Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В поисках фаллоса приап и инфляция мужского

Поиск

сновидений

Два напряженных состояния постоянно присутствуют при успешном применении толкования сновидений. Первое — напряжение между объективными и субъективными интерпретациями мотивов сновидения. Второе, характеризующее не только толкование сновидения, но и аналитический процесс в целом,— это напряжение между личным и архетипическим значениями.

Объективное и субъективное

Предположение о том, что образы и мотивы в сновидении могут рассматриваться либо объективно (относительно людей и событий в бодрствующей жизни), либо субъективно (как аспект собственной психики сновидца), Юнг выразил в практической клинической форме напряжения, — состояния, отмечаемого исследователями сновидений еще с античных времен. Фрейд свел это напряжение к простому утверждению, что сны являются предшествующими мыслями и желаниями бодрствующего человека, ставшими неприемлемыми для его эго; если «латентный» сон, скрытый за ширмой пережитого «манифестного» сна, был бы выведен на ясный свет сознания, то в нем обнаружилась бы лишь предшествующая бодрствующая мысль, которая была вытеснена.

Напряжение между объективным и субъективным значениями снов может быть также сведено — возможно слишком легко — к утверждению, что сны всегда относятся к субъективным представлениям в сознании (mind) сновидца. Некоторые из этих субъективных значений являются объективными репрезентациями в уме сновидца, реально существующих людей и ситуаций. С этой точки зрения сны рассматриваются как изменение только внутреннего представления о вещах, которое, конечно, влияет на

внешнее переживание, потому что эго бодрствования опирается на такие объективные репрезентации, как на само собой разумеющееся явление, из-за необходимости как-то ориентироваться в бодрствующей реальности.

Напряжение между объективным и субъективным, однако, носит более глубокий характер. Есть некоторая опасность в непсихотическом состоянии видения и понимания определенных снов только на языке внешней реальности, и ограничение лишь субъективными значениями может лишить нас плодотворного психологического напряжения.

Переживания бодрствования и сна не содержат в себе изначального противостояния. Не существует таинственного мира сновидений, который пребывает в полном контрасте со всем объективным «дневным миром». И опыт сознательного бодрствования и переживания в сновидениях,— оба в равной степени являются таинственными составляющими потенциального единства — процесса индивидуации. Сны быстро уходят прочь, но также (хотя и в более замедленной форме) поступают и «устойчивые» реалии бодрствующей жизни. Среди потока перемен может проявиться тот самый таинственный процесс, который Юнг назвал индивидуацией, включающей, до известной степени, актуализацию уникальных потенциалов того или иного человека и тем или иным образом получающей на это санкцию превратностями самой жизни.

В бодрствующем «объективном» существовании динамика индивидуации не всегда осуществляется в терминах того, что «логично» делать, точно также как в сказках не более старший, более зрелый принц спасает принцессу, оказавшуюся в смертельной опасности,— это делает его младший, сомневающийся, вечно создающий путаницу братец, использующий необщепринятые способы, например приходящих на помощь животных. В любой серии снов движение может происходить в объективные жизненные ситуации или в сторону от них. Никакого устанавливающего правила здесь нет. На службе у индивидуации сны могут склонять эго к тому, чтобы организовывать себя в привычной культурной атмосфере. В некоторых иных случаях сны вытаскивают эго прямо из успешной бодрствующей деятельности и

буквально «тычут носом» в более тонкие смыслы, ставят более искусные задачи.

Окончательное разрешение напряжения между объективным и субъективным описано Юнгом как «циркумамбуляция» (обхождение) таинственного центра психического, которая сама по себе может ощущаться, но которую невозможно обнаружить в сетях сознания. В этом таинственном процессе, психологически аналогичном алхимическому поиску, эго релятивизировано, но неуступчиво, события реальны, но они не ошеломляют, образы в снах направляют, но не подчиняют. Процесс индивидуации, в конечном итоге, и представляет то явление, которое обслуживается и облегчается в своем осуществлении снами, хотя сны и могут использоваться наряду с решением обычных психотерапевтических задач в цикле решения проблем и развития личности.

Личное и архетипическое

Другой путь установления напряжения, связанного с психологической индивидуацией, пролегает через оппозицию личного и архетипического. Когда тот или иной человек слишком глубоко включен в коллективную внешнюю реальность повседневной жизни, обнаружение в его собственных снах универсальных, архетипических образов из объективных глубин психического может оказаться освобождающим переживанием. Но если кто-либо в обыденной жизни является добычей неистовой шизофренической неразберихи архетипических образов, то достижение устойчивой позиции эго в равной степени переживается как освобождение.

Как невротик, застигнутый в чрезмерной конкретизации семейных или общественных «реалий», так и шизофреник, утонувший в море архетипических смыслов,— оба обнаружат ощущение неба в том, что можно назвать личной сферой жизни. Личностная история — это не просто псевдоиндивидуальная временная схема дат и внешних событий,— привычная веревка для развешивания жизненного белья, на которой висят многочисленные роли, — она несет в себе гораздо более глубокое

ощущение смысла и неразрывной целостности. Внешняя жизнь может проходить через глубокие перемены без какого-либо изменения в субъективном восприятии смысла жизни. Но каждый психотерапевт знает и об обратной ситуации, в которой внешняя жизнь протекает гладко и неизменно, в то время как внутреннее субъективное состояние преобразуется в то, что, по сути, оказывается совершенно новым и неизношенным по своему значению миром.

Бодрствующее эго обитает между двумя в равной степени опасными констелляциями. Обычно в юнгианской психологии мы привыкли думать об архетипической области коллективного бессознательного, об объективной психике как о контрапункте жестким конструкциям эго бодрствования. Гораздо меньше мы думаем об архетипическом происхождении мира коллективного сознания. Однако оба эти мира, окружающие эго с внутренней и внешней сторон, архетипичны по своему характеру.

Мир коллективного сознания (история в том виде, в котором мы ее читаем и перечитываем) образован определенными индивидами, выражавшими (и выражающими) архетипические содержания, которые проистекают из объективной психики. Многие делают это и терпят неудачу в попытке осуществить культурное воздействие, другие же, напротив, вызывают — поразительно — уже готовую ответную реакцию в своей культуре или в обществе и меняют ее в большей или меньшей степени. Архетипические формы, хранящиеся в культурных установлениях, становятся молчаливой меблировкой коллективного сознательного разума. Но сам момент архетипического формообразования включен в культурное установление, а это установление оказывается в оппозиции к тому архетипу, который дал ей рождение, так как ни одна отдельная форма не может тащить на себе весь ряд или полный спектр архе-типически возможных значений.

То, что истинно на общественном уровне, является истинным относительно индивидуальной психики. Ни одна реальная мать не может воплощать весь спектр возможностей, унаследованных от архетипической Великой Матери, так что материнское имаго в индивидуальной памяти (mind) является одновременно и носителем, и ограничением архетипа матери. То же самое справедливо

и в отношении всех архетипических форм, включая юнговский воображаемый образ Бога, испражняющегося на крышу кафедрального собора.24

Индивидуальное эго может потерять свой путь либо в архетипических образах коллективного бессознательного — особенно, когда они используются как бегство от внешних жизненных проблем — или в архетипических формах, включенных в установления (институции) коллективного сознания и культуру. Проблема заключается в том, чтобы отыскать личную позицию, способную релятивизировать эти архетипические области,— не создавать им противодействие, не отождествлять одно с истинным, а другое — с фальшивым и при этом не утратить личностную сферу,— единственное пространство, в котором могут возникнуть глубокие преобразующие процессы.

Ничто, имеющее психологическую важность, не возникает вне личностной сферы. Это может быть сильный звук и неистовство, и ненормальное течение исторических перемен, но индивидуальная психика есть единственный носитель (и в своем крайнем выражении, передатчик) архетипических форм, стремящихся достичь устойчивого органического равновесия. Следовательно, сохранение и поддержание личностной сферы является делом крайне важным как в анализе, так и в повседневной жизни.

Распад личностной сферы возникает в анализе, когда архе-типической области придается слишком чрезмерное значение, о чем часто сигнализирует архетипически перекошенный перенос,— аналитик в этом случае воспринимается либо богоподобным, либо дьяволоподобным существом. В любом случае шансы на человеческое взаимодействие снижаются. Или же анализанд может обесценивать аналитический процесс, как таковой, и искать убежища в культурно вкрапленной архетипической форме, такой как политическая партия или организованная тем или иным образом религия. Подобные варианты развития весьма драматичны, так как преобразующее поле аналитического взаимодействия исключительно полезное место; для некоторых это единственная надежда обрести когда-либо подлинно личностную сферу и единственная благоприятная возможность для созна-

тельного, не-невротического участия в своем собственном процессе индивидуации.

Используемые со вниманием, заботой и клиническим мастерством сновидения являются наиболее подходящим и надежным проводником в укреплении и поддержке личностной сферы, в избегании обеих форм архетипического редукционизма.

Краткое подведение итогов

Сновидения являются естественной частью психической жизни. Они служат процессу индивидуации посредством компенсации искаженных моделей реальности, структурированных и удерживаемых бодрствующим эго.

Сон следует записывать как можно скорее после его появления. Необходимо сдерживать интерполяции (вставки) бодрствующего эго. Даже сны близкие бодрствующей реальности зачастую содержат символические нюансы.

При прояснении (амплификации) мотивов сновидения личные ассоциации имеют преимущество перед культурными или архетипическими амплификациями, хотя некоторые сны могут быть осмыслены только в свете трансперсонального материала. Проясненный сон должен быть достаточно прочно уложен в контекст жизни сновидца.

Сны могут оказать полезное содействие в таких клинических вопросах, как дифференциальный диагноз, прогностическая клиническая оценка, а также в принятии решения относительно дополнительных средств, таких как использование медицинских препаратов, частота аналитических сессий и госпитализация. Сны также служат хорошими указателями при выборе редуктивных или проспективных форм анализа.

Та или иная серия снов позволяет корректировать ошибочное истолкование отдельного сна. В точности мотивы снов повторяются редко; более чаще присутствуют связанные образы, группирующиеся вокруг одного и того же комплекса. Последующие образы и мотивы в серии снов позволяют аналитику и анализанду получить дополнительное представление о факторах, лежащих

в основе процесса индивидуации, который сны стремятся поддерживать.

Сновидения, в частности, весьма полезны при лечении невроза. Невротические конфликты часто проявляются в симптомах избегания ряда жизненных задач. В неврозе сами сновидения пытаются справиться с невротическим расщеплением, побуждая эго прежде всего взаимодействовать с реальными жизненными процессами, нежели с их невротическими заменителями. При лечении невроза эго приводится обратно к истокам базовой динамики индивидуации, которая включает как развитие сильного эго, так и реализацию эго'м своей отдельной миссии в сопоставлении с более полной целостностью, представленной Самостью.

Сновидениями не следует злоупотреблять или, занимаясь снами, нельзя позволять аналитическому процессу уклоняться от рассмотрения другого материала, требующего внимания. Когда снов нет, анализ может продолжаться с помощью того материала, который имеется под рукой: переноса-контрпереноса, обзора прошлой жизни, каждодневных событий, занятиями в групповой терапии, проекциями при «игре в песочек» и т. д. Сны обслуживают процесс, но сами по себе процессом индивидуации не являются.

Внимательный и ответственный анализ сновидений поддерживает напряжение между объективными и субъективными значениями, равно как и более широкие напряжения между личностной сферой и окружающими ее архетипическими силами.

Сон есть часть реальности, чье происхождение носит личностный и неясный характер; его назначение — внесение полноты идей и смысла наряду с неопределенностью, а судьба в мире эго бодрствования оказывается в наших собственных руках. Если мы отнесемся к сну с интересом и уважением, то он послужит нам во многих отношениях. Если же пренебрежем им, то в любом случае сон затронет нас, отработав свои алхимические преобразования в глубинах психического, отыскивая ту же самую цель индивидуации либо с нашей, либо без нашей сознательной помощи.

Сновидения — таинственные сущности, похожие на послания неведомого друга, который заботится о нас, но объективным образом. Почерк и язык этих посланий порой неясен, но нет никакого сомнения в отношении подлинного интереса, лежащего в их основе, к нашему конечному благосостоянию, которое может и отличаться от состояния благополучного существования, которое, как мы воображаем, и является нашей целью.

Необходимы смирение и скромность. Никакой сон никогда не может быть истолкован полностью; будущие события и будущие сны могут внести свои коррективы в то, что казалось исчерпывающей интерпретацией. Мы всегда должны помнить о таинственной природе сновидений, существующих на границе нашего понимания мозга и разума, сознания и бессознательного, личной и межличностной жизни.

Примечания

Все ссылки на работы Юнга, кроме обозначенных отдельно, даются по английскому Собранию сочинений в 20 томах (The Collected Works. V. 1-20). Далее CW (с указанием тома и параграфа).

1. См.: «Wotan», «After the Catastrophe», in: Civilization in Transition, CW 10. Русский перевод «Вотан» см.: Одайник «Психология политики». СПб.: Ювента, 1996, с. 275-291.

2. См.: J. Jacobi, The Way of Individuation, trans. R. F. С Hull (London: Hodder and Stoughton, 1967).

3. См.: H. P. Rqffwarg, W. С Dement, J. N. Muzio et al, Dream Imagery: Relationship to Rapid Eye Movements of Sleep, Archives of General Psychiatry 7. (1962): 235-258.

4. См.: James A. Hall, Clinical Uses of Dreams: Jungian Interpretation and Enactment (New York: Grune and Stratton, 1977), pp. 163-179; M. Polanyi, Personal Knowledge: Toward a Post-Critical Philosophy (Chicago: University of Chicago Press, 1958).

5. Redemption Motifs in Fairytales. ( Toronto: Inner City Books, 1980), pp. 17-18.

6. A. Hall, Clinical Uses of Dreams, pp. 151-161.

7. Ibid., pp. 331-347. '

8. Face to Face, BBC Production, 1961.

9. The Psychology of the Transference, in: The Practice of Psychotherapy, CW 16. Другой важный источник юнговской мысли относительно переноса-контрпереноса содержится в «Тавистокских лекциях»: The Tavis-tock Lectures (particularly Lecture V), in: The Symbolic Life, CW 20. Русский перевод см.: К. Г. Юнг. Аналитическая психология. СПб., 1994; Тавистокс-кие лекции. Киев, 1995.

10. Ibid., pars. 334-336.

11. Ibid., par. 331.

12. Experimental Researches, CW 2, pars. 733, 1351.

13. См.: The Psychology of Dementia Praecox, in: The Psychogenesis of Mental Disease, CW 3, par. 86. (Русский перевод: Психология раннего слабоумия: Избранные труды по аналитической психологии. Цюрих, 1939. Т. 1). Я несколько расширил понятие аффектированного эго в связи с теорией объектных отношений (см. мою книгу: Clinical Uses of Dreams, pp. 49-52).

14. Memories, Dreams, Reflections, trans. Richard and Clara Winston, ed. Aniela Jaffe (London: Collins Fontana Library, 1967), pp. 354-355. Русский перевод: Воспоминания. Сновидения. Размышления, Киев, 1994, с. 318-319.

15. J. Hall. Clinical Uses of Dreams, pp. 269-271.

16. Некоторые мотивы, представленные здесь, и рад других обсуждаются в: Clinical Uses of Dreams, pp. 275-327.

17. «On the Psychology and Pathology of So-Called Occult Phenomena», in Psychiatric Studies, CW 1.  Русский перевод: К. Г. Юнг. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995, с. 301. О поздних воззрениях Юнга на психологическое значение феноменов «внешнего пространства» как в бодрствующей жизни, так и в снах; см.: «Flying Saucers: A Modern Myth», in Civilization in Transition, CW 10. Русский перевод: К. Г. Юнг. О современных мифах. М.: Практика, 1994, или: К. Г. Юнг. Один современный миф. М.: Наука, 1993.

18. См.: «Synchronicity: An Acausal Connecting Principe», in: The Structure and Dynamics of the Psyche, CW 8.

19. См.: L. Phine, Hidden Channels of the Mind (New York: Sloan, 1961), «Psychological Processes in ESP Experiences: I. Waking Experiences; II. Dreams»: Journal of Parapsychology 26 (1962): 88-111, 171-199.

20. M. Ullman, S. Krippenr and A. Vaughn, Dream Telepathy (New York: Macmillan, 1973).

21. Исследование алхимического символизма и его психологических приложений см.: Marie-Louise von Franz, Alchemy: An Introduction to the Symbolism and the Psychology (Toronto: Inner City Books, 1980).

22. Hall, Clinical Uses of Dreams, pp. 146-150.

23. Polanyi, Personal Knowledge.

24. Memories, Dreams, Reflections, p. 56. Русский перевод см. прим. 14, с. 50.

Библиография на русском языке

1. К. Г. Юнг. Архетип и символ. М: Renaissance, 1991. (Переводы работ разных лет). С. 298.

2. К. Г. Юнг. Психологические типы. СПб.: Ювента, 1995. С. 716.

3. К. Г. Юнг. Феномен духа в искусстве и науке. Собрание Сочинений. М.: Renaissance, 1992. Т.15. С. 314.

4. К. Г. Юнг. Либидо: его метаморфозы и символы. СПб.: Восточноевропейский институт психоананлиза, 1994. С. 416.

5. К. Г. Юнг. Аналитическая Психология. СПб., 1994. С. 132.

6. К. Г. Юнг. Тавистокские лекции. СПб.: Кентавр, 1995. С. 228.

7. К. Г. Юнг. Психология Бессознательного. М.: Канон. 1994. С. 320.

8. К. Г. Юнг. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1993. С. 332.

9. К. Г. Юнг, Э. Сэмюзлс и др. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1996. С. 309.

10. К Г. Юнг. Человек и его символы. СПб.: Б.С.К. 1996. С. 454.

11. Р. Боснак. В мире сновидений. 1991.

12. Э. Сэмюэлс, Б. Шортер, Ф. Плот. Критический словарь аналитической психологии К. Г. Юнга. М., 1994. С. 184.

13. Доналд Уильяме. Пересекая границу... Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды. Воронеж: Модэк, 1994. С. 192.

14. К. Г. Юнг. Душа и мир. Киев: Государственная библиотека для юношества, 1996. С. 383.

15. К. Г. Юнг. Дух Меркурий. М: Канон, 1996. С. 380.

Валерий Зеленский Сон, исполненный «тайным» значеньем...

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,— И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Ф. И. Тютчев

Треть своей жизни — а порой и больше, как былинный богатырь Илья Муромец или его литературно-хрестоматийный тезка Илья Ильич Обломов— человек проводит в спящем состоянии. Уже сам этот факт — хотя и множество других тоже — издавна заставлял человека всерьез интересоваться причинами и природой столь любопытного и загадочного психического явления, каким являются сны. Современные психологические словари определяют сновидение либо как спонтанный, неуправляемый, субъективно переживаемый поток представлений, «преимущественно зрительной модальности» (Психология. Словарь. М., 1990), либо как «поток галлюцинаторных переживаний с определенной степенью связности, но большей частью запутанный и причудливый, совершающийся в состоянии сна (физиологического) или в сходных условиях» (Drever. A Dictionary of Psychology). Психоаналитический словарь Чарльза Райкрофта определяет сновидение как психическую активность во время сна; «серию картин и событий, представляющихся во время сна. Психоанализ полагает, что сновидения имеют психологический смысл, постичь который можно с помощью интерпретации» (Райкрофт. Спб., 1995. С. 181).

Знакомство с историей духовной культуры человечества позволяет заметить, что не существует ни одной религиозной кон-

фессии, ни одной целостной философской или психологической системы, ни одного вида искусства и литературы, которые в той или иной степени, форме не касались бы загадочного и многогранного мира сновидений в его бесконечно разнообразных значениях, вариантах, смыслах, истолкованиях. Письменная и книжная история сохранила нам множество произведений, посвященных их описанию и анализу. На этом фоне число работ, рассматривающих сновидения с точки зрения современного психологического знания, сравнительно невелико. Что касается, в частности, российского культурного ареала, то изучение богатейшего материала, так или иначе связанного со сновидениями, с позиций философии, культурологии, глубинной психологии, аналитической психотерапии, психосоматической медицины до сих пор остается здесь проблемой почти неисследованной. Одной из причин такого «бедственного» положения являлись,— и доминировавшие в предшествующие десятилетия,— всевозможные идеологические табу на творческое вольномыслие, равно как и отсутствие самого понятийного — научного, клинического и др.— аппарата, связанного со сновидческой феноменологией. Можно надеяться, что появление работы Холла в какой-то степени скрасит этот «пустынный пейзаж Онира».*

В начале XX века с появлением знаменитой книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» началась психоаналитическая разработка понятия бессознательного.** Психоаналитический подход оказал огромное воздействие на развитие современного

* Онир — древнегреческий бог сновидений.

** Говоря о важной роли бессознательного в формировании сновидений, следует упомянуть работу русского ученого И. Г. Оршанского «Сон и сновидения с точки зрения ритма», опубликованную еще в 1878 году. В своей книге он, в частности, пишет: «... каждый сознательный элемент сновидений есть лишь освещенная верхушка массы психического материала, находящегося в бессознательной области». Оршанский выделял возможную в формировании сновидений роль не осознаваемых в бодрствующем состоянии вытесненных элементов психических содержаний из предшествующей жизни. Любому человеку приходилось бороться с собственными недостатками: тщеславием, завистью, жадностью, сладострастием и пр. Очень часто эти отрицательные качества прячутся в бессознательной области, не смея проявиться в сознании, где правят принципы, выработанные воспитанием и управляющие бодрствующей деятельностью. «Ночью, во сне, эти придавленные элементы прошлого получают доступ в сознание и могут даже играть значительную роль в некоторых сновидениях».

гуманитарного знания вообще, и внес большой вклад в разработку представлений о сновидении как психическом феномене.

Карл Юнг, развивая ряд положений психоанализа и создавая свою собственную теорию «аналитической психологии», обосновал разделение всей целостной многообразной суммы бессознательного на личное (присущее индивидуальному опыту человека) и коллективное бессознательное (общечеловеческий опыт, свойственный всем людям), которое он описывал, как «архетипическое». В чем суть этого важного — в частности, для анализа сновидений — понятия? Его основу составляет идея о том, что существуют определенные мотивы и комбинации психических содержаний, наделенные свойством «вездесущности». Они с непостижимым постоянством обнаруживаются не только в мифах, сказаниях, былинах, сказках и верованиях различных народов, заведомо не имевших между собой никаких связей, но и в сновидениях (грезах, галлюцинациях) здоровых (и больных) индивидов, для которых какое-либо знакомство с мифологией или былинным эпосом совершенно исключено. Характерно и то, что подобные мотивы или комбинации в своем «зримом» виде выглядят крайне «фантастичными», «произвольными», никак не детерминированными логикой «бодрствующего», «дневного» сознания. Бессознательное, согласно Юнгу, непрерывно занято воспроизводством определенных устойчивых схем таких мотивов и комбинаций, априорно формирующих психическую картину мира человека — в отличие от инстинктивной картины — и получивших название «архетипов» или первообразов.

«Архетип в себе...есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. Меня уже часто спрашивали, откуда берется архетип: приобретается ли он или нет. Ответить на этот вопрос прямо нельзя. По определению, архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архе-типическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту. Они наличествуют предсозна-тельно и предположительно образуют структурные доминанты

психического вообще. Их можно сравнить с незримо, потенциально присутствующей в маточном растворе кристаллической решеткой. В качестве априорных обусловленностей архетипы представляют собой особый, психологический случай известного биологам «стереотипа поведения», наделяющего все живые существа их особыми специфическими свойствами. В ходе развития проявления подобного биологического основания могут видоизменяться, и то же самое может происходить с проявлениями архетипа. С эмпирической точки зрения, однако, архетип никогда не возникал в рамках органической жизни. Он появился вместе с жизнью... Архетип, где бы он ни появлялся, обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного, и там, где действие архетипа осознается, его отличительной чертой является нуминозностъ. *

Следует отметить, что первые столкновения с архетипи-ческим материалом у Юнга возникли в его собственных ранних сновидениях в возрасте трех-четырех лет. Одно из запомнившихся «на всю жизнь» он описывает в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» (русский перевод см. Киев., 1994, с.24):

«Я находился на большом лугу [вблизи дома священника]. Внезапно я заметил темную прямоугольную, выложеную изнутри камнями, яму. Никогда прежде я не видел ничего подобного. Я подбежал и с любопытством заглянул вниз. Я увидел каменные ступени. В страхе и неуверенности я спустился. В самом низу за зеленым занавесом находился вход с круглой аркой. Занавес был большой и тяжелый, ручной работы, похожий на парчовый, и выглядел очень роскошно. Мое любопытство требовало узнать, что за ним, я отстранил его и увидел перед собой в тусклом свете прямоугольную палату, метров в десять длиной, с каменным сводчатым потолком. Пол тоже был выложен каменными плитами, а в центре лежал большой красный ковер. Там, на возвышении, стоял золотой трон, удивительно богато украшенный. Я не уверен, но возможно, что на сидении лежала красная подушка. Это был величественный трон, в самом деле,— сказочный королевский трон. Что-то стояло на нем, сначала я подумал,что это ствол дерева

■ CW 11, par. 222,; Ответ Иову. М., 1995, с. 47 — 48.

(что-то около 4 — 5 метров высотой и полметра в толщину). Это была огромная масса, доходящая почти до потолка и сделана она была из странного сплава — кожи и голого мяса, на вершине находилось что-то вроде круглой головы без лица и волос. На самой макушке был один глаз, устремленный неподвижно вверх. В комнате было довольно светло, хотя не было ни окон, ни какого-нибудь другого видимого источника света. От головы, однако, полукругом исходило яркое свечение.То, что стояло на троне, не двигалось, и все же у меня было чувство, что оно может в любой момент сползти с трона и, как червяк, поползти ко мне. Я был парализован ужасом. В этот момент я услышал снаружи, сверху, голос матери. Она воскликнула: «Ты только посмотри на него. Это же людоед!». Это лишь увеличило мой ужас, и я проснулся в испарине, напуганный до смерти. Много ночей после этого я боялся засыпать, потому что боялся увидеть еще один такой же сон».

Долгое время, как пишет далее Юнг, сон преследовал его. Лишь гораздо позже он понял, что это был образ фаллоса, а еще спустя десятилетия, осознал, что это был ритуальный фаллос и, соответственно, архетипический образ.

После сенсационных открытий Фрейда и Юнга, связанных с пониманием содержаний сновидений, и формулировкой ими своих концептуальных позиций путей, позволявших — с той или иной степенью валидности — сделать эти содержания понятными и доступными сознанию, на многие десятилетия наступила молчаливая пауза, нарушенная исследованиями шестидесятых-семидесятых годов в области экспериментальной психологии. Имеется в виду изучение быстрых движений глаз во время физиологического сна. В итоге в ряде работ экспериментально подтвердилась гипотетическая мысль Юнга о том, что «монолог» бессознательного в нашей психике совершается непрерывно, включая и время сна, и что сами сновидения имеют существенную психофизическую функцию. Тем не менее можно сделать некоторый вывод об общей скудости современных методов толкования сновидений и в свете неудовлетворенного чувства обратить внимание на историческую динамику развития важнейших подходов к толкованию сновидений вообще.

Ханс Дикманн, немецкий аналитический психолог, вьщеляет три фундаментальных подхода.* Согласно первому, распространенному среди первобытных культур, общин или людей, сон оказывается представленным частью внешней реальности (то же можно подозревать и у маленьких детей). Здесь ясного различия между бессознательной фантазией и реальностью нет. На этот счет имеются данные антропологов и историков, в частности, Дикманн ссылается на известные труды Леви-Брюля и приводит примеры сновидений аборигенов Новой Гвинеи и др. В этих случаях человек становится ответственным не только за то, что он делает в своих собственных снах, но и за свои поступки, совершенные им в снах других людей.

Второй подход заключается в том, что сам сон является сообщением, посланным от богов, и служит прежде всего предсказанием, оракулом, то есть обладает гадательными свойствами. Подобная точка зрения имела свой расцвет в античности и была постепенно оставлена лишь в эпоху Ренессанса, в период появления естественных наук. Здесь центральным является идея о том, что сновидения представляют зашифрованное сообщение, требующее своей расшифровки. На этой основе появились многочисленные толкователи сновидений, составлявшие, в свою очередь, разнообразные лексиконы сновидений или своеобразные «сонники» на базе коллективной символической интерпретации. Наиболее известной книгой этого периода является «Онирокритика» Арте-мидора из Эфеса (о которой упоминает Д. Холл в своем предисловии к русскому изданию).

Третий и последний подход — современный. Здесь на первый план в толковании сновидений выходит индивидуальный аспект. Каждый сон и каждый мотив сновидения или его символ связываются с индивидуальной памятью, жизнью, семейной историей, и сознательная ситуация, практически, не зависит от коллективных черт, которые, разумеется, также должны приниматься во внимание. В данном случае один и тот же мотив сновидения может иметь совершенно иное значение для одного человека в отличие от другого. В этом варианте толкования сновидения разброс возмож-

' Dieckmann H. Methods in Analytical Psychology. 1988, p. 110.

ных значений зависит от специфики личностного мира, эмпирического опыта сновидца, слишком огромного и безграничного, чтобы так или иначе загнать его в прокрустово ложе какого-либо сонника или подобия «словаря».

Аналитическая психология о природе сновидений

В аналитической психологии Карла Густава Юнга сновидения, как элемент психической жизни, занимают одно из ключевых мест. Об этом неоднократно заявлял и сам Юнг, достаточно посмотреть его автобиографию, в которой важность сновидений подчеркивается постоянно на протяжении всей книги. В ней и в других работах Юнг указывал, что в каждый кризисный момент его жизни тот или иной сон (или видение) снабжал его существенными данными для последующих решений. Хотя полномасштабной «законченной теории» сновидений Юнг не оставил, — о чем писал и сам * — тем не менее его взгляды на толкование сновидений представляют, в сущности, определенную теорию,— по крайней мере, в смысле организованного понятийного набора, основанного на обширном клиническом материале. Он много работал над установлением ряда базисных допущений, которые можно свести к четырем главным: сны 1) выражают бессознательные процессы и структуры личностные и архетипические; 2) содержат смысл, который может быть расшифрован, если установлен сам контекст сновидений; 3) обнаруживают компенсаторный процесс в бессознательном; 4) показывают целевую тенденцию, направленность в сторону психической индивидуации.

В противоположность Фрейду, твердо считавшему все сновидения «осуществлением желаний», Юнг в своем подходе был крайне осторожен и в выборе изначальной предпосылки. Свои взгляды на психологическую природу сновидений Юнг развивал на протяжении всей творческой жизни. В течение многих лет он самолично анализировал порядка 2000 снов ежегодно.

1 С. G. Jung. Letters, 1957. vol. 2, p. 293.

Согласно Юнгу, сновидения представляют собой независимые, спонтанные проявления бессознательного; фрагменты непроизвольной психической активности достаточно осознаваемые, чтобы быть воспроизведенными в бодрствующем состоянии. Юнг определял сон как «спонтанное автопортретное исполнение в символической форме, изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном» (CW 8, par. 505). Что касается связи сновидения с сознанием, то Юнг рассматривал ее как преимущественно компенсаторную.

В свое время Фрейд отметил, что сновидения есть «королевская дорога» к бессознательному. (Через семьдесят лет известный американский аналитик-постюнгианец Джеймс Хилман уточнит, что это «дорога с двусторонним движением»). В процессе толкования сновидений и Фрейд, и Юнг использовали прием ассоциации, но Юнг впоследствии варьировал свою практику в соответствии со своими открытиями в сфере комплекса, поскольку он рассматривал сновидения как комментарии личностных комплексов. К технике ассоциации он прибавил амплификацию из мифа, истории и другого культурного материала. Это позволило ему обеспечить более широкий контекст в интерпретации образной ткани сновидения и давало возможность изучать как скрытые, так и манифестные содержания.

Сон в аналитической психологии рассматривается как выражение текущих психических состояний, «дневной» психики, описанной символическим языком «самой» природы. Понимание сновидений в этом смысле становится мощным средством в росте сознания человека. Рассматривая сновидение вне рамок психофизиологической объяснительной модели, можно сказать, что оно есть символ. На современном языке мы могли бы добавить, что оно имеет сигнальную природу, свидетельствует о чем-то. В аналитической психологии понятие «символ» имеет дополнительное значение. Мы знаем, например, что слово или изображение что-то обозначают. Но они могут быть еще и символичны, если подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Символ не просто знак, выступающий как определенный известный смысл, который можно выразить другим образом. К пониманию символа можно попытаться приблизиться, используя метод анало-

гии, который позволяет вывести неизвестное значение к порогу восприятия, точке видимости смысла. В аналитической психологии расшифровка сновидения осуществляется путем так называемой амплификации. Амплификация дословно переводится как «расширение» и «распространение» и в нашем случае определяется как уточнение и прояснение отдельных образов сновидения с помощью прямых ассоциаций. Какие ассоциации вызывает у вас этот образ, с чем он у вас связан в жизни? — такой вопрос обычен в анализе. Метод постепенного приближения интерпретируемого символа к искомой смысловой точке представлен двумя аспектами: личностной и общей амплификацией. В личностной амплификации уточняются специфические для пациента наименования, знаки, образы, сновидения. Ассоциации являются спонтанными чувствами, мыслями или воспоминаниями, приходящими на ум по поводу каждого элемента сновидения. Более или менее полный набор таких ассоциаций обеспечивает личностный контекст и часто ведет к разгадке значимого смысла. Общая амплификация строится психотерапевтом на основе его собственного знания, и ее логика разворачивается в соответствии с мифологическими, фольклорными, религиозными, этническими и другими мотивами коллективного сознания. Общая амплификация обеспечивает коллективные архетипические ассоциации составляющими сновидение элементами и образами. Здесь в первую очередь требуется знание психотерапевтом коллективной и объективной психики. В случае если сновидение содержит архетипический образ или тему, аналитик демонстрирует это, представляя соответствующую образную структуру из мифологии, легенды, сказки или фольклора. Общая амплификация восстанавливает, собственно, коллективный контекст сновидения, дающий возможность взглянуть на сон как на явление, имеющее отношение не только к личной психологической проблеме, но также относящееся и к общей коллективной проблеме, свойственной целостному человеческому опыту. Архетипическая тема, вскрытая анализом, может отражать особенности переживаемого обществом исторического момента или содержать сведения, предсказывающие возможное будущее социального организма как целого. В процессе общей амплификации пациент знакомится с коллективной или объективной психикой и в то же время помогает своему эго отде-

литься от объективной психики. Пока индивид переживает свои проблемы, и в частности сны, как относящиеся только к его личной психике, он сохраняет свое эго отождествленным во многих чертах с объективной коллективной психикой и несет бремя коллективной вины и ответственности в отстраненном, обезличенном виде. В той степени, в какой коллективная вина и ответственность переживаются как личные, парализуется способность к совершению действий, эту вину и ответственность вызывающих. К примеру, охранник нацистских или сталинских лагерей, осознав личную ответственность за совершаемое им, уже не смог бы столь усердно нести свою службу. Но идентификация с психикой коллективной позволяет ему действовать в меру обязанностей и сил, не оставляя какого-либо психического осадка или напряжения.

В отличие от Фрейда, который, по мнению Юнга, относился к снам лишь как к некоей каузальности, Юнг — наряду с причинным фактором — считал сновидения психическими продуктами, которые можно рассматривать также и с позиции преднамеренности, определенного целеполагания. «Каузальность предполагает единообразие смыслов,— писал Юнг,— однообразие толкования, она искушает человека, заставляет его приписывать символу фиксированное значение. В то же время телеологическая точка зрения постигает в образе сна выражение измененной психологической ситуации. Она не признает фиксированных значений символов» (CW 8, par.471). Как и Фрейд, Юнг считал, что сны порождаются психически обусловленной активностью бессознательного. Оба мыслителя отличались в своих толкованиях многих образов сновидения, но главная причина такого различия во взглядах коренилась в различных представлениях об устройстве бессознательного. Согласно Фрейду, все бессознательные содержания представляют материал вытеснения. Для Юнга же вытесненные содержания (восприятия, мысли, ценности, эмоции) составляют лишь часть бессознательных содержаний. Кроме вытесненного материала, писал Юнг, «в бессознательном находится и все психическое, ставшее подпороговым, включая и сублиминальные чувственные восприятия. Кроме того, мы знаем — не только по богатому опыту, но и благодаря теоретическим основаниям,— что бессознательное содержит в себе и такой материал, который еще не достиг порого-

вой отметки сознания. Имеются в виду зародыши будущих сознательных содержаний». *

Согласно Фрейду, значения снов замаскированы и скрыты под визуальной (по большей части) оболочкой манифестного содержания с целью предохранения физиологического процесса сна. Юнг рассматривал это положение как чрезмерно упрощенное. Он допускал, что сновидения— насколько они могут это делать — охраняют сон, как таковой, замечая при этом, что иногда сновидения способны и разбудить спящего.

Сновидения не являются преднамеренными или случайными выдумками — они представляют собой естественные явления, не претендующие на большее, чем они сами. Они не обманывают и не лгут, не маскируются под нечто другое и не искажают существующее, но наивно заявляют, что они есть и нечто значат. Они раздражают и сбивают с толку только потому, что мы не понимаем их. Они не прибегают ни к каким махинациям и проделкам, чтобы что-то скрыть, а информируют нас о своем содержимом со всей возможной в пределах их своеобразия ясностью. Мы также можем понять и то, что делает их столь странными и труд-ноуяснимыми: поскольку мы постигаем из опыта, что они неизменно ищут возможность выразить нечто, чего эго не знает и не понимает. Их неспособность к более ясному самовыражению соответствует неспособности или нерасположенности сознательного разума понять суть вопроса. *

Допуская, что в некоторых случаях сновидения выполняют функцию осуществления желаний и предохраняют сам сон от прерывания — положение, на котором строилась фрейдовская теория — или же обнаруживают инфантильное устремление к власти (Адлер), Юнг в большей степени фокусировался на их символическом содержании и их компенсаторной роли в саморегуляции психического. В символической форме сновидения изображают текущую ситуацию в психическом с точки зрения бессознательного.

«Так как значение большинства снов оказывается не в согласии с тенденциями сознательного разума, демонстрирует специфические отклонения, то мы должны допустить, что бессознательное,

* К. Г. Юнг. Психология бессознательного, с. 179. **CW 17,раг.189;К. Г. Юнг. Конфликты детской души, М., 1995, с. 115—116.

матрица сновидений, выполняет независимую функцию. Это то, что я называю автономностью бессознательного. Сновидение не только не подчиняется нашему желанию, но очень часто встает в возмутительную оппозицию к нашим сознательным намерениям. Эта оппозиция не всегда заметна — иногда сновидение лишь немного отклоняется от сознательной установки и включает незначительные изменения — случайно оно может даже совпасть с сознательными тенденциями и намерениями. Когда я попытался выразить такое поведение в формуле, единственно адекватным показалось мне понятие компенсации, так как оно одно способно объединить все многочисленные способы поведения сна. Компенсацию необходимо отличать от комплементации {дополнительности). Понятие дополнительности слишком узко и ограничено — его недостаточно для объяснения функции сновидений, потому что оно обозначает отношение, в котором две вещи дополняют одна другую более или менее механически. Компенсация, со своей стороны, что подразумевает сам термин, означает уравновешение и сравнение различных данных или точек зрения так, чтобы произвести уточнение или исправление.» (CW 8, par. 545).

Сновидения обнаруживают те аспекты человека, которые обычно не осознаются, они раскрывают бессознательные мотивации, действующие во взаимоотношениях и представляют новые точки зрения в конфликтных ситуациях.

«В этом отношении существуют три возможности. Если сознательная установка к жизненной ситуации в большей степени оказывается односторонней, то сновидение принимает противо-полжную сторону. Если сознание занимает позицию близкую к «середине», сновидение удовлетворяется вариациями. Если сознательная установка «правильная» (адекватная), то и сновидение совпадает с ней и подчеркивает эту тенденцию, хотя и не лишаясь своей специфической автономии. Поскольку никто не может знать с уверенностью, как пациент сознательно оценивает ту или иную ситуацию, толкование сновидений, естественно, невозможно без опроса сновидца. Но даже, если мы и знаем сознательную ситуацию, мы не знаем ничего об установке бессознательного. Так как бессознательное является формой или матрицей не только сновидений, но и психогенных симптомов, то вопрос об установке

бессознательного составляет огромную практическую важность.» (там же, par. 546).

Юнг рассматривал манифестное содержание сна — фрейдовскую «маску» или «зримый фасад» сновидения — лишь как частный случай и шаг к тому, что «сновидение часто говорит о сексуальности, но не всегда имеет ее в виду — часто говорит об отце, но, в действительности, подразумевает самого сновидца». И далее:

«...если наши сновидения воспроизводят определенные идеи, то эти идеи являются, прежде всего, нашими идеями, в структуре которых разворачивается наше целостное бытие. Они выступают как субъективные факторы, группируясь точно также, как и в сновидении, и выражая это или то значение не по внешним причинам, а по глубоко интимным подсказкам своего психического. Вся сно-видческая работа, в сущности, субъективна, и сновидение есть театр, в котором сновидец оказывается сценой, актером, суфлером, режиссером, автором, публикой и критиком. Эта простая истина образует основу для понимания смысла сновидения, которое я назвал толкованием на субъективном уровне. Такое толкование рассматривает все персонажи сновидения, как персонифицированные черты собственной личности сновидца». (CW 8, par. 509).

Язык сновидений

Язык снов, согласно Юнгу, сложен и переменчив, и не уступает в этом отношении языку сознания. Языковые составляющие представляют из себя, по большей части, невербальные образы, варьирующие по степени сложности и живости, яркости гораздо шире и более драматично, чем соответствующие элементы в бодрствующем переживании. На сравнительно простом уровне фигуративный язык сна очень напоминает разнообразные — от номинативных до метафор — фигуры речи. Скажем, образ свиньи в сновидении может обозначать хамство, а льва — царь зверей — символизировать силу; сновидческая сцена перехода через мост может служить метафорой принятия важного решения изменения чего-либо и т. д. Языковым элементом сна может выступать цвет:

его наличие или, наоборот, отсутствие, интенсивность, разновидность тонов и оттенков и др. Невозможные образы — физически непредставимые и фантастические — также составляют элементный язык сновидений.

Частью языка сна следует считать и преувеличение. Сюда относятся образы обычных объектов или людей, которые выступают во сне в причудливом или угрожающем виде, а реальные жизненные ситуации предстают в чрезвычайно измененных пропорциях или, напротив, отличаются в деталях от действительных ситуаций. Вышеприведенный сон юного Юнга с образом одноглазого фаллоса ряд постюнгианских аналитиков трактует вне какой-либо связи с сексуальностью, а в духе компенсаторного иконоборчества — образ языческого символа — сына пресвитерианского пастора.

К языковым символам сна нужно отнести фигуры сказочных животных, а также современные объекты,— «модернизаторы». Так, аэроплан может символизировать орла, автомобиль или железнодорожный поезд оказывается равнозначным дракону, а лекарственная инъекция — мифологическому укусу змеи.

Отдельная тема, требующая особого разбирательства — сновидения людей, слепых от рождения.

Механизмы сновидений

Хотя Юнг и утверждал, что «сон следует не вполне понятным законам или привычным формам поведения» (CW 8, par.535), он тем не менее признавал, что существуют механизмы, помогающие строить язык сновидения. Фрейд в своей теории выделял четыре механизма: цензуру, сгущение (конденсация), смещение и символизацию. У Юнга таких механизмов шесть: контаминация, конденсация, дублирование или мультипликация, драматизация и архаические механизмы.*

«Контаминация» — это связывание друг с другом очевидно не связанных предметов, событий, идей цепью ассоциаций, действующих в режиме ослабления сознательных ограничителей

* Цит. по: Mattoon M. A. Understanding dreams. 1978, p. 39-40.

в период физиологического сна. Юнг приводит пример со столом. «Скатерть, например, имеет к нему непосредственное отношение, но Юлий Цезарь — весьма отдаленное; но если мы находимся в контексте этой связи, то есть знаем о ней, то следствие наступает незамедлительно».

«Конденсация» — это более строгая форма контаминации; она не только связывает, но комбинирует в разных отношениях несвязанные идеи, события и объекты. Женщина, знакомая сновидцу лишь постольку, поскольку он каждый день видит ее проходящей мимо его дома, может появиться во сне, одетой в платье, принадлежащее сестре сновидца.

«Дублирование или мультипликация» — противоположно конденсации. Один и тот же образ может повторяться или же возникать в сдвоенной (близнецовой) форме с «целью» подчеркнуть его значимость или возможную завершенность в динамике содержательности образа, проступающего из бессознательного. Идентичные образы могут свидетельствовать и о дуальности,— противоположности позитивного и негативного.

«Конкретизация» — использование фигурального пластического языка, включая представление комплексов в персонифицированной форме.

«Драматизация» — выражение содержания в форме драматического повествования. Многие сновидения имеют классическую структуру драмы. В них присутствует экспозиция (место, время и персонажи), которые демонстрируют изначальную ситуацию сновидца. Далее наличествует развитие фабулы, сюжета (имеет место действие). На третьей фазе возникает кульминация (происходит решающее событие). Заключительный этап — лизис — происходит как результат или разрешение случившегося действия.

«Архаические механизмы» переводят бессознательные содержания в архетипические формы.

Словарь юнгианских терминов

Анима (лат «душа») — бессознательная, женская сторона личности мужчины. Она персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости). Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относится к женщинам. Идентификация с анимой проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности («обабивание») и сверхчувствительность.

Анимус (лат. «дух») — бессознательная, мужская сторона личности женщины. Анимус персонифицирован в принципе Логоса. Идентификация с анимусом делает женщину жесткой, самоуверенной и любящей спорить. В положительном смысле анимус есть внутренний мужчина, который действует, как мост между женским эго и ее собственными творческими источниками в бессознательном.

Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.

Ассоциация — спонтанный поток взаимосвязанных мыслей и образов, вращающихся вокруг специфической идеи, определяемой бессознательными связями.

Индивидуация — сознательная реализация человеком своей единственной в своем роде психической реальности, включающей как сильные стороны, так и личностные ограничения. Индивидуация ведет к переживанию Самости как регулирующего центра психического.

Инфляция — состояние, в котором человек испытывает любое нереальное — либо слишком высокое, либо слишком низкое (негативная инфляция) — чувство своей идентичности. Оно указывает на регрессию сознания в бессознательное, что случается, как правило, когда эго берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к их различению.

Интуиция — одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее. В противоположность ощущению (функции, которая воспринимает непосредственную реальность при помощи физических ощущений) интуиция достигается за счет бессознательного, то есть вспышки озарения, инсайта неизвестного происхождения.

Кватерность (Четверичность) — один из архетипов, выделенных Юнгом. Образует логическую основу для любого сколь-нибудь целостного суждения, сведенную к четырехкратности. К примеру, четыре времени года, четыре части света и т.п.

Комплекс — по определению самого Юнга, «комплексы суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций». Комлексы влияют на поведение человека и, как правило, сопровождаются известным аффектом вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет. Наличие комплексов у человека — явление вполне естественное, и сами по себе комплексы являются необходимыми составляющими психической жизни.

Констелляция — всякий раз образующаяся сильная эмоциональная реакция на какое-либо лицо или ситуацию, в которой активирован (образован, сконстеллирован) комплекс.

Мина — меланезийское слово для обозначения сверхобыденной силы, исходящей из человеческого бытия, либо из другого объекта (в частности, духов). Обозначает также здоровье, престиж, способность совершать волшебство и исцелять.

Мистическое соучастие (Проективная идентификация) — представляет собой вид психологической защиты, в особенности, в детском возрасте, но встречается также и во взрослой патологии. Юнг впервые использовал этот термин, заимствовав его у антрополога Леви-Брюля, для обозначения таких отношений между субъектами, при которых один человек стремится добиться влияния на другого. В повседневной жизни мистическое соучастие может проявляться в ситуации, когда, скажем, два человека могут предвосхищать желания друг друга, заканчивать начатую другим мысль и т.п.

Мышление — умственный процесс интерпретации того, что воспринято. В типологической модели Юнга, мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации.

Ощущение — психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств.

Паттерн — функциональная единица, состоящая из различимых частей, но действующая как единое целое. Термин, заимствованный из общей психологии.

Перенос и Контрперенос — частные случаи проекции, обычно используемые для описания бессознательных эмоциональных связей, возникающих между двумя участниками аналитического или терапевтического взаимоотношения.

Персона (лат. «актерская маска») — социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте. Сильное эго соотносится с внешним миром с помощью гибкой подвижной персоны; идентификация с отдельной персоной (доктор, ученый, артист и так далее) препятствует психологическом развитию.

Проекция — процесс, с помощью которого какое-либо бессознательное качество или характеристика, свойственные данному лицу, постигаются им и находят у него соответствующую реакцию во внешнем объекте(ах) или другом человеке (людях).

Пуэлла этерна (лат. «вечная девочка») — обозначает определенный тип женщины, остающейся слишком долго в подростковой, девической психологии, обычно ассоциируется с сильной бессознательной привязанностью к отцу. Ее мужской двойник — Пуэр этернус («вечный мальчик») с соответствующей привязанностью к матери.

Самость — архетип целостности и регулирующий центр личности. Юнг пишет о Самости, что она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие... Самость является центром суммативной личности, подобно тому, как эго есть центр сознательного разума... Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью». Самость переживается как трансличностная сила, превосходящая эго, например Бог.

Символ — наилучшее возможное выражение чего-то существенно неизвестного. Символическое мышление нелинейно, правополушарно; оно взаимодополняет логическое, линейное левополушарное мышление.

Тень — обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своем сознании; сумма всех личностных психических элементов в силу несовместимости с избранным сознательным отношением их носителя, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсаторно по отношению к сознанию, следовательно, ее эффект может быть как негативным, так и позитивным.

Трансцендентная функция — примиряющее «третье», возникающее из бессознательного (в форме какого-либо символа или нового отношения) после того, как конфликтующие противоположности сознательно дифференцировались, и между ними установилось напряжение.

Трикстер (обманщик, хитрец, плут) — карнавальная и мифологическая фигура, составляющая, согласно Юнгу, внутренний психический опыт, во многом эквивалентный Тени.

Уроборус — мифический змей или дракон, поедающий собственный хвост. Это символ как индивидуации в форме самодостаточного циркулирующего процесса, так и нарцистической самопоглощенности.

Чувство — одно из четырех психических функций. Это рациональная функция, оценивающая значимость взаимоотношений и ситуаций. Следует отличать чувство от эмоции, соответствующей активированному комплексу.

Эго — центральный комплекс в области сознания. Сильное эго может объективно связываться с активированными содержаниями бессознательного (то есть другими комплексами), а не просто идентифицироваться с ними, что происходит в состоянии одержимости.

Экстраверт/интроверт — типы личностной ориентации. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время как интроверт в большей мере поглощен внутренними заботами, мыслями и чувствами собственного «Я».

Оглавление

Предисловие к русскому изданию ................................................. 5

Предисловие .................................................................................. 8

Глава 1. Основные понятия юнгианской психологии......................11

Общие структуры...................................................................12

Связь между личным и объективным психическим ...............15

Комплекс и архетип................................................................16

Структуры идентичности: эгоитень .....................................18

Связующие структуры: анима/анимус и персона...................19

Процесс индивидуации...........................................................23

Глава 2. Природа сновидений.........................................................27

Сновидения как компенсация.................................................28

Использование неистолкованных сновидений .......................31

Толкование сновидения и имагинальные техники..................33

Эго-идентичность и структура комплексов............................34

Глава 3. Юнгианский подход к сновидениям..................................40

Амплификация образов ..........................................................41

Контекст сновидения..............................................................43

Глава 4. Сновидения как диагностический инструментарий...........45

Первоначальные сновидения в анализе..................................45

Связанные образы в серии сновидений ..................................47

Дифференциальная диагностика ............................................53

Депрессия..........................................................................53

Беспокойство (тревога).....................................................54

Психоз...............................................................................59

Физические проблемы.......................................................60

Сновидения о смерти ........................................................61

Основные тезисы для запоминания........................................62

Глава 5. Вопросы техники............................................................ 63

Перенос и контрперенос ...................................................... 63

Лечение в анализе................................................................. 68

Редуктивный или проспективный анализ ............................. 70

Аффектированное эго и сновидения..................................... 72

Отсроченное истолкование и не-истолкование.................... 75

Совмещенная группа и индивидуальная терапия ................. 77

Основные тезисы для запоминания ...................................... 79

Глава 6. Эго-образы и комплексы в сновидениях......................... 80

Идентификация комплексов ................................................. 80

Структурные сдвиги: границы и ограничения...................... 83

Связующие структуры и структуры идентичности .............. 84

Персона ................................................................................ 84

Тень ...................................................................................... 86

Анима/анимус....................................................................... 87

Самость и ось эго — самость ............................................... 90

Архетипическая амплификация............................................ 92.

Глава 7. Общие мотивы сновидений............................................. 95

Инцест.................................................................................. 95

Оплакивание......................................................................... 97

Дома ..................................................................................... 98

Автомобили.......................................................................... 99

Алкоголь и наркотики ..........................................................101

Смерть ..................................................................................102

Змеи......................................................................................104

Глава 8. Картография (структура) сновидений............................106

Сон внутри сна .....................................................................106

Сновидения о реальности «как она есть»............................. 108

Пространственно-временные указатели............................... 109

Явления синхронии .............................................................. 110

Глава 9. Символизм алхимии.......................................................115

Алхимические мотивы в сновидениях..................................116

Конъюнкция (coniunctio): образы объединения....................118

Глава 10. Сновидения и индивидуация.........................................121

Природа невроза...................................................................121

Релятивизация эго................................................................125

Индивидуирующее эго .........................................................127

Эго сновидения и эго бодрствования....................................129

Фокальное (очаговое) и подразумеваемое знание................131

Глава 11. О двух напряженных состояниях в толковании сновидений....... 134

Объективное и субъективное................................................134

Личное и архетипическое.....................................................136

Краткое подведение итогов ..................................................139

Примечания.................................................................................142

Библиография на русском языке..................................................144

В. В. Зеленский. Сон, исполненный «тайным» значеньем..........145

Словарь юнгианских терминов....................................................160

Оглавление ..................................................................................164

Уважаемый читатель!

В серии «Библиотека аналитической психологии» издательство Б.С.К. выпустило следующие книги:

Карл Густав Юнг ЧЕЛОВЕК И ЕГО СИМВОЛЫ

Джеймс Уайли

Телефон: (812) 230-03-68

Серия «Библиотека аналитической психологии» Редактор серии В. В. Зеленский

Джеймс Альберт Холл

Юнгианское толкование сновидений Практическое руководство

Подготовка издания ТОО «Б.С.К.» Лицензия ЛР № 063995, выдана 01.03.1995 г.

Подписано в печать 04.06.96 г. Формат 60х 100 1/20. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,4. Учетно-изд. л. 8,0. Тираж 2000 экз.

Зак. № 6.

Отпечатано в типографии издательско-полиграфической

фирмы «Б.С.К.» г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 25.

Межиздательская серия «Библиотека аналитической психологии» основана в 1994 году и выходит под эгидой Санкт-Петербургского Психоаналитического Общества и Информационного центра психоаналитической культуры.

Публикации серии рассчитаны не только на специалистов, но прежде всего на самый широкий круг читателей, стремящихся к более ясному осознанию психической реальности в них самих и окружающем их мире, к обретению целительного и значимого смысла в жизни каждого и большей глубины в человеческих взаимоотношениях.

В настоящее время готовятся к публикации следующие книги:

М.-Л. фон Франц ПСИХОЛОГИЯ СКАЗКИ

М.-Л. фон Франц АЛХИМИЯ

Дж. Хиллман

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Дж. Хиллман ИСЦЕЛЯЮЩИЙ ВЫМЫСЕЛ

Д. Шарп

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

(2-издание)

В. Зеленский АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. СЛОВАРЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.143 (0.03 с.)