Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль графических упражнений В. Интеллектуальном развитии детей с овз». Роль графических упражнений в интеллектуальном. Развитии детей с овз»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГАРМОНИЯ» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Консультация для педагогов «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ»
Учитель-логопед: Зуева Е.Б.
«Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ» Данная тема важна, так как в каждую группу детского сада могут прийти дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям очень тяжело адаптироваться в социальной жизни. У таких детей наблюдается низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Для раскрытия этой темы необходимо разобраться в психических функциях детей. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с ОВЗ самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств. Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Именно поэтому в первую очередь необходимо уделить особое внимание формированию у детей первоначальных графических навыков. Графомоторные упражнения для детей с ОВЗ направлены на: - совершенствование зрительного и слухового восприятия - развитие зрительно-моторной координации - формирование плавности, ритмичности и точности движений - развитие мелкой моторики и воображения - совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков В педагогической практике существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Однако методический материал для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ОВЗ не разработан. Кандидатом педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш с группой авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ОВЗ. Упражнения разделены на 4 этапа с сериями заданий. Каждая из серий помогает ребенку приобрести определенные умения. 1 этап. Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами. 1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии 2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз 3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого 4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах 5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центра
2 этап. Направлены на формирование зрительно – двигательной координации, умение ориентироваться на листе бумаги. 1 серия – штриховка контуров геометрических фигур 2 серия – безотрывные линии дорожки 3 серия – ориентация на листе бумаги 4 серия – копирование изображений
3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий, умение ориентироваться на указатель – стрелку. 1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам
лабиринта 2 и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги 4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу
4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке. 1 серия – действия в пределах широкой строки 2 и 3 серия – ориентация в альбомном листе с крупной клеткой 4 серия – копирование графических элементов 5 серия – ориентация на узкой строке. В дополнение к этим заданиям в своей деятельности можно использовать лего-конструкторы. Первоначально предлагается выполнить задание по схемам, предварительно рассматривая готовые схемы далее выстраивая фигуры. Со временем можно выполнять по словесным инструкциям. Чтобы легче было выполнять задания, используем модули одинакового размера и первый модуль на планшете ставит взрослый. А остальные по инструкции выставляют дети. Работа проводится индивидуально или с малыми группами.
Развитие графических навыков имеет большое значение, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно – двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.32 (0.009 с.) |