Содержание книги

  1. Происхождение и этапы эволюции растений


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и этапы эволюции растений



 

18.11.2021

ТОРА-21 биология

Тема: Эволюция растений

Цель:

- осознание студентами значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

Преобразования растений в условиях суши. Выход растений на су­шу привёл к образованию специализированных органов питания. Бла­годаря этим органам растение стало извлекать пищу из почвы и возду­ха, что привело к разделению его тела на надземную и подземную ча­сти. Подземная часть — это корень (корневая система), надземная часть — побег, состоящий из листьев, стебля и почек.

Разделение тела растений на подземную и надземную части опре­делило появление специализированных органов почвенного питания — корней, органов воздушного питания — листьев и органа передвиже­ния питательных веществ — стебля.

Древние папоротники, хвощи и плауны, так же как и современные, были споровыми растениями, то есть размножались спорами. Такой способ размножения требует наличия водной среды, поэтому всем спо­ровым растениям необходимы влажные места обитания и они не могут жить на суше повсеместно.

Господство голосеменных растений. 240-250 млн лет назад климат на Земле стал холодным и засушливым. В этих условиях возникли и широ­ко распространились голосеменные растения. Для защиты от неблагопри­ятных условий у них на побегах появились почки — зачатки побегов, по­крытые слоем почечных чешуй, и возник особый способ размножения — размножение семенами. При оплодотворении яйцеклеток спермием водная среда не нужна. Доставку спермия к яйцеклетке осуществляет пыльцевая трубка. Именно поэтому образовалось множество видов голо­семенных растений, которые освоили даже засушливые и холодные места обитания на планете, постепенно вытесняя отовсюду споровых предков.Доставка спермия к яйцеклетке с помощью пыльцевой трубки (а не воды) и появление семян с большим запасом питательных веществ — прогрессивный этап в развитии растительного мира, обеспечивший широкое распространение голосеменных расте­ний в наземно-воздушной среде.

Появление и развитие покрытосеменных растений. Потребовалось ещё более 100 млн лет исторического развития Земли, чтобы возникли покрытосеменные, или цветковые, растения. В это время на планете произошло рассеяние облачности, увеличилась солнечная радиация, повысилась сухость воздуха. Новые условия оказались губительными для многих растений, обитавших при высокой влажности. Более слож­ное, по сравнению с голосеменными, анатомическое строение покрыто­семенных обеспечило им активное почвенное и воздушное питание, пе­редвижение веществ в растении. Появилось такое свойство, как листо­пад, защищающее растение от потери воды. Появление цветка и плода, двойного оплодотворения, запасание питательных веществ в семени и развитие специальных органов вегетативного размножения обеспечи­ли покрытосеменным преимущество перед голосеменными и всеми остальными растениями в размножении и расселении по Земле.

Цветковые растения в своём историческом развитии тесно свя-
заны с животными-опылителями. Их эволюция происходила со-
вместно, обеспечивая взаимное повышение жизнестойкости
и разнообразие форм.

Многие виды цветковых растений и насекомых приспособлены к строению и жизненному циклу друг друга. Не только насекомые, но и другие животные участвуют в переносе пыльцы и распространении плодов и семян растений. Такое совместное существование покрытосе­менных и животных способствовало лучшему выживанию этих расте­ний, развитию у них различных жизненных форм, в том числе травя­нистых.

В процессе длительного развития органического мира растения
прошли путь от простых одноклеточных зелёных водорослей до
высокоразвитых покрытосеменных.

Эволюция живых организмов на Земле происходила на протяжении миллионов лет. Всё это время растительный и животный мир разви­вался и усложнялся. Возникли разные типы организмов: прокариоты и эукариоты. Среди растительных эукариот возникли разнообразные группы: водоросли (одноклеточные и многоклеточные), моховидные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

Ответьте письменно на вопросы:

1.Объясните, почему семенные растения возникли только в наземно-воздушной среде.

2.Охарактеризуйте отличие современных папоротников от вымерших.

3.Почему в тропических районах больше древесных цветковых растений, а в холодных зонах — травянистых?

4.Каким образом животные .способствовали увеличению разнообразия покрытосеменных растений?

5.Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о видах покрытосеменных растений, распространённых в месте вашего проживания.

 

Все группы растительных организмов возникли в процессе эво­люции. Выход на сушу привёл к появлению у растений новых специ­ализированных органов и тканей — проводящей, покровной, механи­ческой, фотосинтезирующей. Появились вегетативные органы — ко­рень и побег. Похолодание климата и иссушение почвы привело к появлению семян. В эволюции высших растений большую роль играли условия среды обитания

Домашнее задание

Творческие задания.

1.Написать научный рассказ, в котором была бы изложена ваша точка зрения на возникновение жизни на Земле.

2.Сделать отпечатки листьев на гипсе. Для этого сухой гипс развести водой до густоты сметаны и вылить его в неглубокую по­суду (лучше непищевую), смазанную любым жиром, чтобы можно было вынуть готовые формы. Приготовить листья различных ра­стений (лучше всего брать листья с наиболее рельефными жилка­ми). Взять один листок, положить его на гипс и сильно прижать, чтобы не было пузырьков воздуха. Оставить на некоторое время. После застывания гипса лист нужно снять, вынуть отпечаток из формы. Следует помнить, что гипс застывает быстро, и если вы что-либо испачкали в растворе, лучше его смыть до затвердевания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.100.237 (0.007 с.)