Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скд с людьми пожилого возраста

Поиск

СКД С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Практическая жизнь общества свидетельствует, что без опре­деленной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демок­ратических, экономических и политических реформ.

Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практичес­кой деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демок­ратия — это прежде всего уважительная форма отношений лю­дей, процесс создания благоприятного морально-психологичес­кого климата в стране с целью строительства и процветания об­щества.

Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранении и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого ос­мысления более эффективных форм культуры.

История социально-культурной деятельности в России

с пожилыми людьми

С возникновением в IX в. Древнерусского государства князья стремились оказывать помощь больным, нищим, другим нуждающимся. Княжеская благотворительность выражалась в раздаче милостыни, «кормлении на своем дворе», устройстве приютов. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали главным попечителем страждущих духовенство. При многочисленных на Руси монастырях создавались богадельни, сиротские приюты, инвалидные и странноприимные дома и другие благотворительные учреждения. Систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси, осуществленного княземВладимиром в конце Х века.

Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало около 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тысяч нуждавшихся.

При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.

В целом XVIII- первая половина XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно – управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период – о частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.

Во II половине XIX века кроме общественной, частной и церковной благотворительности дальнейшее развитие социальная сфера получила в виде таких форм, как пенсии и единовременные пособия, которые получали государственные служащие, а также военнослужащие.

К концу XIX века Россия имела не только развитую благотворительность, но и общественно-государственную систему помощи нуждающимся. Эта система социальной помощи составила основу для возникновения в странах Запада социальной работы. Однако в России она не пошла тем же путем, что на Западе.

Можно выделить две причины, в силу которых профессиональная помощь нуждающимся вошла в жизнь российского общества только в последнее десятилетие. Первая из этих причин связана с огосударствлением общественной жизни, начавшимся в России после революционных событий Октября 1917 года. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех своих гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений для ее осуществления. Действительно, значительная часть советского бюджета поглощалась расходами на оборону и содержание бюрократического аппарата, а подготовка специалистов, которые на профессиональном уровне занимались бы помощью нуждающимся, не осуществлялась.

Вторая причина отсутствия в советское время социо-культурной деятельности заключается в том, что одна из ее исторических предпосылок — благотворительность — всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма, который в течение семи десятилетий служил в России официальной идеологией. Согласно основоположникам марксизма, благотворительность является завуалированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву». Отметим, что благотворительная деятельность, породив в начале нынешнего столетия социальную работу, не исчезла, а продолжала существовать наряду с ней в качестве непрофессиональной помощи нуждающимся. Апеллируя к чувству сострадания у людей, благотворительность способствует пониманию в обществе важности профессии социального работника. В России, однако, она почти семьдесят лет была в загоне, пока на волне перестройки не началось ее возрождение.

В отличие от стран Запада, которые с начала XX века развивали у себя профессию социального работника, Советская Россия в решении проблемы помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Иными словами, она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, не проявлявшим особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися. Многие социальные проблемы, с которыми сталкивались советские люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались по идеологическим соображениям. Государственная система помощи нуждающимся, созданная в России за годы советской власти при практическом отсутствии организованной благотворительности, ограничилась рамками социального обеспечения и социального страхования. Другие направлениями формы социальной деятельности практического развития не получили. Как справедливо считает ряд исследователей (М.Сухоруков и др.), все это, в конечном счете, привело к тому, что в нашей стране в начале 90-х годов социо-культурная деятельность начала свое становление и развитие в современном значении этого понятия.

В 1991 г. В России была введена новая профессия социального работника, специалиста по социальной работе.

К середине 90-х активизировалась работа организаций социо-культурного обслуживания населения. Только за 1994 г. через отделения социальной помощи на дому необходимую поддержку получили свыше 1 млн пожилых граждан и инвалидов, а через систему срочной социальной помощи — почти 1,5 млн. малоимущих граждан.

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (1995 г.) стала формироваться целая сеть новых социальных учреждений, включая комплексные центры социального обслуживания населения, геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры и др. Развивая у себя профессию социального работника, Россия учитывает опыт других стран, знакомство с которым позволяет лучше понять ее роль в современном обществе. В еще большей степени она опирается на свой соб­ственный опыт — от благотворительности у древних славян до советской системы социального обеспечения — организации помощи нуждающимся, накопленной ею за ее многовековую историю. [11, 10 ]

Как социо-культурное явление благотворительность имеет в Рос­сии свою историю и традиции, ознакомление с которыми пред­ставляет теоретическую и практическую ценность. Мировой опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса: процесс ры­ночных реформ и процесс становления специфической социаль­ной профессиональной деятельности, т.е. социальной работы, развиваются параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что зарождение этого вида профессиональной деятельности началось с конца XIX — на­чала XX в., в период бурного роста рыночных отношений.

Сегодня уже не вызывает возражений утверждение, что соци­альная работа – важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстанов­ке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. Прежде всего потому, что при осуществлении реформ проблемы социальной защиты челове­ка стали приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения. Ведь успех рыночных преобразований прямо пропор­ционален эффективности системы социальной защиты и социаль­ной работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу матери­альные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие на­дежды возлагаются на механизмы самофинансирования, страхова­ния и благотворительности.

В настоящее время очень важно создать действенную систему социальной защиты населения, способную сгладить многие нега­тивные последствия рыночных отношений, еще столь далеких от совершенства. Для этого необходимо продолжать соответствующую законотворческую работу, обеспечить дифференцированный под­ход к отдельным слоям и группам населения, создать социальные службы на различных уровнях, и с различной специализацией. [ 10, 77]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.008 с.)