Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовое воспитание детей с дефектами зрения.
8. Роль семьи в воспитании детей с НЗ.Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительной патологией, требует особой заботы и внимания. Болезнь является психической травмой и для родителей. Ребенок с НЗ способен преодолеть трудности, стоящие на его жизненном пути, если родители и близкие помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир с помощью сохранных анализаторов. Раннее развитие ребенка с НЗ происходит в тесной зависимости от условий его воспитания, от социальной среды, которая, так или иначе, влияет на формирование у него различных психических функций. Ребенок с НЗ зависим от окружающих людей, прежде всего от родителей, которые призваны содействовать его физическому и духовному становлению. Степень реализации потенциальных способностей детей с нарушениями зрения обусловлена как характером и степенью имеющегося у них дефекта, так и отношением родителей к наличию у ребенка дефекта и их участием в его воспитании. Обнаружение у ребенка глубокого нарушения зрения (при рождении или в первые месяцы жизни), как при любых других патологиях обычно вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение. Проводить специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты. Затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку, он принимается таким, какой он есть. Ребенку необходимо чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. Воспитание незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Адекватным отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Принятие дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Отношение к ребенку с нарушением зрения может быть и неадекватным. Условно выделяют четыре неадекватные позиции (Хорош С.М.): 1.Неадекватность родительской позиции (ребенок- жертва обстоятельств, беспомощное и обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной защите и опеке). Такая жертвенная любовь оборачивается тем, что ребенок растет неприспособленным к жизни. Его не приучают к самостоятельности, выполняют все его прихоти. У ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, недостаточно развиваются сохранные анализаторы. Гиперопека ставит ребенка в полную зависимость, не только физическую, но и эмоциональную, от опекающих его людей. 2.В случае, если родители смирились с дефектом, но не принимают уже самого ребенка, дети выделяются своей неухоженностью, заброшенностью. Глубокое нарушение зрения у этих детей сочетается с педагогической запущенностью. Они постоянно испытывают дефицит ласки, эмоционального общения. 3.Ребенок принимается родителями, а его дефект – нет. Игнорирование специфических особенностей нарушения зрения, направление всех усилий на улучшение зрения может привести к тому, что будет упущено невосполнимое для психического развития ребенка время первых лет его жизни. 4. Родители не принимают дефект и самого ребенка. Такие родители не видят перспектив в воспитании своего ребенка. В результате они или отказываются от малыша, или передают на воспитание другим членам семьи. При неадекватных позициях отца и матери в отношении к ребенку, имеющем нарушение зрения, встает вопрос о коррекции внутрисемейных отношений. Важную роль в этом играет информация о возможностях целенаправленного специального воспитания и обучения, позволяющего человеку с сенсорным дефектом не только приспособиться к социальным условиям жизни в обществе, но и стать полноценным его членом. Подобная информация помогает родителям принять верное решение и не отказаться от ребенка после того, как они узнали, что он родился слепым. Психологи, тифлопедагоги, воспитатели специализированного учреждения могут помочь родителям изменить свою позицию. При правильном к нему отношении и в результате определенных усилий он сможет приспособиться к жизни в обществе, стать полноценным его членом и многого достигнуть. На дефект зрения семья не может оказать влияния, но она может способствовать восстановлению и развитию нарушенных в результате слепоты и слабовидения социальных контактов, помочь найти ребенку свое место в обществе, способствовать восстановлению личностного и социального статуса. Родителям нужно отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т.е. чего они хотят, какова их основная цель. Целью воспитания и задачей родителей является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Полноценная жизнь незрячего ребенка во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.
Дети с НЗ при поступлении в спец. Доу иногда оказываются беспомощными. Связано с излишней опекой родителей. Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат также важным средством коррекции, компенсации и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. В этой связи труд занимает важное место в системе учебно-воспитательного процесса у детей с НЗ. Трудовое воспитание дошкольников. В ДОУ трудовое воспитание направлено на коррекцию недостатков познавательной деятельности, развитие процессов компенсации, эстетическое воспитание, формирование черт личности у детей с нарушением зрения. Особое внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое успешно осуществляться лишь в условиях целенаправленной деятельности. При недостатке сенсорного опыта у детей возникает особая необходимость в использовании разнообразных дидактических приемов для формирования у них образов. В связи с этим большое значение имеет изучение натуральных объектов. В процессе их изучения воспитатель объясняет строение, форму, размеры, величину, фактуру и другие признаки предмета. По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления с предметами и орудиями труда, технологией изготовления изделий (работа с природоведческим материалом, бумагой, картоном, тканями и др.) у детей происходит обогащение представлений, развитие речи и мышления, формируется эмоционально-эстетическое отношение к реальной действительности. С помощью специальных упражнений осуществляется развитие восприятия, формирование приемов и способов ориентировки в пространстве, корригирование двигательных нарушений, обусловленных слепотой и слабовидением. Для трудовой деятельности должны быть созданы офтальмо- гигиенические условия, спец. условия и средства, направленные на преодоление трудностей зрит. недостаточности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.175 (0.007 с.) |