Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моммзен Т. История рима. Книга IV. Глава VIII. Восток и царь митридат. (ancientrome. Ru)

 

Pax Romana и римский «империализм» в I в. н.э.7

В.О. Никишин

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Ломоносовский пр., 27–4, Москва, Россия, 119991

 

 

Величие и падение Рима

I том

СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ

ИЗДАНИЮ

 

Фраат и Тигран Однако новая война разразилась позади его. Рассерженный походом Афрания и не смея напасть на самого Помпея, царь Фраат объявил войну царю Армении. Тигран просил помощи, многие из офицеров снова стали побуждать Помпея вторгнуться в Персию и завоевать ее. Но если Фраат был испуган походом Афрания, то опасность, вызванная последним, произвела очень сильное впечатление на Помпея и - 132 - заставила его изменить вызывающее поведение, которого он до сих пор держался по отношению к парфянскому царю; он хотел быть благоразумным и не проявлять много честолюбия. Он ограничился посылкой трех комиссаров для решения вопроса между двумя царями.[526] Между тем Скавр и Габиний нашли золотые россыпи в Иудее, где свирепствовала междоусобная война между членами царской фамилии Асмонеев, Аристобулом и Гирка-ном. Оба они обратились за помощью к римским генералам. И Аристобул получил ее, дав около двух миллионов Скавру и до полутора миллиона Габинию.[527]

 

 

Дион Кассий. Римская история. Книга LV, глава 10 (20)

 Веллей Патеркул. Римская история. Книга II, глава 101.

 Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, гл. 2, §4.

 Дион Кассий. Римская история. Книга LV, глава 10a (6—9)

 Веллей Патеркул. Римская история. Книга II, глава 102 (2).

 Луций Анней Флор. Эпитомы. Книга II, глава 32.

 Корнелий Тацит. Анналы. Книга I, глава 3 (3).

 Анкирский памятник. Деяния божественного Августа. Глава 27.

 Анкирский памятник. Деяния божественного Августа. Глава 32. Дата обращения: 10 апреля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.

Абрамзон, Михаил Григорьевич.

Монеты как средство пропаганды официальной политики Римский империи / М. Г. Абрамзон; Рос. акад. наук, Ин-т археологии. - М. ; Магнитогорск : Магнитогор. Дом печати, 1995. - 654,32,LIV с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-7114-0063-0 (В пер.) : Б. ц.

 

И. П. Сергеев

РИМ И ПАЛЬМИРА В III ВЕКЕ Н. Э.

Успе­хи пер­сов в войне с рим­ля­на­ми отри­ца­тель­но ска­за­лись на рим­ской тор­гов­ле с восточ­ны­ми соседя­ми, а сле­до­ва­тель­но, и на эко­но­ми­ке Паль­ми­ры. Вли­я­тель­ные люди горо­да долж­ны были опре­де­лить­ся, на чьей сто­роне — пер­сов или рим­лян — они будут сто­ять. Паль­мир­цы коле­ба­лись в при­ня­тии реше­ния и попы­та­лись всту­пить в пере­го­во­ры с пер­сид­ским царем. По сооб­ще­нию Пет­ра Пат­ри­ция [12, 2], к Шапу­ру из Паль­ми­ры отпра­ви­лось посоль­ство, веро­ят­но, чтобы дого­во­рить­ся о заклю­че­нии опре­де­лен­но­го согла­ше­ния. Но царь при­ка­зал выбро­сить дары паль­мир­цев в реку и заявил, что тре­бу­ет от жите­лей горо­да без­услов­но­го под­чи­не­ния. После это­го паль­мир­цы реши­ли сохра­нять вер­ность Риму.

 

 

Сравнения могли бы быть благом для исторического мышления, поскольку они обнажают органическую структуру истории. Их техника должна была бы оттачиваться под воздействием некой всеобъемлющей идеи и, стало быть, до не допускающей выбора необходимости, до логического мастерства. До сих пор они были несчастьем, ибо, будучи просто делом вкуса, они избавляли историка от сознательных усилий видеть в языке форм истории ив их анализе свою труднейшую и ближайшую, не только еще не решенную нынче, но даже и не понятую задачу.

 

 

Нет ни одной страны, в которой все туземные обитатели настолько совершенно адаптированы друг к другу и к физическим условиям своей жизни, чтобы ни один из них не мог быть еще лучше адаптирован или усовершенствован; это видно из того, что во всех странах туземные обитатели были до такой степени подавлены натурализованными организмами, что позволяли некоторым пришельцам прочно завладеть страной. И так как чужеземцы в любой стране побеждали некоторых туземных обитателей, мы вполне можем заключить, что и туземцы с пользой для себя могли бы модифицироваться настолько, чтобы лучше противостоять вторжению. (Дарвин) стр 41.

 

Простейшее определение войны, которым оперируют, главным образом, этологи и социобиологи сводится к тому, что война - это форма межгруппового насилия вплоть до намерения убивать друг друга

Стр 48 Война и мир в ранней истории человечества.

 

Причинно-целевой критерий является одной из самых живучих черт эволюционистского наследия. Он хорошо просматривается в формулировке, предложенной Л.Уайтом: "Войны являются борьбой между социальными организмами, называемыми нациями, за выживание, за приобретение и использование ресурсов земли, за плодородные поля и т.д."

Стр 51Война и мир в ранней истории человечества.

 

 

Секст Юлий Фронтин

Стратегемы (военные хитрости).

Введение

А. Ранович

Секст Юлий Фронтин – незаурядная личность; он проявил выдающиеся способности как политический деятель, полководец, администратор, ученый и писатель. Тацит называет его vir magnus (Agric., 17), Плиний Младший был в числе его друзей, Марциал упоминает о нем в своих эпиграммах, а для военных историков он был авторитетом. В частности, Элиан отзывается о нем с почтением и считает нужным в предисловии к своей "Тактике" отметить, что в течение нескольких дней имел беседы (διέτρψα) с Фронтином.

Неведомые земли

Том I

 

[434]

 

Назад  

Глава 65

«Посольство» императора Марка Аврелия в Китай (166 г.)

К главе 66

К предисловию II тома

Эта страна [Дацинь, то есть Римская империя] очень обширна, в ней много городов и она владеет большим числом покоренных земель. Стены [домов] из камня. На дорогах стоят почтовые станции. Жители волосы стригут и носят красивое платье. На войну берут с собой барабанщиков, знамена и палатки. Столичный город имеет около 100 ли в окружности. В нем 10 дворцов, в 10 ли один от другого. Колонны во дворцах из горного хрусталя.1) Высший совет состоит из 36 военачальников. Цари [консулы] возводятся на престол по избранию. Там много золота, серебра и драгоценных камней и жители очень богаты, особенно благодаря торговле с парфянами и индийцами.2) Оттуда вывозят все драгоценности и редкости, которые можно найти в других государствах. Жители прямодушны и справедливы, а купцы назначают цены без запроса. Зерно всегда дешево. Управление государством обеспечивается богатой казной. Если приезжают посланники из соседнего государства, то с границы их везут прямо в столицу по почте; а по прибытии в столицу им дарят золотую монету.

 

Их цари давно искали случая направить посланцев в Китай, но ань-си [парфяне], желая одни торговать шелковыми тканями, не пропускали дациньцев через свои пределы.

 

Так продолжалось до девятого года правления Янь-си [166 г. н.э.], когда дациньский правитель Ань Тунь отправил посольство, которое вступило в Китай с границы Аннама. Оно принесло в качестве дани слоновую кость, носорожьи рога и панцирь черепахи. С этого времени установилась прямая связь. Но в списке даров нет драгоценностей, это дает основание предположить, что они их утаили.3) [435]

 

Федина Ю. А.

ГАЛАТИЯ В ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ РИМА В I В. ДО Н. Э.*

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ют­ся вза­и­моот­но­ше­ния лиде­ров Позд­ней Рим­ской рес­пуб­ли­ки с зави­си­мым от Рима государ­ст­вом Гала­ти­ей в I в. до н. э. Малая Азия пред­став­ля­ла для рим­лян зна­чи­тель­ный инте­рес, посколь­ку созда­ва­ла серь­ез­ные слож­но­сти в орга­ни­за­ции управ­ле­ния, и это при­да­ва­ло осо­бое зна­че­ние патро­но-кли­ент­ским отно­ше­ни­ям в кон­тро­ле за реги­о­ном. Рим­ляне были заин­те­ре­со­ва­ны в уста­нов­ле­нии вли­я­ния в мало­азий­ских государ­ствах, осо­бен­но в тех, кото­рые игра­ли роль буфер­ных царств, защи­щаю­щих рим­ские вла­де­ния от втор­же­ния извне, и таким государ­ст­вом, несо­мнен­но, явля­лась Гала­тия.

Клю­че­вые сло­ва: Древ­ний Рим, Гала­тия, кли­ен­те­ла. Стр 61

 

Аппиан Александрийский

РИМСКАЯ ИСТОРИЯ

Книга XII

МИТРИДАТОВЫ ВОЙНЫ

Стр 248 – описание локаций в Азии, захваченных римом. Описываются отношения с царем Митридатом

Т. Моммзен

ИСТОРИЯ РИМА

 

КНИГА ВОСЬМАЯ

Страны и народы от Цезаря до Диоклетиана Гла­ва XI

 

ИУДЕЯ И ИУДЕИ

 В сво­ей поли­ти­ке в южной Сирии пол­ко­вод­цы рес­пуб­ли­ки, Пом­пей и его бли­жай­шие пре­ем­ни­ки, про­ти­во­дей­ст­во­ва­ли начав­ше­му­ся там про­цес­су воз­ник­но­ве­ния более или менее круп­ных государ­ст­вен­ных обра­зо­ва­ний, и вся стра­на была поде­ле­на на отдель­ные город­ские обла­сти и мел­кие кня­же­ства. Боль­ше все­го постра­да­ли от это­го иудеи: поми­мо того, что они долж­ны были вер­нуть все свои вновь при­об­ре­тен­ные вла­де­ния, т. е. все побе­ре­жье (III, 118), Габи­ний разде­лил даже ста­рую терри­то­рию их цар­ства на пять окру­гов с само­сто­я­тель­ным управ­ле­ни­ем и лишил свет­ской вла­сти пер­во­свя­щен­ни­ка Гир­ка­на (III, 130). Этим самым, с одной сто­ро­ны, был уста­нов­лен рим­ский про­тек­то­рат, с дру­гой — вос­ста­нов­ле­на чистая тео­кра­тия.

Лич­ная при­зна­тель­ность Цеза­ря была не послед­ней при­чи­ной, спо­соб­ст­во­вав­шей рестав­ра­ции иудей­ско­го государ­ства. Иудея полу­чи­ла наи­луч­шее поло­же­ние, какое толь­ко мог­ло полу­чить зави­си­мое государ­ство, а имен­но: ей была пре­до­став­ле­на пол­ная сво­бо­да от пода­тей в поль­зу рим­лян8, от воен­ной окку­па­ции и рекрут­ско­го с.448 набо­ра9; прав­да, за это мест­ное пра­ви­тель­ство долж­но 368 было взять на себя обя­за­тель­ство охра­нять гра­ни­цу и нести свя­зан­ные с этим рас­хо­ды. Город Яффа, а вме­сте с ним и доступ к морю был воз­вра­щен иуде­ям, им были гаран­ти­ро­ва­ны неза­ви­си­мость внут­рен­не­го управ­ле­ния и сво­бо­да рели­ги­оз­но­го куль­та, а так­же раз­ре­ше­но то, в чем им до сих пор отка­зы­ва­ли, имен­но — вос­ста­нов­ле­ние сры­тых Пом­пе­ем город­ских стен Иеру­са­ли­ма (707) [47 г.].

Таким обра­зом, под име­нем асмо­ней­ско­го кня­зя иудей­ским государ­ст­вом стал пра­вить под покро­ви­тель­ст­вом и по воле Рима полу­чу­же­стра­нец, ибо меж­ду иду­ме­я­на­ми и насто­я­щи­ми вер­нув­ши­ми­ся из Вави­ло­на иуде­я­ми суще­ст­во­ва­ли при­мер­но такие же раз­ли­чия, как меж­ду эти­ми послед­ни­ми и сама­ря­на­ми. Нацио­на­ли­сти­че­ски настро­ен­ные иудеи отнюдь не были рас­по­ло­же­ны к сво­е­му ново­му пра­ви­тель­ству. Потом­ки древ­них родов, пер­вен­ст­во­вав­ших в иеру­са­лим­ском сове­те, в душе оста­ва­лись сто­рон­ни­ка­ми Ари­сто­бу­ла, а после его смер­ти — его сына Анти­го­на. В горах Гали­леи фана­ти­ки вели борь­бу одно­вре­мен­но и с рим­ля­на­ми и со сво­им пра­ви­тель­ст­вом. Когда сын Анти­па­тра Ирод захва­тил в плен пред­во­ди­те­ля этой дикой бан­ды Езе­кию и при­ка­зал его каз­нить, совет иеру­са­лим­ских свя­щен­ни­ков при­нудил сла­бо­воль­но­го Гир­ка­на с.449 отпра­вить Иро­да в изгна­ние под пред­ло­гом нару­ше­ния им рели­ги­оз­ных пред­пи­са­ний. Тогда этот послед­ний посту­пил на служ­бу в рим­ские вой­ска и ока­зал суще­ст­вен­ные услу­ги намест­ни­ку Цеза­ря в Сирии при подав­ле­нии вос­ста­ния послед­них пом­пе­ян­цев. Но когда после гибе­ли Цеза­ря на Восто­ке взя­ли верх рес­пуб­ли­кан­цы, Анти­патр опять не толь­ко пер­вый при­со­еди­нил­ся к более силь­ной сто­роне, но и ока­зал боль­шую услу­гу новым вла­сти­те­лям, быст­ро собрав нало­жен­ную ими кон­три­бу­цию.

 

 

Дейвид Юланси
(David Ulansey)

ЗАГАДКИ МИТРАИЗМА

Мит­ра­изм, или мит­ра­и­сти­че­ские мисте­рии, был одной из основ­ных (и, несо­мнен­но, одной из самых зага­доч­ных) рели­гий, воз­ник­ших при­мер­но в то же вре­мя, что и хри­сти­ан­ство. Вре­мя зарож­де­ния мит­ра­из­ма отно­сит­ся к I в. до н. э. В одной из сво­их работ Плу­тарх пишет, что к 67 г. до н. э. мит­ра­изм испо­веды­ва­ли кили­кий­ские пира­ты. (В про­вин­ции Кили­кия, на полу­ост­ро­ве Малая Азия, жили при­мер­но 20 тыс. пира­тов, кото­рые в пери­од про­цве­та­ния осу­ществля­ли свои опе­ра­ции на всем Сре­ди­зем­ном море). Мит­ра­изм достиг наи­боль­ше­го рас­про­стра­не­ния в 3 в., а впо­след­ст­вии (в кон­це 4 в., при­мер­но в пери­од рас­па­да Запад­ной Рим­ской импе­рии) был вытес­нен хри­сти­ан­ст­вом.

При­вер­жен­ца­ми мит­ра­из­ма были в основ­ном сол­да­ты, слу­жа­щие и куп­цы; культ исклю­чал жен­щин. Как и в ряде дру­гих древ­них куль­тов (сре­ди них мисте­рии Изи­ды и элев­син­ские мисте­рии), испо­ве­до­вать мит­ра­изм мог толь­ко тот, кто совер­шил тай­ный обряд посвя­ще­ния. Посвя­щен­ным запре­ща­лось рас­ска­зы­вать ино­вер­цам о таин­ствах куль­та, кото­рые были назва­ны мисте­ри­ей (это сло­во про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го mys­te­rion — тай­на, таин­ство). Англий­ское сло­во mys­te­ry (тай­на) и свя­зан­ные с ним сло­ва, такие как mys­ti­cism (мисти­цизм, мисти­ка), вос­хо­дят к гре­че­ско­му сло­ву, от кото­ро­го про­изо­шло назва­ние куль­тов. Мит­ра­изм имел несколь­ко сту­пе­ней посвя­ще­ния, обра­зу­ю­щих иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, по кото­рой посте­пен­но под­ни­ма­лись посвя­щен­ные.

В мире науки, 1990, № 2 (Scientific American, 1989, № 12).

Целесообразно рассмотреть самые Восточные провинции римской державы такие как мессопотамия армения, Галатия. с.458

Сын Пуб­лия Суль­пи­ция Кви­ри­ния. Про­ис­хо­дил из Лану­вия и не при­над­ле­жал к пат­ри­ци­ан­ско­му роду Суль­пи­ци­ев (Tac. Ann. III 48). В 15 г. зани­мал долж­ность про­кон­су­ла Кри­та и Кире­ны; поко­рил мар­ма­ридов и гара­ман­тов (Flor. II 31). В 12 г. до н. э. был избран кон­су­лом (Tac. Ann. III 48; Dio LIV ind.; 28; CIL VI 17130; VIII 68; XIV 3613). Воз­мож­но, в 9—8 гг. был про­кон­су­лом Азии (CIL XIV 3613). В 5—4 гг. до н. э. легат Гала­тии и Пам­фи­лии; захва­тил кре­по­сти гомо­на­дов, взял в плен четы­ре тыся­чи чело­век и рас­се­лил их по горо­дам, так что в гор­ной мест­но­сти не оста­лось муж­чин, спо­соб­ных носить ору­жие. За эти успе­хи был удо­сто­ен три­ум­фаль­ных отли­чий (Strab. XII 6, 5; Tac. Ann. III 48; CIL XIV 3613). В 1 г. до н. э. — 4 г. н. э. сопро­вож­дал Гая Цеза­ря, вну­ка импе­ра­то­ра Авгу­ста, в его поезд­ке на Восток; выпол­нял при нем роль совет­ни­ка и руко­во­ди­те­ля (Tac. Ann. III 48). Ока­зы­вал Тибе­рию, буду­ще­му импе­ра­то­ру, зна­ки вни­ма­ния во вре­мя его родос­ско­го изгна­ния. Бла­го­да­ря это­му после при­хо­да Тибе­рия к вла­сти поль­зо­вал­ся боль­шим вли­я­ни­ем в государ­стве (Tac. Ann. III 48). В 6 г. н. э. назна­чен лега­том Сирии; в про­вин­ции про­из­вел пере­пись насе­ле­ния, пода­вил бес­по­ряд­ки в Иудее, сек­ве­ст­ро­вал иму­ще­ство умер­ше­го иудей­ско­го тет­рар­ха Архе­лая, сме­стил непо­пу­ляр­но­го пер­во­свя­щен­ни­ка Иоаза­ра и назна­чил на его место Ана­на; выде­лил тет­рар­хии Иро­ду и Филип­пу. (Jos. AJ XVII 13, 5; XVIII 1, 1; 2, 1; XX 5, 2; BJ II 17, 8; VII 8, 1; CIL XIV 3613). В 16 г. высту­пил в каче­стве посред­ни­ка и пере­дал импе­ра­то­ру Тибе­рию прось­бу о про­ще­нии от сво­его род­ст­вен­ни­ка М. Либо­на Дру­за, обви­нен­но­го в заго­во­ре; хода­тай­ство было откло­не­но Тибе­ри­ем (Tac. Ann. II 30—31).

Обла­дал зна­чи­тель­ным состо­я­ни­ем. Был два­жды женат, но не имел детей. Пер­вой его супру­гой была Клав­дия, дочь Аппия Клав­дия Пуль­х­ра, кон­су­ла 38 г. до н. э. (CIL VI 15626). Око­ло 4 г. н. э. вто­рич­но женил­ся на Эми­лии Лепиде, одна­ко око­ло 18 г. объ­явил ей раз­вод. В 20 г. н. э. обви­нил Лепиду в том, что она мошен­ни­че­ским обра­зом утвер­жда­ет, буд­то роди­ла от него сына, а так­же в пре­лю­бо­де­я­нии, кол­дов­стве и попыт­ке отрав­ле­ния. При под­держ­ке Тибе­рия добил­ся ее осуж­де­ния (Tac. Ann. II 30; III 22—23; Suet. Tib. 49). Умер в 21 г., был удо­сто­ен тор­же­ст­вен­ных похо­рон за государ­ст­вен­ный счет (Tac. Ann. III 48).

 

 

М. Г. Абрамзон

ОСРОЕНА В РИМСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ

В I В. ДО Н. Э. — III В. Н. Э.

Осро­е­на, область на севе­ро-запа­де Месо­пота­мии меж­ду река­ми Евфра­том на запа­де и Хабо­ром на восто­ке и Арме­ни­ей на севе­ре, игра­ла важ­ную стра­те­ги­че­скую роль фор­по­ста рим­лян в их поли­ти­ке сна­ча­ла про­тив пар­фян, а затем пер­сов. Глав­ный город Осро­е­ны, Эдес­са (совр. Урфа), был постро­ен, ско­рее все­го, Селев­ком I Ника­то­ром (312—281). При Антио­хе IV (175—164) Эдес­са была пере­име­но­ва­на в Антио­хию, а после его смер­ти попа­ла в зави­си­мость от пар­фян.

 

Гуленков К. Л.

ТРЕТЬЯ МИТРИДАТОВА ВОЙНА: КАМПАНИЯ 71 Г. ДО Н. Э.

 

 

Гайдукевич В. Ф.

ИЗ ИСТОРИИ БОСПОРА ВО II В. Н. Э.

с.485 К немно­го­чис­лен­ным свиде­тель­ствам по исто­рии Бос­пор­ско­го цар­ства в дошед­шей до нас антич­ной лите­ра­ту­ре при­над­ле­жит крат­кое упо­ми­на­ние собы­тия, про­ис­шед­ше­го, по-види­мо­му, в нача­ле 40-х годов II в. н. э.

 

 

Дреер М.

ПОМПЕЙ НА КАВКАЗЕ: КОЛХИДА, ИБЕРИЯ, АЛБАНИЯ.

 

Малеваный А. М.

РИМСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОВИНЦИИ ИЛЛИРИК К НАЧАЛУ I В. Н. Э.

 

Экономические

Экономическая эксплуатация приобретенных территорий потребовала создания минимальных условий для их развития. Инфраструктура создавалась для производства, сельского хозяйства и городов. Колонии стали поставщиками необходимых для метрополий товаров. Традиционная экономика, основанная на самодостаточном сельском хозяйстве и поликультурности, была заменена современными формами.

 

Социальные

Социальные последствия проявились в установке буржуазии купцов и чиновников из метрополий, которые заняли верхние и средние уровни колониальной структуры.

 

Политические

Территории попали в большей или меньшей степени в зависимость от метрополии. Однако эта зависимость не обошлась без конфликтов, которые были зародышем борьбы с империализмом.

 

Культурные

Империализм привел к потере идентичности и традиционных ценностей коренных народов и реализации стандартов поведения, образования и менталитета колонизаторов. Это также привело к принятию доминирующих языков (особенно английского, французского, испанского и русского). Христианские религии (католическая, англиканская, протестантская, православие и т.д.) заменили ранее существовавшие убеждения во многих частях Африки, Азии, Нового Света или объединены с этими убеждениями, сформировав синкретические культы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.01 с.)