Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работу выполнила Соколовская Наталья Викторовна ЗБ-РНО-31

Работу выполнила Соколовская Наталья Викторовна ЗБ-РНО-31

Тема. Английская социально-бытовая повесть и роман в детском чтении. Диккенс и роман воспитания. Оливер Твист.

1. Развитие реалистической литературы в Англии. Школа Диккенса.

В Англии реализм сформировался очень быстро, потому что он следовал сразу за эпохой Просвещения и его становление происходило почти одновременно с развитием романтизма, который нисколько не помешал успехам нового литературного направления. Связующим звеном между эпохой Просвещения и так называемым просветительским реализмом стало творчество английской писательницы Джейн Остин. К тому времени, когда она написала свои романы («Нортенгерское аббатство» и «Чувство и чувствительность»), жанр просветительского романа уже получил свое завершение в романах Оливера Голдсмита («Векфильдский священник») и Лоренса Стерна («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). К предшественникам реализма XIX века надо отнести и Томаса Лава Пикока, создателя «романа идей» в английской литературе («Хедлонг Холл», «Мелинкорт», «Аббатство кошмаров»).

Особенность английской литературы состоит в том, что в ней романтизм и реализм уживались вместе и обогащали друг друга. Примером тому служит творчество двух писательниц — Элизабет Гаскелл и Шарлотты Бронте.

И все же открытие и утверждение реализма в английской литературе связано прежде всего с творчеством Чарлза Диккенса (1812—1870) и наследием Уильяма Мейкписа Теккерея (1811-1863).

Ч. Диккенс написал нравоописательные очерки («Очерки Боза»), множество романов (сентиментально-юмористический: «Посмертные записки Пиквикского клуба»; авантюрно-приключенческие: «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Мартин Чезлвит»; социальные: «Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»; социально-психологические: «Большие ожидания», «Наш общий друг»; детективный: «Тайна Эдвина Друза»; сентиментально-дидактический: «Лавка древностей»; исторический: «Барнаби Радж»; «роман воспитания»: «Дэвид Копперфилд») и другие произведения.

Уже первая книга Диккенса «Очерки Боза» связана с описанием быта и нравов. Писатель внимателен к подробностям, к деталям, он юмористически и с подлинным великодушием относится к простым людям. В дальнейшем реализм Диккенса надолго связывается с юмором и сентиментализмом, с жизнью сердца. В первом большом романе «Посмертные записки Пиквикского клуба», восходящем к жанру романа «больших дорог», прежние свойства творческой манеры Диккенса упрочились: он отличался наблюдательностью, меткими сатирическими зарисовками, гротескными сценами. Постепенно из комического персонажа, недалекого буржуа, мистер Пиквик превращается в чудака, в Дон Кихота XIX века, вызывающего интерес и сочувствие, его слуга Сэм Уиллер — в Санчо Пансу. Комизм ситуаций проистекает из того, что действительность не соответствует представлениям героев. Пиквик добр, справедлив, бескорыстен, честен, отзывчив, действительность бессердечна, обманчива, лжива и несправедлива. Свой жизненный идеал Диккенс воплотил в обыкновенном герое, стремящемся, однако, изменить жизнь в лучшую сторону, но мечты Пиквика терпят крушение, хотя финал романа идилличен. В ранних романах Диккенса торжествует жизнерадостность, юмор, конфликты разрешаются благополучно.

В период зрелости писателя (1840-е годы) критическое начало в его творчестве усиливается. Так, в романе «Домби и сын» представлено множество лиц, событий, многообразие противоречий. На примере торгового дома Домби рассказывается о жизни семьи и обо всей Англии. Домби в соответствии со своим буржуазным сознанием мыслит себя центром не только Англии, но и всей Вселенной: «Земля была создана для Домби и сына... Реки и моря были созданы для плавания их судов... звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». Таково представление о себе и своем круге английского коммерсанта, чопорного и самоуверенного.

Проникая в сущность буржуазного образа мыслей и чувств, раскрывая тайны всего общественного организма, Диккенс противопоставляет внешнему благополучию узкий и сухой внутренний мир Домби — сноба, лишенного тепла, холодного и бессердечного. И когда рушится непрочный внешний вид богатства, герой остается один в холодном и угрюмом доме, своего рода склепе. Диккенс, как и большинство реалистов, увидел за несомненным техническим прогрессом и комфортом, который несла с собой буржуазная действительность, зияющие нравственные бездны механистической цивилизации, ее антигуманный характер, который для писателя не искупался ее научными и практическими достижениями. В этом смысле характерен символический образ поезда-чудовища, поезда-возмездия, оставляющего за собой «зловещий дым» («Будь проклят этот огненный грохочущий дьявол...»).

2. Общие сведения о творчестве Чарльза Диккенса (1812 – 1870).

Чарльз Диккенс (1812-1870) - английский писатель. Романы «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Мартин Чезлвит», «Домби и сын», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит», «Большие ожидания», «Наш общий друг», «Лавка древностей», «Рождественские повести», «Барнаби Радж», «Повесть о двух городах», «Дэвид Копперфилд»; сборник эссе и рассказов «Очерки Боза»; сборник очерков «Американские заметки».

Диккенс — видный представитель английского критического реализма. Он видел беззащитность низших классов перед высшими классами, однако решительно отказывался от классовой борьбы, надеясь на улучшение жизни простого народа, которого можно добиться путем постепенного реформирования общества (особенно в сфере воспитания и образования).

В творчестве Диккенса традиции реализма тесно переплетаются с традициями романтизма. В своих произведениях он часто использует приемы гротеска и шаржа, вводит в повествование символические образы. Особенно это характерно для первого периода творчества Чарлза Диккенса. Но постепенно его произведения начинают звучать все более иронично и даже саркастично. Автор утрачивает свою веру в то, что людей можно перевоспитать с помощью искусства, одними лишь проповедями добра. Однако он всегда верит в победу социальной справедливости на земле.

В 1842 году Диккенс посетил США. Позже, разочаровавшись в хвалёной американской демократии, он писал: «Не такую республику я надеялся увидеть. Это — не та страна Свободы, о которой я мечтал... да что и говорить, даже наша либеральная монархия с ее ханжескими ритуалами кажется мне теперь сущим раем по сравнению с этим чумным краем рабовладельцев...»

Одним из самых значительных произведений Чарлза Диккенса является роман «Домби и сын». Главный его герой — чопорный и бездушный мистер Домби, основная цель жизни которого — деньги и еще раз деньги. Ничего другого за этим он не видит. Он и о сыне-то заботится лишь потому, что тот должен продолжить его дело. Такой заботы лишена дочь. Домби ненавидит ее, ведь она вырастет, выйдет замуж и уйдет в чужую семью. Другими словами, Флоренс — «бесполезная для торгового дома „Домби и сын“ вещь». Каков же итог такой жизни? Сначала некоронованный король Британской империи мистер Домби теряет сына Поля (он умирает), затем его оставляет жена, предает управляющий, и, наконец, дочь выходит замуж за бедного моряка. Итак, разоренный главный герой остался в полном одиночестве. Впрочем, главный герой здесь не мистер Домби, а «большие деньги». Но, оказывается, они не так всемогущи: даже за «очень большие деньги» нельзя купить «любовь, преданность, тепло семейного очага, дружбу». В. Г. Белинский дал самую высокую оценку этому роману: «Такого богатства фантазии на изобретение резко, глубоко, верно нарисованных типов я и не подозревал не только в Диккенсе, но и вообще в человеческой натуре».

 

3. Образы детей в его романах. «Приключения Оливера Твиста» (1837).

«Оливер Твист» - трагическая история мальчика, попавшего в трущобы Лондона. В ней еще много приключенческой романтики, развертывает перед читателем ряд чрезвычайно тяжелых, беспощадно бичующих картин.

Стоило только появиться маленькому Оливеру на свет, как его уже поджидали лишения «он был отмечен и снабжен ярлыком и сразу занял свое место - приходского ребенка, сироты из работного дома, смиренного колодного бедняка, проходящего свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми и нигде не встречающего жалости». Детство мальчика проходит в среде таких же, как и он, несчастных сирот. Ни один ласковый взгляд, ни одно доброе слово «не озарили унылых младенческих лет» Оливера. С самого детства он сознавал свое одиночество в этом великом и необъятном мире.

Но как бы ни был несчастен наш маленький герой, его нельзя назвать абсолютно беспомощным и неспособным на борьбу со своей судьбой. Дети в работном доме страдают от голода, но самый беззащитный и одинокий – Оливер Твист – находит в себе силы действовать. Когда на его долю выпал жребий просить дополнительную порцию каши у надзирателя, Оливер сделал это. Его просьба воспринимается как бунт, опасный и недозволенный в стенах работного дома.

Оливер отдают в ученики гробовщику. Этот новый этап его жизни омрачен необходимостью посещать вместе с хозяином дома умерших бедняков, терпеть незаслуженные обиды и оскорбления. Это и насмешки, побои от Ноэ Клейпола и Шарлотт. Хотя они оба всего лишь вымещали свою обиду на Оливере, потому что не могли ответить свои прямым обидчикам. Все, на что способен Ноэ, это лишь оскорблять слабого и, казалось бы, тихого, Твиста. Герой дает отпор обидчику, хотя ему это дается нелегко, «теперь, когда никто не видел и не слышал его, Оливер упал на колени и заплакал такими слезами, какие мало кто в столь юном возрасте имел основания проливать». Дух протеста вновь побуждает Оливера к действиям: он решает бежать от хозяина, и это решение важный эпизод в жизни ребенка. По дороге в Лондон он успевает увидеть своего друга, Дика, который благословил его. «Это благословение произнесли уста ребенка, но Оливер впервые услышал, что на него призывают благословение, и в последующей своей жизни, полной борьбы, страданий, превратностей и невзгод, он никогда не забывал его».

Герой добирается до лондонских трущоб, попадает в воровскую шайку, где показывает себя с лучшей стороны. Он кажется таким наивным, когда до самого последнего момента не понимает, чем занимаются его друзья. Он даже не мог подумать, что добрые люди, приютившие его, могут совершить что-то противозаконное. Оливер как истинный христианин видит в людях только хорошее и сам не способен идти против законов не только государства, но и против законов морали. Джек Даукинс и Чарли Бейтс – два ловких плута, воспитанных на улицах Лондона и живущих по закону улицы. Они знают когда и что нужно кричать и когда убегать. Ребята спокойно бросают Оливера, даже привлекают внимание к его «побегу». То, что они такие не их вина, а вина их положения, они считают вполне нормальным жить за счет краж. Во всей этой банде выделяется лишь Ненси, готовая помочь Оливеру, пусть и нарушая законы преступного мира.

Оливер встречает мистера Браунлоу, находит приют у добрых людей. Даже когда его Ненси вновь привела к Феджину, он просит только вернуть книги и деньги мистеру Браунлоу, чтобы не потерять доверие, не оказаться вором в его глазах. «Это книги старого джентльмена! - ломая руки, воскликнул Оливер. - Доброго, славного старого джентльмена, который приютил меня и ухаживал за мной, когда я чуть не умер от горячки! О, прошу вас, отошлите их назад, отошлите ему книги и деньги! Держите меня здесь до конца жизни, но отошлите их назад. Он подумает, что я их украл. И старая леди и все, кто был так добр ко мне, подумают, что я их украл!»

Он не способен на кражу даже под угрозой. Когда его пытались заставить помочь в ограблении «он твердо решил - хотя бы эта попытка и стоила ему жизни - взбежать по лестнице, ведущей из передней, и поднять тревогу в доме». Он не боится за свою земную жизнь так, как боится за душу. Оливер не понимает как можно пойти на преступление и считает что должен предотвратить его любой ценой.

Чарльз Диккенс, которому хорошо известно, как бедность, страх и постоянное унижение уродует человека, сознательно делает своего маленького Оливера воплощением прирожденной высокой нравственности и чистоты, которые невозможно запятнать. За свой стойкий характер и непоколебимую веру в нравственную справедливость, в человеческие ценности Оливера щедро награждает судьба – он находит родных и любящих его людей.

4.Судьба главного героя. Художественное мастерство Диккенса. Биологическое начало в изображении «генетически непорочного» ребёнка и «исконных преступников».

"Приключения" Оливера начинаются с самого рождения: его мать умирает сразу после родах в работном доме. Свое детство он проводит на ферме миссис Манн, которая была аналогом нынешнего детдома. Рядом с ним - такие же дети, родители которых лишились их или умерли. Диккенс намеренно называет их "юными нарушителями закона", тем самым высмеивая несправедливые, порой абсурдные английские законы, в частности Закон о бедных. В девять лет мальчик попал на работу к гробовщику транзитом через работный дом, из которого он был выдворен за просьбу о добавке каши - страшное преступление на то время, ни так ли это?

 

Не выдержав жизни в гробовщика, герой романа решился на побег. Дело было не столько в самом мистере Сауербери, сколько в его жене и Ной Клейполи, который особенно издевался над Оливером. Его побег держал курс на Лондон, Оливер знал, что это большой город, следовательно, и большие возможности. По дороге к намеченному пункту Оливера встретил Джек Докинс, который впоследствии привел парня к Фейгина. Если до этого момента, его просто считали за ноль, то теперь еще и заставляли воровать! Впоследствии появляются другие персонажи, такие как Сайкс, Монкс и другие. Всем им безразлично, что это всего лишь маленький ребенок, и никто не думает о нем, а лишь использует в своих целях.

 

Однако все перипетии жизни честного и нежного Оливера имеют счастливый конец. Отрицательные персонажи - Сайкс, Фейгин, Монкс - встретили достойную их смерть бесславную смерть. Оливер стал жить с господином Браунлоу в мире и согласии. Конечно, финал вызывает приятные и теплые эмоции, но оглядываясь назад, мы можем еще раз убедиться, что путь к этому финалу был сверхсложный, а для десятилетнего ребенка тем более. Автор сумел показать то, что планировал: грязные жилые помещения, жестокие поступки, страх за свою жизнь, ведь один неосторожный поступок - и те на гильотине.

 

Подводя итоги, скажем, что "Приключения Оливера Твиста" были и продолжают быть полезными для социума. Роскошная жизнь вора - выдумка, а усердный труд и твоя внутренняя доброта это и есть твой единственный путь к успеху.

5.Сложность, противоречивость образа Нэнси. Близость Диккенса Ф.М.      Достоевскому. «Приключения Оливера Твиста» в России. Оливеры Твисты в произведениях западноевропейских и русских писателей конца ХIХ – начала ХХ вв. (Гектор Мало, Д.В. Григорович, А.И. Свирский и др.).

Очень интересный Образ Нэнси. Она – своеобразный “двойник” Розы: они обе молодые, привлекательные, сироты, но как же по-разному сложились их судьбы! Это интуитивно чувствует и сама Нэнси: “Девушкина жизнь протекала на самых опасных улицах, в отвратительных пещерах и притонах Лондона, но она еще смогла сохранить хоть какую-то порядочность, присущую женскому характеру”. Она мысленно сравнивает себя с Розой и хорошо понимает, что могла бы стать порядочной девушкой, а сирота Роза – воровкой.

Однако жизнь Нэнси сложилось именно так, потому что ее окружали людишки, подобные еврею и его банды, а жизнь Роз значительной степени обусловлено теплотой и воспитанием, полученным в миссис Мэйли. Поэтому она и говорит Розе: “Благодарите Бога на коленях благодарите, дорогая моя леди, у вас были друзья самого детства, которые могли заботиться о вас, и вам не пришлось жить в холоде и в голоде, среди пьянства и разгула и… да еще кое-чего хуже, например как пришлось мне жить с колыбели. Да, я говорю это слово, потому что темные и глухие канавы и закоулки заменили мне колыбель, по-видимому, там мне и суждено умереть”.
Здесь чувствуется влияние популярных в XIX в. натуралистических теорий, а также основных принципов реализма, сторонники которого исследовали обусловленность развития личности ее социальным окружением. Этим и объясняется логика Нэнси: если сироты будут попадать в нормальные условия жизни и воспитания, из них будут вырастать больше порядочных людей, а преступников станет намного меньше: “О господина, сударыня! – Громко воскликнула она, заламывая ее руки. – Если бы только на этом свете было больше таких, как вы, то меньше бы стало таких, как я… право, куда меньше!”
Нэнси тоже наказана, причем страшно – ее зверски убил Сайкс. Однако для всех без исключения отрицательных персонажей есть еще одно – не самое главное – наказание: им вообще недоступны нормальные человеческие чувства и ценности, сердце холодное, как золото, которого они хотят. Поэтому, скажем, брак Гарри и Розы – высшая радость, а для супругов Бамбла – пытки.

И это, кроме уже упомянутых выше правосудия, угрызений совести и осуждения общества, является еще одним “средством наказания” зла в этической системе ценностей Диккенса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.015 с.)