Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Котышева Е. Н. Развитие коммуникативных способностей у детей с аутизмом на занятиях групповой музыкотерапии

Поиск

Коммуникативные способности – это сочетание таких индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают успешность её коммуникативной деятельности, но при этом не сводятся к коммуникативным знаниям, навыкам или умениям. Это сочетание особенностей человека представляет единое целое, существует на основе коммуникативных задатков, имеет индивидуальную степень выраженности и отличает одного человека от другого, имеет отношение к успешности выполнения именно коммуникативной деятельности, посредством которой и развивается.

Говоря об особенностях содержания коммуникативной деятельности детей с аутизмом, необходимо отметить как её качественное своеобразие, так и выраженную задержку формирования. Нарушения в коммуникативной сфере аутичных детей характеризуются задержкой или полным отсутствием разговорной речи; значительными нарушениями невербальных аспектов коммуникации (зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты); при нормально развитой речи - ярко выраженными проблемами, связанными со способностью начинать или поддерживать разговор; выраженными нарушениями просодической и прагматической сторон речи; выраженными нарушениями формы и содержания речи, включая стереотипии и повторы; ис­пользованием местоимения «ты» вместо «я»; особым использованием слов и выражений; отсутствием игр, отличающихся разнообразием форм, проявлением спонтанности и участием воображения, имитирующих социальные аспекты действительности и соответствующих текущей стадии развития.

Развитие коммуникативных способностей у детей с ранним детским аутизмом (РДА) представляет особую сложность по ряду причин (в том числе и по колоссальной ресурсо- и энергозатратности мероприятий). Исследователь О.С. Никольская выделяет четыре основные группы РДА по особенностям характера и степени выраженности симптомов, определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Но даже самые трудные дети подают надежду на социализацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия им оказать профессиональную помощь.

Для аутичных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Современные психология и педагогика в России в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями в развитии. Но, к сожалению, немногочисленные отечественные практические разработки психокоррекции детей с аутизмом средствами музыкального воздействия в настоящее время ещё не подкреплены серьёзными научными исследованиями и не представлены в научно-методической литературе.

Для организации в учреждениях социальной защиты Омской области курса групповых музыкально-коррекционных занятий для детей с РДА автором была разработана и успешно апробирована в течение 10 лет Программа музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!».

В основу программы положены принципы организации и проведения занятий зарубежными и российскими музыкотерапевтами-практиками (Некту Ж., Македа Ж. (Франция), Захарова И. Ю., Хатуцкая С. А., Виноградова А. Л., Степанова Т. К. (г. Москва), были использованы элементы музыкально-педагогической концепции К. Орфа. Обобщая собственный опыт многолетней музыкально-коррекционной работы, учитывая лучшее из традиционных и современных отечественных методик музыкального воспитания и развития детей (Ветлугина Н. А.; Буренина А. И., Сауко Т. Н. (г. Санкт-Петербург), мы включили в программу музыкально-практические материалы с международных семинаров, организованных Центром лечебной педагогики (г. Москва) и педагогическим обществом Карла Орфа.

На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с аутизмом собственно музыкальных способностей или овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности у аутичного ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.

Особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей у детей с аутизмом, для чего в программу включены специальные игры и упражнения, а также специфические приёмы их проведения. Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме: приветствие; «свободное движение»; ритмическая разминка; упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений; пение; слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах; танцы, хороводы; коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам; прощание.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин.;

- структура проведения занятий вариативна в различных группах;

- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить;

- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности;

- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);

- ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания.

- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.

Опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность максимально раннего включения аутичных детей в музыкально-коррекционную деятельность, в процессе которой идёт развитие, в частности, их коммуникативных способностей, формируются навыки общения; 49% детей с РДА, посещавших занятия групповой музыкальной психокоррекции более 1 года, были приняты в дошкольные и школьные образовательные учреждения г. Омска.

Групповые занятия по Программе музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» в сочетании с другими видами коррекционной работы могут быть включены в индивидуальную программу развития детей с аутизмом.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 


Copyright © АМПП 2013

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.242.42 (0.009 с.)