Содержание книги

  1. Роль графических упражнений В. Интеллектуальном развитии детей с овз». Роль графических упражнений в интеллектуальном. Развитии детей с овз»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль графических упражнений В. Интеллектуальном развитии детей с овз». Роль графических упражнений в интеллектуальном. Развитии детей с овз»



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

Консультация для педагогов

«Роль графических упражнений в

интеллектуальном развитии детей с ОВЗ»

 

 

Учитель-логопед:

Зуева Е.Б.

 

 

 

 «Роль графических упражнений в интеллектуальном

развитии детей с ОВЗ»

Данная тема важна, так как в каждую группу детского сада могут прийти дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям очень тяжело адаптироваться в социальной жизни. У таких детей наблюдается низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Для раскрытия этой темы необходимо разобраться в психических функциях детей.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с ОВЗ самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств.

Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Именно поэтому в первую очередь необходимо уделить особое внимание формированию у детей первоначальных графических навыков.

Графомоторные упражнения для детей с ОВЗ направлены на:

- совершенствование зрительного и слухового восприятия

- развитие зрительно-моторной координации

- формирование плавности, ритмичности и точности движений

- развитие мелкой моторики и воображения

- совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков

В педагогической практике существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Однако методический материал для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ОВЗ не разработан. Кандидатом педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш с группой авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ОВЗ.

Упражнения разделены на 4 этапа с сериями заданий. Каждая из серий помогает ребенку приобрести определенные умения.

1 этап. Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами.

1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии

2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз

3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого

4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах

5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центра

 

2 этап. Направлены на формирование зрительно – двигательной

координации, умение ориентироваться на листе бумаги.

1 серия – штриховка контуров геометрических фигур

2 серия – безотрывные линии дорожки

3 серия – ориентация на листе бумаги

4 серия – копирование изображений

 

3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий, умение

ориентироваться на указатель – стрелку.

1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам

лабиринта

2 и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги

4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу

 

4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке.

1 серия – действия в пределах широкой строки

2 и 3 серия – ориентация в альбомном листе с крупной клеткой

4 серия – копирование графических элементов

5 серия – ориентация на узкой строке.

В дополнение к этим заданиям в своей деятельности можно использовать лего-конструкторы.

Первоначально предлагается выполнить задание по схемам, предварительно рассматривая готовые схемы далее выстраивая фигуры. Со временем можно выполнять по словесным инструкциям.

Чтобы легче было выполнять задания, используем модули одинакового размера и первый модуль на планшете ставит взрослый. А остальные по инструкции выставляют дети. Работа проводится индивидуально или с малыми группами.

 

Развитие графических навыков имеет большое значение, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно – двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.21.47 (0.008 с.)