Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные славянские языческие боги

Поиск

 

Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию[1]. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.

Возникновение и развитие систем земледелия[править | править код]

Славяне издревле занимались пашенным, подсечно-огневым земледелием. Поле (польск. Pole) под пашню расчищалось с помощью огня, а затем начиналась пахота и сев.

Орудия труда[править | править код]

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты - рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Культурные растения[править | править код]

Основная статья: Русская кухня

Основными земледельческими культурами были пшеница (польск. Pszenica), рожь (жито), ячмень (польск. Jęczmień), овес (польск. Owies)[2], из которых славяне пекли хлеб (польск. Chleb, в т.ч. и ритуальный каравай) и блины, а также делали каши (польск. Kasza). Также выращивали капусту (польск. Kapusta), горох (польск. Groch) и репу. В дальнейшем репа у славянских народов была заменена на картофель. От средиземноморских греков славяне заимствовали не только письменность и религию, но и некоторые сельскохозяйственные культуры (свёкла и греча).

Годовой цикл сельскохозяйственных работ[править | править код]

Пахота[править | править код]

Сев[править | править код]

Сенокос[править | править код]

Основная статья: Сенокос в славянской традиции

Жатва[править | править код]

Жница

Основная статья: Жатва в славянской традиции

Земледельческий цикл завершался в конце лета - начале осени разнообразными праздниками урожая (обжинки, капустник). Месяц жатвы приходился на август и назывался серпень[3]

Хранение урожая[править | править код]

Урожай хранили в житницах (сначала в зерновых ямах[4], а затем в амбарах и сараях).

Примечания[править | править код]

1. ↑ Влияние земледелия на религиозную обрядность и языческие праздники древних славян

2. ↑ Пражская культура

3. ↑ Славянские названия месяцев

4. ↑ Торнов (городище)

 

Семейно-родовые нравы, обычаи, верования, мифологические образы (домовые, ведьмы, русалки, мавки). Предрассудки и народные приметы.

В истории славянский народ считается сравнительно молодым. Первые упоминания о них появились в письменных источниках лишь с 6 века. В настоящее время родиной славян признается область, к северу от Карпат. Но при точном определении её границ учёные существенно расходятся в своих мнениях. Проблемы происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов.

В середине 1 тысячелетия н.э. на общей территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область.

Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура восточных славян была богатой и разнообразной. В ее недрах накапливались первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи, обряды и т.д.

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II--I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Таким образом хронологический обзор данного исследования охватывает II-I тыс. до н.э.(период формирования славянской мифологии).Поэтому, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Макошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

1.Верования древних славян

1.1 «Народная вера» - язычество

В середине первого тысячелетия н.э. славянские племена, заселявшие западную часть территории европейской части России, находились на последней стадии развития первобытнообщинного строя. В их хозяйственной жизни на первом месте стояло земледелие. Их вера опиралась на поклонение божествам , олицетворявшим силы природы.

В славянских сказках не редко встречается множество волшебных-мистических персонажей -- то ужасных и грозных, то загадочных и непонятных, то добрых и миролюбивых. В наше время эти сказки кажутся причудливым вымыслом, но на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. «Такая вера получила название язычество, т. е. «народная вера» («народ» -- это одно из значений древнеславянского слова «язык»).»

Так как славяне были язычниками, превыше всего они ставили отношения человека с природой. Они поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. У каждого славянского племени существовали свои божества ,которым они поклонялись.

Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало, так как их племена не были объединены в одно общее государство, поэтому древние славяне не были едины и в своих верованиях. В виду этого славянские боги не были связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них были похожи между собой.

В 980 году появился первый сборник основных языческих богов( при киевском князе Владимире Святославовиче)-языческий пантеон, но его нельзя назвать общеславянским так, как в основном он состоял из южнорусских божеств. Помимо этого их подбор отражал не столько действительные верования, сколько служил политическим целям.

Главными божествами у древних славян считались :

1.Перун

2.Даждьбог

3. Сварог (Стрибог)

4. Макошь - Земля

5. Огонь - Cварожич

6. Ярила (прил.5)

7.Змей - Волос(Велес) он же Цмог и бог Симаргл. (прил.6)

1. Перун - славянский громовержец. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы Есть версия, что Георгий Победоносец, поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем.

2. Даждьбог считался богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Символами этого бога были золото и серебро. Культ Даждьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв., в эпоху государственной раздробленности, сосуществуя с христианством. Русские люди почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками. Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. «Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.»

3. Сварог был у славян богом Неба. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог, Семаргл) . Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога происходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Помимо этого ,считалось ,что Сварог установил самые первые законы для людской общины.

4. Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы и является супругой Сварога. Выражение Мать - Земля, современный вариант имени древней славянской богини, до сих пор с почтением и любовью произносится русским человеком. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча - туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.

5. Огонь - Сварожич , был сыном Сварога и Макоши. В древние времена огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное.

Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда пошел русский обычай прыгать парами через костер: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем не расцепив рук, то их любви суждена долгая жизнь. Кстати. истинное имя Бога-Огня было настолько священно, что его не произносили вслух, заменяя иносказаниями. Видимо, поэтому до нас оно так и не дошло, во всяком случае ученые не имеют единого мнения по этому поводу.

Имя забылось, но не забылись приметы, связанные с Огнем. Русская сваха, приходившая сватать невесту, в любое время года протягивала руки к печи: тем самым призывая Огонь в союзники. Новобрачную молодой муж торжественно трижды обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.

6. Ярила был у древних славян богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной и "сшибающий с Зимы рога". 7. Змей - Волос(Велес) в славянской языческой мифологии - это божественный противник Перуна. Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". В нем воплощались силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе не злобной. Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства. Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун. Языческие славяне поклонялись обоим божественным противникам - и Перуну и Змею. Только святилища Перуна были по высоким местам, а святилища Велеса - в низинах. Некоторые предания позволяют думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Змей - Волос стал отвечать за земное плодородие и богатство. Культ Велеса был очень широко распространен на Руси.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.01 с.)