Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Котышева Е. Н. Развитие коммуникативных способностей у детей с аутизмом на занятиях групповой музыкотерапии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Коммуникативные способности – это сочетание таких индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность её коммуникативной деятельности, но при этом не сводятся к коммуникативным знаниям, навыкам или умениям. Это сочетание особенностей человека представляет единое целое, существует на основе коммуникативных задатков, имеет индивидуальную степень выраженности и отличает одного человека от другого, имеет отношение к успешности выполнения именно коммуникативной деятельности, посредством которой и развивается. Говоря об особенностях содержания коммуникативной деятельности детей с аутизмом, необходимо отметить как её качественное своеобразие, так и выраженную задержку формирования. Нарушения в коммуникативной сфере аутичных детей характеризуются задержкой или полным отсутствием разговорной речи; значительными нарушениями невербальных аспектов коммуникации (зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты); при нормально развитой речи - ярко выраженными проблемами, связанными со способностью начинать или поддерживать разговор; выраженными нарушениями просодической и прагматической сторон речи; выраженными нарушениями формы и содержания речи, включая стереотипии и повторы; использованием местоимения «ты» вместо «я»; особым использованием слов и выражений; отсутствием игр, отличающихся разнообразием форм, проявлением спонтанности и участием воображения, имитирующих социальные аспекты действительности и соответствующих текущей стадии развития. Развитие коммуникативных способностей у детей с ранним детским аутизмом (РДА) представляет особую сложность по ряду причин (в том числе и по колоссальной ресурсо- и энергозатратности мероприятий). Исследователь О.С. Никольская выделяет четыре основные группы РДА по особенностям характера и степени выраженности симптомов, определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Но даже самые трудные дети подают надежду на социализацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия им оказать профессиональную помощь. Для аутичных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Современные психология и педагогика в России в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии. Но, к сожалению, немногочисленные отечественные практические разработки психокоррекции детей с аутизмом средствами музыкального воздействия в настоящее время ещё не подкреплены серьёзными научными исследованиями и не представлены в научно-методической литературе. Для организации в учреждениях социальной защиты Омской области курса групповых музыкально-коррекционных занятий для детей с РДА автором была разработана и успешно апробирована в течение 10 лет Программа музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!». В основу программы положены принципы организации и проведения занятий зарубежными и российскими музыкотерапевтами-практиками (Некту Ж., Македа Ж. (Франция), Захарова И. Ю., Хатуцкая С. А., Виноградова А. Л., Степанова Т. К. (г. Москва), были использованы элементы музыкально-педагогической концепции К. Орфа. Обобщая собственный опыт многолетней музыкально-коррекционной работы, учитывая лучшее из традиционных и современных отечественных методик музыкального воспитания и развития детей (Ветлугина Н. А.; Буренина А. И., Сауко Т. Н. (г. Санкт-Петербург), мы включили в программу музыкально-практические материалы с международных семинаров, организованных Центром лечебной педагогики (г. Москва) и педагогическим обществом Карла Орфа. На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с аутизмом собственно музыкальных способностей или овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности у аутичного ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей у детей с аутизмом, для чего в программу включены специальные игры и упражнения, а также специфические приёмы их проведения. Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме: приветствие; «свободное движение»; ритмическая разминка; упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений; пение; слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах; танцы, хороводы; коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам; прощание. Особая специфика занятий состоит в следующем: - занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин.; - структура проведения занятий вариативна в различных группах; - один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить; - музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности; - при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития); - ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. - на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий. Опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность максимально раннего включения аутичных детей в музыкально-коррекционную деятельность, в процессе которой идёт развитие, в частности, их коммуникативных способностей, формируются навыки общения; 49% детей с РДА, посещавших занятия групповой музыкальной психокоррекции более 1 года, были приняты в дошкольные и школьные образовательные учреждения г. Омска. Групповые занятия по Программе музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» в сочетании с другими видами коррекционной работы могут быть включены в индивидуальную программу развития детей с аутизмом. --------------------------------------------------------------------------------------------------------
Copyright © АМПП 2013
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.242.42 (0.009 с.) |