Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов... 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов...

Поиск

мерна, биполярна и выражает процесс самоорганизации; что бипо-лярность динамична, многомерна и является формой самооргани­зации; что многомерность динамична биполярна и т.д. Учет этих взаимосвязей является важным методологическим условием исследо­вания ценностно-смысловой и деятельно-волевой структуры СР.

Следующий шаг состоит в рассмотрении того, что можно на­звать базисной структурой СР. Она представляет собой единство противоположных модальностей «Я» и «не-Я». Это единство представлено в каждом наличном интервале СР, оно формирует его ценностно-смысловой каркас и деятельно-волевые векторы. В динамическом биполярном контуре «Я» - «не-Я» совершается движение «содержания» СР. Это «содержание» способно перехо­дить из модальности «Я» в модальность «не-Я» и наоборот (на­пример, когда «содержание», относящееся к модальности «Я», мои личностные свойства, мои оценки себя становятся для меня объек­том внимания и анализа, а, значит, выступают в данном интервале уже в модальности «не-Я» и т.п.).

Такого рода взаимопреобразования, перемена модальности пе­реживаемого «содержания» - механизм эффективного отображе­ния действительности, в том числе самой СР, ее саморегуляции и, вместе с тем, освоения социального опыта и осуществления твор­ческой деятельности. Взаимопереходы модальностей «Я» и «не-Я» тем не менее постоянно сохраняют биполярную структуру СР в любом ее интервале. Каждая из модальностей определяется лишь через противопоставление другой и соотнесение с ней. Поэтому в самом общем виде «Я» есть то, что противополагается «не-Я» и соотносится с ним; и, наоборот: «не-Я» есть то, что противопола­гается «Я» и соотносится с ним.

Базисная структура СР раскрывается конкретнее, когда выяс­няются основные виды противопоставления и соотнесения «Я» с «не-Я». Если взять за систему отсчета модальность «Я», то в пер­вом приближении «Я» выступает по отношению к «не-Я» как от­ношение «Я»: 1) к внешним объектам, процессам; 2) к собственно­му телу; 3) к самому себе; 4) к другому «Я» (другому человеку); 5) к «Мы» (к той социальной общности, группе, с которой «Я» себя идентифицирует, к которой оно себя в том или ином отноше­нии причисляет); 6) к «Они» (к той общности, социальной группе, которой «Я» себя противопоставляет или, по крайней мере, от ко­торой оно себя отличает); 7) к «Абсолютному» («Мир», «Бог», «Космос», «Природа» и т.п.).

Таковы основные виды «содержания» «не-Я», а, следовательно, самого «Я», ибо оно полагает и раскрывает себя лишь посредством



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.235 (0.009 с.)