Содержание книги

  1. Бородин - великий композитор и ученый.
  2. Женские образы в опере «Царская невеста»
  3. Ария Любаши из 2-го действия


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женские образы в опере «Царская невеста»



Жанр оперы зародился в Европе и развивался на протяжении многих веков, эволюционируя и преображаясь под пером композиторов работавших в нем. Опера возникла в конце XVI столетия в Италии и уже через полтора столетия после её возникновения стала самым популярным жанром. Наибольшее развитие и распространение опера получила именно в Италии, в стране, где она зародилась. Но вскоре этот музыкальный жанр приобрел популярность и в других странах Европы. Во второй половине XVII века жанр оперы появляется в творчестве композиторов Франции, Англии.

В России опера стала одним из первых западноевропейских жанров, закрепившихся на русской почве. Уже в 1730-е годы была создана придворная итальянская опера, для которой писали музыканты - иностранцы, работавшие в России во второй половине века. Появляются публичные оперные представления; оперы ставятся в крепостных театрах. Родоначальником русской классической оперы считается Михаил Иванович Глинка, автор опер «Жизнь за Царя», «Руслан и Людмила». Многие великие русские композиторы работали в этом жанре. Среди лучших образцов русской классической оперы следует выделить произведения М.П.Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина», опера «Князь Игорь» Бородина, оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского. Важное значение опера занимала в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Начиная с середины девяностых годов Римский Корсаков, - в сущности, единственный из создателей русской классической оперы. Опера не занимала значительного места в творчестве крупнейших московских композиторов школы Чайковского - Танеева и Рахманинова. Не писали опер и младшие друзья Римского-Корсакова Лядов и Глазунов. И только Римский-Корсаков во второй половине девяностых годов и в девятисотые годы создает оперы, большая часть которых принадлежит к высшим достижениям музыкально-театрального творчества.

Одной из таких опер является опера «Царская невеста» - девятая опера Римского-Корсакова, написанная в 1898г по одноименной драме Л.Мея. Действие Мея «Царской невесты» происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Мея. Обратившись к историческому сюжету, к эпохе Грозного, Римский-Корсаков думал вместе с тем о современности. Повествуя о горькой доле девушки, у которой отняли право на счастье с любимым человеком, композитор показал не только обычную участь женщины в старой Руси, но и участь многих женщин своего времени.

«Царская невеста» - бытовая лирическая драма.

Завязка драмы - сложное сплетение любовных чувств и человеческих отношений. Купеческая дочь Марфа Собакина - невеста боярина Ивана Лыкова. Как будто ничто не омрачает счастья любящих друг друга молодых людей. Однако судьба готовит им тяжкие несчастья и гибель. Опричник Григорий Грязной, сватавший Марфу и получивший отказ, не теряет надежды добиться любви девушки с помощью колдовского зелья, приготовленного царским лекарем Бомелием. Возлюбленная Григория Любаша подслушала разговор его с Бомелием и решила отомстить сопернице. От того же Бомелия она получила медленно действующий яд и подменила им «приворотное зелье».
В доме Собакиных, поздравляя нареченных, Марфу и Лыкова, Грязной тайком всыпает порошок в чарку Марфы, не подозревая, что обрекает девушку на смерть. И другая беда ждет Марфу. В день помолвки ее с Лыковым в царском тереме происходили смотрины: царь выбирал невесту. Решение царя еще не известно. Но семье Собакиных кажется, что выбор царя не мог остановиться на Марфе - он едва взглянул на нее. Марфа и Лыков мечтают о предстоящей им счастливой жизни. Неожиданно появляются бояре с «царским словом». Малюта Скуратов объявляет царскую волю: Грозный избрал своей невестой Марфу.
Развязка драмы - в тереме царя, где по обычаю живет царская невеста. И горе разлуки с любимым и неразгаданная болезнь - яд Бомелия - подтачивают силы Марфы. Последний удар наносит несчастной девушке Грязной. Он сообщает Марфе, что лиходей, отравивший ее, найден: это боярин Лыков, который казнен им, Грязным, по приказу царя. Марфа лишается рассудка. Потрясенный ее горем, Грязной признается, что он оклеветал Лыкова. Выбежавшая из толпы Любаша рассказывает, как она погубила соперницу; Грязной убивает Любашу.

 

У Римского-Корсакова в опере женские роли с особым драматизмом и каждая героиня наделена свойственным для каждой характером: Домна Ивановна Сабурова - купеческая жена, Дуняша - её дочь, подруга Марфы, Петровна, ключница Собакиных.

Трагическую судьбу и образ русской женщины композитор показывает через две ведущие женские роли— Марфы и Любаши.

Образ Марфы – центральный в опере. Марфа представляет собой кроткую и любящую русскую девушку не способную соединиться с любимым, сломленную вынужденным замужеством, смертью любимого и умирающую от яда. Образ Марфы имеет уникальное композиционное решение: по сути, Марфа как «лицо с речами» появляется на сцене дважды с одинаковым музыкальным материалом (арии во втором и четвертом действиях). Но если в первой арии — «счастье Марфы» — ударение поставлено на светлые песенные мотивы ее характеристики, а восторженная и таинственная тема «златых венцов» только экспонируется, то во второй арии — «на исход души Марфы», предваряемой и прерываемой «фатальными» аккордами и трагическими интонациями «сна», — «тема венцов» допевается и раскрывается ее значение как темы предчувствия иной жизни. Употребляя термины эпохи композитора, можно назвать этот тип мелодики «идеальным», «общечеловеческим», хотя в партии Марфы он сохраняет вместе с тем русскую песенную окраску. Сцена Марфы в четвертом действии не только скрепляет всю драматургию «Царской невесты», но и выводит ее за пределы бытовой драмы к высотам подлинной трагедии.

Ария Марфы из 2-го действия:

 

 4 действие

Что же касается личности любовницы Грязного — Любаши (тайной соперницы Марфы, идущей ради любви к Грязному на преступление), — то это стопроцентный плод фантазии Римского-Корсакова, получивший свое ярчайшее выражение в музыкальной драматургии. Любаша — сложный, но цельный при всех присущих ему противоречиях образ — образ женщины, наделенный чрезвычайно сильным волевым характером, с неукротимой жаждой счастья, сознанием своего права на большую, истинную любовь. Любаша — воплощение искренней, всепоглощающей страсти. Другая сторона образа раскрывает трагическую беспомощность русской женщины, исторически принужденной смотреть на любовь как на запретную мечту. Тяжкая доля женщины — жены, тем более бесправной полюбовницы, ее подневольность вызывает яростный протест, бурную реакцию героини.

Не будь Любаши, опера не стала бы таким жизненным, истинно русским кипением любовных страстей, которые не исчезнут никогда. Тамара Синявская, только восходившая к славе примадонны Большого театра, говорила: «Любаша — моя любимая партия. Она вся — про меня»…

Главный лейтмотив Любаши – мелодия песни «Снаряжай скорей, матушка». Эта мелодия лежит в основе небольшого оркестрового интермеццо второго действия – Любаша, терзаемая ревностью, высматривает соперницу, заглядывая в окна дома Собакиных.

В музыкальной ткани оперы доминируют лейтмотивы сил, несущих несчастье. Этим подчеркивается трагическое содержание произведения.

Основой музыкального «портрета» Любаши служат два типа интонаций — песенный и речевой. Главный источник песенной стороны ее характеристики – мелодия «Снаряжай скорей» из I акта. Мелодическая фраза из кульминации песни приобретает лейттематическое значение. Варьируя эту тему, вплетая ее в музыкальную ткань различных сцен, композитор раскрывает душевные состояния героини: решимость бороться за свое счастье («Ох, отыщу»), чувства ревности и гнева, отчаяния («Ее не пощажу»), безудержную страстность ее натуры.

 

Любаша - очень национальный характер с душой ещё очень молодой, но уже много страдавшей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.142.250 (0.007 с.)