Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

слайд) Комбинаторика и комбинаторно-знаковые композиции.

 

 

Лекция к практической части курсов КПК.

 

(3 слайд) Комбинаторика - метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять».

  Специфика комбинаторики близка к природному формообразованию, дает возможность многократно и по разному использовать элементы дизайн - конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. Комбинаторика широко используется при автоматизации проектирования. Благодаря ей мир окружающих нас форм не только бесконечно разнообразен, но и экономно устроен, т.к. многие из них есть производное от сочетаний одних и тех же элементов.

(3 слайд)  Комбинаторика - это механизм, порождающий по определенным правилам богатство форм с заданными свойствами. В дизайнерском творчестве комбинаторику можно условно разделить на два направления - функционально-содержательное (собирающее из одинакового набора разных деталей индивидуальные приборы и изделия - мебельные гарнитуры, кухонные комбайны и т.д.) и формально-образное, использующее возможности для обогащения облика дизайн - объекта за счет вариаций цвета, группировки, орнаментации элементов целого, например, в графическом дизайне.

   (4 слайд) Комбинаторика «оперирует» определенными приемами комбинирования: перестановкой, вставкой, группировкой, переворотом, организацией ритмов.

(5, 6 слайд) Например, прием перестановки, или эвристическое комбинирование, предполагает изменение элементов, их замену. Этот прием получил широкое применение в проектной практике как более простой и дающий достаточно неожиданные результаты. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. (7 слайд) Этот прием часто используется при вариантном применении деталей изделия на одной конструктивной основе, при компоновке деталей одежды по всему изделию, при замене одних деталей другими, в дизайне мебели, архитектурно-дизайнерском проектировании. Авангардисты в моде с успехом используют этот метод проектирования, так как в процессе свою первоначальную идею можно довести до гротеска, абсурда, и потом найти в этом рациональное зерно решения.

  (8 слайд)  Прием вставок (врезок) используется для создания сложной формы из простой. Для этого можно взять любую простую форму «разрезать» её в определенном направлении (вертикально, горизонтально, диагонально, смешанно).

(9, 10, 11 слайд) Метод трансформации - это метод превращения или изменения формы, часто используемый при проектировании. Сам процесс трансформации определяется динамикой, движения превращения или небольшого изменения.

  (12 слайд) Кинетизм (от греч. Kinetikos - приводящий в движение) - комбинаторный метод проектирования в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей

   (13, 14 слайд) Применение модульного проектирования в производстве изделий дизайна есть высшая форма деятельности в области стандартизации. При этом стандартизация выявляет и закрепляет наиболее перспективные методы и средства проектирования. Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяет преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации - разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). (15, 16 слайд) Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.

Модуль - единица меры. Это исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте).

 Слайды 17 – работа Эшера в которой мы видим отражение всех приемов комбинаторики. Слайд 18 – Эшер. Применение модульного элемента для создания композиции.

 

В работе с комбинаторными композициями большое внимание и значение отводится изучению закономерностей метра и ритма в композиции. Причем знакомство с этим средством организации элементов начинается еще на этапе работы с первоэлементами, а при работе с формами усложняется и развивается. Затем дается понятие монокомпозиция, модуль и модульная сетка, комбинаторика. Работа над комбинаторными композициями разделена на 4 этапа:

1. Комбинации одного элемента в монокомпозиций  средствами черно-белой аппликации (слайд 19); 

2. Комбинирование двух и трех элементов на базе треугольника в компьютерной программе (слайд 20, 21, 22, 23).

3 этапом работы с комбинаторными композициями является составление композиции на базе модульного элемента, построенного с учетом сложного комплекса формообразующих факторов. Главным требованием здесь является то, что нужно создать композиционные произведения с различными орнаментально-образными структурами на основе конфигуративно-пространственной комбинации одного и того же элемента (слайд 24, 25, 26).

На 4 этапе выполняются варианты комбинаторных композиций в цвете в  трех различных цветовых сочетаниях и с постановкой художественно-образной задачи. (слайд 27, 28) Это задание не предполагает выполнение с применением компьютерных программ, хотя это значительно легче, а выполняется вручную в различных техниках – аппликация, гуашь, акварель и т.д. Смысл ручного выполнения в самом процессе творческого поиска комбинаторных структур на основе использования принципов комбинаторного мышления и художественно-эстетических критериев оценки вариантов композиционного решения. Очень важно объяснить учащимся, что творческое освоение комбинаторной темы в курсе формальной композиции нацелено на формирование у них системного подхода к процессу формообразования, отвечающему требованиям многофакторности и поливариантности.

Комбинаторика имеет принципиальное значение для развития профессионального мышления дизайнера. Во-первых, комбинаторика по своей природе является научной дисциплиной, изучающей различные способы объединения (перестановки, размещения, сочетания, взаимное расположение) различных объектов в некоторую целостность, и в этом смысле может выступать в дизайне достаточно эффективным принципом композиционного формообразования. Во-вторых, (что особенно важно для целей и задач пропедевтического курса), принцип комбинаторики позволяет предельно наглядно и логически строго проследить процесс формирования поливариантных композиционных решений с точки зрения как создания их художественно-образных структур, так и влияния комплекса строго заданных факторов на формообразование исходных комбинаторных элементов. Все вместе это позволяет расширить диапазон творческого мышления дизайнера и обогатить арсенал его профессиональных методов формообразования.

Тема комбинаторики не ограничивается этими заданиями, она может быть развиваться и в графическом дизайне и в модульном комбинаторном проектировании мебели, и т.д. В курсе школьного обучения эту тему можно очень доступно и наглядно давать детям, составляя комбинаторно-знаковые композиции на основе геометрических фигур.

Небольшое практическое задание: Составить из предложенных геометрических фигур образно-фигуративные композиции – мелко групповая работа (животные, птицы, люди). Затем показать слайды 30, 31, 32, 33 и работы студентов по этой теме.

Теперь переходим к основной практической работе: 1. Придумать модульный элемент; 2. Составить с элементом 3 варианта комбинаторно-модульных композиций; 3. Решить тонально композиции с выделением линии, ступеней, центра. (слайд 34, 35).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.17 (0.009 с.)