Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нижнеиванаевская школа и её учителя.

Поиск

 

К 380-летию д. Иванаево.

                 

               Нижнеиванаевская школа и её учителя.

                                                                                                                            

    

    О самых первых записях в истории о поселении Иванаево.

   

По Асфандиярову А.З., а он сам ссылается на книгу «Малоизученные источники по истории Башкирии» (стр.148), «д.Иванаево основано марийцами на арендованной у башкир Кыр-унларской тюбы Таныпской волости земле по договорным записям от 15 июня 7149 (1641) г., 25 декабря  1710 года». В 1748 г. в деревне было 75 душ мужского пола. В 1795 году показано две деревни Иванаево, которые подчинялись двум разным тептярским старшинам. В одной из них в 1784 году по 4-й  ревизии жители не значатся, следовательно, её ещё не было, а вот по 5-й  ревизии отметили там 19 человек обоего пола, в другой в 1784 г. – 156, в 1795 г. – 188 человек. Названия Верхнее и Нижнее не выделены». (См. А.З.Асфандияров «История сёл и деревень Башкортостана», книга третья, 1993 г., стр. 152-153).

Теперь посмотрим книгу марийского учёного С.Я. Черных « Из прошлого марийского народа», (1990 г., стр. 99). Семён Яковлевич пишет (я переведу с марийского языка - прим. автора): « Посмотрим сейчас деревню Иванаево (Осинская дорога) на реке Иликшиде. Вначале здесь было 24 дома и учтено 70 человек, а в середине 18 века было учтено 75 душ мужского пола.

Здесь жили:  Ашир, Балтас, Бартук, Биритен, Иземмет, Кадай, Карманай, Келдыбек, Кодаш, Кодам, Конакпай, Латыш, Патраш, Якуват, др. – все они были потомки Йываная». С.Я. Черных (автор) считает, что не исключено, что современный райцентр Старобалтачево был основан, выделившимся из Иванаево,  Балтасом (Балтачем) Иванаевым и его семьёй.

Мы читаем в книге С.Я. Черных, что Иванаево находится на реке Иликшиде, а сегодня мы знаем, что две деревни Верхнее и Нижнее Иванаево находятся на реке Ар. Вполне возможно, что новое название Ар было дано реке жителями верховья. Постепенно новое название реки Ар вытеснило прежнее, т.е Иликшиде. У обоих авторов совпадает количество жителей поселения в середине 18 века (1748 г.) – 75 человек.

   В 1992 году, со 2 по 4 июня учащиеся 7 класса Старооткустинской школы Караидельского района во главе со своим классным руководителем (автор этих строк) совершили турпоход в д. Нижнеиванаево. В школе, во время встречи с местными учителями, где Тимур Николаевич Николаев подробно рассказал нам об истории своего населённого пункта. Тогда «Истории сёл…» А.З. Асфандиярова ещё не была издана. И поэтому сведения Т.Н. Николаева, видимо, были собраны со слов старожил поселения. Он сказал, что «где-то 200 с лишним лет назад появились здесь пять марийских семей со стороны уральских мари (современные Пермский край и Свердловская область), купили землю у башкир и основали поселение

Янак-аул (новую деревню). Это случилось 18 июля 1784 (1748 ?) г.». Анализируя слова Т. Николаева, на ум приходит следующая мысль: возможно, перепись 1784 года прошла зимой, а эти пять семей поселились летом этого же года, поэтому их нет в ревизских сказках. Ведь об этом же говорит и А.З. Асфандияров.  А в 1795 году учтены две деревни, как видите, в одной из них всего 19 человек, что соответствуют этим 5 семьям. Только, как мне известно, иванаевцы не знают, которое поселение появилось раньше. Если учесть, что Верхнее Иванаево расположено на ровной долине, а Нижнее на возвышенности. Можно допустить, что первые жители арендовали и поселились на удобном месте, т.е.  на ровной части (Верхнее Иванаево), а вторые, пришедшие намного позднее, поселились на возвышенном участке (Нижнее Иванаево), потому что для них места на ровном участке не нашлось, ибо равнина принадлежала первым поселенцам.  Не буду делать вывода, читатель сам может сделать это.

Две марийские деревни находятся на левом берегу реки Ар. А на правом берегу чуть в стороне находится гора, заросшая густым хвойным лесом. Иванаевцы считают, что этот сосновый бор старше их поселений. На горе расположена священная роща. Но у иванаевцев есть и другая священная роща, где прежде молились Ош Поро Кугу Юмо и Его составным частям. А на этой горе, видимо, молились другому божеству – Ар Курык Кугыза (Мер Кугу Ен?).  По словам некоторых жителей в прошлом на моления на этой горе приходили уральские  мари. Как известно, красноуфимские мари, в частности, жители д. Тавра молятся (Мер) Кугу Ен - духу князя Чумбылата, древнего предводителя верхневятских мари.  И эти взаимные связи между иванаевцами и тавринцами, почитание и поклонение Ар Курык Кугыза (Мер Кугу Ен) говорят о том, что когда-то на эти земли их предки пришли из Верхней Вятки. Возможно, они вначале поселились на берегах р.Быстрый Танып, затем оттуда ушли на место современных деревень Иванаево и на северо-восток, где основали д. Тавра. А во второй половине 18 века несколько тавринских семей вновь прибыли на берега реки Ар, к своим сородичам и основали новую деревню.

          

                Династия иванаевских учителей Алексеевых.

 

 До открытия инородческого училища в Нижнеиванаево была частная школа, где учительствовал некий грамотный человек по фамилии Яркиев. Дополнительных сведений об этой школе и учителе мне не удалось собрать.

А в 1898 году в деревне было открыто «инородческое черемисское училище». Об этом свидетельствует документальный материал «Сборник документов Бирской уездной земской управы и постановления земских собраний XXIV очередной сессии 1898 года», где  в числе начальных школ Министерства народного просвещения Старо-Балтачевской волости значится Нижнеиванаевское инородческое училище.

Первым учителем  в эту школу был назначен выпускник Бирской духовной семинарии Матвей Григорьевич Алексеев из деревни Салминдаево Козьмодемъянского уезда Христорождественнской церкви. В училище было четыре отделения (класса). М.Г.Алексеев работал в течение семи лет, т.е.  до 1906 года. Обучение велось на русском языке. Преподавание закона божьего было обязательным. Была палочная система наказания учащихся, строгая дисциплина.

В 1906 году в Нижнеиванаевское инородческое училище, ставшее позднее начальной школой, приступил работать старшим учителем Алексеев Василий Алексеевич, который до этого обучал детей в инородческом училище в деревне Келтей. Со временем помощниками старшего учителя В.А. Алексеева начали работать его старшие сыновья Пётр и Михаил. Выпускники местной школы Григорий и Анатолий Алексеевы (следующие сыновья Василия Алексеевича) тоже стали учителями и работали в родной школе. Видимо, все перечисленные сыновья Василия Алексеевича закончили педагогические училища и  техникумы.

В 1933 году начальная школа была преобразована в семилетнюю школу. Первым директором семилетней школы (ШКМ - школа колхозной молодёжи) был назначен И.Н. Беляев. С 1934 года директором начал работать Анатолий Васильевич Алексеев (сын В.А. Алексеева). Среди учителей данной школы позднее были Серафима Васильевна (дочь В.А. Алексеева) и Александра Григорьевна (внучка В.А. Алексеева).

             Список директоров Нижнеиванаевской школы.

                   1. Алексеев Матвей Григорьевич (с 1898 по 1905 гг.)

                   2. Алексеев Василий Алексеевич (отец, с 1906 по 1924 гг.).

                   3. Алексеев Григорий Васильевич (сын).

                   4. Беляев Иван Николаевич.

                   5. Алексеев Анатолий Васильевич (сын)…

                   6. – 11. - ?

                 12. Баймиев Иван Баймиевич (с 1980 по 2013 гг.).

           13. Асылкаев Юрий Миръянович (с 2013 по 2016 гг.).

                 14. Яниев Игорь Намиевич (с 2016 по 2018 гг.).

                 15. Яниева Ирина Андреевна (2019 г.)

                 16. Актариев Максим Павлович (с 2020 г. ).

                  

      

   Из рассказа Александры Григорьевны Авдеевой (Алексеевой)-                

                  внучки Василия Алексеевича Алексеева.

  

 

Во время турпохода, в июне 1992 года, мне удалось навестить Саки-кокай. Когда я вошёл в чисто вымытый дом, то увидел статную женщину преклонного возраста, обладающую светлой и приятной внешностью. Хозяйка дома разговаривала неторопливо и очень грамотно излагала свои мысли. Дело в том, что в момент нашего прибытия в деревню началась пасхальная неделя, сельчане  собирались отмечать Кугече-пайрем, и в доме Александры Григорьевны шла подготовка к празднику. Потолок и стены в доме были вымыты, вещи пока не были разобраны и не расставлены на свои прежние места. По этой причине моя собеседница не смогла показать семейные фотографии.

Александра Григорьевна угостила меня чаем; сидя за столом, мы вели долгую беседу.

Родословная по её рассказу.  Дед Василий и бабушка Анна, которая была родом из деревни Кушна современного Калтасинского района, воспитали девятерых детей.  Все они со временем стали известными людьми. Их звали (по старшинству): Михаил, Григорий, Пётр, Анастасия, Александр, Николай, Серафима, Анатолий, Елизавета.

У Михаила Васильевича были сын Анатолий (погиб в Великой Отечественной войне) и дочь Людмила (агроном в Абзелиловском районе). У Григория Васильевича  (умер в 1933 г.) были дети: дочь Серафима (жила в Узбекистане и работала учительницей), дочь Александра (учительница-пенсионерка, моя собеседница) и сын Василий (умер в 1955 г.). У Петра Васильевича не было детей. Он работал завучем в Бирском педагогическом техникуме, затем его перевели в Москву, где работал в издательстве по выпуску книг на марийском языке. В 1938 году он был репрессирован, погиб в лагерях, в «хрущёвскую эпоху»  был реабилитирован. Анастасия Васильевна работала учительницей, а Александр Васильевич  погиб в первой мировой войне. Анатолий Васильевич  погиб в Великой Отечественной войне, Николай Васильевич  и Елизавета Васильевна умерли. Серафима Васильевна  работала фельдшером, вышла на пенсию и живёт в посёлке Красный Холм. У Николая Васильевича  есть дочь Маргарита, которая работает директором школы в д.Кильбахтино, что расположена по дороге в Янаул. У Анастасии есть дочь Светлана, которая живёт и работает учительницей в д.Бекшыково Мишкинского района. Все эти сведения 1992 года, конечно, к сегодняшнему дню (2020 г.) изменились, ведь прошло 28 лет.

О себе Александра Григорьевна поведала следующее. «Вышла я замуж за Петра Карповича Авдеева в родной деревне. Воспитали шестерых детей: дочь Валентину, сыновей: Жана, Роберта, Анатолия, Михаила, Юрия. Валентина живёт в Узбекистане, старший сын Жан сейчас находится на лечении, ибо его сильно побили в армии. Роберт живёт и работает в Сургуте, Михаил и Юрий живут и работают в Свердловской области. Анатолий живёт и работает в родной деревне.

По её рассказам дед Василий Алексеевич умер в апреле 1924 года в возрасте 54 года (родился1870 году). Семейство Василия Алексеевича  жило в двухэтажном доме; её дед держал много скота (18 коров, лошади рабочие и выездная тройка), большие сенокосные угодья. Василий Алексеевич умер нелепо: сразу по приезду из Бирска (ездил с отчётом по школьным делам), побежал в баню париться, и это стало причиной его смерти. Его супруга, бабушка Анна прожила долгую жизнь, умерла в возрасте 97 лет.

Александра Григорьевна (1921 года рождения) сама окончила Николо-Берёзовский педагогический техникум. Всю жизнь до выхода на пенсию работала учительницей начальных классов, вела также уроки русского языка и литературы в старших классах. О том, что она была замечательным педагогом, подтверждают слова её бывшего ученика, ныне Народного художника РБ  Георгия Калитова. Он говорит, что эта добрая и умная женщина учила его в младших классах. Ему хорошо запомнились её уроки русского языка. «Саки-кокай, - так, по марийски, уважительно и тепло называет её Калитов, - очень увлекательно рассказывала нам на своих уроках о русском языке и литературе. А на уроках рисования и труда, - читала нам вслух «Вечера близ хутора Диканьки» Н. Гоголя, произведения других писателей, знакомила с яркими страницами истории России. Я запомнил её уроки на всю жизнь». А её сыновья Роберт, Толик, Миша и Юра были и остались навсегда друзьями детства Георгия Калитова и его братьев,- Сергея, Вячеса и Гены.

Самый старший сын её деда,- Михаил Васильевич Алексеев  стал военным, работал в Марийском крае. «Дядя Михаил, - отметила Александра Григорьевна, - по характеру был очень отчаянным и стал одним из организаторов марийского батальона в годы гражданской войны. Он пропал без вести в 1937 году». 

По словам Александры Григорьевны, Василий Алексеевич был мастером на все руки: шил обувь, одежду для своих детей, хорошо играл на музыкальных инструментах.

Отец моей собеседницы Григорий Васильевич в одно время жил и работал в д.Чапаш современного Караидельского района председателем ревизионной комиссии и в трудное голодное время в 1932-1933 годах разрешил раздавать хлеб голодающим. В д. Чапаш он женился на дочери местного жителя, богача по имени Николай. По возвращению в родную деревню был репрессирован, умер в лагерях.

«Двухэтажный дом деда, - продолжила Саки-кокай, -  разобрали после войны». Александра Григорьевна подчеркнула, что мать её деда (Василия Алексеевича) была местной, родом из Нижнеиванаево, но вышла замуж в д. Курачевой  (современная деревня Старооткустино Караидельского района).

В ходе беседы моя собеседница  поинтересовалась моими односельчанами Ижбулатовыми Апсаликом и его близкими, следовательно, она хорошо знала их.

О Василие Алексеевиче Алексееве есть сведения в журнале «Ончыко», № 3, 1990 г., стр. 80, где в статье «Эрвелмарий туныктышо-влак» (Восточномарийские учителя) автор Сергей Исиметов пишет: «В начале XX века в деревне Кугу Келтей (современного Калтасинского района) открылась школа. Здесь трудился учителем Алексеев Василий Алексеевич. Родился он в Нижнеиванаево Балтачевского района. В течение двадцати лет он работал учителем в деревне Келтей, здесь же женился. В 1896 году возвратился в родную деревню». Как видите, здесь есть неточности. Во-первых, Василий Алексеевич со своей семьёй переехал в Нижнеиванаево вместо уехавшего учителя не в 1896 году, а в 1906 году. Во-вторых, он переехал не в свою родную деревню, а в родную деревню своей матери.

 

          Курачевский период жизни Валия Яниева          



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.135.247 (0.014 с.)