Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы жизни и творчества В.А. Жуковского.
Билет №2.
Для своих современников Жуковский явился родоначальником русского романтизма. Белинский назвал его «Колумбом русского романтизма». Однако Веселовский относил Жуковского к сентименталистам и тоже был прав. Сентиментализм и романтизм можно рассматривать, как две разные эпохи, а можно – как одно явление: романтизм – усложненная форма сентиментализма. Что касается Жуковского – он начинал как сентименталист, а продолжил, как романтик (Карпов).
Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852)родился 29 января (9 февраля по н. ст.) 1783 г. в селе Мишенском близ города Белева Тульской губернии. Он был сыном богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (привезена после взятия Измаила), которую позже окрестили именем Елизаветы Дементьевны. Будучи незаконно рожденным сыном, отчество и фамилию он получил от своего крёстного отца, бедного дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Жуковский не имел равного положения с другими членами семьи. Это болезненно сказывалось на его душевном состоянии. Родственную среду Жуковский нашёл позднее в семье замужней дочери Буниных Екатерины Афанасьевны Протасовой. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1797 – 1800). Литературное образование основывалось на традициях классицизма, осложнённых интересом к сентиментальной поэзии. Воспитанники и сами пробовали себя в литературном творчестве (Жуковский в основном в жанрах философской оды и прозаических рассуждений на темы морали, его ученические произведения печатались в периодических изданиях пансиона). Большое значение для него имело сближение с семьёй Тургеневых. Глава семьи Иван Петрович Тургенев, друг масона Новикова, состоял директором МУ и университетского пансиона. Особенно Жуковский подружился с младшим сыном Андреем, который был организатором Дружеского литературно общества. Участие в этом обществе было важным моментом в его духовном развитии, способствовало формированию его литературных взглядов. В 1802 г. Жуковский уезжает из Москвы в Мишенское.
Выделяют три основных периода в творчестве Жуковского:(Карпов) 1) 1797 – 1807 гг. 2) 1808 – 1824 гг. – вершина творчества 3) 1824 – 1852 гг. 1) Формирование Жуковского как поэта началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период крупных успехов и широкой популярности сентиментализма. Жуковский испытал на себе большое влияние Карамзина, который навсегда останется для него авторитетом. Помимо русского популярен был и западноевропейский сентиментализм, в особенности английская поэзия (Юнг, Грей, «Оссиан»). Жуковский ещё в пансионе познакомился с новыми течениями английской литературы и нашёл в них много близкого своему сентиментальному умонастроению. В первый период своего творчества он выступает, как поэт-сентименталист, отдавший дань классицизму. Типичным для сентиментализма было первое стихотворение Жуковского «Майское утро», напечатанное в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» за 1797 г. В том же духе написаны и ранние прозаические размышления Жуковского: «Мысли при гробнице» (1797), «Мысли на кладбище» (1800). В конце 1802 г. в «Вестнике Европы» появился его перевод наиболее популярного произведения Грея «Элегия, написанная на Сельском кладбище» под заглавием «Сельское кладбище, Греева Элегия, переведенная с английского». Перевод произвёл большое впечатление на читателей. Наиболее значительной элегией Жуковского в ранний период является стихотворение «Вечер», напечатанное в «Вестнике Европы» в 1807 г. Уже в ранних его произведениях чувствуется «меланхолия», бывшая условно-литературным шаблоном Карамзина и ставшая конкретным, реальным психическим состоянием в лирике Жуковского. 2) Жуковский писал лирические стихотворения на всём протяжении своего творческого пути, но популярность ему принесли прежде всего баллады (Жуковский получил прозвище «балладника»). С этим жанром ассоциировалось представление о начале русского романтизма. Баллады появлялись в русской литературе и до Жуковского («Раиса. Древняя баллада» Карамзина; «Громвал» Г.П. Каменева), но они прошли незамеченными. В 1808 году в «Вестнике Европы» появилась первая баллада Жуковского «Людмила» с подзаголовком «русская баллада» и с примечанием: «Подражание Бюргеровской Леноре». Но Жуковский, несмотря на успех, видимо, не был удовлетворён своим произведением. В 1813 г. в «Вестнике Европы» он напечатал новую балладу на тот же сюжет – «Светлана». Она стала ещё более популярной, чем «Людмила», и Жуковского нередко именовали «певцом Светланы». Баллада посвящена Александре Воейковой (Протасовой). В годы, разделяющие «Людмилу» и «Светлану» Жуковский написал и опубликовал ещё две баллады. Одна из них – «Кассандра» (1809) – начинает цикл переводов Жуковского из Шиллера. Другая – «Громобой» (1810) – вместе с позднее написанной балладой «Вадим» (1814 - 1817) вошла в состав поэмы «Двенадцать спящих дев». Здесь использован сюжет прозаического романа немецкого писателя-предромантика Шписа «Двенадцать спящих девушек, история о привидениях. Закономерность перехода от сентиментализма к романтизму в творчестве Жуковского проявилась в те же годы и в лирических жанрах. В 1808 – 1812 гг. Жуковский создаёт лирический цикл, в котором раскрываются «мечты» поэта, вырисовывается субъективный, романтический мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности. Два события нашли отражение в его романтической лирике этих лет: потеря друга (смерть Андрея Тургенева) и «неразрешённая» любовь. В 1805 году Жуковский начал давать уроки своим племянницам Марии Андреевне и Александре Андреевне Протасовым. Молодой поэт вскоре влюбился в Машу Протасову, но её Екатерина Афанасьевна воспротивилась браку, считая его недопустимым при кровном родстве, и запретила Жуковского говорить Маше о его чувстве к ней. На этой жизненной основе переломилась традиционная тема любви в поэзии Жуковского. Цикл открывается посланием «К Филалету», связанным со смертью друга и зародившимся чувством к юной племяннице. Следующие произведения этого цикла сосредотачиваются на теме любви, понимаемой романтически: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой»), «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Песня» («О милый друг! Теперь с тобою радость!»), «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты». Романтическая любовь, по разъяснению самого Жуковского, привлекает душу «к одному предмету, который удаляет её от всех других», то есть поглощает всего человека и приводит к «недеятельности душевной» (письмо А.И. Тургеневу 7 ноября 1810 г.). В портфеле М. Протасовой после её смерти было найдено стихотворение «К ней», представляющие вольный перевод одной немецкой песни, но точно выразившие чувства Жуковского. А под стихотворением «Песня» («О милый друг») стоит дата 29 сентября 1811 г. – в этом году Жуковский просил у г-жи Протасовой руки её дочери и получил отказ. Во время Отечественной войны Жуковский вступает офицером в Московское ополчение и присутствует в составе резерва на Бородинском поле во время сражения. В результате патриотического вдохновения поэт создаёт оду-элегию «Певец во стане русских воинов», сочинённую в обстановке военного бивака, в Тарутине, в штабе Кутузова, где находился Жуковский после оставления Москвы. Гимн Жуковского получил широкое распространение и признание в армии ещё до напечатания (в конце 1812 г. в «Вестнике Европы» и двумя отдельными изданиями в 1813 г.) и стал одним из лучших произведений, рожденных Отечественной войной 1812 г. «Певец во стане русских воинов» - яркий образец русской гражданской поэзии. Им поэт не ограничился. После успешного сражения под Красным он пишет послание «Вождю победителей», обращенное к Кутузову и рисующее общий ход войны с Наполеоном. Через два года, в связи с победоносным окончанием заграничного похода, Жуковский выступает с обширным посланием Александру I, напечатанным отдельной брошюрой в 1815 г. В ряде дружеских посланий Жуковский той же поры, Жуковский затрагивает вопросы, имеющие общественную значимость. Так, в послании «Тургеневу в ответ на его письмо» (1813) он, вспоминая эпоху Дружеского литературного общества, когда друзья были полны радужных надежд, констатирует крушение мира фантазий, столкнувшихся с жизнью. Общественные мотивы звучат и в оригинальной балладе «Эолова арфа» (1814, появилось в 1815 в журнале «Амфион») – одном из самых значительных произведений раннего русского романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовной близости людей и их социальном неравенстве. Рядом с этим произведением стоит произведение 1814 г. (напечатано в 1815 г. в «Вестнике Европы»), оригинальное по жанру, сочетающее черты элегии, баллады и идиллии, - «Теон и Эсхин». Тема произведения – противопоставление «нетленных» благ и благ «изменяющих». В этот лучший период своего творчества Жуковский вновь обращается к жанрам элегии и песни. Шедевром элегической лирики Жуковского можно признать стихотворение «Славянка» (1815). Из других стихотворений интересно послание «К Воейкову» (1814), как свидетельство о новых замыслах Жуковского. В эти же годы Жуковский усиленно собирает исторические и литературные материалы для задуманной им поэмы «Владимир». Эта должна была быть не традиционно-классическая, а романтическая эпопея, в которой поэт предполагал сочетать истину с легендарными преданиями и поэтическими вымыслами. Но «Владимир» не был написан. Год за годом он пишет и переводит баллады, особенно много в 1814 г. Жуковский обращается к творчеству английского романтика Саути, из которого он переводит баллады «Адельстан», «Варвик» и «Балладу о старушке». Из Шиллера он переводит «Ивиковы журавли». К числу оригинальных баллад относится «Ахилл», баллада на античные мотивы. В это время Жуковский становится одним из виднейших участников и руководителей нового литературного движения. Как неизменный «секретарь» «Арзамаса» он принимает живое участие в его деятельности. Протоколы заседаний «Арзамаса», писанные Жуковским, являются оригинальным литературным документом эпохи. Произведения поэта сделали его имя известным при дворе, и в 1818 г. ему поручают обучение принцессы Александры Фёдоровны, а затем наследника, будущего Александра II. Это надолго сблизило Жуковского с придворными сферами. С этой переменой в жизни совпало и серьёзное изменение в творчестве Жуковского. Большую роль здесь, правда, сыграли обстоятельства личной жизни: в 1817 г. Маша Протасова вышла замуж, а в 1823 г. она умерла. Оба эти события глубоко отразились в поэзии Жуковского. Но основной причиной поворота, произошедшего в творчестве Жуковского, были условия общественной и литературной жизни. Во второй половине 10-х гг. в связи с возникновением освободительного движения дворянских революционеров в русской литературе складывается революционно-романтическое течение. Романтизму Жуковского и Батюшкова оставалось или развиваться дальше по этому пути, или вступить в противоречие с ним. Жуковский не мог пойти вместе с революционными романтиками, естественно, стал отставать от передового литературного движения. А в этих условиях неизбежно должны были нагляднее проявиться и возобладать слабые стороны романтизма Жуковского. Это обнаружилось во второй части поэмы «Двенадцать спящих дев» - балладе «Вадим». Закончив «Вадима», Жуковский снова обращается к переводу баллад. Это были «Рыбак» и «Лесной царь» Гете, «Рыцарь Тогенбург» и «Граф Гапсбурский» Шиллера. В следующем году Жуковский пишет оригинальную балладу «Узник». Поэт изменяет ситуацию шиллеровской баллады о рыцаре Тогенбурге. В творчестве Жуковского «мир исторического созерцания и общественной деятельности», с которым он сближался в 1812 – 1815 гг. начинает заменяться «внутренним миром сердца», а романтический идеал приобретает мистическую окраску. На протяжении шести лет (1819 – 1824) Жуковский создаёт новый лирический цикл, который можно назвать поэзией мистического романтизма. Печальная история любви с драматическим концом (М. Протасова) претворяется здесь в обобщенную концепцию таинственной связи двух миров, позволяющей преодолевать ограниченность земного существования. Началом нового лирического цикла можно считать два стихотворения, написанные в августе 1819 г.: «К мимопролетавшему знакомому гению» и «Невыразимое (отрывок)». Самыми значительными опытами такой поэзии являются стихотворения «Лалла Рук» (1821) и «Таинственный посетитель» (1824). Такое направление поэзии Жуковского тревожило и огорчало его друзей. «Жуковский вдаётся в какую-то христианскую выспренность», - писал Вяземский А. Тургеневу 18 апреля 1819 г. Иронически обращал на это своё внимание и Пушкин. Однако и в придворных сферах Жуковский сумел сохранить благородство и независимость. Характеризуя общественное лицо Жуковского, нельзя обойти многочисленные факты заступничества поэта, близкого к двору, за людей, попадавших в опалу или нуждавшихся в помощи. Известна его роль в смягчении участи Пушкина. Жуковский представил Николаю I записку, в которой защищал заочно приговоренного к смертной казни за участие в тайном обществе Николая Тургенева. Во время путешествия с наследником по Сибири он стал на защиту сосланных декабристов. Он помог Герцену вырваться из вятской ссылки. Он энергично содействовал выкупу из крепостного состояния Тараса Шевченко.
3) В последний период творчества Жуковский обнаруживает тяготение к большим эпическим формам, создавая ряд переводов и переделок. Не оставляет он и жанра баллады. К переводу больших произведений Жуковский уже обращался – перевод «Слова о полку Игореве» (1817 – 1819) на современный язык вольным стихом, ритмически и стилистически верно передающем подлинник. По совету друзей занялся перевод «Шильонского узника» Байрона (1822), сыгравшего важную роль в формировании русской романтической поэмы. Цикл эпических произведений последнего периода начинается у Жуковского русскими сказками. Летом 1831 г., поселившись в Царском Селе, Жуковский постоянно встречался с жившими здесь же Пушкиным и Гоголем. Пушкин работал над своими сказками, Гоголь над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Это оживило интерес Жуковского к народному творчеству, и он пишет «Сказку о царе Берендее» в основном по фольклорным материалам, собранным Пушкиным в Михайловском, и сказку «Спящая царевна» на сюжет заимствованный у братьев Гримм и Ш. Перо. В 1837 г. вышла поэтически написанная повесть «Ундина», в которой Жуковский переложил гекзаметрами одноименную прозаическую повесть немецкого писателя-романтика Ламот-Фуке. В последующие годы интерес Жуковского привлекла восточная поэзия. Он пишет поэму в гекзаметрах «Наль и Дамаянти» (1837 – 1841), излагающую отрывок древнеиндийской поэмы «Махабхарата». Поэма, напечатанная в 1842 г., дала читателям представление о великом памятнике мировой поэзии. Такое же значение имела и поэма Жуковского 40-х гг. «Рустем и Зораб», представляющая собой свободное переложение эпизода из героической поэмы иранских народов «Шахнаме» Фирдоуси. В 1839 году была написана и напечатана драматическая поэма Жуковского «Камоэнс» - вольный перевод произведения немецко-австрийского писателя Ф. Гальма. И в этот перевод русский поэт вложил свои мысли и чувства, своё понимание искусства в духе романтического идеализма. На 40-е гг. приходится последний – грандиозный – труд Жуковского: он переводит «Одиссею» (1842 – 1848). Не зная греческого языка он должен был пользоваться немецким подстрочником. Имея в качестве предшественника Гнедича с его «Илиадой», Жуковский не следовал прямо за ним, а стремился сохранить стилистическое своеобразие «Одиссеи», что ему вполне удалось. В переводах последнего периода в полной мере проявилось искусство Жуковского-переводчика, умевшего сохранять и передавать художественное совершенство оригинала. Особенно большого труда требовал перевод стихотворений. Хорошо сказал сам Жуковский: «Переводчик в прозе есть раб, в стихах – соперник» (статья «О басне и баснях Крылова»). Но для поэта-романтика переводы были своеобразной формой выражения собственных мыслей, чувств, стремлений. Он и сам это признавал: «Я часто замечал, - писал Жуковский Гоголю 6 февраля 1847 года, - что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которое надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое или по поводу чужого – и всё, однако, моё». Закончив свою преподавательскую службу при дворе, Жуковский женился на дочери своего старого друга, художника Рейтерна и с тех пор жил преимущественно в Германии. 12 апреля 1852 года Жуковский скончался.
*В учебнике периодизация творчества Жуковского дана немного иначе: 1) 1797 – 1807; 2) 1808 – 1818 – расцвет, вершина развития романтики Ж.; 3) 1818 – 1824 – период мистического романтизма; 4) 1824 – 1852.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.008 с.) |