Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы жизни и творчества В.А. Жуковского.

Билет №2.

    

Для своих современников Жуковский явился родоначальником русского романтизма. Белинский назвал его «Колумбом русского романтизма». Однако Веселовский относил Жуковского к сентименталистам и тоже был прав. Сентиментализм и романтизм можно рассматривать, как две разные эпохи, а можно – как одно явление: романтизм – усложненная форма сентиментализма. Что касается Жуковского – он начинал как сентименталист, а продолжил, как романтик (Карпов).

 

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)родился 29 января (9 февраля по н. ст.) 1783 г. в селе Мишенском близ города Белева Тульской губернии. Он был сыном богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (привезена после взятия Измаила), которую позже окрестили именем Елизаветы Дементьевны. Будучи незаконно рожденным сыном, отчество и фамилию он получил от своего крёстного отца, бедного дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Жуковский не имел равного положения с другими членами семьи. Это болезненно сказывалось на его душевном состоянии. Родственную среду Жуковский нашёл позднее в семье замужней дочери Буниных Екатерины Афанасьевны Протасовой.

       Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1797 – 1800). Литературное образование основывалось на традициях классицизма, осложнённых интересом к сентиментальной поэзии. Воспитанники и сами пробовали себя в литературном творчестве (Жуковский в основном в жанрах философской оды и прозаических рассуждений на темы морали, его ученические произведения печатались в периодических изданиях пансиона).

Большое значение для него имело сближение с семьёй Тургеневых. Глава семьи Иван Петрович Тургенев, друг масона Новикова, состоял директором МУ и университетского пансиона. Особенно Жуковский подружился с младшим сыном Андреем, который был организатором Дружеского литературно общества. Участие в этом обществе было важным моментом в его духовном развитии, способствовало формированию его литературных взглядов.

В 1802 г. Жуковский уезжает из Москвы в Мишенское.

     

Выделяют три основных периода в творчестве Жуковского:(Карпов)

1) 1797 – 1807 гг.

2) 1808 – 1824 гг. – вершина творчества

3) 1824 – 1852 гг.

1) Формирование Жуковского как поэта началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период крупных успехов и широкой популярности сентиментализма. Жуковский испытал на себе большое влияние Карамзина, который навсегда останется для него авторитетом. Помимо русского популярен был и западноевропейский сентиментализм, в особенности английская поэзия (Юнг, Грей, «Оссиан»). Жуковский ещё в пансионе познакомился с новыми течениями английской литературы и нашёл в них много близкого своему сентиментальному умонастроению. В первый период своего творчества он выступает, как поэт-сентименталист, отдавший дань классицизму.

Типичным для сентиментализма было первое стихотворение Жуковского «Майское утро», напечатанное в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» за 1797 г. В том же духе написаны и ранние прозаические размышления Жуковского: «Мысли при гробнице» (1797), «Мысли на кладбище» (1800).

В конце 1802 г. в «Вестнике Европы» появился его перевод наиболее популярного произведения Грея «Элегия, написанная на Сельском кладбище» под заглавием «Сельское кладбище, Греева Элегия, переведенная с английского». Перевод произвёл большое впечатление на читателей.

Наиболее значительной элегией Жуковского в ранний период является стихотворение «Вечер», напечатанное в «Вестнике Европы» в 1807 г.

Уже в ранних его произведениях чувствуется «меланхолия», бывшая условно-литературным шаблоном Карамзина и ставшая конкретным, реальным психическим состоянием в лирике Жуковского.

2) Жуковский писал лирические стихотворения на всём протяжении своего творческого пути, но популярность ему принесли прежде всего баллады (Жуковский получил прозвище «балладника»). С этим жанром ассоциировалось представление о начале русского романтизма. Баллады появлялись в русской литературе и до Жуковского («Раиса. Древняя баллада» Карамзина; «Громвал» Г.П. Каменева), но они прошли незамеченными.

В 1808 году в «Вестнике Европы» появилась первая баллада Жуковского «Людмила» с подзаголовком «русская баллада» и с примечанием: «Подражание Бюргеровской Леноре». Но Жуковский, несмотря на успех, видимо, не был удовлетворён своим произведением. В 1813 г. в «Вестнике Европы» он напечатал новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Она стала ещё более популярной, чем «Людмила», и Жуковского нередко именовали «певцом Светланы». Баллада посвящена Александре Воейковой (Протасовой).

В годы, разделяющие «Людмилу» и «Светлану» Жуковский написал и опубликовал ещё две баллады. Одна из них – «Кассандра» (1809) – начинает цикл переводов Жуковского из Шиллера. Другая – «Громобой» (1810) – вместе с позднее написанной балладой «Вадим» (1814 - 1817) вошла в состав поэмы «Двенадцать спящих дев». Здесь использован сюжет прозаического романа немецкого писателя-предромантика Шписа «Двенадцать спящих девушек, история о привидениях.

Закономерность перехода от сентиментализма к романтизму в творчестве Жуковского проявилась в те же годы и в лирических жанрах.

В 1808 – 1812 гг. Жуковский создаёт лирический цикл, в котором раскрываются «мечты» поэта, вырисовывается субъективный, романтический мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности.

Два события нашли отражение в его романтической лирике этих лет: потеря друга (смерть Андрея Тургенева) и «неразрешённая» любовь. В 1805 году Жуковский начал давать уроки своим племянницам Марии Андреевне и Александре Андреевне Протасовым. Молодой поэт вскоре влюбился в Машу Протасову, но её Екатерина Афанасьевна воспротивилась браку, считая его недопустимым при кровном родстве, и запретила Жуковского говорить Маше о его чувстве к ней. На этой жизненной основе переломилась традиционная тема любви в поэзии Жуковского.

Цикл открывается посланием «К Филалету», связанным со смертью друга и зародившимся чувством к юной племяннице. Следующие произведения этого цикла сосредотачиваются на теме любви, понимаемой романтически: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой»), «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Песня» («О милый друг! Теперь с тобою радость!»), «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты». Романтическая любовь, по разъяснению самого Жуковского, привлекает душу «к одному предмету, который удаляет её от всех других», то есть поглощает всего человека и приводит к «недеятельности душевной» (письмо А.И. Тургеневу 7 ноября 1810 г.).

В портфеле М. Протасовой после её смерти было найдено стихотворение «К ней», представляющие вольный перевод одной немецкой песни, но точно выразившие чувства Жуковского. А под стихотворением «Песня» («О милый друг») стоит дата 29 сентября 1811 г. – в этом году Жуковский просил у г-жи Протасовой руки её дочери и получил отказ.

Во время Отечественной войны Жуковский вступает офицером в Московское ополчение и присутствует в составе резерва на Бородинском поле во время сражения. В результате патриотического вдохновения поэт создаёт оду-элегию «Певец во стане русских воинов», сочинённую в обстановке военного бивака, в Тарутине, в штабе Кутузова, где находился Жуковский после оставления Москвы. Гимн Жуковского получил широкое распространение и признание в армии ещё до напечатания (в конце 1812 г. в «Вестнике Европы» и двумя отдельными изданиями в 1813 г.) и стал одним из лучших произведений, рожденных Отечественной войной 1812 г. «Певец во стане русских воинов» - яркий образец русской гражданской поэзии. Им поэт не ограничился. После успешного сражения под Красным он пишет послание «Вождю победителей», обращенное к Кутузову и рисующее общий ход войны с Наполеоном. Через два года, в связи с победоносным окончанием заграничного похода, Жуковский выступает с обширным посланием Александру I, напечатанным отдельной брошюрой в 1815 г.

В ряде дружеских посланий Жуковский той же поры, Жуковский затрагивает вопросы, имеющие общественную значимость. Так, в послании «Тургеневу в ответ на его письмо» (1813) он, вспоминая эпоху Дружеского литературного общества, когда друзья были полны радужных надежд, констатирует крушение мира фантазий, столкнувшихся с жизнью.

Общественные мотивы звучат и в оригинальной балладе «Эолова арфа» (1814, появилось в 1815 в журнале «Амфион») – одном из самых значительных произведений раннего русского романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовной близости людей и их социальном неравенстве. Рядом с этим произведением стоит произведение 1814 г. (напечатано в 1815 г. в «Вестнике Европы»), оригинальное по жанру, сочетающее черты элегии, баллады и идиллии, - «Теон и Эсхин». Тема произведения – противопоставление «нетленных» благ и благ «изменяющих».

В этот лучший период своего творчества Жуковский вновь обращается к жанрам элегии и песни. Шедевром элегической лирики Жуковского можно признать стихотворение «Славянка» (1815). Из других стихотворений интересно послание «К Воейкову» (1814), как свидетельство о новых замыслах Жуковского. В эти же годы Жуковский усиленно собирает исторические и литературные материалы для задуманной им поэмы «Владимир». Эта должна была быть не традиционно-классическая, а романтическая эпопея, в которой поэт предполагал сочетать истину с легендарными преданиями и поэтическими вымыслами. Но «Владимир» не был написан. Год за годом он пишет и переводит баллады, особенно много в 1814 г. Жуковский обращается к творчеству английского романтика Саути, из которого он переводит баллады «Адельстан», «Варвик» и «Балладу о старушке». Из Шиллера он переводит «Ивиковы журавли». К числу оригинальных баллад относится «Ахилл», баллада на античные мотивы.

В это время Жуковский становится одним из виднейших участников и руководителей нового литературного движения. Как неизменный «секретарь» «Арзамаса» он принимает живое участие в его деятельности. Протоколы заседаний «Арзамаса», писанные Жуковским, являются оригинальным литературным документом эпохи.

Произведения поэта сделали его имя известным при дворе, и в 1818 г. ему поручают обучение принцессы Александры Фёдоровны, а затем наследника, будущего Александра II. Это надолго сблизило Жуковского с придворными сферами. С этой переменой в жизни совпало и серьёзное изменение в творчестве Жуковского. Большую роль здесь, правда, сыграли обстоятельства личной жизни: в 1817 г. Маша Протасова вышла замуж, а в 1823 г. она умерла. Оба эти события глубоко отразились в поэзии Жуковского.

Но основной причиной поворота, произошедшего в творчестве Жуковского, были условия общественной и литературной жизни. Во второй половине 10-х гг. в связи с возникновением освободительного движения дворянских революционеров в русской литературе складывается революционно-романтическое течение. Романтизму Жуковского и Батюшкова оставалось или развиваться дальше по этому пути, или вступить в противоречие с ним. Жуковский не мог пойти вместе с революционными романтиками, естественно, стал отставать от передового литературного движения. А в этих условиях неизбежно должны были нагляднее проявиться и возобладать слабые стороны романтизма Жуковского.

Это обнаружилось во второй части поэмы «Двенадцать спящих дев» - балладе «Вадим». Закончив «Вадима», Жуковский снова обращается к переводу баллад. Это были «Рыбак» и «Лесной царь» Гете, «Рыцарь Тогенбург» и «Граф Гапсбурский» Шиллера.

В следующем году Жуковский пишет оригинальную балладу «Узник». Поэт изменяет ситуацию шиллеровской баллады о рыцаре Тогенбурге.

В творчестве Жуковского «мир исторического созерцания и общественной деятельности», с которым он сближался в 1812 – 1815 гг. начинает заменяться «внутренним миром сердца», а романтический идеал приобретает мистическую окраску. На протяжении шести лет (1819 – 1824) Жуковский создаёт новый лирический цикл, который можно назвать поэзией мистического романтизма. Печальная история любви с драматическим концом (М. Протасова) претворяется здесь в обобщенную концепцию таинственной связи двух миров, позволяющей преодолевать ограниченность земного существования. Началом нового лирического цикла можно считать два стихотворения, написанные в августе 1819 г.: «К мимопролетавшему знакомому гению» и «Невыразимое (отрывок)». Самыми значительными опытами такой поэзии являются стихотворения «Лалла Рук» (1821) и «Таинственный посетитель» (1824).

Такое направление поэзии Жуковского тревожило и огорчало его друзей. «Жуковский вдаётся в какую-то христианскую выспренность», - писал Вяземский А. Тургеневу 18 апреля 1819 г. Иронически обращал на это своё внимание и Пушкин.

Однако и в придворных сферах Жуковский сумел сохранить благородство и независимость.

Характеризуя общественное лицо Жуковского, нельзя обойти многочисленные факты заступничества поэта, близкого к двору, за людей, попадавших в опалу или нуждавшихся в помощи. Известна его роль в смягчении участи Пушкина. Жуковский представил Николаю I записку, в которой защищал заочно приговоренного к смертной казни за участие в тайном обществе Николая Тургенева. Во время путешествия с наследником по Сибири он стал на защиту сосланных декабристов. Он помог Герцену вырваться из вятской ссылки. Он энергично содействовал выкупу из крепостного состояния Тараса Шевченко.

 

3) В последний период творчества Жуковский обнаруживает тяготение к большим эпическим формам, создавая ряд переводов и переделок. Не оставляет он и жанра баллады.

К переводу больших произведений Жуковский уже обращался – перевод «Слова о полку Игореве» (1817 – 1819) на современный язык вольным стихом, ритмически и стилистически верно передающем подлинник. По совету друзей занялся перевод «Шильонского узника» Байрона (1822), сыгравшего важную роль в формировании русской романтической поэмы.

Цикл эпических произведений последнего периода начинается у Жуковского русскими сказками. Летом 1831 г., поселившись в Царском Селе, Жуковский постоянно встречался с жившими здесь же Пушкиным и Гоголем. Пушкин работал над своими сказками, Гоголь над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Это оживило интерес Жуковского к народному творчеству, и он пишет «Сказку о царе Берендее» в основном по фольклорным материалам, собранным Пушкиным в Михайловском, и сказку «Спящая царевна» на сюжет заимствованный у братьев Гримм и Ш. Перо.

В 1837 г. вышла поэтически написанная повесть «Ундина», в которой Жуковский переложил гекзаметрами одноименную прозаическую повесть немецкого писателя-романтика Ламот-Фуке.

В последующие годы интерес Жуковского привлекла восточная поэзия. Он пишет поэму в гекзаметрах «Наль и Дамаянти» (1837 – 1841), излагающую отрывок древнеиндийской поэмы «Махабхарата». Поэма, напечатанная в 1842 г., дала читателям представление о великом памятнике мировой поэзии. Такое же значение имела и поэма Жуковского 40-х гг. «Рустем и Зораб», представляющая собой свободное переложение эпизода из героической поэмы иранских народов «Шахнаме» Фирдоуси.

В 1839 году была написана и напечатана драматическая поэма Жуковского «Камоэнс» - вольный перевод произведения немецко-австрийского писателя Ф. Гальма. И в этот перевод русский поэт вложил свои мысли и чувства, своё понимание искусства в духе романтического идеализма.

На 40-е гг. приходится последний – грандиозный – труд Жуковского: он переводит «Одиссею» (1842 – 1848). Не зная греческого языка он должен был пользоваться немецким подстрочником. Имея в качестве предшественника Гнедича с его «Илиадой», Жуковский не следовал прямо за ним, а стремился сохранить стилистическое своеобразие «Одиссеи», что ему вполне удалось.

В переводах последнего периода в полной мере проявилось искусство Жуковского-переводчика, умевшего сохранять и передавать художественное совершенство оригинала. Особенно большого труда требовал перевод стихотворений. Хорошо сказал сам Жуковский: «Переводчик в прозе есть раб, в стихах – соперник» (статья «О басне и баснях Крылова»).

Но для поэта-романтика переводы были своеобразной формой выражения собственных мыслей, чувств, стремлений. Он и сам это признавал: «Я часто замечал, - писал Жуковский Гоголю 6 февраля 1847 года, - что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которое надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и всё, однако, моё».

Закончив свою преподавательскую службу при дворе, Жуковский женился на дочери своего старого друга, художника Рейтерна и с тех пор жил преимущественно в Германии. 12 апреля 1852 года Жуковский скончался.

 

*В учебнике периодизация творчества Жуковского дана немного иначе:

1) 1797 – 1807; 2) 1808 – 1818 – расцвет, вершина развития романтики Ж.; 3) 1818 – 1824 – период мистического романтизма; 4) 1824 – 1852.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.008 с.)