Содержание книги

  1. Перечень произведений для обязательного прочтения        
  2. Литература 1960 - 1990-х годов


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литература 1960 - 1990-х годов



Лермонтов М.Ю.

Лирика. «Бородино», «Валерик», «Завещание», «Родина», «И скучно, и грустно...», «Утёс», «Листок», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». Образ лирического героя в лирике Лермонтова. Философская проблематика лермонтовской поэзии. Романтизм Лермонтова: напряженный драматизм, мотивы неразделённого чувства, измены. Принципы романтического контраста, антитезы покоя и деятельности, земного и небесного. Проблема добра и зла. Биографизм любовной лирики. Идея созидания и творчества: Тема поэта и поэзии: Природа как соответствие духовной жизни человека или контраст душевному состоянию лирического героя. Мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности:
«Мцыри». Тема свободы в романтической поэме. Композиция. Образ Мцыри - романтический образ, «идеал» поэта. «Герой нашего времени». Сложное композиционное построение. Сюжет и фабула. Смысл названия. Исповедальная форма дневника. Система «двойников» как основной принцип построения системы образов романа, создание типического «портрета поколения». Женские образы в романе. Природа в романе. Повесть «Фаталист» как кульминация проблемы судьбы. Критика: Белинский В.Г. «Стихотворения М.Ю.Лермонтова», «Герой нашего времени», «Сочинения М.Лермонтова».

Гоголь Н.В.

«Шинель». Образ Петербурга как носитель зла. Виды и способы выражения фантастического. Традиции и новаторство в изображении «образа маленького человека». «Ревизор». Своеобразие конфликта в комедии. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Мир чиновников в пьесе. Хлестаков и хлестаковщина. «Мёртвые души». Смысл заглавия поэмы. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Образ дороги. Лирические отступления. Способы создания характеров в поэме. Своеобразие типизации. Сатирическое изображение мира «мертвых душ». Образ России. Образ народа. Автор-повествователь. Единство сатирических и лирических начал как воплощение авторского замысла.

Островский А.Н.

«Гроза», «Бесприданница» (по выбору). Смысл названия. Своеобразие конфликта. Система образов. Борьба личности за право быть свободной, жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества в «Грозе». Быт и нравы русской провинции, трагическая судьба Ларисы в мире денег в «Бесприданнице». Критика: Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве».

Гончаров И.А.

«Обломов». Роман Гончарова, его особенности. Художественное время и пространство. Композиция, стилевое своеобразие частей романа. Обломов и Захар - тема духовного омертвения. Своеобразие темы любви в романе. Символика в произведении. Женские образы в романе. Монографический характер повествования. Центростремительный сюжет.
Критика: Добролюбов Н.А. Что такое «обломовщина»?

Тургенев И.С.

«Отцы и дети». Смысл названия. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова. Любовный конфликт как отражение идейных исканий героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Композиция. Функция природы в романе. Портретные характеристики персонажей. Женские образы в романе. Братья Кирсановы. Критика: Писарев Д.И. «Базаров».

Лесков Н.С.

«Левша». Сказовая манера повествования. Образ Левши как проявление народного характера.

Тютчев Ф.И.

Лирика. «Полдень», «Весенние воды», «Осенний вечер», «О, как убийственно мы любим...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил Вас...», «Silentium», «Наш век». Философская природа лирики Тютчева. Темы любви и природы.

Фет А.А.

Лирика. «Осень», «Прости - и всё забудь...», «Хоть счастие судьбой даровано не мне...», «На заре ты ее не буди...», «Шёпот, робкое дыханье...», «В лунном сиянии», «Музе», «Какие-то носятся звуки...». Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Метафоричность его поэзии. Музыкальность, мелодичность стиха.

Некрасов Н.А.

Лирика. «Коробейники», «У парадного подъезда», «Железная дорога», «Тройка», «В дороге», «Родина», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Умру я скоро...», «Нравственный человек». Тема народа, родины в поэзии Некрасова. Авторская позиция. «Кому на Руси жить хорошо».
Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Изображение народной жизни. Многообразие персонажных типов. Сатирические портреты «хозяев жизни». Проблема счастья, долга, смысла жизни. Народность поэмы. Своеобразие стиля.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Сказки: «Как мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве» (2-3 по выбору). Социальное и общечеловеческое в сказках. Обличение самодурства, произвола, обывательщины. Злободневность, политическая острота сказок. Своеобразие жанра. «История одного города». Сатирическое обличение градоначальников. Образ народа. Отношение автора к народу. Образ города Глупова.

Достоевский Ф.М.

«Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика. Социальные и философские корни теории Раскольникова. Трагическое противоречие характера главного героя. Преступление и наказание в романе. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская позиция писателя. Способы воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского - город угнетенных и оскорбленных.

Толстой Л.Н.

«Война и мир». Смысл названия романа. Символическое значение понятий «война» и «мир». Жанровое своеобразие. Внутренние побуждения героев и объективный результат их поступков. Духовные искания толстовских героев. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Образы героев, бедных человеческим содержанием: Берг, Анатоль и Элен Курагины, Шерер и др. Смысл противостояния Кутузова и Наполеона в романе. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе. Изображение «народной войны» в романе.

Чехов А.П.

«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Ионыч», «Человек в футляре». Художественное исследование духовного мира личности. Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции, сценичный диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Лиризм и экспрессивность.
«Вишневый сад». Жанровое своеобразие, особенность конфликта. Тема разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Образ сада.

Бунин И.А.

«Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи» (2-3 рассказа по выбору). Лирико-философское решение темы умирающих «дворянских гнезд». Концепция любви как главного события в жизни личности. Критика бездуховности буржуазного мира.

Куприн А.И.

«Гранатовый браслет», «Олеся» (по выбору). Романтическая концепция любви в творчестве Куприна.

Горький А.М.

«Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Челкаш». Философско-этический идеал личности в раннем творчестве Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Философское осмысление проблемы истинной и ложной свободы, жанр легенд, сказок, песен. «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы: спор о человеке. Своеобразие конфликта. Художественное мастерство Горького.

Блок А.А.

Лирика: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Предчувствую тебя, года проходят мимо...», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика». «Незнакомка», «На железной дороге». «Рождённые в года глухие...». «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна без конца и без краю...», «Русь», «Россия». Символизм и его отражение в творчестве Блока. Тема Прекрасной Дамы. Тема России. Образ лирического героя. «Двенадцать». Философская проблематика поэмы. Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика.

Гумилёв Н.С.

Лирика. «Капитаны», «Рабочий», «Озеро Чад», «Заблудившийся трамвай», «К синей звезде». Акмеизм и его отражение в творчестве Гумилева. Своеобразие образа лирического героя.

Ахматова А.А.

Лирика. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Сероглазый король», «Звенела музыка в саду», «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне ни к чему одические рати...». «Реквием». Акмеизм и его влияние на творчество Ахматовой. Любовь и творчество – центральные темы лирики. Своеобразие лирической героини Ахматовой. Отражение трагических конфликтов эпохи в творчестве поэтессы.

Маяковский В.В.

Лирика. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Нате!», «О дряни», «Хорошее отношение к лошадям», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии...», «Прозаседавшиеся». «Облако в штанах». Футуризм и его отражение в творчестве Маяковского. Конфликт человека с миром как центральная тема ранней лирики. Тема безмерности любовной муки. Черты избранничества лирического героя. Тема поэта и поэзии. Сатирическая тема.

Есенин С.А.

Лирика.«Гой ты, Русь моя родная...», «Сорокоуст», «Письмо к матери», «Шагане ты моя, Шагане...», «Русь советская», «Русь уходящая», «Я иду дорогой, на затылке кепи...», «Каждый труд благослови, удача!», «Не жалею, не зову, не плачу...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
«Анна Снегина». Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Мелодизм и метафоричность стиля. Освоение новых идей, духовных ценностей. Образ родины в поэзии Есенина. Мотив преображения России. Тема природы.

Цветаева М.И.

Лирика. «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Я знаю правду. Все прежние правды - прочь!..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Маяковскому», «Стихи к сыну», «Родина», «Сад», «Народ» (из стихов о Чехии). Философская глубина восприятия мира. Чувство родины.убежденность в высокой миссии поэзии.

Замятин Е.И.

«Мы». Роман-предостережение. Единое Государство, роль Благодетеля. Тема диктатора и толпы. Человек в пространстве Единого Государства. Судьба героев.

Шолохов М.А.

«Тихий Дон». «Поднятая целина» (по выбору). Роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа, яркость языка. «Судьба человека». Правда о войне. Мужество, сила характера, человечность в образе Андрея Соколова.

Фадеев А.А.

«Разгром». Роман о гражданской войне. Образы партизан. Проблема гуманизма.

Булгаков М.А.

«Собачье сердце». Сатира на примитивизм, невежество, умственную ограниченность (Шариковы, Швондеры). Соединение фантастики с острым бытовым гротеском. «Мастер и Маргарита». Особенности жанра романа (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая судьба героев в конфликте с окружающей пошлостью. «Дни Турбиных». Герои и время. Трагедия героев.

Платонов А.П.

«Котлован». Условность художественного мира повести. Строительство утопического города счастья и полная разочарований действительность. Критика догматизма, бюрократии. Сплав лирики и сатиры.

Твардовский А.Т.

«Василий Тёркин» (главы). Народность поэзии Твардовского. Тема бессмертия воинского подвига. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих.

Солженицын А.И.

«Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» (по выбору). Человек в тоталитарном государстве. Конфликт человека и власти. Проблема нравственного выбора.

(1-2 произведения по выбору)

Осмысление трагической судьбы человека в условиях тоталитарной системы. Произведения о войне: судьба героя, размышления автора над проблемой «человек и война». Нравственная проблематика в произведениях этого периода. Поиски гармонии, идеала.

 

Произведения для выбора:Шаламов В.«Колымские рассказы»; Астафьев В.«Прокляты и убиты»; Курочкин В.«На войне как на войне»; Гроссман В.«Жизнь и судьба»; Войнович В. «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; Искандер Ф.«Сандро из Чегема» (главы из романа); Распутин В.«Прощание с Матёрой»; Трифонов Ю.«Обмен»; Шукшин В.Сб. рассказов:«Сельские жители», «До третьих петухов», «Беседы при ясной луне» (по выбору); Довлатов С. «Зона», «Чемодан»; Петрушевская Л. «Новые Робинзоны»; Пьецух В.«Новая московская философия»; Пелевин В.«Омон Ра»; Ахмадулина Б. «По улице моей который год...», «Нежность», «Свеча», «Четверть века», «Марина, тьму...», «Это я...»;Вознесенский А. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с политехническим», «Книжный бум», «Пусть наше дело давно труба», «Монолог века», «Сон»; Евтушенко Е.«Зашумит ли клеверное поле...», «Компот», «Людей неинтересных в мире нет...», «Идут белые снеги...», «Сказка о русской игрушке», «Лермонтов»;Бродский И. «Рождественский романс», «В деревне Бог живет не по углам...», «Письма римскому другу», «Ниоткуда с любовью, надцатогомартобря...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку»; Кибиров Т.Цикл «Сквозь прощальные слёзы»; Слуцкий Б. «Лошади в океане», «Кельнская яма», «Сельская баня»; Окуджава Б.«Песенка о вечерней Москве», «Полночный троллейбус», «Арбатский романс»;Высоцкий В. «Он не вернулся из боя...», «Братские могилы», «Прощание с горами»; Галич А.«Старательский вальсок», «Памяти Пастернака», «Снова август»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.188 (0.009 с.)