![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Женское движение как общественное движение: история и теорияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМКИНА А.А. ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
1. Истоки женского движения. Первая и вторая волна Женское движение в качестве такового появилось только в прошлом столетии, хотя женские протесты происходили и раньше. Протесты имели индивидуальный характер: женщина вела себя иначе, чем это предписывалось социальной конвенцией, и это считались отклонением (часто — психическим): лесбиянство, сознательный отказ рожать детей, делинквентное поведение. Предшественников женского движения некоторые исследователи видят в практиковавших колдовство и магию, дьявольские цели которых обычно считались женскими. Женщины довольно часто принимали участие в ересях католической Европы, в диссидентских протестантских группах в Северной Америке. Особенно много женщин было среди квакеров (появившихся в Британии в середине XVII века, а затем распространившихся в Северной Америке), теология которых была эгалитарна, а спасение было обещано всем, кто откроет свое сердце Богу. В Америке женщины активно участвовали в аболиционистских движениях {против рабства), в движении «за умеренность» (против употребления алкоголя), развившемся после 1820 года. Мотивы участия женщин были те же, что и у мужчин, они основываясь на морально-религиозных принципах, хотя умеренность долгое время считалась именно женским вопросом: мужчины пьют, а женщины страдают. Движение за умеренность считалось движением, направленным на защиту семьи и дома. Впоследствии оно обратилось к более широкому кругу вопросов: право голоса женщин на выборах, зашита безработных, реформы тюрем, создание детских садов, образование бедных женщин. Право голоса женщины на выборах отстаивалось при этом не как естественное право, а как средство защиты семьи. Еще одним движением моральных реформ было движение за мир. Акцент на особые функции (материнства, воспитания, заботы) был особенно важен для него. Женщины страдали как вдовы и матери, как жертвы насилия. Позднее, во время Первой мировой войны женщины заявляли, что имеют особое право протестовать против нее, что они более пацифичны и гуманистичны от природы. Участие в таких движениях основывалось на стремлении влиять на политику с позиций материнства.
Таким образом, существовало достаточно много движений, в которых женщины были активными участницами, исходя из традиционных представлений о своих ролях. С середины ХIХ века женщины участвовали и в борьбе за национальное освобождение, в рабочих, социалистических, коммунистических движениях. По мнению Чафез и Дворкин (Chafetz и Dworkin), это все-таки была борьба за равенство и освобождение мужчин. В этих движениях либо провозглашалась подчиненная роль женщин, либо женщинам предлагалось подождать, пока будут решены более важные вопросы. В этих движениях женский вопрос не занимал важного места, а если женщины и протестовали против своего положения, то это делалось во многом бессознательно, существующая гендерная система открыто не ставилась под сомнение. Женщины начали бороться за свое равноправие, поднимая именно женские вопросы, с конца XVIII века. Фeминизм как идеология и деятельность восходит ко времени Французской революции, когда в 1790 году возникли женские политические клубы (запрещенные через три года). В начале XIX века во Франции феминистские писательницы печатались в феминистских изданиях, феминизм находился под сильным влиянием идей Сен-Симона, Фурье (с именем которого часто связывают употребление самого термина «феминизм»). Женское движение как организованное движение началось позднее. В США в 1840-х, в Англии в 1850-х, во Франции и в Германии в 1860-х, в Скандинавских странах в 1870-х — 80-х годах. Обычно выделяется два пика движения: первая волна — конец XIX — начало XX века, и вторая волна — 60-е — 70-е годы XX века. Как синоним женской эмансипации термин «феминизм» стал широко использоваться во Франции в 1890-х годах, несколько позже он появился в Великобритании, затем — в бельгийских, испанских, итальянских, немецких, греческих и русских источниках. В конце 90-х годов термин пересек Атлантику и попал в Аргентину и Соединенные Штаты, в которых, однако, широко не использовался до 1910-х годов. Как указывает К. Офен (К. Offen), в англоязычной литературе часто речь идет о феминизме ХУШ века, и даже иногда XVI. Разные авторы используют этот термин в разных значениях. Когда некоторые авторы говорят о феминистских писательницах ХУШ века и об их темах — отношениях с мужчинами, семье, женской природе — то вряд ли такое же понимание феминизма будет принято современными критиками (там же см. подробное исследование «страноведческого» аспекта использования термина «феминизм»).
В конце XIX — начале XX века феминизм часто считался синонимом суфражизма — борьбы женщин за гражданское право участия в голосовании. Однако этим далеко не исчерпывалось женское движение. Важными проблемами было право на образование, возможность работать, право развода, имущественные права и пр. Активистки борьбы за женское равенство в середине ХIХ века опирались на представление о неравенстве как следствии некой ошибки, законодательного несовершенства и полагали необходимым привлечь общественное внимание к данной проблеме. Участвуя в других движениях (например, в движении против рабства), женщины осознавали сходство своего положения с положением рабов. Европейские женщины высших и средних слоев боролись за право получать высшее образование и участвовать в голосовании, а, например, в Египте мужчины-реформаторы выступали за образование женщин в области домохозяйства, за конец полигамии и увеличение возраста вступления в брак. В 1848 году в Америке на первой конференции по правам женщин был сформулирован лозунг: «Все мужчины и женщины созданы равными», были подняты вопросы равенства в образовании, наследстве, собственности, право развода (эта конференция считается первой феминистской). На начальной фазе движения вопросы о праве участия в голосовании не были центральными, главными были проблемы законодательных реформ, касающихся положения женщин, не имевших в то время базовых прав — права собственности, права на собственные заработки, на опеку над детьми в случаях развода. Первые феминистки требовали равных возможностей для работы, поднимались проблемы, касающиеся практически всех существовавших институтов: законодательства, политики, экономики, семьи, сексуальности, религии, образования и даже определения «женственность». Феминистки протестовали против принятого стиля одежды; негативного образа женщины, создаваемого религией; двойного стандарта сексуального поведения (большинство выступали против распространенного среди мужчин промискуитета, некоторые поддерживали идеи свободной любви); неравенства в браке; стереотипа «настоящей леди», привязывающего женщину исключительно к дому и хозяйству. Первые феминистки были представительницами среднего класса, они имели образование, работали за пределами дома. Их аудитория была ограничена своим социальным слоем. После Гражданской войны в США ситуация начала меняться. С 70-х годов ХГХ века появились феминистские издания, увеличивалось число организаций. Вплоть до ратификации поправок в 1919— 1920 годах главным предметом борьбы было право участия в голосовании. В этот период «не было конфликтов по поводу идеологии, поскольку она почти не была артикулирована. Раннее женское движение было просто борьбой за расширение тех естественных прав, которые мужчины уже имели». Первая волна женского движения на Западе пошла на спад после получения женщинами права участия в голосовании. Равные с мужчинами избирательные права были получены женщинами в Новой Зеландии в 1893 году, в Австралии — в 1902, в Финляндии — в 1906, в Норвегии — в 1913, в Дании и Ирландии — в 1915, в России — в 1917, в Канаде — в 1918, в Австрии, Германии, Нидерландах, Польше, Швеции, Люксембурге, Чехословакии — в 1919, в США — в 1920, в Ирландии — в 1922, в Великобритании— в 1928, в Испании и Португалии— в 1931, во Франции, Венгрии, Италии, Японии, Югославии — в 1945, в Греции — в 1952. Первая волна женского движения охватила много стран, однако движение в основном не было направлено на изменение существующей гендерной системы и мало где достигло массового масштаба. По мнению Чафез и Дворкин (Chafetz и Dworкin), наиболее массовым оно было в США и Великобритании; относительно массовым — в Германии, Швеции, Дании, Исландии и Японии; средним по масштабам — в Канаде, Франции, Голландии, на Кубе и в Мексике. Масштаб движения был связан с его целями (главная цель была достижение избирательного права); с долей в населении городского, образованного среднего класса; с поддержкой, оказываемой другими слоями населения и организациями (например, влиятельными политиками-мужчинами); с политикой, которую проводило правительство (лояльность; ограничения права женщин участвовать в организациях; прямое подавление женского движения); с культурными особенностями (более развитым движение было в протестантских странах). Массовая мобилизация привела к тому, что в 20-х годах главная цель движения — избирательные права жен-шин — была достигнута, и движение пошло на спад.
В России женские вопросы поднимались с середины XIX века. В период борьбы с крепостным правом женщины были активны в анархистских и нигилистских кругах. Иной вид женской активности был связан с борьбой за образование и возможность работать. К концу ХГХ столетия феминизм в России стал аполитичным, в начале XX века его активность сводилась к обществам взаимной помощи, благотворительности, образовательной деятельности. Пик первой волны женского движения пришелся на 1905-1918 годы. Велась активная борьба за избирательные права, женщины проявляли активность в социал-демократической борьбе, однако движение, так и не став массовым, закончилось в 1917 году. В логике развития движения в разных странах существовало сходство. Главным вопросом сначала был вопрос об образовании женщин. В Европе и Северной Америке женщины боролись за доступ к высшему образованию; в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было очень мало грамотных женщин, вопрос о начальном образовании часто поднимался европейски ориентированными мужчинами. Следующим вопросом был вопрос о законодательных реформах. Всюду женщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Вопрос о праве голоса возник как средство для достижения других результатов, для обеспечения законодательных реформ. И часто после получения возможности участвовать в выборах движение заканчивалось.
Движение было представлено городскими, образованными женщинами среднего класса. Более сильным движение было в протестантских странах. В большинстве стран женщины достаточно легко получили право голоса, хотя в некоторых странах закон запрещал участие женщин в политических организациях, имело место и прямое подавление женских организаций (в России, Франции, Китае, Японии, Индонезии, Иране, Бразилии и Перу). Хотя движение довольно редко ставило под вопрос конвенциональные женские роли, в нем уже наметились те идеологические проблемы, которые затем воспроизводились в XX столетии. Одна позиция основывалась на признании сходства и равенства полов, соответственно утверждалось, что к обоим полам нужно относиться одинаково. Приверженцы такой позиции назвали себя феминистами (в современной литературе при этом нет четкого разграничения, кого в этот период можно назвать феминистами, а кого — нет). Образование, участие в голосовании относятся к естественным правам. Историки женского движения в соответствии с либеральной парадигмой включали в определение феминизма 20-х годов «теорию и/или движение, связанные с изменением положения женщины через достижение политических, юридических или экономических прав, равных с мужчинами». Другая позиция заключалась в признании различий полов и превосходства женщины как обладающей более высокой «моральностью», а также — в признании необходимости особой защиты женщин. Эту позицию иногда называют «социально-феминистской». Женщины считались склонными к кооперации, миролюбию, а мужчины — к соревновательности, агрессивности. Более высокая моральность проистекала из работы, которую женщина выполняет «по своей природе»: домохозяйство и материнство или вне дома — социальную работу и обучение. Соответственно если женщина будет иметь доступ к общественной жизни, то она привнесет в нее большую справедливость'0. Однако в 20-е годы различия акцентов на равенстве полов (сходстве), с одной стороны, и на особенностях женщин — с другой, не были артикулированы в такой степени, как это произошло впоследствии, в 60-е годы. Следующая волна движения возникла в цикле протеста конца 60-х — начала 70-х годов. Как указывает Дальруп, новое женское движение было протестом женщин против патриархатного общества (общества с доминированием мужчин). В Америке идеологически и стратегически движение было разделено на две ветви: движение за права женщин (the women's rights movement) и женское освободительное движение (the women's liberation movement). Первая ветвь выступала главным образом за политические реформы и использование конвенциональной политической тактики давления. Эта тактика требовала организации на национальном уровне и определенной степени профессионализации. Корни этого движения — в суфражизме и успешных кампаниях за доступ женщин к образованию и работе.
Вторая ветвь движения — радикальный, левый, часто социалистический феминизм, который отрицал идею равенства с мужчинами. В его рамках считалось, что политические реформы никогда не освободят женщин, главный акцент должен быть сделан на женщинах, а не на государстве. Цель движения — изменить способ мысли и действия, переоценить женскую суть, а не адаптировать женщину к мужским ценностям.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 10; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.183 (0.01 с.) |