Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какими должны быть учебные задания, формирующие «енг грамотность».

Поиск

 

Горбунова Н.В., учитель биологии МОУ "Петропавловская СОШ"

Тема: Формирование естественнонаучной грамотности при изучении раздела "Генетика" на уроках биологии.

 

       Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

       Естественнонаучная грамотность (ЕНГ)- это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Выделяют три уровня ЕНГ:

ü Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения

ü Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования

ü Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

ü Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

ü В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

ü Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;

ü Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.

Для диагностики ЕНГ на уроках могут применяться разработанныетексты-задания,приподборе которых необходимо придерживаться следующих требований:

ü В текстах должны содержаться научные проблемы, противоречия и разногласия, которые надо разрешить. Использовать тексты с описанием жизненных ситуаций.

ü Текст может состоять из фрагментов из разных источников. В каждом фрагменте должна быть часть информации, необходимая для поиска ответа на поставленные вопросы к тексту, чтобы в конечном итоге получить избыточность информации.

ü Текст может относиться к разным жанрам. Можно использовать художественные, авторские, публицистические, научно–популярные, энциклопедические и другие тексты.

ü Текст может быть разных типов: словесный текст, схема, таблица, график, диаграмма, чертеж, карта.

ü Вопрос к тексту необходимо сформулировать так, чтобы обучающийся часть ответа мог найти в материале самого текста, а часть – смоделировать самостоятельно. В вопросе к тексту может быть заключена дополнительная информация.

 

Рассмотрим примеры заданий, формирующих естественнонаучную грамотность, которые можно использовать на уроках биологии при изучении раздела "Генетика"

Тема«Законы Г.Менделя»

Прочитайте текст и выполните задания к нему:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.26 (0.009 с.)