Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из речи брежнева на V с въезде порп (12 ноября 1968)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этапы развития Политика СССР Формы протеста 1944-1953 гг - Навязывание советской модели развития 1947 - Создание Коминформ бюро. 1949 - Создание СЭВ Выбор Югославии собственного пути развития, разрыв с СССР (1948 г.) 1953-1964 гг - Развенчание сталинизма и попытки обновление социализма 1955 - Создание ОВД. 1956 - Подавление советскими войсками восстания в Венгрии 1953 - Восстание в Берлине. 1956 - Массовые акции протеста, забастовки в Польше. 1956 - Восстание в Венгрии. 1962 - Албания порывает отношения с СССР 1965-1987 гг - Попытки СССР "законсервировать" ситуацию в Восточной Европе Принятие доктрины «реального социализма» как совершенного общества, которое не требует обновления («Доктрина Брежнева»). Примененная доктрины относительно Чехословакии в 1968 г. и угроза ее применить к Польше (1981 г.) 1967 - Демонстративная поддержка Румынией Израиля. 1968 - Попытка перехода в Чехословакии к «Социализма с человеческим лицом». 1980-1981 гг - Массовые антикоммунистические выступления в Польше 1988-1990 гг - Переход СССР к политике «нового политического мышления » Отказ от вмешательства в дела Восточной Европы и крах социализма Демократические «бархатные» революции в Венгрии, Польше, Чехословакии, народное восстание (революция) в Румынии (1989), объединение ГДР и ФРГ, распад Югославии. Переход к неосталинизма происходилбез особых катаклизмов. Лишь в Чехословакии он был осуществленпосредством вмешательства СССР и других социалистических государств ("ДоктринаБрежнева "- о коллективной ответственности за судьбу социализма вкаждой стране). Это на некоторое время оттянуло кризис социализма в Восточной Европе. "КПСС всегда способствовалатом, чтобы каждая социалистическая страна сама определяла конкретные формы своего развитияна пути к социализму с учетом национальных особенностей? Но когдавнутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются управлять развитиемсоциалистической страны и толкают ее к восстановлению капиталистического строя, когдавозникает серьезная угроза безопасности всейсоциалистического содружества, тогда это становится не только проблемой для народа даннойстраны, но и общей проблемой, предметом беспокойства всех социалистическихстран ». Установлению неосталинизма способствовалатакже "разрядка", которая дала доступ странам Восточной Европы вфинансовых ресурсов стран Запада Восточноевропейские лидеры стремились осуществитьцентрализованное обновление основных фондов, чтобы выпускать конкурентоспособнуюпродукцию. Реализовать это удалось лишь частично. Проникнуть на рынки стран Западаоказалось не под силу, а когда пришло время платить долги, то не осталосьничего другого, как брать новые кредиты. Внешняя задолженность катастрофическивозрастала. Это заставило правительства стран Восточной Европы принимать срочные меры:наращивали экспорт и ограничивать импорт. К этому добавилась мировой энергетическийкризис. Все это привело к падению темпов экономического роста и в общейэкономической стагнации, застоя. На Западе в это время происходил переход кпостиндустриального, информационного общества, началось экономическоеподъем. 3.Демократические революции в странах Центральной и Восточной Европы (1989-1991 гг.) На конец 80-х годов тоталитарные режимы в Восточной Европе исчерпали свои возможности для прогресса общества.Первыми симптомами кризиса, надвигалась, стало ухудшение экономической ситуациии появление новых социальных проблем. Появились черты, не присущие тоталитарномусоциализма - безработица, инфляция, падение жизненного уровня, начали исчезатьте, что раньше ассоциировались с "завоеванием социализма" -стабильность, твердые цены. Тоталитарная система исчерпала последние аргументы всвою защиту. Замалчивать и скрывать масштабы кризиса оказалось невозможным всилу большей открытости восточноевропейских стран, а также ввиду отсутствиязначительных стратегических ресурсов, которые могли бы сглаживать негативные проявления кризиса.Массовое недовольство существующими порядками делало неэффективной прежнюю системуконтроля над общественным сознанием, без которой тоталитарное общество не можетсуществовать. Попытки подавить недовольство силойбыли бесперспективными, так как само по себе усиление репрессивного характерарежима не решило бы экономических проблем, а лишь оттянуло бы процесс падениятоталитарной системы. Ярким примером этого является введение военного положения вПольши, жестокость режимов в Румынии и Албании. Кризис тоталитарного режима в ВосточнойЕвропе оказалась общей. Она включала экономическую, социальную, политическую иморальную кризиса. Для перерастания количественных показателей (накоплениенеудовольствие) в качественные (изменение общественного строя) нужны носители новогообщественного порядка. В условиях тоталитарной системы носителями демократических идей можетбыть интеллигенция (это связано со спецификой ее работы, социальным статусом ит.д.) и студенческая молодежь, склонная к восприятию свежих идей. Но эти двеслои общества, не имея экономической основы для своих действий и будучизависимыми от той же тоталитарного государства, неспособные осуществить социальнуюреволюцию. Для социальных революций в странах Восточной Европы нужен былвнешний толчок, который бы ослабил тоталитарное государство. Таким толчком сталаперестройка в СССР. Перестройка способствовала усилению влиянияреформаторских элементов в коммунистических партиях и дискредитацииконсервативного неосталинистский руководства в этих партиях. Она лишиланароды Восточной Европы страха перед возможностью советской интервенции.М. С. Горбачев в отношениях со странами Восточной Европы отказался от"Доктрины Брежнева" и признал право народов этих стран самостоятельноизбирать путь своего развития. По своему характеру революции вВосточной Европе были демократическими и антитоталитарным. Кроме Румынии иЮгославии, смена власти состоялась мирным путем. Почти во всех странах событияразворачивались с приходом к власти сторонников "обновления социализма"в компартиях (Польша, Венгрия, Болгария, Албания). Сторонники"Обновления" на первых же демократических выборах получили большинство наволне критики тоталитаризма, коммунизма и коммунистических партий. Придя квласти, они осуществляли реформы, которые вели не к обновлению социализма, а кпостроения капитализма: проводилась приватизация государственного сектора экономики,поощрялся бизнес, создавались рыночные структуры. В политической сферепровозглашался плюрализм и многопартийность. Во внешней политике утвердился курсна радикальную переориентацию на Запад, ликвидацию Совета экономическойвзаимопомощи и Организации Варшавского договора (1991 г.), выводсоветских войск. Таким образом, сначала происходиласмена власти, а потом под нее поднималась соответствующая политическая (либеральнаядемократия), социальная и экономическая базы (создание социально ориентированногохозяйства). По таким быстрым переходом от тоталитаризма к демократии неуспевали ни политическая, ни социальная, ни экономическая структуры восточноевропейскихобществ. Морально значительная часть населения не была подготовлена к жизни вобществе, где каждый сам за себя и государство уже не гарантирует относительностабильного уровня жизни. Трудности революций значительной меребыли вызваны несоответствием политической системы принципам либеральнойдемократии. Полученный в наследство экономическое положение совершил переход экономики нарыночные рельсы достаточно болезненным: спад производства, инфляция, снижение социальногостатуса значительного количества граждан. На определенном этапе революции сложиласьситуация, когда недовольство социализмом изменилось недовольством демократией,которая даже не успела проявить своих положительных черт. Тем самым создавалисьпредпосылки для реванша левых сил. Но левые силы в странах Восточной Европы,отказавшись от догм марксизма-ленинизма, приняв демократические идеалы,невозможным возвращение к старому. Либерализация режимов в некоторыхвосточноевропейских странах привела к обострению межэтнических противоречий и, какследствие, распада федераций - Чехословакии (мирным путем) и Югославии,которая стала ареной межэтнического конфликта, массовых депортаций, этнических чисток,жертвами которых стали более 3 млн. человек (беженцы, раненые, убитые. Сорокалетняя история тоталитаризма вВосточной Европе завершилась. Тоталитаризм оказался явлением временным, но онпозволил осуществить рывок от отсталости к относительно развитой индустриальнойэкономики. Однако решить проблемы общества, которое сам создал, он не смог.Страны тоталитарного социализма намного отставали от стран Запада. Падение тоталитаризма в ВосточнойЕвропе создало уникальную ситуацию в Европе - она превращается вединый политико-правовой и цивилизационное пространство, основанное на социальноориентированном рыночном хозяйстве, либеральной демократии и европейскойидеи. Это дало новый толчок к европейской интеграции, расширение НАТО и ЕС наВосток. Революции стали еще одним шагом к становлению целостности мира. Революции в странах Восточной Европы(1989-1991 гг) Эволюционная форма преобразования Революционная форма преобразования Венгрия. Февраль 1989 - пленум ВСРП - отказ от руководящей роли партии в обществе. Весной 1989 г. начало работы "круглого стола". 1990 г. - выборы в парламент на многопартийной основе Польша. Февраль 1989 - начало заседаний круглого стола. Соглашение о принципах парламентской демократии. "Бархатные" революции - достижение революционной цели без кровопролития Столкновения с органами порядка Народное восстание Гражданская война, этническое противостояние, вмешательство внешних сил ГДР. Сентябрь-ноябрь 1989 Болгария. Ноябрь 1989 Чехословакия. Ноябрь-декабрь 1989 Албания. 1990 г. - смена политического курса .. Февраль 19991 г. - стычки с силами порядка. Погибли 4 человека Март 1991 г. - многопартийные выборы Румыния. Декабрь 1989 - расстрел выступления населения в Тимишоаре. 21-25 декабря 1989 г. - восстание в Бухаресте. Погибло 1104 чел. Югославия. 1991 г. - распад СФРЮ. 1991-2001 гг - Гражданская война и этнические конфликты. Образование новых независимых государств: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Союзная республика Югославия (в 2003 преобразована в государство Сербия и Черногория) Общий механизм: массовые выступления населения, отстранение от власти коммунистического руководства, демократические выборы. Итоги Завершения Второй мировой войны непринесло странам Центральной и Восточной Европы освобождение от тоталитаризма. После короткого периоданародной демократии под давлением СССР устанавливается новый тоталитарный режим нокоммунистического типа. Сорокалетняя история существования тоталитаризма в странахЦентральной и Восточной Европы, с одной стороны, способствовало ускоренному экономическомуразвития региона, с другой, цена заплачена за это оказалась непомерной. Вконечном итоге определилось новое отставание в развитии от ведущих странмира. Под грузом собственных проблем и внешних воздействий (Перестройка в СССР иподрывная деятельность стран Запада) тоталитарные режимы в странах Центральной иВосточной Европы было свергнуто. Построение демократического общества и рыночнойэкономики оказались нелегкими однако успешными. Вопросы и задачи: 1. Что такое «народная демократия»? Какого периода истории стран Центральной иВосточной Европы она касается? 2. Когда коммунисты пришли к власти в странах Центральной и Восточной Европы? Чтостало решающим фактором в установлении коммунистических режимов? 3. Какие составляющие построения социализма в странах Центральной и Восточной Европы? 4. Можно события 40-50-х годов в странах Центральной и Восточной Европы можноназвать революциями? 5. Каковы причины кризиса социализма в странах Центральной и Восточной Европы всередине 50-х годов? 6. В каких странах состоялись существенные выступления населения против существующихкоммунистических режимов? Почему они потерпели поражение? 7. Укажите основные черты постсталинизму в странах Центральной и ВосточнойЕвропы. 8. Что такое «Доктрина Брежнева»? Почему Она появилась именно в 1968 г.? Где она былавпервые успешно использована? 9. Какие черты неосталинизма в странах Центральной и Восточной Европы? 10. Назовите основные проявления кризиса социализма в странах Центральной и ВосточнойЕвропы в 80-е годы. 11. Почему М. Горбачев отказался отприменение "доктрины Брежнева" в конце 80-х - начале 90-х годов ХХстолетия? 12. С выясните итоги сорокалетнего существования тоталитарного режима странахЦентральной и Восточной Европы. 13. Какие последствия падения тоталитаризма в странах Центральной и Восточной Европы?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.105 (0.01 с.) |