Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультация «Поэтапное формирование устной речи у детей с ОНР». «Приемы накопления активного словаря у детей»

Поиск

Консультация для родителей

Своеобразие и формирование грамматического строя речи у детей с ОНР

  Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

       При ОНР (общем недоразвитии речи) формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком). На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неверной последовательности слов в предложении.

Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

- неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

- неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

- неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

Игры

       На первом этапе работы можно использовать игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращать внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводить приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходить к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память..

В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ раздается детям разноцветный кружок. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Игра "Чей хвост, чья голова?" помогает решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки.

Игра "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Расскажи, что знаешь про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; затем подбираем глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; называем слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая), холодно (холодная), пасмурно (пасмурная), ветрено (ветреная), солнечно (солнечная).

После знакомства детей со сложными предлогами можно провести игру "Что изменилось?". Цель игры - закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предложить детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.

Для формирования представлений о части суток использую игры: "Кто работает рано утром?", "Кто работает днем?", "Кто работает ночью?".

Игра "Было – будет" способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагается послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом, упражняя их в употреблении глаголов.

Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению.

Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» ребенку раздаются картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечают на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем взрослый произносит только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, должны были продолжить.

При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагается детям составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления используются пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

 

.

       Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Старшие дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в активной речи вызывают большие затруднения.

       Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.»

       Ограничен словарь действий и признаков, т.к. ограничен запас представлений: дети не знают многие цвета, формы и размера предметов и т.д., недостаточно активизируется словарь в различных видах деятельности. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа — свекла); на их сходство по назначению (лейка — чайник), не владеют навыками словообразования и словоизменения.

       В связной речи дети также мало используют числительные, и сложные предлоги, не употребляют обобщающие слова (стул, стол, кровать – это мебель). Все это ограничивает речевое общение детей и затрудняет успешное освоение программы начального школьного обучения в будущем. Поэтому коррекция речи наших воспитанников, в данном случае накопление и обогащение словарного запаса должна проходить в тесном взаимодействии.

Формирование активного словарного запаса детей с ОНР в домашних условиях

1.Игры и упражнения на ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий:

Имена существительные: «Отгадай загадку», «Узнай по описанию» (лохматый, косолапый….Голодный, серый, злой….), «Назови фрукты на звук «а», «Что надевают?», «Что обувают?», «Подбери предметы к признакам» (Осенний – день, дождь… Мягкий – шарф, снег, хлеб…), «Назови детали» и т.д.

Прилагательные: «Подбери признак», «Скажи, какой».

Глаголы: «Кто, что делает» (швея – шьет, шофер – ведет, дворник – подметает… или на стуле – сидят, на кровати – лежат..), «Подбери действие» ( ветер – дует, дождь – льет, солнце – светит…)

Игра «Кто больше». Дети подбирают слова (существительные, глаголы, прилагательные) на заданную тему, например «Зима», «Осень».

 Сбор на прогулку: что ты надеваешь? Какая кофта? (теплая, мягкая, удобная, приятная, уютная, пушистая) Уборка комнаты – что ты делаешь (сделал)? (убираю, расставляю, складываю, вытираю, подметаю, мою…). Мама готовит ужин – что мама делает? (моет, режет, складывает, чистит, тушит, жарит, выливает, наливает и т д.)

Игра «Узнай предмет по описанию».

Взрослым дается не слово, которое ребенок должен угадать, а признаки, по которым можно узнать этот предмет. Потом можно поменяться ролями. Длинный, меховой, теплый… мягкий, вязаный… нужно носить на шее (шарф); крупная, холодная, твердая, металлическая…, прямоугольная, тяжелая, трудолюбивая, самостоятельная…стоит на полу… умеет делать вещи чистыми (стиральная машина), прямоугольная, большая, металлическая, белая…плоская, холодная, тонкая, легкая, висящая на стене…, удерживающая листы бумаги, на ней можно писать.

2.Игры и упражнения на расширение запаса синонимов и антонимов:

Синонимы. Подбор прилагательных и существительных:

" Подбери подходящее слово"

«Слова – приятели».

Конь – лошадь, приятель – друг, смелый – храбрый, крошечный – маленький.

Подбор глаголов: "Как сказать по-другому"

С деревьев падают листья - летят, кружатся, сыплются.

Дождь идет. Снегурочка идет".

-Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ...(льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

Антонимы

"Найди противоположное слово" или «Скажи наоборот»

Луна видна ночью, а солнце ....(днем), жара – холод, вода – а, если заморозить – лед, смех – слезы… Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

Длинный - ..... короткий, глубокий - ... мелкий и т.д.

Говорить - ... молчать, смешить - огорчить... и т.д.

Игра «Подбери подходящее слово».

Ручей мелкий, а речка ... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ... (крупные).

- Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

3.Игры на раскрытие многозначности слова:

«Загадочный шар».

Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар ты знаешь? (земной шар, елочный шар)

(ушко ребенка - ушко иголки, острый перец – острая игла)

Задание родителям: объяснить значения слов в стихах, которые можно использовать в играх с ребенком.

Игра  «Идёт и идёт»

Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,

«Золотое солнышко»

Золотое солнышко

Восходило на небе,

Золотые лучики

Подарило Наденьке.

Маленькая девочка,

Золотые локоны,

Песенку запела -

Радуется солнышку.

Золотые рученьки

У бабушки Надюшеньки.

4. Игры на словообразование.

Обогащение словаря существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково», «Большой - маленький»:

Огурец – огурчик, лиса – лисичка… в соответствии с лексической темой.

Образование существительных с суффиксом ищ: «Большой - огромный»:

Зубы – зубищи, волк – волчище, лапа – лапища, рука – ручища…

Образование притяжательных прилагательных: «Чей хвост, нос,, лапа…»

- хвост лисы – лисий хвост…

Образование относительных прилагательных: «Скажи, какой»

Лист клена – кленовый лист…

Варенье из вишни – вишневое варенье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.13 (0.009 с.)