Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-историческая реконструкция как термин

Поиск

 

 В первые годы существования военно-исторического движения в среде реконструкторов ходила масса различных внутренних терминов. Участники сами себя периодически называли униформистами, отталкиваясь от термина униформа и глагола униформироваться, но при этом, не вдаваясь в то, что сам термин униформист первоначально относится к работникам арены цирка специально одетых в яркую униформу во время представлений и репетиций и не имеет ничего общего с военно-исторической реконструкцией. Своё же движение участники часто называли униформистикой, путая с наукой униформологией. Часто термины «униформистские клубы и объединения» и входящие в них «униформисты, энтузиасты или даже клубяне» попадали в СМИ внося дополнительную путаницу, к примеру такие термины можно увидеть в статьях опубликованных в газетах Невское время (09.09.1995), Комсомольская правда (22-29.09.1995), Смена (12.03.1996) и многих других.

Многие первые публичные мероприятия с начала 1990-х годов  были очень простыми, без конкретного действия или с минимальной занятостью плавно перерастающей в распитие спиртных напитков и за свой характер организованного безделья в среде реконструкторов часто назывались «обезьянники», сами реконструкторы оправдывали его ссылаясь на солдатский сленг XVIII века в период правления Павла I, однако подтвердить или опровергнуть это утверждение я не могу. Термин «обезьянник» очень редко даже упоминали в периодических изданиях - Калейдоскоп № 43 за 1997.  Несколько позже этот термин стали употреблять вместе с термином «газонник» к небольшим импровизированным мероприятиям на плохо приспособленной открытой местности – парке, футбольном поле, плацу воинской части и т.п..

Классический, то есть обычной военно-исторической реконструкции в движении в каждой эпохе есть также свои термины – «фест», «рекон» и другие, вот к примеру, у индеанистов (реконструкторов индейских племён Северной Америки) их мероприятие называется Пау Вау, что в переводе с алгонкинских языков означает общее собрание племён.

Внутри движения, согласно периодам, участники также имели свою терминологию. К примеру, в первые годы реконструкторы средневековья назывались представителями других эпох - «чайниками» за изготовление первых шлемов из бытовых чайников, представителей армий ХХ века изредка называли «зелёнкой» за характерный одинаковый защитный цвет униформы, реконструкторы периода Наполеоновских войн получили прозвище «белые штаны» за наличие такой детали в униформе, да и в настоящее время тех, кто реконструирует период XVIII века называют - «петрушками» используя слово как производное от имени царя Петра I.

Зрители же давали участникам всевозможные названия «рыцари», «казаки», «гусары», «немцы» и часто обращались с одинаковым вопросом - «что? кино снимают?». Называть участников мероприятий термином «реконструкторы» начали как минимум с середины 1998 года и тогда же этот термин попал в статьи периодических изданий - газета Карелия № 53 за 25.12.1998.

Популярное на западе выражение  «living history» («Живая история») в России кроме клубов средневековья как-то не прижилось, по крайней мере, я никогда не слышал его в среде общения реконструкторов XIX  и XX веков за исключением использования его в качестве названия популярного интернет форума, который, что характерно ориентирован именно реконструкторов армии ХХ века.

 Мероприятия до начала 2000-х г. фигурировали в СМИ первоначально под терминами «исторические реконструкции» и «имитация сражения». Термин «военно-историческая реконструкция» хоть и ходил во внутренних кругах движения и ещё с конца 1990-х попадал СМИ, в оборот государственных документов попал лишь в 2004 году.

Впервые в документах Российской федерации термин  упоминается в распоряжении от 25 июня 2004 г. за № 12-Р «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»в разделе № 3.1.5. Пропагандистские мероприятия. Одним из подпунктов этого раздела является проведение военно-исторических реконструкций и ролевых игр, посвященных Дням воинской славы России, подвигам русского и советского оружия. Однако никакой расшифровки термина в данном документе нет. Аналогично этот термин употребляется ещё несколько раз в различных государственных документах вплоть до сегодняшнего времени. К примеру, в распоряжении губернатора Московской области от 22 марта 2011 г. за № 85-РГ - ОБ ИТОГАХ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В 2009/2010 УЧЕБНОМ ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2010/2011г. в разделе, посвящённом отчёту за 2009 учебный год в соответствии с планом основных мероприятий по проведению в Московской области в 2009 году «Года молодежи», утвержденным постановлением Губернатора Московской области от 19.01.2009 N 4-ПГ, Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области говорится, что был проведен ряд мероприятий с участием допризывной молодежи, в том числе в пункте № 10 - Мероприятия по военно-исторической реконструкции. Такое же упоминание есть и в постановлении от 20 января 2010 г. № 17 Правительства Санкт-Петербурга - ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2010 ГОД, где в пункте № 1.2 Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями на январь – май 2010 планирует: «Организация проведения военно-исторических реконструкций, посвященных памятным датам».

Практически все эти документы связаны с деятельностью государственных администраций Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей, где уровень военно-исторической реконструкции достаточно высок как по историческому аспекту, так и по количественному фактору. Более того, собственно эти два центра и являются своеобразной родиной движения. В других областях нашей страны в связи с развитием своих военно-исторических ресурсов также госадминистрации выделяют в своих программах проведение военно-исторических реконструкций. Это можно увидеть в распоряжении Правительства Сахалинской области от 15.01.2015 N 3-р "О внесении изменений в План мероприятий по празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и 70-й годовщины освобождения Южного Сахалина и Курильских островов на 2011 - 2015 годы», утвержденный распоряжением Правительства Сахалинской области от 22.07.2011 N 528-р.. Согласно внесенным изменениям в План мероприятий по празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и 70-й годовщины освобождения Южного Сахалина и Курильских островов на 2011 - 2015 годы включено проведение на территории муниципального образования городской округ "Смирныховский" военно-исторической реконструкции боевых действий за освобождение Южного Сахалина.

В некоторых документах упоминается ещё один термин – «клубы военно-исторической реконструкции», так, Префект центрального административного округа города Москвы в распоряжении от 8 мая 2009 г. № 1765-р – «О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МОСКВЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА» в пункте ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ОБЩЕМОСКОВСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКЦИИ "НОЧЬ В МУЗЕЕ"16-17 мая 2009 года в разделе ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ в пункте № 9 в музее Бородинская битва упоминает «костюмированное выступление клубов военно-исторической реконструкции», однако в данном документе детально данное понятие также не раскрывается.

Таким образом, можно сделать определённый вывод, что государственные администрации различных городов и областей не только знают о движении военно-исторической реконструкции, включают её мероприятия в свои программы и планы и выделяют средства, однако теоретическую базу данных терминов движения не разрабатывают.

Как видно выше в термине имеется две составляющие – «военно-историческая» и «реконструкция». Первое слово не вызывает вопросов и трактуется в прямом смысле – военная история. Второе слово имеет несколько значений, так Советский энциклопедический словарь, изданный в 1990 г, то есть, по сути, в начальный период существования движения даёт три значения, из которых № 3 относится к лингвистике:

1.  Переустройство или перестройка чего-то с целью улучшения.

2. Восстановление первоначального вида, облика чего-то по остаткам или письменным источникам.

3. Гипотетическое воссоздание исчезнувших языковых форм и систем.

Если углубится в попытку исторического понимания термина, то Малая Советская энциклопедия издания 1941 г даёт практически такие же два значения – восстановление или переустройство. К сожалению, все подобные трактовки термина не отражают смысл, который вложен в это слово в плоскости данного общественного движения, однако дают общую характеристику, выраженную в том, что реконструкция это определённый процесс или алгоритм действий.

Самое ближайшее значение по смыслу имеет термин из Военного Энциклопедического словаря издания 1986 г. – «военно-историческая полевая поездка». Он означает одну из форм изучения важнейших исторических событий минувших войн и истории военного искусства. В СССР совершаются (полевые поездки) в районы боевых действий Советских В.С., а также русских войск против иноземных захватчиков. В ходе подготовки и проведения поездки её участники обычно изучают соответствующие военно-исторические труды, просматривают хроникально-документальные фильмы, встречаются с участниками событий.

Это определение очень близко отражает часть деятельности проходящей в реконструкции и даёт возможность, совместив оба понятия дать определение:

 «Военно-историческая реконструкция» это общественное движение, основанное на участии представителей любого возраста и пола, в различных по продолжительности и месту проведения исторических мероприятиях, с практическим использованием предметов военной материальной культуры различных исторических эпох, как подлинников, так и копий.

Надо отметить, что в процессе формирования военно-историческая реконструкция предполагала добровольный принцип участия, однако ещё на раннем этапе и сегодня это не совсем так. В течение более 30 лет существования движения во многих семьях реконструкторов появились дети, которые в различном возрасте участвуют в мероприятиях в разном качестве иногда по прямому принуждению своих родителей. В дополнение к этому некоторые молодёжные и государственные организации и различные службы против желания своих членов при проведении патриотических мероприятий сознательно обязывают своих членов одевать исторические костюмы, вставать в строй реконструкторов и участвовать в мероприятиях. Как пример, могу привести неоднократное участие в военно-исторических реконструкциях различных войн XIX и XX веков (1812, Гражданской, Финской и В.О.В) на территории северо-западного региона военнослужащих Российской армии переодетых в униформу, предоставленную или киностудией Ленфильм или в своей маскировочной униформе. Подобные добровольно-принудительные участники неоднократно использовались в качестве воюющих сторон с холостым вооружением для искусственного увеличения численности участников с самого начала существования движения и до сегодняшнего дня. В качестве примеров, можно привести участие военнослужащих в мероприятии 27 января 1994 г. в районе г. Пушкин (Ленинградская область) на Пулковских высотах посвящённое 50-летнему юбилею «Снятия блокады Ленинграда». Причём переодетые военнослужащие были размещены на театре военных действий ближе к зрителям чем реконструкторы. На реконструкции в республике Карелия на реке Кола в начале марта 2002 года Суоярвский погранотряд выделил группу бойцов на лыжах в белых маскировочных костюмах, которые атаковали позиции финнов во время военно-исторической реконструкции посвящённой Финской войне 1939-1940 г., ну а 23 февраля 2018 года в юбилей 100-летия Красной Армии группа военнослужащих российской армии переодетых на киностудии Ленфильм после длительных и многочисленных репетиций провела в районе г. Псков реконструкцию вообще без участия самих реконструкторов, но с помощью их как организаторов. Однако замечу, что участие переодетых в различную форму военнослужащих для организации торжественных парадов, к примеру, на Красной Площади в Москве 7 ноября, непосредственно к военно-историческим реконструкциям, на мой взгляд, не относится из-за особенностей организации и внешнего вида основных участников.  

Сегодня движение делится на несколько исторических направлений – эпох. В каждой эпохе оно представлено отдельными группами, связанными едиными интересами в рамках одной определённой темы, т.н. военно-историческими клубами. Клубы иногда объединяются между собой для удобства руководства и организации мероприятий. Каждый военно-исторический клуб имеет своего руководителя, выражающего интересы членов своего клуба и занимающегося организацией как внутренней, так и внешней деятельности клуба. Помимо клубов существуют отдельные независимые представители движения, которые также принимают участие в мероприятиях иногда на правах временных членов одного из клубов. Данные определения соответствуют всем историческим направлениям без исключения.

Военно-исторические мероприятия по своей тематике бывают двух типов. Первые строго ориентированны на одну эпоху с 1-3 сражениями, которые либо связанны с конкретной исторической датой, местом проведения, либо вообще не имеющие связи, к примеру, фестиваль «Легенды викингов» ежегодно проводимый в мае в центре Санкт-Петербурга или фестиваль «Испанское небо» посвящённый событиям битвы на реке Эбро в 1938 году проведённый на Кронштадском форту «Константин» 13 августа 2017 г..

Второй тип мероприятия – военно-исторический фестиваль, это мероприятие когда на одной площадке можно встретить реконструкторов различных эпох со своими лагерями и в течении мероприятия иметь возможность увидеть кроме различных лагерей несколько небольших по масштабу баталий, по 1-2 на каждую эпоху.  

В данное время термин «военно-историческая реконструкция» также применяется к различным типам мероприятий по принципу действия. При этом мероприятия условно делятся на две категории по наличию или отсутствию на них приглашённых зрителей – публичные и тактические.

Хронологически первыми публичными мероприятиями, с которых началась деятельность реконструкторов ещё в советское время с 1988 года, были «военно-исторические походы». Группа участников в исторической униформе двигалась по многокилометровому маршруту, проложенному по историческим местам, связанным с войной 1812 года делая остановки в населённых пунктах и разыгрывая театрализованные баталии с деревянными палками-ружьями. Следом за русскими и французами, в аналогичные походы но чуть позже стали ходить на Дон реконструкторы в униформе Белой Армии на период Гражданской войны в России, но так как отсутствовал противник, то сражений они не разыгрывали.  

В городах и населённых пунктах участники движения военно-исторической реконструкции проходили «торжественным маршем», позднее с увеличением численности участников с начала 1990-х, небольшие прохождения переросли  в «парады»с участниками всех исторических эпох, а с появление аутентичной автотехники в «автопробеги исторической техники» или «ретро-автопробег».

Движение реконструкторов первоначально развивалось с реконструкции армий периода 1812 года, но в начале 1990-х при появлении  других направлений реконструкции, перед зрителями в соответствующей обстановке, устраивались «тематические лекции» по униформе разных армий разных периодов с несколькими представителями каждой эпохи.  Участники были обмундированы не только в униформу отечественной армии разных периодов, но и армий противника, правда, первое время за исключением армии нацистской Германии. Сегодня подобные лекции проводятся в различных учреждениях культуры и учебных заведениях - школах и университетах получив там название урок «живой истории».

Хронологически следующим и в последующем основным типом военно-исторических мероприятий стал «бой» или «бугурт» как называют его иногда в реконструкции средневековья. По определению это - боестолкновение двух противоборствующих армий действующих в рамках заранее обговоренного сценария с минимальными импровизациями, численность участников в бою может быть от нескольких единиц или десятков, до нескольких тысяч реконструкторов. Согласно определению, все или почти все участники боестолкновения имею вооружение различного типа. На начальном этапе формирования движения вооружение могло не соответствовать историческим аналогам, так в первых реконструкциях на Бородинском поле участников битвы вместо кремнёвых ружей вооружали советскими трёхлинейками с холостыми патронами с московской киностудии. За 40 лет существования движения участники во всех эпохах создавали своими руками или приобретали соответствующее историческому периоду вооружение, решали вопросы с правоохранительными органами и сейчас на «военно-исторических реконструкциях» нет проблем не только с аутентичным вооружением участников даже на узкий временной период мероприятия, но и с боевой техникой. Используется не только кавалерия, артиллерия, различная броне и автотехника, как оригинальная, так и виде действующих копий, но и авиация и даже небольшие боевые корабли военно-морского флота.

Время продолжительности действия «военно-исторического мероприятия» в формате «боя» или «парада» в первое время из-за небольших численностей участников или недостатков сценария и снабжения, как правило, длилось не более одного часа. Прибывшие зрители находились, длительное время в безделье в ожидании начала. В результате в 2010-е годы для большего общения и взаимодействия со зрителями появились специальные «интерактивные зоны» с лагерями, боевыми позициями, штабами, узлами связи, медицинскими службами, выставками боевой техники любого исторического периода и любой эпохи, от средневековья до ХХ века. В этих зонах любой зритель мог прикоснуться к историческим объектам, а иногда и попробовать себя в качестве солдата какого-то исторического периода. Интерактивные зоны сегодня на мероприятии, как правило, действуют с утренних часов с появления первых зрителей до окончания мероприятия.   

Отдельным направлением в публичной деятельности участников движения является организация «тематических выставок» оригинальных исторических предметов из своих личных коллекций на территории учебных заведений или всевозможных государственных учреждений культуры. Такие выставки значительно более детальны и подробны, чем их полевой вариант в интерактивных зонах и требуют специального выставочного оборудования.  

Участие реконструкторов, их реквизита, боевой техники в различных кинопроектах и их консультирование находится в плоскости финансовых отношений и непосредственно военно-исторической реконструкцией не являются.

Во вторую категорию  попали тактические мероприятия, которые выглядят как различные выходы членов движения на пересечённой местности без заранее обговорённой публичной демонстрации кому-то своего внешнего вида или своих действий. Для обозначения этих выходов обычно используют термины «тактика» или «полевой выход», но в принципе название может быть любым отражающим суть процесса. Подобные мероприятия могут  проходить как поход с намеченным маршрутом, к примеру,  у реконструкторов армий ХХ века на Урале широко известен «Таватуйский поход», а на северо-западе «Ледяной поход». Оба посвящены начальным событиям Гражданской войны в России в 1918 году.    

 Тактика выглядит как специальный выезд реконструкторов одного периода  на полигон или специальную зону, в которой нет присутствия зрителей, для организации боя по определённым заранее разработанным правилам с использованием своего вооружения. Возможны выезды для учебных и тактических занятий или организации полевого лагеря. Участниками мероприятия могут быть как собственно реконструкторы, так и специально переодетые в исторические костюмы группы добровольцев или молодёжи из любых общественных или учебных заведений действующие по заранее разработанной организаторами программе. Практика таких мероприятий активно популяризируется объединением «Гарнизон А» в Подмосковье.

Подобные мероприятия могут происходить в течение нескольких дней с организацией полевых лагерей, позиций, караулов и прочих действий. Однако последнее время такие мероприятия характерны реконструкторам армий периода ХХ века, проводились подобные мероприятия в окресностях Санкт-Петербурга и по эпохе наполеоновских войн, а упоминаемые выше индеанисты устраивают подобный выезд ежегодно. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.01 с.)