Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мелодии и ритмы любимых альбомов

Поиск

 

Всего 21 запись|Записи до определенной даты

Ex-Yu Rock (Рок Югославии)

4 апр 2016 в 19:02

Это интересно (#it_is_interesting@melodies_and_rhythms)

Riblja Corba, Kost u grlu, 1979 г.

Хард-рок из Сербии.

Riblja Čorba (Рибља Чорба) - в переводе с сербского означает «Рыбный суп» (в белградском жаргоне – «менструация»). Эта культовая югославская (а ныне сербская) группа была основана в 1978 году. Пик популярности Рибли Чорбы пришелся на 80-е годы, однако и сейчас она пользуется большой популярностью как в Сербии, так и во всей бывшей Югославии.

Лидер группы - Борислав «Бора» Джорджевич является одной из самый значимых фигур в югославском роке, являясь одновременно талантливым поэтом и патриотом своей страны.

Бора Джорджевич работал сначала несколько лет в группе «Сунцокрет» с Биллей Крстич, а затем короткое время с Джордже Балашевичем в группе «Рани мраз», после чего решил создать свою группу, исполняющую музыку с «жестким звуком». Бора встретился с друзьями из группы «СОС» (Мишей Алексичем, Райко Койичем и Мирославом Вицко) и 15 августа в ресторане «Шуматовац» была основана общая группа, первоначально ее планировали назвать «Бора и ратники», но потом выбрали название Riblja Čorba с намеком на значение из белградского сленга.

Первый концерт прошел в воеводинском городке Элимир 3 сентября 1978 года, а 22 декабря вышел первый сингл с песнями "Lutka sa naslovne strane" (Кукла с обложки) и "On i njegov BMW" (Он и его BMW) сразу получившими огромную популярность.

После выхода сингла, Бора Джорджевич решил, что им нужна еще одна гитара для усиления звука и чтобы их перестали сравнивать с группой «Bijelо dugme». Тогда Райко привел в коллектив 19-летнего гитариста Момчило Баягича "Баягу", которого знал из состава группы "Глогов колац". Первый концерт в новом составе прошел в 7 января 1979 в Ярковце, а 28 февраля в Доме молодежи прошел первый белградский концерт

19 марта 1979 года вышел в свет второй сингл группы с песнями "Рокенрол за кућни савет" (Рок-н-ролл за домсовет) и "Валентино из ресторана". Песню "Валентино из ресторана" написал Райко Койич на текст Марины Туцакович. Это было единственным случаем в истории группы, когда автором текста песни был кто-то извне группы. Песню исполнили на Вечере свободных форм Фестиваля развлекательной музыки в Опатии.

1 сентября состоялась презентация дебютной пластинки на белградском Ташмайдане. Желая создать настоящее развлечение для посетителей, Бора концерт рекламировал слоганом: "Рибля чорба не отберет у вас бабки - вход два сома", что в то время было очень популярной ценой. На разогреве перед концертом выступали группы Булевар, в которой тогда пел Деян Цукич, а на гитаре играл Неле Стаматович, и Формула 4 из Сараево. Удивительным фактом было, что публика знала песни наизусть, хотя альбом вышел лишь десятью днями ранее.

1979 год стал для группы годом испытаний. В начале марта музыканты отправились в турне по Македонии. Турне было успешно в плане приобретения новых поклонников, но не принесло особых финансовых результатов. Кроме того, Миша Алексич на концерте в Далове, оступившись, упал со сцены и сломал ногу, так что на концертах в Санджаке его заменял Мирослав Цветкович (позднее участник группы Бајага и инструктори), затем в армию призвали Бору и Райко. Группа не прерывала существование в этот период. 28 ноября 1979 года участвовали в марафонском концерте в Сараево. Выступали без Боры, Райко был в униформе, а Миша, не зная всех текстов, передал инициативу публике. Вскоре и он был призван в армию.

Бора иногда появлялся на концертах, когда ему давали отпуск за примерное поведение, а вот Райко, в основном, сбегал из сараевских казарм и был наказан командиром, увидевшим фото с концерта в газете.

В конце 1980 группа все-таки вновь собирается в полном составе и записывает альбом „Pokvarena mašta i prljave strasti“, тексты песен которого Бора высылал из армии, так что по возвращении, благодаря Баяге, его уже ждали готовые песни. Из песен альбома особого внимания заслуживают "Ostaću slobodan", "Lak muškarac", "Neke su žene pratile vojnike", а также песня Баяги "Dva dinara, druže", ставшая первой из песен группы, добившейся титула хита года. Альбом вышел огромным для Югославии тиражом в 200 000 экземпляров.

Однако, проблемы у группы не заканчиваются, еще в 1979 году под запрет попала песня „Mirno spavaj“ строчка которой «…выпей свои седативы…», по мнению властей, пропагандировала наркотики, так что часть тиража пластинки была отозвана.

Дебютный альбом "Кост у грлу" (Кость в горле) был записан в 1979 году. Продюсером пластинки выступил Энцо Лесич, а кроме Боры, авторами значились Миша, Райко и Ненад Божич из Сунцокрета, который был соавтором песни "Мирно спавај" (Спи спокойно). Все песни на пластинке стали результатом проявленного Борой интереса к теме каждодневных жизненных проблем, а их несдержанный язык с самого начала создал проблемы. Так, в песне „Mirno spavaj“ ("Мирно спавај") двусмысленная строка "попиј своје седативе" (выпей свои седативы) ассоциировалась с наркотиками, из-за чего песня попала значительная часть тиража была изъята из распространения. В настоящее время первые сто пластинок с оригинальным текстом признаны большим раритетом. В другом случае, Бора превентивно сменил название песни "Још један усран дан" на "Још један шугав дан" (Еще один паршивый день). Кроме этой песни, на пластинке оказались песни "Остани ђубре до краја" (Останься дрянью до края), "Звезда поткровља и сутерена" (Звезда чердаков и подвалов), "Егоиста", "Позајмила је паре, полудела је скроз, купила је карту и села је у воз" (Заняла деньги, свихнулась в конец, купила билет и села на поезд) и другие.

Итоговый тираж пластинки Кост у грлу составил 120000 проданных экземпляров. В музыкальных изданиях Бору называли рок-личностью года, а их хард-рок с элементами блюза не был тому препятствием, хотя панк и новая волна вовсю начинали набирать популярность. В конце июля 1980 года Бора, благодаря примерному несению службы, появился в Белграде по увольнительной. При помощи Райко Койича, сбежавшего из сараевской казармы, Баяги и Вицко, за одну ночь была записана песня "Назад у велики прљави град" (Назад в большой грязный город). Поскольку Миша не смог получить увольнительную, Баяга записал и басовые партии. По возвращении в казарму, Райко получил 15 дней ареста, ибо его выдала фотография в газете. Сингл с песней "Назад у велики прљави град" вышел 1 сентября 1980 года. На стороне Б оказалась не подверженная цензуре песня "Мирно спавај", которая на этот раз не вызвала негативной реакции.

Перед Новым годом из армии возвратился Райко, в результате чего группа в полном составе играла 31 декабря и 1 января нового 1981 года с группой Атомско Склониште (Атомное убежище) в зале Пионир с концертами под названием "Атомска Чорба".

По возвращении из армии, группа в студии Энцо Лесича до середины февраля 1981 года записывала альбом "Покварена машта и прљаве страсти" (Испорченная мечта и грязные страсти), для которого Бора из армии слал тексты, чтобы его по возвращении ждали готовые песни, что, в основном, было заслугой Баяги. На альбоме выделились песни "Остаћу слободан" (Останусь свободным), "Лак мушкарац" (Легкий мужчина), "Неке су жене пратиле војнике" (Некоторые женщины сопровождали воинов). Созданная в сотрудничестве с Баягой песня "Два динара, друже" была первой из трех произведений Рибли чорбы, ставших хитами года на Хит 202. Альбом к концу 1981 года достиг тиража 200000 экземпляров. Официально появился в продаже 23 февраля, а за неделю до того группа триумфально провела концерты в Загребе в рамках акции "Привет из Белграда". Планировалось, что на обложке альбома будет восьмидесятилетняя дама, но примерно в то же время вышел альбом группы Бијело дугме "Доживјети стоту" с похожим решением, так что в итоге на обложке оказался писатель Милош Йованчевич. На двух концертах в Зале спорта в Новом Белграде собирались по 5000 зрителей, что стало началом успехов, постигших группу в ходе турне по Югославии, охватившем 59 городов. В конце июня члены группы были звездами вечера на "Вјесниковом" концерте в Загребе, на котором собрались ведущие югослаские группы. Миша по причине женитьбы не мог участвовать, так что его снова менял Мирослав Цветкович.

Рибља чорба уже тогда исполняла отдельные песни с нового альбома. Концерты сопровождались множественными инцидентами, вызванными переполненностью залов и плохим обеспечением безопасности. Первым в череде будущих бед стал концерт 10 сентября 1981 года в Рокотеке на Калемегдане, где толпой было проломлено ограждение и чудом никто не погиб, хотя было много пострадавших и потерянной обуви. Вопреки инциденту, концерт в СМИ получил хорошие отзывы, тем же вечером было исполнено несколько новых песен с гостем из Англии, басистом Джоном МакКоем.

В ноябре вышел и третий альбом «Мртва природа» (Натюрморт), продюсером которого был МакКой. Баяга самостоятельно написал «Ја сам се ложио на тебе» (Я полагался на тебя), в то время как все остальные хиты были продуктом Бориных текстов и музыки коллективного творения. На альбоме также появились «Не веруј жени која пуши Дрину без филтера» (Не верь женщине, что курит Дрину без фильтра), «Одлазак у град» (Отъезд в город), «На Западу ништа ново» (На Западе без перемен), «Пекар, лекар, апотекар», «Нећу да испаднем животиња» (Не хочу выглядеть животным), «Волим, волим жене» (Люблю, люблю женщин). Альбом разошёлся рекордными 500 000 экземпляров и Рибља чорба пробилась на самый верх югославской музыкальной сцены.

Группа начала турне, которое, как выяснилось, было неудачно названо «Кто выживет - расскажет». А именно, на концерте в загребском Ледовом дворце 8 февраля 1982 года собралось 15000 зрителей при вместимости около 10000, а поскольку были открыты всего два выхода, толпой была задавлена и скончалась 14-летняя жительница Загреба Желька Маркович. Это вызвало дополнительные проблемы для Боры к тем, что уже и так были в изобилии.

В начале февраля в «Иллюстрированной политике» было опубликовано письмо, в котором писалось на тему политической благонадежности Рибли чорбы. Этого было достаточно, чтобы СУБНОР общины Карпош города Скопье заявил требование о запрете пластинки из-за строк «За идеале гину будале» (За идеалы гибнут дураки) и «Кретени дижу буне и гину» (Кретины поднимают бунты и гибнут) из песни «На Западу ништа ново». Сразу после них, к требованию присоединились СУБНОР Сараева и СУБНОР Бездана, а также Союз социалистической молодежи Боснии и Герцеговины. Акция получила большую огласку в СМИ, так что Рибля чорба была вынуждена впервые в карьере прервать концерт в Челье, поскольку дежурные пожарные команды были демонстративно агрессивны к публике. Концерт в Сараево смог состояться лишь при условии, что Бора написал объяснительную о песнях, которые планировал исполнять, и указал, что «На Западу ништа ново» будет исполнять под собственную ответственность. В Тузле в проведении концерта было отказано с обоснованием, что «организатор не может обеспечить мир и порядок в ходе выступления группы, чьё поведение не согласуется с социалистической моралью». Вся шумиха стихла, когда за группу вступился тогдашний председатель ветеранской организации.

Промо-турне по поводу пластинки «Мртва природа» Рибля чорба завершила, играя четыре вечера подряд в середине апреля 1982-го в белградском зале Пионир. Концерты были проведены с месячной задержкой, поскольку организаторы тянули после случая в Загребе, опасаясь, смогут ли обеспечить должную безопасность. Оснований для беспокойства не было, ибо в первый вечер музыканты выступали в полупустом Пионире, что вызвало их большое удивление. В то же время, на второй вечер зал уже был заполнен, а на выступлении от 11 апреля был записан их концертный альбом «У име народа» (Во имя народа). Пластинка получила такое название по фразе, с которой начиналось вынесение приговоров, чем недвусмысленно намекала на Борины политические проблемы. За эти четыре дня Риблю чорбу «посмотрела 21000 человек заодно с многочисленными охранниками и милиционерами». Смирение политической напряженности вокруг Рибли чорбы завершилось необычным решением. В День молодости, на день рождения Маршала Тито 25 мая 1982 года, группе была присуждена Майская премия Городского комитета Союза коммунистической молодежи с обоснованием, что «группа поет о жизни и проблемах молодых, и, что стала своеобразным символом большой части молодежи».

Пластинка «У име народа» вышла двумя месяцами позднее и, как и все предыдущие, отлично разошлась тиражом в 120000, став самым продаваемым концертным альбомом в тогдашней югославской истории рока. Несколькими днями позднее, Рибля чорба, вместе с другими югославскими группами, играла на площади Маркса и Энгельса на концерте по поводу дня солидарности с народом Палестины.

В течение этого года дошло и до первых разногласий в группе. Бора хотел еще один альбом до конца года, в то время как Баяга считал необходимым выдержать паузу. Все же, решение остается за Борой, и осенью выходит пятый альбом «Бувља пијаца» (Блошиный рынок), который уже в себе нес порядком коммерческого звука и более слабых текстов. Пластинку снова продюсировал МакКой, а микс был сделан в Лондоне. С Чорбой в записи альбома участвовал Корнелие Ковач, игравший на клавишных, а в некоторых песнях появились и духовые, так что пластинка в себе носила некоторые элементы акустического звука. Бора написал тексты для всех песен, кроме «Бејби, бејби, дон'т вона крај», которая полностью Баягина. Планировалось, что эту песню изначально будет петь Сладжана Милошевич на своей пластинке, но Бора настоял, что она останется для Чорбы. В качестве авторов музыки остальных песен подписались Миша, Райко и Вицко. Бора определенно сменил тематику, и на альбоме оказались песни «социального» посыла: «Слушај, сине» (Послушай, сынок), «Ја ратујем сам» (Воюю один), «Правила», «Кад ти на главу сруши читав свет» (Когда тебе на голову обрушится весь свет), «Како је лепо бити глуп» (Как хорошо быть глупым, навеяна службой Боры в ЮНА). Песни с альбома появились и, как своеобразный саундтрек к комедии «Тесна кожа». Все же, несмотря на 300 000 проданных экземпляров, альбом считается началом падения Рибли чорбы. Группа пустилась в турне через две недели после выхода пластинки, и столкнулась со слабым интересом публики.

Тем немение, по результатам голосования читательниц Базара, Бора был признан идеальным мужчиной, на что он ответил песней «Домаћице, скините гачице, ја волим ваше фланелске спаваћице» (Домохозяйки, скиньте трусики, я люблю ваши фланелевые ночнушки).

Большое турне музыканты завершили в начале апреля 1983 года амбициозным концертом на Сајмишту, который по мышлению Боры должен был повторить успех группы Бијело дугме с концертом у Хайдучкой чесмы. Идея о Саймиште была Бориной, поскольку он был сентиментально связан с этим местом, куда его на одну из знаменитых гитариад привел Петар Попович. В желании обновить площадку, Бора практически сам, с Мишей Алексичем организовал концерт. Они постарались устроить крупнейшую сцену, когда-либо виданную в Югославии, оснастив её адекватным и качественным световым и звуковым оборудованием. Бора с Марко Янковичем и Зораном Модли записал рекламу на радио. В хлопотах о концерте дошел до того, что вместе с Зораном Модли разбрасывал с самолета листовки над Нови-Садом, Зренянином, Шабцем, Панчевом и Белградом.

Концерт шел под названием «Хлеба и игара» (Хлеба и зрелищ), а на разогреве выступали Д'Бојс и Силуете, в котором тогда на гитаре играл молодой Никола Чутурило. К обеспечению порядка на концерте было привлечено 170 милиционеров и 340 дружинников. Бора ожидал большую толпу, так что даже пошел на пари с приятелями, что, если не будет продано 10000 билетов, обреется наголо. Поскольку было продано всего 8000, Бора, действительно, после выступления обрил голову. А этому предшествовала и еще одна ритуальная стрижка, поскольку тем вечером группа рассталась с Вицко Милатовичем, отправлявшимся на службу, так что его прямо на сцене обрили и собрали в армию. Вместо него за ударные сел Влайко Голубович, который до того был в составах Тилта и Сунцокрета, а впоследствии - в группе Бајага и Инструктори.

Перерывом в работе группы воспользовался Райко Койич, выпустив мини-альбом «Не буди ме без разлога» (Не буди меня без повода) (ПГП-РТБ 1983). Райко написал музыку, а Бора и Баяга - тексты. На пластинке играли клавишник Лаза Ристовски, басист Не

Riblja Corba – Rock 'n' Roll za kućni savet

 

 

2:43

Riblja Corba – Zvezda potkrovlja i suterena

 

 

2:56

 

Riblja Corba – Rasprodaja bola

 

 

3:33

Riblja Corba – Pozajmila Je Pare, Poludela Je Skroz, Kupila Je Kartu I Sela Je U Voz

 

 

2:39

 

Riblja Corba – Ja sam još ona ista budala

 

 

3:49

Riblja Corba – Još jedan šugav dan

 

 

3:05

 

Riblja Corba – Hej, ćale

 

 

3:13

Riblja Corba – Mirno Spavaj

 

 

2:35

 

Riblja Corba – Egoista

 

 

2:23

Мне нравится2

Поделиться1

30 апр в 23:16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.216 (0.009 с.)