Содержание книги

  1. зона – центр «Хочу всё знать».


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

зона – центр «Хочу всё знать».



 

Паспорт уголка познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной  группе.

 

Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;

- расширение опыта ориентировки в окружающем;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, причинах и следствиях и др.).

 

Ребенок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Цель экспериментирования – вести ребенка вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира.

Одним из условий решения задач по опытно -экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание уголка, наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.

В своей группе мы устроили такой центр «Юные исследователи», который помогает детям познать и изучить окружающий их мир. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

 

 

 

Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из нескольких  зон:

1 зона – мини - лаборатория «Открыватели».

Хозяин этой лаборатории кот Матроскин, который помогает детям найти ответы на все вопросы, который превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

- Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

- Различные крупы (гречка, манка, горох, фасоль);

- Природный материал (камешки, песок, глина, семена деревьев и цветов, ракушки, шишки разных хвойных деревьев, кора дерева, сухоцветы, гербарии и т.п.);

- Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, термометр);

- Мир материалов (виды тканей);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-"Звук" (колокольчики, дудочки, маракасы, бубен, трещотки, т.е. материалы для изучения свойств звука);

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок), т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки, т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

В мини - лаборатории находятся коллекции:

- Коллекция тканей;

- Коллекция пуговиц;

- Коллекция ракушек;

- Коллекция камней.

В этом блоке находятся модели:

- календарь природы (времена года), дни недели, частей суток;

- календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

- карты мира; атласы;

- уменьшенная модель нашей Земли – глобус;

- алгоритмы опытов и экспериментов;

- настенная декорация «Дерево», которая помогает формировать у детей представления о смене времен года, частей суток и некоторых их характеристиках.

Здесь же помещены различныемакеты (выставляются соответственно темам недели):

- домашние животные и птицы;

- животные африканских стран;

- рептилии и пресмыкающиеся;

- бабочки;

- насекомые:

- морские обитатели;

«Изюминкой» нашего центра считается стеллаж для игры с песком и водой. Он позволяет с интересом и увлечением проводить различные опыты с водой, песком и воздухом. Все это способствует не только формированию у детей познавательной функции, но и развитию мелкой моторики и связной речи.

2 зона - уголок природы.

В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Так же здесь есть необходимое оборудование и материал, которое позволяет весной обустроить огород на окне. Все это способствует организовывать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений, т. к. живая природа это тоже объект исследования.

 

3 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры как покупные, так и игры, сделанные самими воспитателями. Создана картотека игр

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

                 

В этой зоне нашего центра находится познавательная литература.

В него входят разные книги и энциклопедии:

- «Царство животных»;

- «Животные рядом с нами»;

- «Все обо всем»;

- «Млекопитающие» и др.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы.

Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.

 

5зона – наш методический центр.

Здесь находятся:

- Перспективное планирование опытов и экспериментов на каждую группу.

- Алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

- Методические рекомендации по проведению опытов.

- Картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.

- Разнообразный наглядно-дидактический материал.

- Методическая литература для воспитателей.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

6 зона – мини - музей «Чудесная кладовая».

Один из элементов нашей опытно – экспериментальной среды – мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.

В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой – либо области познания периодически оформляется мини выставка. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

 

  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.5.57 (0.007 с.)