поиск

Генетика (от geneticos – относящийся к происхождению) – это наука о наследственности и изменчивости организмов. Наследственность – это процесс воспроизведения организмами в ряду последовательных поколений сходных признаков и свойств организма. Это не прямое копирование, в процессе передачи от поколения к поколению признаки изменяются. Таким образом, предметом генетики являются два основных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.

Как любая наука генетика имеет свою историю: 1). в 1865 г. чешский ученый Грегор Мендель опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами», в которой впервые были сформулированы законы непрямого наследования признаков организма, ставшие основой будущей науки – генетики; 2). в 1900 г. трое ученых – К. Корренс (Германия), Э. Чермак (Австрия) и Г. Де-Фриз (Голландия) независимо друг от друга переоткрыли закономерности наследования признаков организма, впервые установленные Г. Менделем. Этот год считается официальной датой рождения генетики как науки. Термин «генетика» был предложен английским ученым-генетиком У. Бэтсоном в 1906 г..

Моногибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследование одной пары альтернативных (контрастных, взаимоисключающих) признаков, детерминируемых одной парой генов.

При моногибридном скрещивании соблюдается первый закон Менделя (закон единообразия), согласно которому при скрещивании гомозиготных организмов у их потомков F1 проявляется только один альтернативный признак (доминантный), а второй находится в скрытом (рецессивном) состоянии. Потомство F1 единообразно по фенотипу и генотипу. Согласно второму закону Менделя (закон расщепления) при скрещивании гетерозигот в их потомстве F2 наблюдается расщепление по генотипу в соотношении 1:2:1 и по фенотипу в пропорции 3:1.

Для успешного решения задач на моногибридное скрещивание необходимо также четко знать правило «чистоты гамет», согласно которому в каждую гамету попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака.

Появление в F2 рецессивного признака одного из родителей может иметь место при соблюдении условий: если у гибридов наследственные факторы сохраняются в неизменном виде; если половые клетки содержат один наследственный фактор из аллельной пары. По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0)

Задание 1.

ВЫБЕРИТЕ один вариант ответа

1. Кто является основателем генетики?

1) У. Бэтсоном

2) Г. Менделем

3) К. Корренс
Задание 2.

ЗАПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАГМЕНТЫ ТАБЛИЦЫ

Законы Г.Менделя

Название закона

Формулировка закона

F2 по фенотипу

При скрещивании двух гомозиготных организмов , относящихся к разным чистым линиям все первое поколение(F1) будет нести доминантный признак одного из родителей

3 : 1

.

Второй закон Менделя

( закон расщепления)

При скрещивании двух потомков первого поколения между собой (двух гетерозиготных особей) во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом соотношении по генотипу 1:2:1

При скрещивании двух гомозиготных особей , отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков , гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга

происходит в отношении:

9 : 3 : 3 : 1

.

 

Задание 3.

Опишите сущность Закона чистоты гамет ,при каких условия наблюдается проявление этого закона, его значение?

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: Выбор одного ответа.

Ответ: 2

Критерии оценивания: 1 балл

Задание 2.

Деятельность: Заполнение таблицы, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого текста

Ответ:

1 –.закон доминирования( закон единообразия F1)

2 – 3:1 (в случае полного доминирования гена)

3 –закон независимого наследования признаков(закон независимого комбинирования)

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие во всех трех случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие в двух случаях – 2 балла.

Верно установлено соответствие в одном случае – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задание 3.

Деятельность: Открытый ответ, только часть элементов для ответа можно взять из анализируемого текста.

Ответ:

1 – если у гибридов наследственные факторы сохраняются в неизменном виде; если половые клетки содержат один наследственный фактор из аллельной пары

2 – знать правило «чистоты гамет», согласно которому в каждую гамету попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака

3- рассматривается наследование одной пары альтернативных (контрастных, взаимоисключающих) признаков, детерминируемых одной парой генов. По такому типу осуществляется, например, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0)

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

 

Тема "Методы генетики"

Прочитайте текст и выполните задания к нему:     

Методы генетики

       Основным методом исследования наследственности и изменчивости организмов является гибридологический анализ. В основу своих исследований этот метод впервые положил Г. Мендель. Суть метода состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков.

       Процесс материальной наследственности в поколениях отдельных клеток изучают на основе цитогенетического метода. Этот метод служит для исследования количества, формы, размеров хромосом.

       Действия гена и его проявление в индивидуальном развитии организма изучают с помощью феногенетического метода. В его основу входят такие приемы, как: трансплантация наследственно различных тканей, пересадка ядер из одной клетки в другую.

       Исследования частоты распространения отдельных генов, генотипов, хромосомных аномалий в относительно обособленных человеческих популяциях осуществляется на основе популяционного метода. Этот метод позволяет определить отрицательные последствия родственных браков, выявить генетическую историю человеческих популяций.

Задание 1.

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА

Метод, позволяющий определить отрицательные последствия родственных браков -

1) Гибридологический анализ

2) Цитогенетический метод

3) Популяционный метод

4) Феногенетический метод

Задание 2.

ЗАПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАГМЕНТЫ ТАБЛИЦЫ

Генетические методы исследования

Название метода

Объект изучения данного метода

Суть метода

Гибридологический анализ

Наследственные признаки организма

Действие гена и его проявление

Трансплантация наследственно различных тканей, пересадка ядер из одних клеток в другие

Цитогенетический метод

Количество, форма и размеры хромосом

Задание 3.

Опишите сущность близнецового метода, где он используется и на какие две группы можно разделить близнецов?

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: Выбор одного ответа.

Ответ: 3) Популяционный метод

Критерии оценивания: 1 балл

Задание 2.

Деятельность: Заполнение таблицы, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого текста

Ответ:

1 – Суть метода состоит в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга альтернативными признаками, и детальном анализе данных признаков у потомков.

2 – феногенетический метод.

3 – процесс материальной наследственности в поколениях отдельных клеток

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие во всех трех случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие в двух случаях – 2 балла.

Верно установлено соответствие в одном случае – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задание 3.

Деятельность: Открытый ответ, только часть элементов для ответа можно взять из анализируемого текста.

Ответ:

1 – Близнецовый метод применяется для оценки соотносительной роли наследственности и среды в развитии разнообразных признаков, аномалий строения, мультифакториальных заболеваний.

2 – Целью исследователей может быть все: от выявления влияния и эффективности лекарственных препаратов до степени обучаемости (что на нее влияет) и результативности каких-либо учебно-педагогических приемов т.п. Например, фармакология не имеет более эффективного способа, чтобы оценивать действие новых лекарств, как исследования на однояйцовых близнецах.

3 – Различают однояйцовых (монозиготных) и разнояйцовых (дизиготных) близнецов (можно с пояснениями).

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

5.Распознавать и описывать на схеме: систему биологических знаний

Тема "Наследственные болезни"

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Известно, что гемофилия – заболевание, вызванное рецессивным геном, сцепленным с Х хромосомой. Рассмотрите схему родословной королевы Виктории и ответьте на вопросы.

 

ВОПРОС 1 Могут ли родиться дети больные гемофилией у Зары? Аргументируйте свой ответ. Ответ:________________________________________________________________ ВОПРОС 2. Какова вероятность рождения детей больных гемофилией у Руперта (лорда Трематона). Свой ответ аргументируйте. Ответ:________________________________________________________________ ВОПРОС 3. Какие рекомендации по безопасной жизнедеятельности вы можете дать людям, больным гемофилией. Свой ответ обоснуйте. Ответ:_______________________________

ВОПРОС 4. Сын русского царя Николая II, царевич Алексей, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.

А. Унаследовал ген гемофилии от отца.

Б. Унаследовал ген гемофилии от матери.

В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии

 

«Дальтонизм».

       Дальтонизм – заболевание связано с неспособностью различать красный и зеленый цвет, красный и синий, или синий и зеленый. У здорового человека в сетчатке глаза имеются фоторецепторы трех типов: «красные», «зеленые» и «синие». Они содержат разные зрительные пигменты. Мутации в генах, кодирующих эти пигменты, вызывают нарушения восприятия цвета.

Иногда болезнь возникает у одного или нескольких детей, родитель которых здоровы, однако являются носителями дефектных генов. Поскольку и нормальный ген и дефективный ген могут попасть в половую клетку с равной вероятностью, то риск рождения больного ребенка 25%. У каждого человека от 2 до 6-7 рецессивных патологических генов. Заболевание может развиться в том случае, если у обоих супругов одинаковый патологический ген. Одним из факторов, способствующих этому является кровное родство.

Задание 1

Если у отца-дальтоника родился сын, страдающий цветной слепотой (признак рецессивный), то правильно ли будет сказать, что он унаследовал болезнь от отца?

Задание 2.

В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Задание 3

Составьте схему, иллюстрирующую текст, приведённый ниже, показав генотипы и характер наследования дальтонизма.

Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрёстного наследования. Все дочери от такого брака получат признак отца, т. е. они имеют нормальное зрение, а все сыновья, получая признак матери, страдают цветовой слепотой (d-дальтонизм, сцепленный с Х-хромосомой).

В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными.

В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением, половина сыновей может оказаться поражёнными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.

Задача 4.

Анна — праворукая женщина с нормальным цветовым зрением вышла замуж за Сергея — леворукого дальтоника. У них родилась праворукая дочь Арина с нормальным цветовым зрением и леворукий сын Василий с дальтонизмом.

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков.

Какой генотип и фенотип имел муж Арины, если известно, что у них родилась леворукая девочка, страдающая дальтонизмом?

Анна считала, что именно Сергей передал Василию свой ген дальтонизма. Была ли Анна права? Ответ поясните.

 

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: выявление части информации из анализируемого сюжета.

Ответ: Нет, неправильно. Генотипы: отец – XdY (d – ген дальтонизма); мать – ХDХ? (D – ген нормального зрения); сын – XdY. Ген дальтонизма сцеплен с X-хромосомой, которую сын получает от матери. Следовательно генотип матери – ХDXd (носительница рецессивного гена), поэтому дальтонизм сын наследует от матери.

Критерии оценивания:

Даны ответы и приведено обоснование – 2 балла.

Даны утвердительные ответы, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Задание 2.

Деятельность: определение генотипов матери и отца, определение генотипа сына-дальтоника, определение вероятности рождения носителей гена дольтонизма

Ответ:

1) Генотипы родителей: мать — ХDХd, отец ХDУ;

2) генотип сына – дальтоника — ХdУ;

3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (ХDХd) — 25%.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все элементы ответа – 3 балла.

Ответ включает в себя два элемента ответа – 2 балл.

Ответ включает в себя один элемент ответа – 1 баллов.

Задание 3.

Деятельность: формулировка выводов при составлении схемы, иллюстрирующую текст, приведённый ниже показав генотипы и характер наследования дальтонизма

Ответ

1) Р ♂ ХУ → ♀ХdХd

Гаметы ♂ Х, ♂ У и ♀ Хd

F1 ХdХ, ХdУ,

Девочки носительницы, мальчики дальтоники.

2) Р ♂ ХdУ → ♀ХХ

Гаметы ♂Хd, ♂ У и ♀ Х

F1 ХdХ, ХУ

Девочки носительницы, мальчики здоровы.

3) Р ♂ ХУ → ♀ХdХ

Гаметы ♂Х, ♂У, ♀Хd и ♀Х

F1 ХХ, ХdХ, ХdУ, ХУ

Половина мальчиков и девочек здоровы, половина девочек — носительницы,

половина мальчиков — дальтоники.

Дальтонизм – признак, сцепленный с Х-хромосомой.

Критерии оценивания:

Верно решена задача и даны верные пояснения во всех случаях – 3 балла.

Верно решена задача, но не дано верное пояснение– 2 балла.

Верно дано пояснения, но решение задачи отсутствует – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задача 4.

Деятельность: решение задачи на наследование болезней в условии даны только фенотипы.

Ответ:

1. P

♀AaXDXd

×

♂ ааXdY

правша,

нормальное зрение

левша, дальтонизм

G

 

AXd, AXd, aXD, aXd

aXd, aY

F1

AaXDXd — праворукая дочь Арина с нормальным зрением.

AaXDY — праворукий сын с нормальным зрением.

AaXdXd — праворукая дочь дальтоник.

AaXdY — праворукий сын дальтоник.

aaXDXd — леворукая дочь с нормальным зрением.

aaXDY — леворукий сын с нормальным зрением.

aaXdXd — леворукая дочь дальтоник.

aаXdY — леворукий сын (Василий) дальтоник.

2. F1

AaXDXd

×

aaXdY или AaXdY

левша, дальтонизм или правша дальтонизм

GF1

AXd, AXd, aXD, aXd

aXd, aY или АXd, АY, aXd, aY

 

F2

aaXdXd  — леворукая дочь дальтоник.

 

3. Анна была неправа, потому что сын получает от отца Y-хромосому, а значит аллель дальтонизма он получил именно от матери (Анны).

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

 

 

Тема  «Множественные аллели.  Наследование групп крови»

 

Группы крови у человека, их наследование.

       У каждого человека есть индивидуальные характеристики эритроцитов, связанные с особенностями антигенов и антител к ним, содержащихся в плазме. Именно они и определяют группу крови. Комбинаций этих особых белков великое множество, поэтому во врачебной практике пользуются системой классификации групп крови АВ0 (читается: а, б, ноль). Согласно этому распределению выделяются четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV). Существует несколько научно обоснованных закономерностей: Если хоть у одного из родителей первая (I) группа крови, то у малыша не может быть четвёртой (IV) группы (вне зависимости от группы крови второго родителя).

Если у обоих родителей первая группа крови, то у их детей тоже может быть только первая группа (I).

Если хоть у одного родителя четвёртая (IV) группа крови, то в таком союзе не может появиться детей с первой (I) группой.

Во всех остальных случаях возможны самые различные варианты. Например, нет ничего удивительно в том, что у родителей со второй группой крови (II) рождается ребёнок с первой (I). Это вполне объяснимо и закономерно, как и то, что у мамы и папы с третьей группой (III) может быть малыш с первой (I).

Существует и вовсе уникальное «сочетание родителей»: если один из них носитель второй группы крови (II), а другой – третьей группы (III), то дети могут иметь любую группу из четырёх возможных.

       Резус-фактор – ещё один важный показатель в деле определения группы крови. Это липопротеид (белок), расположенный на мембранах эритроцитов у 85% людей. Такие люди считаются резус-положительными, а в случае отсутствия липопротеида – резус-отрицательными (среди европейцев их всего 15%). Резус-фактор обозначается латинскими буквами Rh со знаком «плюс» или «минус» соответственно.

       Резус-конфликт весьма опасное осложнение, возникающее в случае беременности резус-отрицательной женщины от резус-положительного мужчины. В этом случае ребёнку может передаться резус-фактор отца (Rh+), что вызовет выработку организмом матери антител против собственного малыша (Гемолитическая болезнь). Rh+ у родителей не всегда является «полностью» доминантным, а может быть гетерозиготным (то есть несущим в себе частичку доминантного и рецессивного гена). Если родители резус-отрицательны, то ребенок может быть только резус-отрицательным.

Задание 1

У женщины отрицательный резус-фактор. Сможет ли она иметь детей? Есть ли вероятность того, что при следующей беременности ребенок будет больным?

Задание 2.

Вставь в текст пропущенные слова, выбрав их из выпадающего списка (заполнение пропусков в тексте).

.... может возникнуть между беременной женщиной с .... резус-фактором и вынашиваемым ею ребенком с .... резус-фактором. Последствием может стать.... новорожденного.
Задание 3

В родильном доме перепутали двух детей. Помогите родителям. Свой выбор обоснуйте.

Первая пара родителей имеет I и II группы крови.

Вторая пара родителей имеет II и IV группы крови.

Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

Первый ребенок

Группа крови

II(JAJA и JAj0)

Второй ребенок

Группа крови

I(j0j0)

 

Задача 4.

Женщина со второй группой резус-положительной кровью, имеющая сына с первой резус-отрицательной кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус-положительной кровью для установления отцовства. Может ли мужчина быть отцом ребёнка? Свой выбор обоснуйте.

 

Лист ответов.

Задание 1.

Деятельность: выявление части информации из анализируемого сюжета.

Ответ: Наличие отрицательного резус-фактора непосредственно на зачатие не влияет. Во время аборта (если он был произведен на сроках 9-10 недель беременности) существовала вероятность возникновения сенсибилизации организма к резус-фактору. До планируемой беременности желательно сделать анализ крови на наличие антител к резус-фактору.

Критерии оценивания:

Даны ответы и приведено обоснование – 2 балла.

Даны утвердительные ответы, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Задание 2.

Деятельность: заполнение пропусков в тексте, все элементы для заполнения можно взять из анализируемого сюжета (заполнение пропусков в тексте).

Ответ:

1)Резус-конфликт.

2)отрицательным

3)положительным

4)гемолитическая болезнь.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все пропущенные элементы– 2 балла.

Ответ включает в себя два пропущенных элемента – 1 балл.

Ответ включает в себя один пропущенный элемент – 0 баллов.

Задание 3.

Деятельность: формулировка выводов при сопоставлении текста, таблиц.

Первая пара родителей

У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:

Р

JAj0
II группа

×

j0j0
I группа

или

JAJA
II группа

×

j0j0
I группа

гаметы

 

 

 

F1

JAj0
II группа

 

j0j0
I группа

 

JAj0
II группа

Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.

Вторая пара родителей

У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:

Р

JAJA
II группа

×

JAJB
IV группа

или

JAj0
II группа

×

JAJB
IV группа

гаметы

 

 

 

F1

JAJA
II группа

 

JAJB
IV группа

 

JAJA JAJB
II группа IV группа

 

JAj0 JBj0
II группа III группа

Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).

Ответ

Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.

Критерии оценивания:

Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех двух случаях – 3 балла.

Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае – 2 балла.

Верно установлено соответствие, а пояснения отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

Задача 4.

Деятельность: решение задачи на дигибридное скрещивание, в условии даны только фенотипы.

Ответ:

1)генотип сына (IОIО rh_h _) мужчину могут признать отцом ребёнка в том случае, если и женщина (IАIО Rh+ rh_) и мужчина (IВIО Rh+ rh_) гетерозиготны по обеим парам признаков:

Р: II(A) полож. (+) III(В) полож. (+)

IАIО Rh+ rh_ IВIО Rh+ rh_

G: IАRh+, IАrh_, IВRh+, IВrh_,

IО Rh+, IОrh_ IОRh+, IОrh_

2) группа крови по системе АВО наследуется по принципу кодоминирования, а резус-фактор – по принципу полного доминирования.

Критерии оценивания:

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок – 3 балла.

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.

Ответ неправильный – 0 баллов.

               Школа в современных условиях должна обеспечить развитие у обучающихся умения использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

Рассмотренные задания способствуют повышению уровня качества знаний по биологии, выработке умений применять данные знания для решения реальных проблемных ситуаций, связанных с окружающей жизнью, т.е. развитию естественнонаучной грамотности учащихся.

Кроме того, представленные задания помогают формировать следующие метапредметные компетенции:

• работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;

• работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)

• отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт

• размышлять: использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок

• представлять в словесной форме обоснование решения • находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации

 

Для формирования ЕНГ по генетике предлагается подбор видеоматериалов:

 

1. Современное учебное занятие по теме "Закономерности наследственности и изменчивости". Формирование ЕНГ, часть 1 "Обучение решению задач по генетике" : https://youtu.be/MId4ZAomb10

 

2. Современное учебное занятие по теме "Закономерности наследственности и изменчивости". Формирование ЕНГ, часть 2 "Обучение составлению родословных": https://youtu.be/Dlh8JMCQ3hw

 

3. Решение сложных задач по генетике:

https://youtu.be/VpCM-pbQAB0

https://youtu.be/XjqBOGQH_zw

https://youtu.be/h0_BXxLSRiU

https://youtu.be/j1YauPMRgjw




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.173.72 (0.017 с.)