Справочно-пояснительный аппарат издания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочно-пояснительный аппарат издания

Главное (общее) требование предисловия: охарактеризовать место и роль данного учебного издания в учебно-воспитательном процессе по данной специальности и данному учебному курсу (предмету, дисциплине), а также особенности данного издания в отличие от уже имеющихся по этой дисциплине (предмету, курсу).

Предисловие включает следующие компоненты:

Ø цель (назначение) данного издания – для изучения (преподавания) теоретический, методической и т.п. части учебной дисциплины; для практических, лабораторных, семинарских и т.д. занятий; для самостоятельной работы; соответствие учебной программе дисциплины и основным задачам ее освоения;

Ø читательский адрес издания – для студентов, преподавателей данной специальности, специализации, формы обучения (очной, очно-заочной, заочной);

Ø тип (вид) учебного издания и его место в системе других изданий – учебник, учебное пособие, монография, сборник, справочник и т.д.; основные отличия от ранее выпущенных аналогичного характера – степень новизны. Полнота и глубина охвата, особенность авторской концепции и т.д.;

Ø методические рекомендации по использованию данного учебного издания;

Ø общая характеристика, особенности и правила эффективного использования данного учебного издания – структура аппарата (дидактический, справочный и т.д.), помогающая эффективно использовать учебное издание, наличие и особенности вспомогательных указателей, приложений и т.д.;

Ø сведения об авторах, коллективах, частях, написанных отдельными авторами;

Ø обращение к читателям с просьбой направлять свои отзывы и пожелания;

Ø рекламно-информационные сведения – адрес для обратной связи, о заказах и т.п.

Главное (общее) требование введения – ввести в содержание, проблематику учебной дисциплины, в основные направления, методы и формы ее освоения, теоретически, методически и психологически подготовить студента (преподавателя) к предстоящей учебно-воспитательной деятельности.

Введение включает следующие компоненты:

Ø зачин – актуальность и социальная (научная, практическая, идеологическая) значимость данной учебной дисциплины;

Ø предметная (содержательная) характеристика учебной дисциплины:

· теоретическая,

· историческая,

· методическая;

Ø концовка – переход к основной части – структура и особенности изложения основной части учебной дисциплины; установка на определенные условия чтения, усвоения и использования материала, на выявление активного целенаправленного интереса к изучаемому материалу; возможные ограничения. Данная часть необходима для того, чтобы показать взаимосвязь введения с основной частью.

Заключениевключает следующие компоненты:

Ø обобщение информации, изложенной в основной части учебного издания, основные выводы и тенденции развития учебной дисциплины;

Ø краткую характеристику нерешенных или труднорешаемых проблем;

Ø рекомендации по дальнейшему изучению данной учебной дисциплины, чтению дополнительной литературы;

Ø прогноз развития учебного предмета (науки);

Комментарий – составная часть аппарата издания, представляющая собой свод сведений, которые разъясняют и толкуют факты, слова, фрагменты текста или всего произведения. Комментарий обычно содержит мнение специалиста.

Комментарии всегда помещают за текстом произведения, они – часть затекстового аппарата издания. Набирают шрифтом меньшего кегля, чем кегль шрифта основного текста.

Примечание – элемент аппарата издания, содержащий дополнения к основному тексту: уточнения, разъяснения, переводы иностранных текстов, ссылки и т.д., принадлежащие автору, редактору, переводчику и другим лицам, принимавшим участие в подготовке издания.

Еще одна задача примечаний – вынести за пределы основного текста дополнительные сведения, загромождающие его, нарушающие стройность композиции.

По авторской принадлежности примечания и комментарии делятся на авторские (написанные автором) и издательские (подготовленные издательством в процессе работы). В учебных книгах чаще всего используются авторские примечания.

Списки условных обозначений и сокращений являются еще одним средством, помогающим читателю работать с текстом. В учебной и научной литературе они используются очень широко. Обозначения и сокращения облегчают и ускоряют процесс чтения: не приходится тратить время на многократное прочитывание полного развернутого наименования, термина, имени и т.п., что при сквозном чтении отвлекает и утомляет читателя. Кроме того, введение в текст условных обозначений и сокращений способствует снижению расхода бумаги, поскольку позволяет уменьшить объем текста.

Списки целесообразно помещать перед основным текстом произведения. В них включаются только те наименования, которые часто встречаются в тексте, но не общепринятые (т.д., в т.ч. и др.). Список не следует делать большим – читатель должен зрительно его охватить и запомнить. Если все же список получается слишком большим, то лучше перенести его в конец книги как справочное приложение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.13 (0.007 с.)