Геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр

Поиск

 

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Положение о государственном Контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр утверждено постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.

Государственный геологический контроль осуществляется:

- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля (Росприроднадзор),

- Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами (Ростехнадзор);

- Органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр;

в) наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации;

г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;

е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

з) соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет во взаимодействии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки на государственный баланс и списания с государственного баланса запасов полезных ископаемых;

б) предотвращение самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

в) ликвидация в установленном порядке разведочных горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.

Горный надзор

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр.

Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

осуществляет лицензирование деятельности:

по эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых;

по эксплуатации нефтегазодобывающих производств;

по эксплуатации газовых сетей;

по проведению экспертизы промышленной безопасности;

по переработке нефти, газа и продуктов их переработки;

по хранению нефти, газа и продуктов их переработки;

по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

выдает разрешения:

на застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода;

проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;

согласовывает условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.

2.

В соответствии со ст.37 Закона ʼʼО недрахʼʼ государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр ставит своей задачей проверку и обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в сфере геологического исследования, использования и охраны недр, правил ведения учета и отчетности.

Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Полномочия органов государственного геологического контроля, права и обязанности, порядок их работы определяется Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г.№ 400.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является центральным звеном в системе органов федеральной и исполнительной власти, осуществляющей государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории

России, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр (ст.38 Закона ʼʼ О недрахʼʼ).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность во взаимодействии с природоохранными органами, общественными организациями. Так, Ростехнадзор имеет право давать указания об устранении нарушений правил использования и охраны недр; приостанавливать работы, связанные с использованием недр, в случае если нарушаются правила безопасного ведения работ и охраны недр; прекращать самовольное пользование недрами и самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых; расследовать обстоятельства и причины аварий,

производственного травматизма при пользовании недрами и принимать по результатам расследования решения, обязательные к исполнению руководителями предприятий и организаций. Органы горного надзора наделены правом административного воздействия на нарушителей законов об использовании недр.
В случае совершения преступления – направлять материалы в правоохранительные органы для расследования и привлечения лиц к уголовной ответственности.

3.

Государственный контроль за использованием и охраной недр (далее – геологический контроль) – это деятельность компетентных государственных органов по проверке соблюдения требований законодательства, установленного порядка осуществления деятельности в области недропользования, в том числе выполнение обязательных мероприятий по геологическому изучению недр, охране и восстановлению окружающей среды. В соответствии со ст. 37 Закона РФ «О недрах», задачами государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, а так же органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции1.

Государственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется в информационной, предупредительной и карательной формах. Целью информационного контроля является сбор, обработка и оценка информации о деятельности недропользователя. Целями предупредительного контроля являются пресечение выявленных нарушений требований горного законодательства, их устранение и ликвидация негативных последствий. Карательный контроль имеет целью наказание лиц, виновных в нарушении требований горного законодательства, непосредственных виновников совершения правонарушения. Для реализации возложенных на них задач, государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право:

1) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, при выполнении работ по геологическому изучению и использованию недр, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки;

2) посещать для проведения проверок без предварительного уведомления при предъявлении служебного удостоверения организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и использование недр;

3) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а так же предписания по соблюдению условий лицензионных отношений;

4) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

5) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

6) прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых;

7) рассматривать дела об административных правонарушениях в области недропользования, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

9) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим законодательством.

 

Производственный контроль за рациональным использованием и охраной недр 6.7.1 Нормы по соблюдению пользователями недр установленного порядка пользования недрами требований законодательства РФ и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности определены Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1.

6.7.2 Производственный контроль за рациональным использованием и охраной недр включает

: - контроль соблюдения требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с рациональным использованием и охраной недр (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

- контроль наличия утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

 - контроль выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

 - ведение необходимой геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

- контроль соблюдения установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

- ведение учета данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

- соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;

- контроль содержания горных выработок и скважин, геологической и технологической документации; СТО РусГидро 06.02.111–2013 30

- контроль исполнения предписаний, выданных органами, уполномоченными осуществлять государственный надзор в области рационального использования и охраны недр.

6.7.3 Документация по осуществлению мероприятий ПЭК за рациональным использованием и охраной недр должна включать в себя:

6.7.3.1 Организационную документацию:

 - договоры подряда на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (в случае, если к выполнению отдельных работ пользователь недр привлекает на их основании иные организации); - программа ведения локального мониторинга состояния недр, согласованная с уполномоченным органом. Результаты мониторинга состояния недр.

6.7.3.2 Нормативную и разрешительную документацию:

- лицензия на вид(ы) деятельности, связанный(ые) с пользованием недрами;

- протоколы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Роснедра (территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых);

- документ, удостоверяющий предоставление в пользование земельного участка;

- горноотводный акт;

- акты о ликвидации или консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами;

- согласованные и утвержденные в установленном порядке технические (технологические) проекты, планы и схемы развития горных работ;

- акт, удостоверяющий границы горного отвода для использования недр;

- технический проект разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

- проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;

- санитарно-эпидемиологическое (или экспертное санитарное) заключение территориального органа Роспотребнадзора о соответствии качества воды и зон санитарной охраны СТО РусГидро 06.02.111–2013 31 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для питьевых подземных вод.

6.7.3.3 Документацию, подтверждающую выполнение контрольных мероприятий:

 - сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод по форме государственного статистического наблюдения №4-ЛС.

6.7.3.4 Учетную и отчетную документацию: - отчеты о выполнении условий к лицензии на пользование недрами;

- документы об уплате платежей, налогов, подтверждение налогового органа.

33. Геологическое и маркшейдерское обеспечение использования участка недр включает:

- доразведку и опережающую эксплуатационную разведку при ведении горнопроходческих подготовительных и добычных работ, включая геологическое документирование и опробование горных выработок и скважин различного назначения, осуществление химических, спектральных и других видов анализа проб на полезные компоненты и вредные примеси, исследований технологических свойств полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, иные геологические работы по изучению и уточнению строения участка недр горно-геологических и других условий его использования;

- производство маркшейдерских и геологических работ в объемах, обеспечивающих достоверную оценку разведанных запасов полезных ископаемых, либо условий для строительства и эксплуатации объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, рациональное использование, охрану недр и гидроминеральных ресурсов (промышленных, теплоэнергетических, технических, минеральных вод), а также технологически эффективное и безопасное ведение горных работ, охрану зданий, сооружений, природных объектов и земной поверхности от вредного влияния горных разработок;

- ведение установленной геологической и маркшейдерской документации, ее сохранение, а также сохранение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских знаков, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем использовании участка недр, а также для его охраны;

- маркшейдерские замеры объемов добытых полезных ископаемых и произведенных горных работ;

- учет состояния и движения запасов, потерь и разубоживания (засорения) полезных ископаемых (геолого-маркшейдерский учет запасов), учет попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых, вскрышных и вмещающих пород и образующихся отходов производства, содержащих полезные компоненты;

- обоснование нормативов потерь полезных ископаемых и коэффициентов извлечения нефти и газа при их добыче;

- своевременное создание геодезических маркшейдерских опорных и съемочных сетей, вынос в натуру проектных параметров строительства различных объектов, задание направлений горным и разведочным выработкам, проведение инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, деформациями земной поверхности, зданий, сооружений, устойчивостью горных выработок, расчет и нанесение на горную графическую документацию предохранительных и барьерных целиков и границ безопасного ведения горных работ и опасных зон;

- маркшейдерский контроль за соблюдением утвержденных мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи и в пределах опасных зон и недопущением самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

- пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;

- наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

- ведение горной графической документации;

- учет и обоснование объемов горных разработок;

- определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.

34. Графическая геологическая документация составляется на основе маркшейдерских планов с соблюдением принятых для горной графической документации условных обозначений.

35. Рабочая геологическая и маркшейдерская документация пополняется по мере накопления фактического материала, но не реже одного раза в месяц, а в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых - не реже одного раза в шесть месяцев. Сводная геологическая и маркшейдерская документация пополняется ежеквартально, а в случае добычи общераспространенных полезных ископаемых - не реже одного раза в год.

36. В организации пользователя недр ведется книга геологических и маркшейдерских указаний.

37. Требования по учету состояния и движения запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых пользователем недр включают:

- учет числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых и запасов, оперативно учтенных пользователем недр по результатам геологического изучения;

- запасы полезных ископаемых учитываются по категориям А, В, С1 и С2 раздельно по месторождениям, участкам, пластам, залежам, отдельным рудным телам, шахтным полям, выемочным единицам, способам и системам разработки, основным промышленным (технологическим) типам и сортам полезных ископаемых;

- запасы полезных ископаемых учитываются по наличию их в недрах независимо от возможного разубоживания и потерь при добыче и переработке;

- списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых с учета организации в результате их добычи и потерь производится по формам федерального государственного статистического наблюдения, а в случаях утраты полезными ископаемыми при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых промышленного значения, списание производится в соответствии с технико-экономическим обоснованием при положительном заключении экспертизы охраны недр;

- списание запасов отражается в геологической и маркшейдерской документации раздельно по элементам учета и вносится в специальную книгу учета списанных запасов;

- горные выработки, служащие для подхода к участкам месторождения, запасы которых намечены к списанию как утратившие промышленное значение или неподтвердившиеся, погашаются после окончательного решения вопроса о списании запасов;

- прирост и перевод запасов как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов в более высокие по степени изученности категории производится на основе их подсчета по фактическим геологическим материалам и утверждается в установленном порядке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.242 (0.013 с.)