Содержание книги

  1. Виктор Мазин. «Психоаналитическая критика: Зигмунд Фрейд и возвращение жуткого»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виктор Мазин. «Психоаналитическая критика: Зигмунд Фрейд и возвращение жуткого»



Психоанализ – теоретическая практика / практическая теория

1.

Психоаналитическая критика: анализ S-та в культуре. НО: S-т всегда расщеплен (что-то чел. знает о себе, что-то нет) => анализ «S-та культуры» (Ж.Лакан – перечеркнутое S).

Фрейд «Неудобство в культуре» - ты либо криво-косо в культуре, либо никак. мы входим в культуру, отрицая что-либо.

Ф.Гваттари, статья, картина «Каждый хочет быть фашистом».

Фрейд: формула «Культура, которая призвана человека защищать, его же и порабощает». Культура – сумма достижений человечества; институции (законы, а уже потом картины). S-т всегда (!) принадлежит культуре. Культура, которая насилует, она же и конституирует человека.

К/ф «Одиссея 2000» Кубрика.

«Человек – бог на протезах».

2.

Не существует психоаналитической критики по сути. Она зависит полностью от О-та критики (из-за разных О-в критика радикально разная).

2 типа критики:

1) Патография – соотнесение биографии с творчеством. (ПР: анализ Леонардо З.Фрейдом). Сублимация.: 1-й акт сублимации – ответ на вопрос «как я появился на свет» - созд теорию (напр., о родителях).

«Предудовольствие»

2) Анализ деталей произведения искусства (ПР: анализ Моисея З.Фрейдом).

S-т «вылазил» когда, скажем, художник рисовал на автомате (ногти, мочки ушей, нимбы).

3.

«Другой З.Фрейд», когда появ новые понятия «навязчивое повторение» + «влечение к смерти».

Эстетика базируется на анализе красивого, но за бортом оставляет некрасивое. З.Фрейд этим и занялся.

Лакан: «жуткое есть ключ к пониманию страха вообще».

Статья З.Фрейд «Жуткое»

ПЗ-к лишь изредка чувствует побуждение к эстетическим высказываниям.

Жуткое вызывает страх. Вопрос – его ядро?

Жуткое – это та разновидность пугающего, кот имеет начало в давно известном, в издавна привычном.

2 пути:

1. Понятийный – разобраться с лигвистикой.

Анализ категории «жуткое» в разл языках.

«heimlich» - развертывает свое значение в амбивалентных направлениях, вплоть до совпадения со своей противоположностью «unheimlich».

Исследование Шеллингом отдельных случаев жуткого.

Э.Йенч изуч жуткого. Восприимчивость к эмоциям такого кач-ва различается у разных людей. Условие появления жуткого обнаруживает в интеллектуальной неуверенности – чем лучше чел ориентирован в окр.ср., тем труднее ему испытать ощущение жути от вещей или событий в ней. Жуткое = непривычное (Фрейд не согласен).

 

2. Найти О-ты жуткого

Анализ рассказа Гофмана (Фрейд «недосягаемый мастер изображения жуткого в лит-ре») «Песочный человек» (страх перед слепотой - замена страха кастрации, т.к. глаза конституируют меня в мире; потерял глаза => потерял себя => потерял мир).

Мотив двойника О.Ранка – двойник стал образом ужаса. Я не могу обнаружить свое Я, т.к. вокруг много двойников меня, много Я. Двойники: 1). Я сам (случай в поезде с зеркалом), 2) символическое (гестаповец).

Все что нам сегодня каж-ся жутким, затрагивает остатки анамнистической душевной деят-ти или побуждает их к проявлению.

1. пугающее является возвратившимся вытесненным (этот вид пугающего и есть жуткое).

2. скрытое → в жуткое в рез-те процесса вытеснения. Шеллинг: жуткое – это нечто, что д.б. бы остаться в скрытом виде, но проявилось. Самое жуткое связано со смертью, т.к.: а) сила наших первобытных Э-хреакций; б) ненадежность нашего научного познания. Люди верят, что не умрут. Факты, превращающие пугающее в жуткое: анимизм, магия и колдовство, всевластие мыслей, отношение к смерти, неумышленное повторение, комплекс кастрации. ПЗ, кот занимается обнаружением этих сил, сам стал для многих жутким.

Жуткое переживается, когда вытесненный инфантильный комплекс опять оживляется неким впечатлением или если опять кажутся подтвержденными преодоленные примитивные убеждения.

Жуткое из вытесненныз комплексов более устойчиво, оно сохраняется в вымысле таким же жутким, как и в переживании. Жуткое от преодоленного проявляет этот хар-ер в переживании и в вымысле, но может терять его в вымышленной действительности.

В поэзии больше допущении на несогласовки с реальностью => меньше сил, кот не согласуются => меньше жуткого.

Невротик в культуре - «мужской» невроз. Напр, при виде манекена возникает вопрос «А я-то живой?!».

Жутко столкновение с собой!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.167 (0.006 с.)