Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе

по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Цель:

-вызвать интерес к загадкам, пословицам и поговоркам, как малой жанровой форме народного творчества.

Задачи:

-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками, с пословицами народов ханты и манси; отрабатывать навыки чтения;

- развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки, обогащать словарный запас, речь обучающихся, логическое мышление;

-воспитывать умение высказывать своё мнение.

Планируемые результаты:

 

Предметные: относят пословицы ипоговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают развернутый ответ на вопросы по содержанию прочитанного: учатся загадывать загадки, запоминают пословицы и поговорки.

Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные УУД:

 

Регулятивные: учатся высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками

Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.

Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают загадки, пословицы и поговорки.

Оборудование: Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями. Учебник для 2 класса под ред. Л. Ф. Климановой,

 

Ход урока

 

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Организационный момент.

 Учитель - Добрый день ребята. Слайд 3

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение считалки на странице 22 учебника (читают 2-3 ученика).

III. Актуализация знаний. Знакомство с целями урока.

Учитель – Давайте вспомним, что такое устное народное творчество,  что к нему относится к устному народному творчеству?

 Проверка по слайду 4-5

1. Работа по изученным малым жанрам УНТ.

Учитель - Сегодня на уроке продолжим знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества.

- Чтобы узнать с какими малыми жанрами познакомимся, мы совершим сегодня путешествие, поэтому мы должны разделиться на две группы. А чтобы узнать в какое путешествие отправимся, мы должны немного поработать.

-Перед вами лежат листочки, на которых под номерами написаны предложения. Вы должны прочитать эти предложения и, обсудив друг с другом, сказать, что в этих листочках написано. А я вам буду помогать.

Проверка по слайду 6.

Номер 1. Загадка.

 

Учитель - Как вы думаете, что за текст перед вами?

(Дети –это загадка)

- Обе группы будете загадывать друг другу загадки, которые также даны на листочках.

Номер 2. Пословицы.

 

Учитель - Теперь читаем предложение под номером два. Обе группы должны из слов собрать предложение. Что получилось у вас?

 

(Дети - Предложение)

-За правильное составление предложения каждая группа сможет заработать баллы.

-Как называется такое предложение?

(Дети – Пословица)

 

Прочитав это предложение, что мы узнали? Чему учит она нас?

 

( Дети - Заставляет размышлять)

-Какие пословицы вы знаете?

 

(Ответы детей)

 

Номер 3. Поговорки.

 

Учитель - Ребята, теперь прочитаем предложение под номером. Это - поговорка. Поговорка немного отличается от пословицы. Поговорка –это только часть пословицы.

 

2. Постановка целей урока.

 

Поляна «Начальная». Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

(Дети- О загадках, пословицах и поговорках).

Учитель – Да, ребята. Сегодня на урокемы продолжим знакомство с малыми жанрами УНТ: загадками, пословицами и поговорками. Научимся различать их, распределять их по группам.

Учитель - Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, об их мудрости поучающем смысле.

- А какие загадки вы знаете?

(Ответы детей)

Учитель - Чем загадка отличается от пословицы и поговорки?

Дети - (Загадка учит отгадывать, а пословица учит)

-Чему должны научиться на уроке?

Дети - (Научиться читать выразительно и отвечать на вопросы)

 

IV. Физминутка. Слайд 7.

 Работа по теме урока.

 

1. Поляна «Загадка». Работа по учебнику.

Учитель - Вот и дошли мы с вами до поляны «Загадка». На этой поляне мы постараемся правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их. Ребята, не забываем зарабатывать баллы. (Чтение и отгадывание загадок учащимися по учебнику)

2. Поляна «Пословица и поговорка». Работа по учебнику.

Учитель – Скажите, какие пословицы и поговорки знаете?

(Ответы детей)

Учитель – Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Учитель - Давайте прочтем пословицы и поговорки из учебника выразительно и постараемся ответить на вопросы.

(Работа по учебнику)

Учитель -Ребята, пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.

Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Поляна «Конечная». Работа по презентации «Малые жанры устного народного творчества», слайды 8-10.

 Учитель - Ребята, на слайде №8 вы видите загадки.

Учитель - Как вы понимаете, что такое загадка?

(Ответы детей).

Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Учитель - А вы любите разгадывать загадки?

(Ответы детей)

 Учитель - Давайте попробуем их отгадать. Группа, отгадавшая первой загадку, получит красный кружок.

Учитель - Теперь на слайде 9 прочитаем пословицы.

 Разделим на группы данные пословицы и поговорки. Слайд 11

1-я группа называет пословицы, 2-я – поговорки

(читают отдельные ученики).

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Семь пятниц на неделе.

• Цени по заслугам, а не по услугам.

• Семеро по лавкам.

• Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

• Седьмая вода на киселе.

Учитель Пословицыобычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси.

-Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Учитель – Ребята кто является коренными жителями нашего края?

(Ответы детей)

- Слайд 12.

Учитель - Давайте вместе прочитаем пословицы и поговорки Чему учат нас эти пословицы?

(Чтение пословиц детьми)

VII. Рефлексия.

VIII. Подведение итогов урока

 

Учитель – Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

– Что нового вы для себя узнали?

– Испытали ли вы какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

(ответы детей)

 

IX. Домашнее задание: в школьной библиотеке найти сборник загадок и выписать в тетрадь понравившиеся три загадки.

 

Приложение 1.

1. Загадки 1-я группа.

На носу сидим, На мир глядим, За уши держимся. (Очки)

1. Загадки 2-я группа.

Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла. (Зима)

Приложение 2.

2. Пословицы 1-я группа.

Добрый человек добру и учит.

2. Пословицы 2-я группа

Мудрым никто не родился, а научился.

Приложение 3.

3. Поговорки 1-я группа.

В гостях хорошо, а дома лучше.

3. Поговорки 2-я группа.

Терпение и труд, все перетрут.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.006 с.)