Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название маршрута. Почему Казачинского района». Аннотация. Программа и описание маршрута

Поиск

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рождественская средняя общеобразовательная школа

Казачинского района Красноярского края

 

 

Межрегиональный конкурс детских и молодежных маршрутов

«Живая сила Природы»

 

Номинация

«Лучший региональный маршрут»

 

Название маршрута

«10 почему Казачинского района»

 

Маршрут разработан:

учащимися МБОУ Рождественской СОШ

(7-11 классы, 5 человек)

 

Руководитель: Табунова Анна Александровна

Тел. 89232927440, tabunova_a@mail.ru

 

 

с. Рождественское, 2021 год

АННОТАЦИЯ

Наименование номинации: «Лучший региональный маршрут»

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа

Адрес школы: 663106, Красноярский край, Казачинский район, село Рождественское, улица Пушкина, 36

Классы: 7-11

Количество участников: 5 человек

Руководитель: Табунова Анна Александровна

Контактные данные руководителя: тел. 89232927440, tabunova_a@mail.ru

Название маршрута: «10 почему Казачинского района»

Село Казачинское - одно из старейших сёл Красноярского края. Его возникновение относится к интереснейшему периоду истории нашей страны, когда русский народ совершил беспримерный по масштабу ратный и трудовой подвиг - присоединение, заселение и хозяйственное освоение огромных пространств Сибири - от Урала до Камчатки, от казахских степей до побережья Северного Ледовитого океана.

Казачинский район расположен в Приангарье, его центр, село Казачинское, появилось на левом берегу Енисея в 1650 году.

В природном отношении это типично подтаежный район, расположенный в зоне рискованного земледелия. Но когда-то это были наиболее пригодные земли для выращивания хлеба, основного продукта питания пришедших на берега Енисея русских. Именно здесь в свое время основатели первых на Енисее городов - Енисейска и даже Туруханска - осваивали пахотные земли, используя естественные пустоши и луговины. На сотни верст вокруг земля, не знавшая сохи и плуга, пустовала на севере из-за холодов, на юге из-за отдаленности, а здесь уже укреплялось и набирало силу сибирское земледелие.

Одним из старейших сел считается Рождественское, где собственно, и зародилось хлебопашество Приенисейского края. Можно без преувеличения сказать, что Казачинская земля - прародительница земледелия обширного сибирского края, кормилица и опора новых поселений Центральной и Восточной Сибири, так как хлеб, выращенный на Казачинской земле, поставлялся не только на север, но и в форпосты на дальние рубежи Российского государства.

На территории Казачинского района найдены 19 археологических памятников от эпохи неолита до Средневековья: стоянки, поселения различных периодов. Они расположены в окрестностях сел Казачинского, Пискуновки, Язаевки, Мокрушинского, Захаровки, Порога. Достопримечательностью являются древние наскальные рисунки, обнаруженные на береговых валунах Енисея, на Казачинском пороге. Изображения датируются эпохой раннего железного века — Средневековья (I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.).

Район преимущественно знаменит среди паломников, поскольку через него проходит туристический маршрут Паломнической службы Красноярской Митрополии, в рамках которого туристам предоставляется возможность посетить Свято-Троицкий храм с мироточивой Казанской иконой Божией Матери и Никольский храм села Мокрушинское. Также район популярен среди самостоятельных туристов Красноярского края предпочитающих экотуризм (посещение Казачинских порогов, заказника «Кемский»), охоту на бурого медведя, конные и лыжные походы. Район становится привлекательным для жителей Красноярского края предпочитающих событийный туризм, чему способствует проведение краевых и зональных конкурсов, фестивалей, национальных праздников (Акатуй, Сабантуй, Чуклеме), а также проведение брендового мероприятия соревнования внедорожников «Мужские игры» набирающему популярность у представителей внедорожных клубов всего Красноярского края. Популярен среди художников, бардов, фотографов и фестиваль «Сибирская душа» на Казачинских порогах, организатором которого выступает МБУК «Музейно-выставочный центр».

Десять причин для туриста приехать в территорию

1. Посмотреть на уникальное природное явление – Казачинское пороги и единственный в мире туер-дизель «Енисей».

 2. Побывать в настоящем кедраче и поучаствовать в шишкобое.

3. Сплавится по реке Кемь и посмотреть на жизнь семейства бобров, поймать рыбу и приготовить уху.

4. Поучаствовать в национальных праздниках (татарских, чувашских), познакомится с традициями, обрядами, кухней, играми.

5. Посетить Свято-Троицкий храм с мироточивой иконой.

6. Посмотреть памятники регионального значения и познакомится с историей края, побывать в домах ссыльных.

7. Принять участие на гонках внедорожников, где собираются водители со всего края и демонстрируют навыки вождения по бездорожью.

8. Посетить святой источник Петра и Павла обладающего целебной силой.

9. Познакомиться с народными ремеслами и получить навыки по работе с берестой, лозоплетением, вышивкой и т.д.

10. Пообщаться со знаменитыми людьми Казачинского района, творчеством местных художников, поэтов.

В результате посещения Казачинского района по предлагаемому маршруту каждый сможет дать ответы как минимум на «10 почему»:

1. Почему не Алтай и не юг края, а Казачинский район считается родиной земледелия?

2. Почему за мешок муки из зерна, выращенного и смолотого в Рождественском, давали 3 мешка любой другой муки?

3. Почему Казачинский район и часовня Параскевы Пятницы имеют взаимосвязь?

4. Почему расстояние между крупными населёнными пунктами (Красноярск – Большая Мурта – Казачинское – Лесосибирск - Енисейск) составляет в среднем 100 км?

5. Почему Сталин был в Казачинском районе?

6. Почему село Рождественское старше Красноярска?

7. Почему Рождественское масло было самым вкусным?

8. Почему на Дудовского озере находят драгоценности, растут лилии, но нет дна?

9. Почему слово «лопать» имеет для Рождественского фундаментальное значение?

10. Почему в Казачинском районе сильные ветра?

 

Таким образом, данный маршрут предполагает своей целью знакомство с уникальностью Казачинского района с точки зрения исторического и культурного наследия, природно-географических особенностей, а также развития сельского хозяйства и промышленного производства.

Маршрут рекомендован для учащихся старшего школьного возраста.

 

           

 

Тип маршрута: кольцевой

Протяжённость и продолжительность маршрута: 115 км, 3 дня

Способы передвижения: автотранспорт, пеший ход

Программа маршрута с разбивкой по дням и часам:

День

Населённый пункт

Время

Мероприятие

1 день

Рождественское

9:00 – 10:00

Экскурсия по развалинам женского монастыря: история села Рождественское, легенды

10:00 – 11:00

Прогулка по старейшей улице села, осмотр усадьбы Бутусова

11:00 – 12:00

Посещение объектов бывшего колхоза имени Кирова: ферма, гараж, зерносклад, молокозавод

12:00 – 13:00

Обед в столовой МБОУ Рождественская СОШ

13:00 – 14:00

Встреча с представителями развивающегося современного сельхозпредприятия «Победа»

14:00 – 14:30     Поездка на автобусе «Рождественское – Казачинское» - 17 км

                           https://yandex.ru/maps/-/CCUqYVdasA

Казачинское

14:30 – 15:30

Посещение действующего Свято-Троицкого храма

15:30 – 16:00

Осмотр строящего храма: экскурсия на стройплощадку, знакомство с проектом будущего храма

16:00 – 17:00

Полдник в кафе «Статус»/ «Центр»

17:00 – 18:30

Мастер-класс от умельцев Центра народно-художественных ремёсел «Легенды Енисея»

18:30 – 19:30

Ужин в кафе «Статус»/ «Центр»

19:30 – 21:00

Экскурсия в МБУК «Музейно-выставочный центр»: история Казачинского района, посещение парковой зоны «Казачий двор»

Ночь

гостиница села Казачинское

2 день

08:00 – 09:00  

Завтрак в кафе «Статус»/ «Центр»

09:00 – 10:00     Поездка на автобусе «Казачинское - Мокрушинское» - 24 км

                            https://yandex.ru/maps/-/CCUqYVh5wD

Мокрушинское

10:00 – 11:00

Посещение Свято-Никольского храма

11:00 – 12:00

Экскурсия на предприятие ООО «Форвард» (уникальность предприятия в полностью безотходном производстве)

12:00 – 13:00

Обед в МБОУ Мокрушинская СОШ

13:00 – 16:00

Переезд на автобусе до берега реки Енисей, экскурсия на Казачинский порог, знакомство с уникальным судном – туер «Енисей»

16:00 – 17:00

Полдник на берегу Енисея

17:00 – 17:30     Поездка на автобусе «Мокрушинское – Дудовка» - 17 км

                            https://yandex.ru/maps/-/CCUqYVt4kA

Дудовка

17:30 – 18:30

Обустройство лагеря на берегу Дудовского озера

18:30 – 19:30

Ужин на берегу озера

19:30 – 21:00

Осмотр озера, знакомство с его историей и легендами

Ночь

В палаточном лагере на берегу озера

3 день

08:00 – 09:00

Завтрак на берегу озера

09:00 – 09:30

Сборы лагеря

09:30 – 10:00     Поездка на автобусе «Дудовка – Кемское» - 18 км

Кемское

10:00 – 11:00

Экскурсия по селу, знакомство с историей Кемского бобрового заказника

11:00 – 12:00

Движение пешком по маршруту «Кемское – Матвеевка» (12 км) по территории Кемского заказника

12:00 – 13:00

Обед в лесу

13:00-15:00

Движение пешком по маршруту «Кемское – Матвеевка» (12 км) по территории Кемского заказника

Матвеевка

15:00 – 16:00

Отдых, полдник в МБОУ Матвеевская НОШ

16:00 – 16:30     Поездка на автобусе «Матвеевка – Вороковка» - 9 км

Вороковка

16:30 – 17:00

Экскурсия по селу, знакомство с его историей

17:00 – 18:30

Знакомство с Вороковским кедрачом, его историей и легендами

18:30 – 19:30

Ужин в МБОУ Вороковской СОШ

19:30 – 20:00     Поездка на автобусе «Вороковка – Рождественское» - 18 км

                            https://yandex.ru/maps/-/CCUqYZAq8C

Рождественское

20:00 – 21:00

Тематический концерт Рождественском СДК, обмен впечатлениями

Ночь

В МБОУ Рождественской СОШ

 

Карта маршрута

Остановки группы по маршруту:

1) Село Рождественское

Экскурсия по развалинам женского монастыря: история села Рождественское, легенды

В 1625 году по просьбе-челобитье игуменьи Енисейского женского монастыря Ефросиньи Племянниковой к Енисейскому воеводе Хрипунову была пожалована землица для прокормления старец (монашенок) по реке Черной. Деревня, где обосновались монастырские приказчики, управлявшие землями, называлась, как и всюду было принято, Монастырщиной, то есть собственностью монастыря. Лишь много позднее деревня стала называться Рождественской – по церкви Рождества, поставленной там, где собственно, и зародилось хлебопашество Приенисейского края. 

Есть в Рождественском часть села, что лежит за почтовым отделением, называемая Лапотовщино (Лопатовка). На протяжении 250 лет это была самостоятельная деревня Лопатовское, возникшая во владениях монастыря и слившаяся с Рождественском в конце XIX века. Ровесниками Лопатовщины являются деревни: Белоусово (Водорезово), Чащино (Челноки), Березено (Березники), также принадлежавшие монастырской вотчине.

Были в Рождественском и свои мастера-плотники, столяры. Об этом говорят побуревшие от времени добротные, высокие и светлые крестовики и пятистенные дома

Село Рождественское ранее считалось одним из крупных сел Казачинского уезда Енисейской губернии. Село делилось на четыре части, у которой был свой окрест – Лопаткино, Одина, Заречка, Бараба. Село состояло из двадцати хозяйств. Население в основном было неграмотным.

С 1912 года стали заселять на поселение политических заключенных (Найдо Василий, Ерёменко Константин Савельевич).

До 1918 года в селе проживали два крупных торговца: Ангорский В.Н. и Дарья Ивановна с дочерью Ниной. Они имели лавки и держали батраков. Были и «кулацкие» хозяйства, которые занимали лучшие земли.

После свержения царя первым председателем сельского совета, который был основан в 1926 году, был Асмехин Я.Р., секретарем был Варыгин В.С. В территорию сельского совета входили: село Рождественское, деревня Заледеево, деревня Подтележное.

В 1920 году в селе Рождественское была открыта церковно-приходская школа. В селе была церковь, которая работала до 1929 года.

В 1926 году была организована коммуна.

В 1927 году открылась школа ликбез, где обучалась молодежь села.

В 1929 году в ноябре началась коллективизация и закончилась в 1930 году. Колхоз назывался «Возрождение», куда входило четыре бригады. Колхоз занимался животноводством, хлебопашеством. В 1928 году в село пришел первый трактор.

В сельский Совет входило два колхоза: «Возрождение» и колхоз «Имени Ленина». В 1932 году колхоз «Имени Ленина» присоединился к колхозу «Возрождение», а в 1935 году стал называться колхозом «Имени Кирова».

В 1932 году жители села стали слушать радио.

В 1935 году пришла первая машина, и первым шофером был Демин И.К.

В 1936 году в селе Рождественское образовалась МТС.

В 1943 в селе открылась средняя школа.

В 1948-1949 годах началась электрификация села, а в 1952 году началась полная радиофикация.

В конце 1954 года к сельскому Совету присоединился Челноковский сельский Совет. И в состав сельского Совета стала входить: с. Рождественское, д. Челноки, д. Водорезово, д. Березняки и д. Самково. Село стало разрастаться, построено много жилых домов, появились новые улицы: Пушкина, Гагарина, Угорная, построена новая школа, маслозавод, животноводческие и складские помещения.

В 70х-80х годах на территории Рождественского сельского Совета были расположены два крупных колхоза: «Заветы Ленина» и «Им. Кирова».

В настоящее время в сельский Совет входит четыре населенных пункта: с. Рождественское, д. Челноки, д. Водорезово, д. Березняки.

Прогулка по старейшей улице села, осмотр усадьбы Бутусова

Посещение объектов бывшего колхоза имени Кирова: ферма, гараж, зерносклад, молокозавод

Встреча с представителями развивающегося современного сельхозпредприятия ООО «Победа»

ООО «Победа» является многоотраслевым сельскохозяйственным предприятием Красноярского края. Предприятие занимается животноводством, растениеводством, заготовкой и переработкой древесины.

Создано на базе передового колхоза Пировского района с одноименным названием, образованного еще в 1936 г. Центральная усадьба современного хозяйства расположена в с. Кириково, в 20 км от районного центра — с. Пировского.

В состав предприятия входят мельница, хлебопекарня, свиноферма, ферма для крупного рогатого скота и конюшни для лошадей, деревообрабатывающие цеха. На предприятии трудится около 200 специалистов. Общая посевная площадь хозяйства составляет 2 704 га, на полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес. Озимые сеют на площади 750 га, яровые — 1 794 га, ежегодно труженики ООО «Победа» заготавливают свыше 480 т прессованного сена для собственных нужд и для продажи жителям района. Поголовье свиней составляет около 270 голов, крупного рогатого скота — около 50 голов, лошадей — около 40 голов. Управляет предприятием трудовая династия — отец и сын Михайловы.

ООО «Победа» — одно из немногих в крае осуществляет посев озимой ржи и из муки собственного производства выпекает хлеб. В 2011 г. был налажен выпуск хлеба до 1 180 булок в сутки. В ассортименте — 11 видов хлебобулочных изделий, пользующихся спросом не только в Пировском районе, но и за его пределами. Среди достижений последних лет — внедрение новых технологий в растениеводстве: в посевную страду 2011 г. были применены энергосберегающие методы обработки земли, что позволило снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции и создать комфортные условия работы для механизаторов.

Особенность предприятия заключается в том, что оно находится в подтаежной зоне — в зоне рискованного земледелия. Для поддержки сельхозотрасли на предприятии создан полный лесопромышленный цикл — от заготовки и переработки древесины до глубокой ее переработки, есть свой столярный цех.

Хозяйство оказывает услуги населению, занимается социальными проектами и программами, участвует в частно-государственном партнерстве.

2) Село Казачинское

Посещение действующего Свято-Троицкого храма

Казачинский Свято-Троицкий храм (церковь Троицы Живоначальной) — деревянная церковь, устроенная на месте разрушенного в годы советской власти каменного храма, в которой хранится чтимая мироточивая икона Казанской Богоматери.

В XVIII в. в селе была построена каменная церковь с тремя престолами. Главный придел во имя Живоначальной Троицы был заложен в 1781 г. и освящен 30 сентября 1788 г. На заложение храма имелась грамота епископа Варлаама Тобольского от 26 мая 1780 г. за № 612 и от 22 мая 1788 г. за № 96. Освящал придел игумен Енисейского Спасского монастыря Иннокентий. Придел во имя святителя Николая, строившийся вместе с главным храмом по грамоте того же епископа Варлаама Тобольского, был освящен в 1785 г. протоиереем Тимофеем Родиковым. Придел с северной стороны, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, заложен с благословения епископа Афанасия Томского в 1850 г. и им же лично освящен в 1853 г. Этот придел сооружен старанием церковного старосты Ивана Васильевича Мурогина, крестьянина села Казачинского.

После 1917 г. в Свято-Троицком храме велись церковные службы и существовала православная община. По свидетельствам старожилов, священником в то время был настоятель церкви из села Рождественского Василий Вазингер.

В 1925 г. началась история закрытия и разрушения Казачинской церкви. Неоднократно создавались специальные комиссии по обследованию здания. В 1929 г. религиозной общине было предложено прекратить всякие действия в церкви вследствие ее ветхого состояния до соответствующего ремонта. 29 июня 1931 г. участь церкви была решена окончательно. Казачинский райисполком постановил: «Здание Казачинской церкви снести...».

Документов о том, куда распределялось церковное имущество, не сохранилось. По воспоминаниям очевидцев, иконы были вынесены из храма на улицу и подожжены. Некоторые иконы спасены верующими и хранились втайне долгие годы. Так сохранилась икона Божьей Матери Казанской, которая является сейчас главной святыней и украшением храма. А «ветхое» здание церкви, грозящее разрушением и обвалом, стояло еще несколько лет, его не сразу смогли разрушить, настолько крепкой и прочной была каменная кладка. Примерно в 1936 г. с помощью новейшей техники того времени стены церкви сравняли с землей. В 1999 г. при проведении земляных работ был обнаружен каменный фундамент прежней церкви с двумя рядами кирпичной кладки.

В 1995 г. попечением благочинного Енисейского округа протоиерея Геннадия Фаста и настоятеля Крестовоздвиженского храма города Лесосибирска протоиерея Андрея Юревича при участии уроженца села Казачинского иеромонаха Даниила (Назарова) в селе была создана православная община, и 14 декабря 1995 г. был зарегистрирован приход Свято-Троицкого храма. В этом же году постановлением администрации Казачинского района № 198 от 28.08.1995 г. общине было передано в безвозмездное пользование здание центра социальной помощи семье и детям. Это здание было построено в 1937 г. на месте разрушенного храма. В настоящее время к зданию пристроен алтарь, в 2003 г. сооружена колокольня. В храме имеется баптистерий для крещения взрослых. Богослужение ведется по воскресным и праздничным дням, после воскресной литургии служится акафист перед источающей слезы иконой Божьей Матери Казанской. Считается, что эта икона прежде принадлежала каменному разрушенному храму села Казачинского. Долгие годы она хранилась у жителей села Падерино Егора и Ефросинии Соколовых. В 1992—1995 гг. перешла по наследству к родственницам Соколовых — Галине Прокопьевне Кузнецовой и ее дочери Наталье. При образовании общины в 1995 г. была подарена храму.

18 марта 2001 г. в третью, Крестопоклонную, неделю Великого поста, после службы одна из прихожанок заметила выступившие слезы в глазах Богородицы и в глазах Младенца Христа. Это произошло за несколько месяцев до страшного пожара в Казачинском. Вскоре слезы застыли и так сохранялись на иконе. 8 октября 2003 г. на вечерней службе в день празднования Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова глаза Богородицы и Божественного Младенца вновь наполнились слезами. По молитвам перед этой иконой люди часто получают помощь.

Осмотр строящего храма: экскурсия на стройплощадку, знакомство с проектом будущего храма

А сейчас в Казачинском строится новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Трудно, долго, но находятся благотворители, которые вкладываются в ее возведение. Здесь должна поселиться святыня севера Красноярского края – плачущая икона Казанской Богоматери. В районе надеются: это привлечет новые потоки паломников, туристов.

Мастер-класс от умельцев Центра народно-художественных ремёсел «Легенды Енисея»

Уставные цели: сохранение, развитие и популяризация народных художественных промыслов и ремесел; формирование условий для удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, выражения личной культурной самобытности населения Казачинского района.
В МБУК ЦНХР «Легенды Енисея » работает 10 студий: народный костюм, народная вышивка, лоскутное шитье, художественная обработка бересты, плетение из берестяных лент, ткачество, плетение из лозы, пирография, деревянная игрушка, народная самодеятельная студия «Казачий луг».

Центр ремёсел «Легенды Енисея» объединяет мастеров, народных умельцев, художников и пропагандирует их деятельность посредством организации и проведения выставок и мастер-классов для передачи своего опыта молодому поколению. Мастера специализируются на разработке и изготовлении высокохудожественных изделий ДПТ. Творческий коллектив продолжает использовать традиции старшего поколения наряду с применением нетрадиционных методов в изготовлении изделий.

Особое внимание уделяется одарённым детям, которые проявляют себя в творческой деятельности. Реализуется творческий потенциал каждого ребёнка путём вовлечения его в активную конкурсно - выставочную деятельность в селе, районе, крае.

https://vk.com/kaz.legend

Экскурсия в МБУК «Музейно-выставочный центр»: история Казачинского района, посещение парковой зоны «Казачий двор»

Открыт в 1994 году по инициативе общественника-краеведа Г.К. Шарлай, при поддержке депутатов Казачинского районного Совета и администрации района.

Основной направленностью является краеведение. Как дополнительная возможность расширять аудиторию посетителей и получателей музейной услуги организуются и проводятся сменные выставки.

По настоящее время музей ведет работу по формированию нравственной ориентации личности, воспитанию патриотического и гражданского чувства граждан.

В соответствии с планом работы ежегодно проводятся мероприятия посвящённые празднованию памятных дат в истории страны, родного края и района.

Культурно-образовательная работа – одно из основных направлений деятельности музея - ориентирована на презентацию и популяризацию культурного наследия нашего района с целью развития творческого потенциала посетителя и формирования его ценностных ориентаций.

Традиционными формами культурно-образовательной работы в музее являются: экскурсия, музейное занятие, мастер-класс, киносеанс.

 

3) Село Мокрушинское

Посещение Свято-Никольского храма

Построен в 2009-2010 гг. на месте Никольской церкви, разрушенной в 1940 году. Храм простой архитектуры. Представляет собой небольшое бревенчатое здание под шатровым завершением.

Экскурсия на предприятие ООО «Форвард»

Компания ООО ФОРВАРД зарегистрирована 27.03.2003. Основным видом деятельности является производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины, всего зарегистрировано 4 вида деятельности по ОКВЭД. Связи с другими компаниями отсутствуют.

Количество совладельцев (по данным ЕГРЮЛ): 1, директор - Скобелкин Павел Борисович. Размер уставного капитала 10 000₽.

Уникальность предприятия в полностью безотходном производстве.

Переезд на автобусе до берега реки Енисей, экскурсия на Казачинский порог, знакомство с уникальным судном – туер «Енисей»

Казачинский порог — порожистый участок на Енисее, в 223—230 км ниже по течению от Красноярска. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло реки по всей его ширине. Включает в себя два переката и два слива, где ширина русла сужается с 650 до 350 м. Общее падение на Казачинском пороге составляет 3,8 м. Скорость течения в пороге при проектном уровне 18 км/ч, а при различных колебаниях уровня воды может достигать 20—22 км/ч.

Казачинский порог — самый труднопроходимый участок на Енисее, падение реки здесь превышает 1 м на километр длины, а общая длина порога вместе с несколькими перекатами составляет 4 км. В пределах Казачинского порога в Енисей впадают река Шилка (правый приток) и река Караульная (левый приток).

Под нижним сливом порога расположен сложенный скальными породами остров Островки. Долгие годы порог оставался непроходимым для всех судов, движущихся вверх по реке. Сегодня лишь немногие суда могут преодолевать порог против течения самостоятельно.

До постановки первого туера «Св. Иннокентий» (впоследствии — «Ангара») в Казачинском пороге в 1903 г. судоходство выше его было эпизодическое. Первым пароходом, преодолевшим Казачинский порог с помощью воротов и лямщиков (бурлаков) в 1882 г., был пароход «Москва». А в 1884 г. мощный буксирно-пассажирский пароход «Капитан Дальман» впервые своим ходом преодолел вверх Казачинский порог.

В 1964 г. туер «Ангара» был заменен на туер «Енисей» (туер — буксирное судно, идущее при помощи подтягивания цепи или троса, проложенного по дну реки), построенный на Красноярском судоремонтном заводе. Дизель-электроход «Енисей» специально проектировался для работы в Казачинском пороге. Без его помощи преодолеть сложные участки Енисея не смогут даже порожние баржи. Кроме того, на этом участке Енисея течение воды идет под углом к судну, поэтому есть опасность сноса его на камни.

В районе Казачинского порога располагаются многочисленные археологические памятники эпох мезолита, неолита, бронзового века и др.

На гербе Казачинского района изображены стилизованные камни, которые символизируют Казачинский порог.

 

4) Село Дудовка

Осмотр Дудовского озера, знакомство с его историей и легендами

Год 1907. На месте нынешних поселений Дудовки, Челноков, Березняков образовались заимки. В этих местах совсем неподалеку жили братья Дудовы. У речки Караульной пролегал Енисейский тракт. Братья караулили здесь свою жертву-богатого купца или зажиточного крестьянина. Прошло время-братья исчезли, а в горькую память о них это место продолжали называть Дудовским. С давних пор земли возле озера были отведены под покосы жителям деревни Челноки. В начале 20 годов связи с ростом населения в деревне и нехваткой пахотных земель, часть покосов была распахана. Здесь стали сеять хлеб. Но ездить по бездорожью, сеять, а особенно убирать хлеб (убирали серпами) и вывозить урожай было несподручно.

В 1925 году здесь построили первый дом.

В 1925 году челноковцы – жители нашли такой выход - приняли на сходе решение о добровольном переселении желающих к озеру, так стали называть деревню Озеро. В 1927-1829 годах построили 20 домов, пекарню, ларек, амбары под хлеб.
В начале 30 годов село было переименовано в Дудовку и образовался совхоз «Кемское».

Сегодня в селе Дудовка нет сельского хозяйства и животноводства, все ликвидировано. Совхоз « Кемское» закрылся, обанкротился, техника вся была распродана. Село держится на честном слове. Пока есть средняя школа, детский сад, ФАП, сельский совет, почта, сельский клуб, библиотека, магазины, пожарный пост, фермерские хозяйства и частные предприниматели.

5) Село Кемское

Экскурсия по селу, знакомство с историей Кемского бобрового заказника

Заказник «Кемский» частично расположен в районе в бассейне реки Кемь. Он создан для охраны флоры и фауны речной долины и места переправы лося через р. Кемь.

Материал собран в 1995 году краеведом Андреем Романовым:

Когда- то до революции в нашей Сибири, в том числе и на реке Кемь, водились бобры. Но, из–за очень ценного меха они были полностью истреблены. Бобры остались лишь на отдельных, труднодоступных участках. После революции в 1918 году и окончании Гражданской войны – Советская власть взяла под особую охрану бобров, запретив на них всякую охоту. На сохранившихся участках рек, где жили бобры, сделали заповедники.

Поскольку река Кемь подходит для обитания бобров, в 1963 году на ее территории был создан заказник для воспроизводства бобров и дальнейших расселений в других местах. Площадь Заказника 50 000 гектаров, шириной 5 км. или по 2,5 км. в одну сторону от русла реки.

Начинается Заказник от границы Большемуртинского района вниз по течению реки Кемь до границы с Енисейским районом. Заказнику дан статус заповедника, определив при этом режим деятельности человека, которая бы не влияла отрицательно на жизнь бобров. Запрещается так же туризм, сбор грибов, орех, ягод, езда на всех видах транспорта: тракторах, буранах и моторных лодках. Это связано с тем, что если бобров часто беспокоить, то они покидают свои места и уходят в более глухие.

6) Село Вороковка

Экскурсия по селу, знакомство с его историей

Cамое, старое село в округе - Кемское, затем появилась Матвеевка, называвшаяся раньше Шамановка. Или из-за того, что там была стоянка тунгусского шамана, или из-за того, что царь батюшка Алексей Михайлович после раскола церкви выслал в Сибирь старообрядцев, которые явно отличались своей верой от православных христиан – названы были шаманами. Отколовшаяся часть от старообрядского верования и основала деревню Вороковка. А поскольку раньше людей, переступивших закон или правила поведения называли ворами, то и деревня получила название Ворыговка (ведь коренная фамилия в деревне Ворыгина), а затем уже стала Вороковской.

Принято считать, что Вороковка была заселена ссыльными украинцами, поляками после какой-то смуты. Вернее всего после воссоединения Правобережной Украины и Белоруссии с Россией. Высылались в Сибирь те, кто был против этого воссоединения. Тогда деревня оправдывает свое название «Воры», но образовалась ранее. Возможно так же, что украинцы и белорусы были высланы позднее. Царская воля не объяснима.

Груза в Енисейск в летнее время доставляли водой по Енисею и обратно в Красный Яр. Большим препятствием был Казачинский порог. Перед ним груз выгружали с судов и переносили по - суху вручную. Порожние суда переводили через порог, вновь загружали и доставляли в Енисейск. Приходилось держать станок – Казачье: для охраны и для содержания рабочей силы. Рабочей силой была прослойка провинившихся казаков. Часто пешим порядком гнали по этапу ссыльных. Многие не могли смириться с неволей. С провинившимися относились сурово. В деревне Прутовая специально стояла изба, в которой стояли лавки, на которых их беспощадно пороли розгами. Прутья рубили на протоке Енисея. Деревню так и назвали Прутовая. Естественно, чувствуя расправу, кто-то мог бежать. Достигнув не обжитое место на реке Кемь, скрывались от преследования. Так возникло село из людей, которых называли «ворами». Место было благодатное, рыба в реке водилась, зверь в лесах.

Осваивая Сибирь, первые поселенцы груз везли через Обь и с Нарыма на Кемь суда проводили волоком, а потом сплавлялись вниз до Енисея. Возможно, кто-то сбежал по дороге, основав поселение из воров и татей названное Вороковка.

Возможно, поселение в деревне занималось изготовлением вара. Тогда название деревне не Вороковка, а Вараковка.

«Как возникло село наше, никто уже не узнает. Знает река, но воды – свидетели прошлого давно ушли в океан, превратились в лед, а столетние кедры говорить не умеют» (Нона Арсентьевна Кожевникова, жительница села Вороковки).

"В переписной книге выбывших после ревизии (1720 года) посадских людей, разночинцев и государственных деятелей Енисейского уезда, относящихся ко времени второй ревизии (конец 1710 года) упоминается деревня Вороковская (ф.350 «Ландратские книги и ревизские сказки». Оп. 2.Д.957.Л. 101 оп. – 102). Таким образом, вероятнее всего указанная деревня возникла на рубеже 1710-х – 1720-х гг." (Центральное архивное агенство).

Знакомство с Вороковским кедрачом, его историей и легендами

Откуда вокруг Вороковки кедровый лес, доподлинно неизвестно. По одной из версий, деревья высадили монахи из Енисейска. Кедрач имеет форму солнца: в центре – село, во все стороны расходятся посадки-«лучи». В течение многих лет добывали здесь шишки. Поговаривают, что кедровое масло отсюда возили даже к императорскому двору.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.236.131 (0.014 с.)