Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция-концерт «его величество фортепиано»
Лекция-Концерт «Его величество ФОРТЕПИАНО»
Учитель:У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения. Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире, кроме того существуют также похожие на него музыкальные инструменты, в частности рояль, клавесин и прочие. Только мало кто знает, когда впервые появились эти инструменты. Сегодня мы узнаем как произошло фортепиано, и кто был его предшественниками. (Слайд №1) Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию.(Слайд №2) Одним из старейших клавишных инструментов является КЛАВИКОРД. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году. (Слайд №3)
Рассказ о клавикорде. Черновская Валя.( ученица 2 класса) Клавикорд Перевести названиеКлавикорд можно так - «клавишеструнник». История первого клавишеструнника началась в одиннадцатом веке. Это был инструмент, чрезвычайно простой и в то же время обладающий нежным серебристым звучанием Услышать клавикорд сегодня, увы, невозможно. Увидеть его можно только в музее, но там, сами понимаете, не только играть на нем, но и прикасаться к нему нельзя. Пока для нас этот инструмент только история. (Слайд №4) Устройство клавикорда было очень простым. К каждой клавише на противоположном от музыканта конце крепился вертикально стоящий латунный стержень - тангент. Верхний конец тангента был чуть расплющен. Когда музыкант нажимал клавишу, тангент поднимался, ударял струну снизу и оставался прижатым к ней все время, пока клавиша была нажата. Стоило музыканту отнять палец, как тангент своим весом опускал дальний конец клавиши, и она принимала первоначальное положение. (Слайд№5) От последующих струнно-клавишных инструментов клавикорд отличался главным образом своим звучанием, которого не было ни в каком другом инструменте. Может быть, и жив был бы клавикорд до сих пор, если бы не его слишком тихий звук. Тут он не выдерживал конкуренции ни с клавесином, ни тем более с фортепиано, хотя довольно долго еще продолжал существовать бок о бок со своими более молодыми собратьями.
Выпадет возможность побывать в каком-нибудь из музыкальных музеев - обязательно найдите там клавикорд.
(Слайд №6) Рассказ о клавесине. Громов Леня. КЛАВЕСИН это клавишный музыкальный инструмент. Его изобрели примерно в 1511 году в Италии. Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Одно из самых ранних изображений клавесина мы можем увидеть в «Веймарской книге чудес» (1440). (Слайд №7) Струны клавесина расположены горизонтально, параллельно клавишам. Звук извлекается при помощи перышка. (Слайд №8) Клавесин издает яркие звуки, которые в отличие от клавикорда, имеют более отрывистый и не такой выразительный характер. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и звука, используются специальные ручные и ножные переключатели. Типичный клавесин имеет 2 клавиатуры, которые называются мануалами. Они расположены одна сверху другой. К началу XVII века клавесин стал иной формы. Он приобрел треугольную крыловидную форму, при этом он мог содержать в себе около трех клавиатур, которые были расположены одна сверху другой. Клавесин украшали с помощью красивых изображений, резьбой. (Слайд №9, №10) Написанием музыки для клавесина занимались такие замечательные личности тех времен как Франсуа Куперен. Себастьян Бах, Доменико Скарлатти,Ванда Ландовска. (Слайд №11) Во 2-й половине XVШ в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Но необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. (Слайд №12) Учитель: А сейчас мы с вами услышим как звучит Клавесин. В исполнении Лясиной Марии прозвучит произведение В.А.Моцарта «Соната» (ученица исполняла отрывок из Сонаты на синтезаторе используя инструмент клавесин) (Слайд №13)
Гайдн «Менуэт» исполняет Захаров Евгений (Используем синтезатор) (Слайд №14)
(Слайд №15) Учитель: Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте. Был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы Рассказ о фортепиано. Лясина Мария. В 1709 итальянский мастер - Бартоломео Кристофори,(Слайд №16) изобрел совершенно новый клавишный инструмент. Инструмент который способен вызвать у слушателя поток эмоций. ", (Слайд №17) Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение так gravicembalo col piano e forteчто означало «Клавишный инструмент, играющий нежно и громко» Это название затем было сокращено, и появилось слово ФОРТЕПИАНО. Звук в инструменте извлекался деревянными молоточками обтянутыми войлоком. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию и издавая новый в отличие от клавесина мягкий звук. (Слайд № 18) В 1709 году клавиатура фортепиано состояла всего из 4 октав, к 19 веку количество октав было доведено до семи, с самой низкой нотой, Ля. Измененная версия инструмента с 88 клавишами – это тот инструмент, который мы знаем как современное фортепьяно. К 19 веку появилось первое вертикальное фортепиано. (Слайд №19) Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и его большой динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно. Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр. Сейчас мы предлагаем послушать как звучит этот волшебный инструмент. (Концерт учащихся фортепианного отделения.) Слайд № 20.С.Майкапар «Мотылек» исполняет Черновская Валя С.Майкапар «В садике» исполняет Яцура Ирина Слайд №21 Гедике «Танец» Слайд №22 Кабалевский «Ёжик» Слайд №23 Рахманинов «Итальянская полька» Слайд №24 Вейнсберг «Выйди Маша» Слайд №25 Русская народная песня «Пастушок» Слайд №26 Украинская песня «Ой ты девчина» Слайд №27 Литовко «Вариации на тему песни «Савка и Гришка» Слайд № 28 «Аргентинское танго» Слайд № 29 Кореневская «Дождик»
Рассказ о рояле. Князева Влада. (Слайд №30,31) Фортепиано или как его иначе называют пианино вы, можете встретится с ним в школе или клубе, у некоторых из вас оно есть дома. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. РОЯЛЯ. Конечно вы знакомы с этим инструментом. Его можно увидеть в концертных залах, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизоров. Он, большой и важный (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла. Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Иногда у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом.
В исполнении вокального ансамбля нотки прозвучит песня «Старый рояль» (Слайд №32)
Учитель: Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. (Слайд №33)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.225 (0.005 с.) |