Содержание книги

  1. Специфика певческого дыхания. Типы дыхания.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика певческого дыхания. Типы дыхания.



2. Специфика певческого дыхания. Типы дыхания.

Основным назначением дыхательного аппа­рата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря попеременному чередованию дыхательных фаз − вдоха и выдоха.

При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря дей­ствию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы. При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких.

Для осуществления спокойного выдоха до­статочно одного лишь расслабления вдыхатель­ных мышц. Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие уменьшаются в объеме. Форси­рованный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т. е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц.

При обычном спокойном дыхании вдох и выдох производятся через нос. Проходя через полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря из­вилистости носовых ходов и наличию ворсинок в мерцательном эпителии слизистой оболочки носовой полости, очищается от пыли и микро­бов, увлажняется и согревается.

Типы дыхания.

Различают три основных ти­па дыхания:

а) ключичный;

б) реберный (грудной);

в) диафрагмальный (брюшной).

При ключичном типе дыхания поднимают­ся плечевой пояс и верхние ребра, в результате чего происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.

При реберном, или грудном, типе дыхания грудная клетка расширяется главным образом вперед и в сто­роны.

Диафрагмально-реберный тип дыхания при­нято считать самым глубоким и наиболее силь­ным. В этом типе дыхания принимают участие, прежде всего нижние ребра, которые расширя­ют нижний отдел грудной клетки и обусловли­вают значительное опускание диафрагмы во время глубокого вдоха. При этом типе дыха­ния, кроме экономии мышечной силы, достига­ются не только большой объем воздуха, но и большая пластичность дыхательных движений. В вокальной педагогике принято считать реберно-брюшное дыхание наиболее адекватным для пения.

Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. При любом типе дыхания в большей или меньшей степени ак­тивно действует диафрагма. Поэтому практи­чески можно говорить лишь о преимуществен­но грудном, преимущественно брюшном или преимущественно ключичном дыхании.

Певческое дыхание обладает сле­дующими особенностями по сравнению с дыха­нием в покое:

1)  оно совершается произвольно, а не автоматически;

2)  вдох происходит быстро, но бесшумно, а выдох − замедленно;

3)  Используется как ротовое дыхание, так и носовое;

4)  при вдохе голосовые складки расходятся широко, а голосовая щель приобретает форму пятиугольника. При выдохе голосовая щель сужается.

 Усвоение певческого дыхания требует специальной подготовки.

Звук образуется в фазе выдоха.Для слит­ного воспроизведения целых смысловых отрезков (музыкальных фраз), необходим удлиненный выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить паузы между отрез­ками фраз.

Для более длительного выдоха необходим и больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Таким образом, при пении вдох становится не только более коротким, но и значительно более глубоким.

Основная нагрузка при фонации, всегда со­вершающейся во время выдоха, приходится на работу мышц брюшного пресса. Они направля­ют воздушную струю в подглоттисную область и выше. Кроме мускульной силы, большое зна­чение имеют также гибкость и плавность дви­жений, составляющих брюшной пресс мышц. Лишь при этом условии он может осуществлять дозированное и экономичное расходование вы­дыхаемого воздуха.
Механизм действий, связанных с пением, не возникает сразу, человек не рождает­ся с ним, механизм этот развивается и совер­шенствуется постепенно.

На основании опыта, полу­ченного певцом в процессе обучения, певец на­бирает приблизительно такое количество воздуха, которого, как он полагает, будет достаточ­но для обеспечения соответствующей силы и продолжительности производимых звуков. За­тем голосовые складки смыкаются, и создается подглоттисное давление, которое необходимо поддерживать в соответствии с длительностью и музыкальностью фразы. Такие приспособи­тельные изменения дыхания происходят и у певцов до начала фонации. Они заключаются не только в том, что производится быстрый вдох и замедленный, задерживаемый выдох, но и в том, что этот выдох производится как бы на тормозах. Достижение именно такого певческого выдоха обеспечивается тем, что грудная клетка во вре­мя пения фиксируется не на уровне максималь­ного вдоха, как это наблюдается у малоопыт­ных певцов, а на уровне такого вдоха, который вполне обеспечивает художественно полноцен­ное исполнение той или иной музыкальной фразы. В умении зафиксировать грудную клет­ку на уровне именно такого вдоха и состоит секрет правильного дыхания при пении и использовании так называемой опоры звука.

Опора (appoggio) −это специальный тер­мин, определяющий сознательное замедление фазы выдоха благодаря контролированию на­пряжения мышц-выдыхателей. При этом удли­няется фаза выдоха. Однако нельзя сказать, что в осуществлении явления опоры принимают участие исключительно лишь выдыхательные мышцы. Опора при пении является совершенно исключительным состоянием, не похожим ни на какую иную двигательную функцию челове­ка. В явлении опоры принимают участие одно­временно и вдыхательные и выдыхательные мышцы. Полнота звучания го­лоса зависит от явления опоры. Во время состо­яния опоры грудная клетка задерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыха­тельных мышц (межреберные мышцы). Одно­временно диафрагма расслабляется и постепен­но перемещается вверх (фаза выдоха). Таким образом, хотя диафрагма является вдыхатель­ной мышцей, при опоре она сотрудничает с мышцами-выдыхателями. Опора связана с чувством:

1)  напряжения дыхательных мышц;

2)  давления воздуха, находящегося под голосовыми складками;

3)  определенными ощущениями в области глотки и ротовой    полости.

 

Механизм опоры следует считать неправиль­ным, если это состояние сопровождается пере­напряжением мышц голосового аппарата и при­водит к утомлению голоса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.60.249 (0.007 с.)