Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика певческого дыхания. Типы дыхания.
2. Специфика певческого дыхания. Типы дыхания. Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря попеременному чередованию дыхательных фаз − вдоха и выдоха. При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря действию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы. При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких. Для осуществления спокойного выдоха достаточно одного лишь расслабления вдыхательных мышц. Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие уменьшаются в объеме. Форсированный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т. е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц. При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Проходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря извилистости носовых ходов и наличию ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микробов, увлажняется и согревается. Типы дыхания. Различают три основных типа дыхания: а) ключичный; б) реберный (грудной); в) диафрагмальный (брюшной). При ключичном типе дыхания поднимаются плечевой пояс и верхние ребра, в результате чего происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки. При реберном, или грудном, типе дыхания грудная клетка расширяется главным образом вперед и в стороны. Диафрагмально-реберный тип дыхания принято считать самым глубоким и наиболее сильным. В этом типе дыхания принимают участие, прежде всего нижние ребра, которые расширяют нижний отдел грудной клетки и обусловливают значительное опускание диафрагмы во время глубокого вдоха. При этом типе дыхания, кроме экономии мышечной силы, достигаются не только большой объем воздуха, но и большая пластичность дыхательных движений. В вокальной педагогике принято считать реберно-брюшное дыхание наиболее адекватным для пения. Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. При любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно грудном, преимущественно брюшном или преимущественно ключичном дыхании.
Певческое дыхание обладает следующими особенностями по сравнению с дыханием в покое: 1) оно совершается произвольно, а не автоматически; 2) вдох происходит быстро, но бесшумно, а выдох − замедленно; 3) Используется как ротовое дыхание, так и носовое; 4) при вдохе голосовые складки расходятся широко, а голосовая щель приобретает форму пятиугольника. При выдохе голосовая щель сужается. Усвоение певческого дыхания требует специальной подготовки. Звук образуется в фазе выдоха.Для слитного воспроизведения целых смысловых отрезков (музыкальных фраз), необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить паузы между отрезками фраз. Для более длительного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Таким образом, при пении вдох становится не только более коротким, но и значительно более глубоким. Основная нагрузка при фонации, всегда совершающейся во время выдоха, приходится на работу мышц брюшного пресса. Они направляют воздушную струю в подглоттисную область и выше. Кроме мускульной силы, большое значение имеют также гибкость и плавность движений, составляющих брюшной пресс мышц. Лишь при этом условии он может осуществлять дозированное и экономичное расходование выдыхаемого воздуха. На основании опыта, полученного певцом в процессе обучения, певец набирает приблизительно такое количество воздуха, которого, как он полагает, будет достаточно для обеспечения соответствующей силы и продолжительности производимых звуков. Затем голосовые складки смыкаются, и создается подглоттисное давление, которое необходимо поддерживать в соответствии с длительностью и музыкальностью фразы. Такие приспособительные изменения дыхания происходят и у певцов до начала фонации. Они заключаются не только в том, что производится быстрый вдох и замедленный, задерживаемый выдох, но и в том, что этот выдох производится как бы на тормозах. Достижение именно такого певческого выдоха обеспечивается тем, что грудная клетка во время пения фиксируется не на уровне максимального вдоха, как это наблюдается у малоопытных певцов, а на уровне такого вдоха, который вполне обеспечивает художественно полноценное исполнение той или иной музыкальной фразы. В умении зафиксировать грудную клетку на уровне именно такого вдоха и состоит секрет правильного дыхания при пении и использовании так называемой опоры звука.
Опора (appoggio) −это специальный термин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха благодаря контролированию напряжения мышц-выдыхателей. При этом удлиняется фаза выдоха. Однако нельзя сказать, что в осуществлении явления опоры принимают участие исключительно лишь выдыхательные мышцы. Опора при пении является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую иную двигательную функцию человека. В явлении опоры принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы. Полнота звучания голоса зависит от явления опоры. Во время состояния опоры грудная клетка задерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыхательных мышц (межреберные мышцы). Одновременно диафрагма расслабляется и постепенно перемещается вверх (фаза выдоха). Таким образом, хотя диафрагма является вдыхательной мышцей, при опоре она сотрудничает с мышцами-выдыхателями. Опора связана с чувством: 1) напряжения дыхательных мышц; 2) давления воздуха, находящегося под голосовыми складками; 3) определенными ощущениями в области глотки и ротовой полости.
Механизм опоры следует считать неправильным, если это состояние сопровождается перенапряжением мышц голосового аппарата и приводит к утомлению голоса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.60.249 (0.007 с.) |