Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сухомлинский о нравственно-эстетическом воспитании школьников. Опыт Павлышской средней школы.

Нравственный идеал в понимании Сухомлинского включает в себя такие черты личности:

- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца; это можно выразить и иначе — как «понимание и переживание цели, смысла жизни»;

- гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

- богатство духовного мира, интересов и потребностей;

- потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

- чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения окружающими, стремление к нравственному совершенству;

- любовь к труду, высокая нравственность трудовых отношений;

- открытость сердца радостям и горестям других людей.

Чтобы ребенок вырос воспитанным нравственно, нужно сделать его сердце тревожным, отзывчивым, хрупким, потому что «подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости». Нужно, чтобы у ребенка была глубокая вера в человека, чтобы рядом с ним была яркая человеческая личность. И, наконец, считает Сухомлинский, нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.

В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств; детство и отрочество должны стать школой доброты, человечности, чуткости. «Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека – так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой».

Уже в детские годы ребенка педагогу нужно добиваться того, чтобы воспитанника волновали гражданские мысли, чувства, тревоги, у него вырабатывалось чувство гражданской ответственности – это тоже одна из граней нравственного воспитания.

Как добиваться решения задач нравственного роста и развития ребенка? Сухомлинский пишет: «От того, насколько широка сфера духовной жизни воспитанников, зависит действенность двух основных методов нравственного воспитания – убеждения и практического приучения. Мастерство нравственного воспитания... заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали, прежде всего, его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности. Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке. Мы побуждаем воспитанников к поступкам, которые имеют ярко выраженный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства. (Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. – М., 1961. – С.14.)

Педагог не может не думать об ученике как о человеке, который привыкает поступать в соответствии с требованиями морали. «...Программа моральных привычек, выработанных в Павлышской школе, включала в себя такие привычки: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; никогда не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, родители в чем-то ограничивали себя или создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать». (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971. – С. 197.)

Выработку нравственности с самого начала школьной жизни ребенка нужно начинать с близкого и дорогого ему.

Самое святое и прекрасное в жизни человека – это его мама. «Любите маму», – говорит учитель и сразу становится ближе к ребенку. Сухомлинский обращает на эту сторону деятельности педагогов особое внимание. «Очень важно, чтобы дети чувствовали нравственную красоту труда, который приносит радость матери. Постепенно у нас в коллективе родилась и утвердилась прекрасная традиция – осенью, когда земля и труд дают человеку щедрые дары, мы стали отмечать осенний праздник матери. Каждый ученик приносил матери в этот день то, что создал своим трудом, о чем мечтал целое лето, а то и несколько лет: яблоко, цветы, колосья пшеницы, выращенные на крохотном участке (у каждого ребенка на приусадебном участке родителей был уголок любимого труда)». (Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971. – С. 102.)

«Берегите своих матерей» – такой стенд встречал детей сразу при входе в школу. Такой же стенд напоминал и матери о том, что она главный педагог. Так возникало единение школы и семьи.

Важным средством нравственного воспитания служит слово. Сухомлинский разработал методику нравственного воспитания, в которой выделил разделы: любовь к Родине, гражданственность; отношение к людям и долг перед ними; отношение к родителям и близким; понимание добра и др. Уже сам перечень проблем свидетельствует о тех направлениях, в которых необходимо работать педагогу.

Темы бесед, которые предлагает Сухомлинский учителю, а через него – ученикам, включают самые животрепещущие вопросы, актуальные во все времена. Иметь чистую совесть; педагогу – оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным, быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д. С Сухомлинским в педагогике появляются слова, прежде ей неведомые: «искупление», «счастье бытия», «мольба».

В своих книгах он размышляет о духовной готовности человека принадлежать другому человеку, быть его любимым существом; о могучей силе соучастия; о горе, страдании, отчаянии, смятении; о смерти и бессмертии; о сокровенном и неприкосновенном в человеческих отношениях; о необходимости недомолвок; о странностях человека («Человек – сложнейший мир; в нем может быть не только доброе или злое... но странное, трудно постижимое»). То есть Сухомлинский раскрывает и исследует тонкости человеческой души, без наличия которых педагогу трудно рассчитывать на успех в воспитании.

Но нравственное развитие ребенка не изолированная задача, которую можно решить как-то особо, только педагогическими методами. «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается, подчас как бы случайно, мимоходом».

Каждое из занятий ребенка: учение, труд, игра, чтение, праздник – оставляет свой отпечаток в его душе и, в конце концов, определяет его жизненную устремленность, поведение среди людей.

В Павлышской школе каждый учебный год начинался праздником «Первого хлеба», который проводили дети, перешедшие из начальных классов в средние, как праздник прощания с детством и вступления в пору отрочества. Еще осенью они сеяли пшеницу на своем опытном участке, ухаживали за зелеными всходами, завозили зимой на санках снег, чтобы побольше было влаги, жали спелые стебли, молотили на маленькой молотилке колосья, на местной мельнице меняли янтарные литые зерна на муку. И с помощью матерей, бабушек, сестер они пекли большие караваи хлеба и вкусные пироги.

Хлеб, выращенный руками детей, ложился на праздничные столы рядом с яблоками, грушами, виноградом, сливами, медом – все из школьного сада, выращено самими детьми. И за столы, вынесенные на школьңый двор, усаживались гости – родители, учителя, директор школы и сами хозяева праздника – четвероклассники, счастливые от сознания, что они угощают старших плодами своего урожая. И были песни, стихи и сказки.

Так возвышался труд человека, и рождались щедрость души, нравственный порыв, направленный к людям.

Павлышская средняя школа.

Для того, чтобы воспитательная система В.А. Сухомлинского действовала во всей школе, необходимо было, чтобы ее придерживался каждый учитель, работавший в этой школе. Поэтому особым образом производился профотбор педагогов: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика… Наш коллектив создавался постепенно. Подбирали людей по следующему принципу: во-первых, моральное право учить и воспитывать детей; во-вторых, трудолюбие; в-третьих, любовь к детям, вера в то, что каждый ребенок, с какими бы трудностями ни было сопряжено его воспитание, может стать хорошим человеком» [4, стр. 105].

Согласно действующей педагогической концепции, в Павлышской средней школе широко применялось воспитание без наказаний. Ни один из педагогов не ставил ученикам начальных классов неудовлетворительных оценок, и все учителя были крайне осторожны в выставлении оценок старшим школьникам: «Мы щадили самолюбие подростков тем, что избегали сравнения: вы учитесь хорошо, а вы – плохо. Оценка умственного труда людей, которые имеют разные способности, требует большого такта. Наша оценка знаний основывалась на желании каждого подростка стать лучше, на доверии к нам, педагогам, и на вере в нас» [4, стр. 30]. Взаимоотношения между педагогами и школьниками отличалось позитивной эмоциональной окрашенностью и взаимным доверием.

В педагогической практике своей школы В.А. Сухомлинский акцентировал трудовое воспитание. Для осуществления трудовой деятельности детей в школьном дворе были организованы и оборудованы сад, теплица, детская электростанция, несколько гаражей для учебных автомашин. Внутри школьных зданий находился инвентарь для самообслуживания и уборки кабинетов: в школе тщательно соблюдалась чистота и гигиена.

Радость, возникающая у детей от собственного труда, усиливалась тем, что плоды их работы находили применение непосредственно в школе: «Почти все, что есть в кабинетах, рабочих комнатах и мастерских, сделано руками учеников и учителей. Каждый учебный год наши рабочие комнаты и кабинеты пополняются новыми станками, действующими моделями и установками, стендами, столами для конструирования и моделирования» [4, стр. 50].

Труд и красота как явления, оказывающие воспитательное воздействие на детей, сочетались в действующей «Школе под голубым небом» – на природе. Природа также обогащала возможности обучения детей, предоставляя живые образы, которых, с точки зрения В.А. Сухомлинского, не хватает традиционной системе обучения.

На стенах внутри школьных зданий были развешаны рисунки, картинки и целые серии картинок, не только развивающие чувство красоты, но и помогающие детям осмыслить явления окружающей действительности. Были создана библиотека, где каждый ученик мог свободно брать книги на интересующие его темы.

Должное внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию воли детей: «…Мы выработали программу моральных привычек. В нее были включены такие привычки: доводить начатое дело до конца; выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо; никогда не перекладывать свою работу на других и не пользоваться плодами труда других людей; помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие»; согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний; никогда не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, родители в чем-то ограничивали себя и создавали для себя трудности; согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностями других людей, не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль; не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаете необходимым сказать» [4, стр. 227].

В процессе всей своей работы в школе В.А. Сухомлинский вел записи о детях: «Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку – моему ученику… Каждый ребенок был миром – совершенно особым, уникальным» [4, стр. 11]. Умение найти и применить индивидуальный подход к ребенку было одним из наиболее важных качеств личности автора и особенностей его педагогической деятельности.

Для всестороннего и гармоничного развития детей, согласно концепции В.А. Сухомлинского, недостаточно только школьного воспитания. Важнейшее, никем и ничем не заменимое воспитательное воздействие оказывают родители, и особенно мать. В Павлышской средней школе была открыта школа для родителей. На занятиях в этой школе автор знакомил родителей с основами эффективной педагогики.

Таким образом, воспитательная система В.А. Сухомлинского с успехом была реализована на практике: в будничной жизнедеятельности Павлышской средней школы, директором которой являлся автор данной концепции. Благодаря неординарности и результативности действующих внутри нее систем обучения и воспитания, Павлышская средняя школа приобрела широкую известность в стране.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.01 с.)