Содержание книги

  1. Лекция-концерт «его величество фортепиано»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция-концерт «его величество фортепиано»



 

 

Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО»

 

Учитель:У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире, кроме того существуют также похожие на него музыкальные инструменты, в частности рояль, клавесин и прочие. Только мало кто знает, когда впервые появились эти инструменты. Сегодня мы узнаем как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками. (Слайд №1)

Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию.(Слайд №2)

Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году. (Слайд №3)

 

Рассказ о клавикорде.  Черновская Валя.( ученица 2 класса)

Клавикорд

Перевести названиеКлавикорд можно так - «клавишеструнник». История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием

Услышать клавикорд сегодня, увы, невозможно. Увидеть его можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться        к нему нельзя. Пока для нас этот инструмент только история. (Слайд №4)

Устройство клавикорда было очень простым. К каждой клавише на противоположном от музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень - тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение. (Слайд№5)

От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.

Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев - обязательно найдите там клавикорд.

 

(Слайд №6)

Рассказ о клавесине. Громов Леня.

КЛАВЕСИН  это  клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный. 

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника.

Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть в «Веймарской книге чудес» (1440). (Слайд №7)

Струны клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка. (Слайд №8)

Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные ручные и ножные переключатели.

Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами. Они расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин украшали с помощью красивых изображений, резьбой. (Слайд №9, №10)

Написанием музыки для клавесина занимались такие замечательные личности тех времен как Франсуа Куперен. Себастьян Бах, Доменико Скарлатти,Ванда Ландовска. (Слайд №11)

Во 2-й половине XVШ в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Но необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. (Слайд №12)

Учитель: А сейчас мы с вами услышим как звучит Клавесин. В исполнении Лясиной Марии прозвучит произведение В.А.Моцарта «Соната» (ученица исполняла отрывок из Сонаты на синтезаторе используя инструмент клавесин) (Слайд №13)

Гайдн «Менуэт» исполняет Захаров Евгений (Используем синтезатор) (Слайд №14)

 

(Слайд №15) Учитель: Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы

Рассказ о фортепиано. Лясина Мария.

В 1709 итальянский мастер - Бартоломео Кристофори,(Слайд №16) изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций. ", (Слайд №17)  Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение так gravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово  ФОРТЕПИАНО.

Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук. (Слайд № 18)

В  1709 году клавиатура фортепиано состояла всего из 4 октав, к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой, Ля. Измененная версия инструмента с 88 клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно.

К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано. (Слайд №19)

Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Сейчас мы предлагаем послушать как звучит этот волшебный инструмент.

(Концерт учащихся фортепианного отделения.)

Слайд № 20.С.Майкапар «Мотылек» исполняет Черновская Валя

    С.Майкапар «В садике» исполняет Яцура Ирина

Слайд №21 Гедике «Танец»

Слайд №22 Кабалевский «Ёжик»

Слайд №23 Рахманинов «Итальянская полька»

Слайд №24 Вейнсберг «Выйди Маша»

Слайд №25 Русская народная песня «Пастушок»

Слайд №26 Украинская песня «Ой ты девчина»

Слайд №27 Литовко «Вариации на тему песни «Савка и Гришка»

Слайд № 28 «Аргентинское танго»

Слайд № 29 Кореневская «Дождик»

 

Рассказ о рояле. Князева Влада. (Слайд №30,31)

Фортепиано или как его иначе называют пианино вы, можете встретится с ним в школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров. Он, большой и важный  (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла.  Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда  у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.

 

В исполнении вокального ансамбля нотки прозвучит песня «Старый рояль» (Слайд №32)

 

Учитель: Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката.  (Слайд №33)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.225 (0.005 с.)