Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
quot;Подвиг работников дошкольных учреждений в годы Великой Отечественной войны"
В преддверии 75-летия Великой победы над фашизмом в 2020 году, подвиг работников дошкольного образования в годы Великой Отечественной войны имеет важное значение. Стремительное наступление фашистских войск 22 июня 1941 г. на Советский Союз вызвало острую необходимость в срочной эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. 24 - 25 июня 1941 года была проведена тренировочная воздушная тревога, к которой дошкольные работники и дети были не готовы. Для исправления ситуации были приняты срочные меры. Воспитатели преподносили дошкольникам организацию ПВО как игру, и вскоре дети стали выполнять четкие инструкции. Массовая эвакуация, прежде всего, затронула крупные промышленные центры: Москву, Ленинград, Харьков, Киев, Минск и др. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Заведующие детскими садами принимали на себя ответственность за решение об эвакуации учреждений, определяя этим судьбу сотен детей и семей. Московский отдел народного образования помогал организовывать массовый вывоз детей. По плану эвакуации все столичные детские сады были закреплены за районами ближнего Подмосковья, куда их вывезли впервые недели войны, а в октябре 1941 г. было принято решение увезти дошкольников в глубокий тыл. Детские сады вместе с воспитателями были переэвакуированы в Горьковскую, Ивановскую, Куйбышевскую, Омскую, Оренбургскую, Пензенскую, Саратовскую, Челябинскую, Чкаловскую области, Башкирию, Казахстан, Узбекистан и другие отдалённые районы, где продолжали свою деятельность в течение 1 - 2,5 лет. Заведующие и педагоги в нелёгких условиях эвакуации решали вопросы воспитания детей, круглосуточного присмотра за ними, занимаясь бытовыми вопросами и крестьянским трудом (топили печи, носили воду, пасли скот, выращивали и заготавливали овощи и т.д.). Благодаря беспрецедентной в мировой практике эвакуации из Москвы были вывезены 63 тыс. дошкольников (97% воспитанников детских садов), но некоторые дети оставались в прифронтовом городе: к декабрю 1941 г. в Москве действовали 17 дошкольных учреждений. В сложные годы войны решением руководства страны кроме «нормального» типа детских садов были созданы дошкольные интернаты (в эвакуации, при крупных предприятиях) и санаторные детские сады для детей с туберкулезной интоксикацией. Стараясь помочь родителями и отвлечь детей от тяжёлых впечатлений, московские педагоги и студенты дошкольного отделения МГПИ им. В.И.Ленина на общественных началах организовывали в городе разные формы дошкольного воспитания (детские комнаты при эвакопунктах; «передвижные детские сады», следовавшие за возведением оборонительных рубежей города; дошкольные группы в Московском метрополитене, бомбоубежищах, круглосуточные и ночные группы при «нормальных» типах детских садов и др.). Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Государственные и общественные организации и учреждения занимались устройством и воспитанием детей фронтовиков дошкольного возраста. Перед дошкольниками работниками возникли сложные задачи. Нужно было срочно открывать новые детские сады. Трудностей было много: не хватало детской мебели, белья, игрушек. Вопрос с кадрами решался легче, так как в места эвакуации прибывали дошкольные работники со специальным средним или высшим образованием из Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Минска и других городов. Дошкольное учреждение служило примером правильного воспитания детей и оказывало помощь родителям в воспитании ребенка в семье. В условиях военной обстановки возросла роль детского сада и требования к педагогу, усилилась ответственность за воспитание детей. Перед детскими садами встала важная задача: принять в детские сады детей мобилизованных, матерей - одиночек и эвакуированных детей, проявлять материнскую заботу о них, охранять жизнь и здоровье. В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах. Внимание педагогов было усилено на защиту психики ребенка. В период блокады в Ленинграде определение ребенка в детский сад означало спасение и сохранение его жизни. Ленинградцы в невероятно тяжелых условиях организовывали новые детские сады. Почти все детские сады скоро превратились в интернаты. Малыши попадали сюда прямо с эвакопунктов, из опустевших, вымерших квартир, слабые и больные. Часто дети не знали своего имени и фамилии. Педагоги воспитывали не просто словом, прежде всего личным примером. Их опыт поражает любого, кто соприкоснулся с ним. Основные требования, предъявляемые дошкольным работникам – знание детей и любовь к ним. Требование «знать детей» предполагает воспитание в системе, зрелое методическое руководство. До того ли было, казалось в блокаду? Спасти ребенка, согреть, обласкать. Все воспитатели трудились в очень сложных условиях: недоедали, недосыпали, не имели выходных дней и отпусков, но находили силы в себе шутить и улыбаться с детьми, играть, заниматься с ними, порой заменяя им родителей. Несмотря на суровое трудное время, в детских садах проводились занятия по всем разделам программы. Планировалась воспитательная работа. Бомбежки, воздушные тревоги, ранения, смерть - теперь стали бытом. Дети жили одной жизнью с взрослыми - ожиданием окончания войны, разгрома фашистов. В этих условиях особенное значение приобрело воспитание детей всесторонне развитых, инициативных, смелых, настойчивых, самостоятельных, бережливых и трудолюбивых, приспособленных к военному времени. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия, прогулка - все это помогало укрепить здоровье детей, поднимать их жизненный тонус. Дети старших групп спали на свежем воздухе в спальных мешках (все это делалось под контролем врача). Содержание прогулок тщательно продумывалось воспитателями. На прогулки выносили мячи, прыгалки, организовывали подвижные игры. Дети строили из песка блиндажи, траншеи, окопы, наблюдательные пункты, где на возвышении стоял командир. В детском саду был твердый режим дня, соблюдение гигиенических норм, воспитание культурно-гигиенических навыков. Особенно актуально было воспитание любви к Родине. Патриотизм, взаимопомощь, умение и стремление быть полезным. Работники детского сада, и особенно воспитатели, личным примером показывали образцы мужества, бесстрашия, самоотверженного труда. Ловкий, выносливый, храбрый красноармеец стал тогда идеалом каждого малыша. Изменились игры детей. Любимыми героями игр стали: пулеметчики, танкисты, летчики, моряки, солдаты, разведчики и партизаны. Дети «шли в бой», закрывали своим телом товарища, вытаскивали с поля боя «раненных». Ежедневно воспитатели рассказывали детям о героях фронтовиках. Читали им заметки из газет, стихи о бойцах и командирах, пели военные песни. Важной была работа с родителями. Воспитатель был частым гостем в семье, проявляя заботу. Собственным примером, советом воспитатель мог оказать матери большую помощь в уходе за ребенком, его воспитании. В практике детских садов в условиях военного положения широко использовались ознакомление детей с окружающей обстановкой, посещения госпиталей, проведение концертов для раненых, переписка с родителями, вышивание кисетов и рукавиц для бойцов, склеивание конвертов и т.д. Задачи нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания решались через включение детей в общую работу ради победы, что многократно повышало общественную значимость дошкольной работы. Дети рисовали, лепили, делали аппликации, хотя было сложно достать бумагу, краски, цветные карандаши. Для занятий лепкой, педагоги заранее готовили глину и запасали ее на зиму. В группах устраивалась выставка поделок. Вспоминая работу дошкольных педагогов, особенно в первые годы войны, поражаешься самоотверженности и мужеству этих людей. Отвечая за жизнь и здоровье своих питомцев они: сохраняли нормальные условия жизни в детских садах, обеспечивали подготовку бомбоубежищ, заготавливали топливо, овощи и т.д. Работающие на кухне из ограниченного ассортимента продуктов старались выполнить меню. Каждый сотрудник честно выполнял свой долг, понимая огромную ответственность. Война постоянно напоминала о себе и в группах рядом с игрушками лежали детские противогазы. Это было противоестественно, но необходимо. Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости, которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских орд. Дети росли в героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определит их отношение к жизни. Потому вопрос о том, как познакомить детей с Великой Отечественной войной в какой мере можно приблизить их происходящим событиям, интересовало и волновало каждого педагога. Эта работа от воспитателей требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, развивать у детей к Родине, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны. Работая с детьми, чуткий воспитатель старался поменьше напоминать им о войне, проводил с ними разнообразные игры, занятия, развлечения, чтобы дети успокоились, отдохнули от пережитого. Педагоги проявляли максимум творчества, выдумки, стараясь разнообразить жизнь детей. Организовывали теневой театр, драматизацию сказок, дни рождения, праздники. Мастерили танки, самолеты, пушки и с этими атрибутами ребята шагали в праздничном шествии. Музыка помогала детям забыть свои страхи, отвлечься от жестокой реальности. Даже во время бомбежек, песня делала свое дело. На регулярных музыкальных занятиях при разучивании песен у детей развивалось умение слушать и узнавать музыку, выявлялись индивидуальные способности каждого ребенка. Велась работа по развитию движений. Дети учились ходить под музыку, разыгрывали сцены из сказок. Для каждого праздника тщательно разрабатывался сценарий, воспитатели готовили костюмы, оформляли зал. Так, несмотря на очень напряженную обстановку в декабре 1941 года воспитатели в детском саду проводили Новый год. За опущенными маскировочными шторами в красочно оформленной группе происходило что-то сказочное. Дети были одеты в костюмы персонажей разных сказок. В центре комнаты стояла огромная украшенная игрушками елка. Здесь же Дед мороз и Снегурочка. Веселые хороводы сменяются играми, шутками, загадками. Взрослые, с улыбкой и слезами на глазах, смотрят и не узнают своих детей. Горе и забота отступила. Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Беззаветно и самоотверженно работали и заведующие детскими садами и воспитатели, уборщицы и няни, и повара и завхозы. Молодые и старые, только что начинающие работу - все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом. С гордостью и доблестью выполняли дошкольные учреждения свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми испытаниями. Детские сады в годы войны внесли огромный вклад в победу! Они не просто спасли детей, они спасли наше будущее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.69 (0.008 с.) |