Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декорирование керамики: виды орнаментов и приемы художественной обработки

Поиск

 

Дисциплина «Композиция в художественной керамике»

Четверг 14.05. 2 и 3 пары(4 часа)

Время: 9.30-10.30 и 11.00-12.00

Модуль№ 2. «Копии изделий сосудов. Формообразование. Орнамент».

Лекция. Тема 8. Стилизация. Растительный орнамент (4 часа). Продолжение.

Цели.1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать и ознакомить со структурой орнаментов, о многообразии и единстве орнаментальных мотивов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализировать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения планировать свою деятельность, память учащихся.

Задание: прочесть и переписать текст, в котором перечисляются приемы декорирования керамики. Это очень важно для вашей практической работы!. Самостоятельное практическое задание: Выполнить эскизы растительного орнамента для керамических изделий (3-5 шт.). Все выполненные задания (конспекты и эскизы) показывать и поместить в папку с файлами.

 

(Изэнциклопедии «Керамика». Гончарное ремесло. История керамики).

Орнамент– способ украшения керамики. Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, “мрамор”, лепка, лощение, резерваж и другие. Различают следующие виды орнаментов:

Волнистый орнамент
– способ лощения керамики, при котором вся поверхность сосуда выглядит волнистой, в некоторых случаях приближаясь к желобкам. В русской литературе термин обозначает волнистые линии, нанесенные на поверхность сосуда острым предметом до обжига.

Выемчатый орнамент
– на мягкой поверхности сосуда до обжига вырезают полоски или узоры. Образовавшиеся полоски часто заполнялись белой пастой, выделявшейся на темной поверхности сосуда.

Глазковый орнамент – декоративный мотив, состоящий из пары кружков или спиралей как на испанской символ-керамике. На некоторых образцах явно изображены глаза, возможно, они символизировали покровительственный взгляд божества на своих почитателей. Мотив широко распространен в Западной Европе 3-го тысячелетия до н.э.

Граффити– любые фигурки или надписи, нацарапанные на поверхности. Встречаются на скалах, домах и на керамике.

Гребенчатый орнамент – распространенный способ украшения керамики. Выполнялся зубчатым инструментом по сырой глине. В результате получались ленты параллельных насечек, часто волнистые.

Декалькомания (деколь) представляет собой одно или многокрасочный рисунок, наносимый с помощью переводной картинки. Различают деколь обычную и сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная деколь едва ощущается рукой, рисунок чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами одного тона в другой. Сдвижная деколь имеет более толстый слой краски, насыщенный цвет, однако число красок в рисунке ограничено, переходы тонов, как правило, отсутствуют. Разработаны комбинированные и золотосодержащие деколи.

Живопись
– выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка), выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике.

Рисунки в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу.

Инкрустация – способ декорирования - несквозное вырезание узоров на поверхности, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями.

Каннелюры – орнамент из широких насечек или желобков.

Кракелюр - (франц. craquelure), трещина красочного слоя в произведениях масляной живописи.

Кракле
– вид глазури, покрытой сетью волосяных трещин, часто окрашенных по-иному, чем основная глазурь. Получают путем втирания керамических пигментов в трещины, образующиеся в результате цека на глазури, и последующего обжига. Иногда ограничиваются окрашиванием трещин органическими красителями.

Крытье сплошное– это покрытие корпуса изделия равномерным слоем краски; полукрытье – цветная полоса шириной 20 мм и более; нисходящее крытье – это крытье с постепенным переходом от сильного тона краски к слабому; при крытье с прочисткой в краске прочищен узор.

Ложный рельеф – форма выемчатого или штампованного орнамента в керамике, предусматривающая удаление или вдавление глины с поверхности сосуда в двух рядах, окаймляющих треугольники. Зигзаг между этими рядами кажется рельефным, хотя в действительности он не выше, чем поверхность сосуда в других местах. Мотив был широко распространен в древности.

 

Люстр – современный вид покрытия с металлическим отливом.

Негативная роспись - техника орнаментации керамики, применявшаяся во многих районах Америки. Рисунок наносился на поверхность сосуда при помощи воска или глины, затем сосуд окуривался или погружался в черную краску, которая не могла проникнуть через защитный слой. Когда воск или глина удалялись, рисунок получал первоначальный цвет на черном фоне. Аналогичный метод окрашивания с применением воска мог использоваться и для тканей. При таком способе вместо воска можно использовать тонкие полоски скотча (3-5 мм), которые можно снять после высыхания краски. Эти полоски можно класть в любых направлениях, очень красиво получается!! (Шевчук В.Г.)

Меандр - непрерывный узор из ленты или отдельной линии с равномерными изгибами. Спиральный меандр представляет собой просто спираль, прямоугольный меандр – тот же мотив, но с прямыми углами.

«Мраморизация» – способ декоративной отделки применялся на Руси в Х—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз. Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают, переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чём-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. Сейчас это современный способ, которым все увлекаются с помощью акриловых красок!!! (Шевчук В.Г.)

«Макароны» – группа волнистых линий, прочерченных двумя или тремя пальцами на поверхности глины в верхнепалеолитических пиренейских пещерах (в т.ч. в Альтамире). Предположение о непосредственном переходе от "М." К идее рисунка зверя было сформулировано А. Брейлем (1911 г.) Гипотеза о таком легком открытии феномена творчества созерцающим индивидуумом впоследствии не подтвердилась. Ученые истолковывают "макароны" как имитационно-символическое воспроизведения грифад (прочерчен от когтей) пещерного медведя, занявшего особое место в сознании человека палеолита.

Нарезной орнамент – встречается на керамике. Мягкая поверхность глины до обжига прорезалась острым инструментом.

Отводка – вид декорирования росписью, при котором на изделие, имеющее форму тела вращения, при помощи турнетки наносят узор в виде узких лент, орнаментов и т.п. Декорируют керамические изделия посредством окрашивания массы в розовый, голубой, зеленый цвета, нанесение декоративных глазурей (цветных, «кракле», кристаллических, матовых и др.), рельефными и углубленными рисунками, но чаще всего раскрашиванием. На фаянсовые изделия наносят также буфетную ленту шириной 12-16 и 32 мм, на фарфоровые изделия с вырезным краем – ленту с завалом, захватывающую вырезной край. Эти разделки применяют самостоятельно или в комбинации с другими.

Пастилаж - в грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой. Сейчас этим способом пользуются кр.татарские керамисты (Шевчук В.Г.)

Печать – графический однокрасочный рисунок, перенесенный с гравированной доски или вала на папиросную бумагу или резиновую мембрану, а с них на изделие. Рисунок может быть дополнительно раскрашен вручную одной, двумя или более красками. Внешние признаки: – тонкий одноцветный контур, следы ручной раскраски.

Разделка рельефа – это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом.

Рисунки - в зависимости от расположения (композиции) подразделяют на сплошные, бортовые, раскидные и букетом. Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю поверхность или борт изделий, бортовой – расположен непрерывной полосой по борту, низу или посередине изделия, раскидной – это пять и более не связанных друг с другом лепков или рисунков; букетом – до трех рисунков включительно. Разделки выполненные надлазурными красками, закрепляют в муфельном обжигу.

Романский орнамент – декоративный мотив в металлических изделиях и керамике, состоит из рядов каплевидных выпуклин, расходящихся от основания сосуда. Такой орнамент может покрывать нижнюю часть сосуда или всю поверхность, придавая ему вид очищенного апельсина. Иногда аналогичный эффект получают простыми вертикальными нарезками или желобками.

Роспись – наиболее широко применяемый способ художественной обработки. Расписывают ангобом - тонкорастертой жидкой глиной, белой или с примесью красителей. Рисунок ангобом наносят только на сырой черепок (19-20 % влажности). Пересушенное изделие расписывать нельзя, так как ангоб при сушке и обжиге опадает. При нанесении ангоба на очень влажное изделие (с влагосодержанием 27-34 %) вводится большое количество воды и в результате изделие может утратить форму. Залитое ангобом изделие расписывают с помощью пипетки.

Свастика
– крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении. Свастика широко распространена как мотив орнамента, иногда имевший значение символа (возможно, символ солнца). Встречается во многих культурах, в частности, Греции.

Спираль – широко популярный художественный мотив, состоящий из кривой постоянно возрастающего диаметра. В двойной спирали две кривые соединяются в центре, бегущая спираль – ряд связанных между собой спиралей.

Торсада – декоративный мотив, состоящий из двух лент, переплетающих ряд кружков. В двойной Торсаде три ленты переплетаются вокруг двух рядов кружков.

Шелкография – это одно- или многокрасочный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.

Шляпки гвоздиков – украшение поверхности керамики шариками глины.

Шнуровой орнамент
- широко распространен на керамике, наносится на поверхность сырой глины при помощи перевитого шнура. Иногда шнур обвязывался вокруг палочки, таким образом выполнялись узоры (Питерборо). Отпечатки шнура могли заменять нарезной орнамент, иногда шнуровым орнаментом покрывалась вся поверхность сосуда (шнуровая керамика, некоторые разновидности кубков).

Штампованный орнамент – орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким-либо предметом. Частным случаем является штамп, когда рисунок предварительно вырезается на дереве или кости, а отпечаток затем переносится на поверхность сосуда. Промежуточным звеном являются отпечатки природных объектов, например птичьих костей или зазубренных морских раковин. На фаянсовой посуде используют штамп с цветным пудражом одной или более красками.

Фотокерамика – фотография, воспроизведенная на изделии, часто в медальоне – круглом, овальном или ином обрамлении.

В современной художественной керамике применяют такие приемы декорирования, как огневая патинировка в окислительной и восстановительной среде, тонирование и роспись изделия солями и кислотами металлов, взятыми в чистом виде или введенными в состав цветного ангоба, глазури, эмали.

Арабский орнамент

Декоративно-прикладное искусство достигло высокого расцвета и особенно ярко выразило декоративную специфику арабского орнамента. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии – центры: в Ракке и Самарре. Лучшие образцы неглазурованной бытовой керамики Самарры имели довольно строгую форму. Они украшались орнаментом растительного и геометрического характера, нанесенным на посуду методом нарезки, штампа или раскраски.

В глазурованной расписной керамике были популярны растительные мотивы и надписи, выполненные обычно темно-синим (кобальт) или зеленым цветом на светлом фоне. Но в то же время уже встречались и изделия с подглазурным орнаментом. В этом случае узор еще до нанесения глазури прорезался сквозь белый ангоб до красной глины (гравировка).

Именно сирийско-месопотамские керамиты создали технику полихромной надглазурной люстровой росписи, ставшей одним из популярнейших приемов украшения керамики на всем Востоке.
Люстр (люстр – современный вид покрытия с металлическим отливом) впервые возник на стеклянных изделиях в 8 в. в Египте, но тогда же его начинают использовать самаррские гончары. Люстр самаррских изделий очень богат цвета и оттенки весьма разнообразны: кроваво-красный с рубиновым отблеском, золотой, коричневый, оливково-зеленый. Люстровая роспись применялась при создании декоративных изразцов для украшения дворцовых интерьеров. В их орнаменте часто встречались эпиграфические надписи почерком куфи и растительные мотивы – крупные листья и цветы, похожие на астры. Иногда встречаются геометрические мотивы, выполненные в изумрудных, охристо-желтых и коричневых цветах, расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды. Испано-мавританская люстровая керамика 14—15 вв., оказала большое влияние на европейское прикладное искусство.

В 12–13 вв. были популярны керамические изделия из белой глины. Поверхность ваз, блюд покрывалась черным ангобом. Вырезая или процарапывая черный фон, они создавали белый рисунок. Таким образом, достигалась рельефность линий. Затем сосуд полностью покрывался прозрачной или бирюзовой глазурью.

В парадной столовой керамике Ирана 15 в. В основном встречаются росписи синим и черным цветом. Была популярна керамика с подглазурной росписью, названная «черным по белому» Она имеет ясный и простой декор, он состоял из надписей, растительных мотивов или изображений птиц.

А вот сургучно-красный цвет появился в изникской керамике на последнем этапе ее развития. Он создавался наложением в легком рельефе толстого ангоба, богатого железом. Впервые этот прием использован на образцах мечети Сулейманийе, которая была закончена в 1557. Среди излюбленных мотивов в орнаментах турецких гончаров были головки тюльпанов, которые хорошо сочетались с мелкими листочками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.22 (0.008 с.)