Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система чакр и йогическая анатомияпо школе Горакшанатха↑ Стр 1 из 75Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
oM krIM vagiShAnandanatha namaH svAhA*
Освещая небольшую часть работ Гуруджи Вагиша Шастри, приводим отрывок из его книги «Шива, Шакти и Йога» Вагиш Шастри (akula kuNDalinI**). Д-р. Вагиш Шастри Издано: Ашапати Шастри, Vagyoga chetana pItham, Варанаси
Перевод: Ачаланатха (С.Бабкин)
В отличие от широко используемой системы шести (семи) чакр, ставшей широко известной благодаря переводу на английский ШатЧакра Нирупам Артуром Авалоном, и подхваченной большим количеством современных школ, существуют и менее известные системы. Одна из них представлена в традиции Горакшанатха. И хотя около тысячи лет уже прошло со времени жизни этого великого йогина, его наставления остаются до сих пор тайной за семью печатями для большинства. Горакша-шатака, Горакша-паддхати и Сиддха-Сиддханта-Паддхати – основные работы, дающие развернутое пояснение этих наставлений. Опираясь на манускрипты и печатные книги (на хинди и санскрите), а также, обращаясь к живому наследию школы Горакшанатха, мы погружаемся в описание системы чакр и адхар – центров энергии и прочих тонких структур йогического тела. И то, с чем мы сталкиваемся здесь, отличается от того, что мы привыкли видеть в современном изложении школ йоги и Тантры. Йоги-Гуру Горакшанатха описывает девять чакр. Опыт йогов различных Школ или даже в рамках одной Школы может отличаться в малых деталях. Йоги-Гуру, наставляя учеников и проводя их через медитативный и мистический опыт, достаточно часто опускают одни детали и делают акцент на других, принимая во внимание разность восприятия. Таким образом в Йога-шастрах и Тантра-шастрах мы можем найти и шесть, и семь, и восемь, и девять, и иногда большее количество чакр. Наиболее старые из известных источников системы натхов говорят о девяти. Pinde nava cakrAni – девять чакр в теле.
Первая – Брахма-чакра в Муладхаре. А Муладхара в этой системе относится к категории не чакр, а адхар. Когда формируется структура тела и его части, то Кундалини-Шакти – жизненная сила обретает свой дом здесь в нижней точке позвоночника и Сушумна-нади. Рядом располагается Мула-канда, из которой исходят во всех направлениях энергетические каналы (нади). Брахма-чакру Горакшанатха описывает как коническую спираль из трех с половиной витков. Три витка олицетворяют три манифестации Шакти – trigunamayee – три гуны – Саттву, Раджас и Тамас, а пол витка олицетворяют трансцедентный аспект. Иногда она описывается даже имеющий восемь витков, подразумевая восемь проявлений Пракрити – 5 Махабхутов (Первоэлементов) и Манас, Буддхи, Аханкару. Три аспекта реальности соединяются здесь и исходят отсюда – Субъект (vishayI), Объект (vishaya) и Процесс их взаимоотношения (sambandha). Этот треугольник принимает различные формы, например – познающий (jNAtA), познаваемое (jNeya) и процесс познания (jNAna); совершающий действие (kartA), действие (kArya) и процесс деятельности (karma); наслаждающийся (bhoktA), наслаждение (bhagya) и процесс наслаждения (bhoga) и т.д. и т.п. Брахма-чакра описывается как место мистического союза Шивы как Камешвары (Господа Страсти) и Шакти как Камешвари и называется Камарупа-питха. Когда психофизическая энергия практикующего концентрируется в этой чакре и он медитирует на на Шиве-Шакти в этом аспекте, то все желания, возникающие в его уме, получают удовлетворение (sarva-kAma-prada). Йогин должен быть осторожен в этот момент, т.к. мирские желания могут задержать его прогресс. Интересная деталь – в мирской жизни лотосы чакр описываются как обращенные цветком вниз, а в духовно пробужденной жизни как обращенные цветком вверх. Для достижения духовного пробуждения и продвижения на всё высшие и высшие планы садхака должен культивировать глубокую преданность Божественной Шакти и просить в молитве ЕЕ Милости для отвращения от мирской стороны Силы, обращенной на материальное преуспевание и развлечения, и помощи для становления на Йогическом Пути. И тогда та же Шакти, предлагающая все эти искушения и дающая им удовлетворение в уме садхака, та же Шакти обратит и успокоит его ум, дав свершиться всему, что должно свершиться для обращения садхака к Богу, сотворив при этом часто самые удивительные вещи…
Вторая чакра, упоминаемая Горакшанатхом, Свадхистхана, расположенная в Сушумна-нади на уровне половых органов, представляет сияющий красный Шива-линга, обращенный назад (pascimAbhimukha). Йогин, концентрирующий энергию в этой чакре, становится самым привлекательным в целом мире (jagad-Akarshanam bhavatI). На этой стадии развиваются его артистические и творческие способности, которые могут увлечь его. Но и они будут преодолены Милостью Шивы и Шакти…
Третья чакра называется у Горакшанатха Набхи-чакра т.к. она расположена в канале Сушумна-нади на уровне проекции пупка. Обычно она известна под именем Манипура-чакра и является динамическим центром йогических сиддх и магических сил. У Горакшанатха эта чакра описывается как имеющая пять скрученных покровов или в виде змеи свернувшейся пятью витками (sarpa-vat kundalA-kArA). В этой чакре Кундалини Шакти сверкает подобно крору*** утренних солнц (bAlArka-koti-sadriShee), радуется союзу с Шивой и также имеет имя Мадхьяма-Шакти, показывая этим именем, что мы еще на середине Пути. По описанию Горакшанатха концентрация Кундалини-Шакти в этой чакре дает все йогические сиддхи (sarva-siddhidA bhavati) - и способность быть легче воздуха и тяжелее горы, и невидимость, и способность трансформировать свое тело и перемещаться по воздуху. Но это не идеал йога, а лишь очередное испытание, которое должно быть пройдено для дальнейшего движения. А опьянение этой мощью – сереьзная помеха.
Четвертая описываемая чакра – Хридайя-чакра, также известная как Анахата-чакра. Прекрасный сияющий восьмилепестковый лотос обращенный лепестками вниз (asta-dala lamalam adhomukham) в центре которого Шакти проявляет себя в форме света (jyoti rupa) и в образе Шива-линги (lingA kAra). Имя ЕЕ Хамса-Калаа, а также Она прозывается Шри-Шакти. Когда йогин становится способен концентрировать свою психо-физическую энергию в этой чакре, он становится господином своих чувств (sarven-driyAni vaShyAni bhavanti). Его чувства и желания находятся под контролем и он неодолеваем привязанностями к обретенным способностям и силам. Через погружение в глубокую медитацию на Свете в этой чакре йогин переживает опыт единства Шивы и Шакти и свое единство с ними. С этой чакры начинается подлинное духовное просветление, но впереди еще следующие стадии Пути... Разница между природой и действительностью духовного опыта не может быть передана и понята адекватно человеком, живущим обычной жизнью, даже при включении всей мощи аналитического мышления или задейстовании всей силы воображения. А йоги, получающие этот опыт, также не смогут его облечь в понятные и адекватные образы. И тем не менее, многие Учителя йоги используют различные метафоры и поэтические образы, давая тем самым хоть и нечеткую и неадекватную, но вдохновляющую картину для учеников. В этой связи необходимо отметить, что опыт самадхи может быть обретен на разных уровнях и разных стадиях Пути. Но результаты самадхи, пережитого в разных чакрах, не одни и те же. И несмотря на схожесть имеют свои особенности в зависимости от чакры и уровня. Энергия должна быть очищена и поднята, а опыт должен быть получен на наивысшем плане - в высшей чакре.
Пятая чакра называется Кантха-чакра, также она известна как Вишуддха-чакра. Йогин преуспевший в концентрации на этой чакре обретает реализацию , которую Горакшанатха называет анахата-сиддхи (anAhata-siddhi) по имени Шакти anAhata-kalA. Здесь йогин выходит за пределы этого мира. Ни одна из сил в этом мире (а все они есть манифестации той же Божественной Силы, но на более низких планах) не может овладеть им. Анахата-сиддхи также означает реализацию всепроникающего Анахата-нада – вечного невыразимого Звука ОМ, который является первым самовыражением Шивы и Шакти, лежащим в основе всех звуковых волн этого мира.
Шестая чакра описываемая Горакшанатхом расположена в районе мягкого нёба (tAlu-mula) и называется Талу-чакра. Это поток амриты истекающий из Сахасрара-чакры (amRta-dhArA-pravAha). Концентрируя энергию в этой чакре, и собрав амриту, йогин может достичь бессмертия физического тела. Но Горакшанатха наставляет преданных учеников концентрироваться на Шунье – абсолютной пустоте в этой чакре и таким образом обрести состояние Читта-лайи (растворения сознания, основанного на опыта). Он говорит о том, что в мягком нёбе есть Гхантика-линга в основании которого расположено крохотное отверстие, содержащее совершенный вакуум, называемый Шанкхини-вивара (ShankhinI-vivara) а также Дашама-двара (daShama-dvAra) – десятые врата. В отличие от общеизвестных девяти внешних врат тела, десятые врата открываются только при совершенном растворении сознания, основанного на опыте.
Седьмая чакра расположена в нервном центре в междубровье и называется Горакшанатхом Бхру-чакра. Здесь Сушумна принимает форму света горящей лампы (dIpa-ShikhA-kAra) размером с большой палец (aNgustha-mAtra), и называется все это Джняна-нетра (jNAna-netra) – глаз Познания. На этой стадии йогин становится единым со светом и обретает Ваг-сиддхи – все что он говорит становится Истиной. Вся его жизнь станосится Истина и его речь лишь отражает это.
Восьмая чакра, называемая Горакшанатхом Нирвана-чакра, расположена в Брахма-рандхре – высочайшей точке и центре реализации единства индивидуального сознания и Вечного Брахмана. Здесь Кундалини-Шакти соединяется с Шивой, и на этом плане исчезает разница между светом и тьмой, движением и неподвижностью, ограниченным и беспредельным.
Над Нирвана-чакрой в Брахма-рандхре (месте обретения Мокши – освобождения о всех оков) Горакшанатха помещает Девятую чакру – Акаша-чакру (AkASha-cakra). И хотя он упоминает Сахасрару, но описывает эту чакру, как шестнадцати лепестковый лотос, обращенный вверх. В его центре trikutAkArA (проявленная в форме трех слоев – Опыта, получающего Опыта и процесса получения Опыта) Сат-Чит-Анандамайи Маха-Шакти (sat-cid-Ananda-mayi mahA-Shakti) в союзе с Господом Шивой в ИХ самом высшем проявлении. Здесь индивидуальное сознание окончательно и полностью трансформируется во всепоглощающее, всеобъединяющее и всепревосходящее Абсолютное Сознание. Горакшанатха также называет этот опыт Парама Шунья, потому что все исчезает в этом Опыте.
Eka-stambhum nava-dvAram griham pancAdhidaivatam Svadeham ye na jAnanti katham sidhyanti yoginaH /14/ Дом с одной колонной, девятью дверями, управляемый пятью Божествами Как может йогин, не осознающий собственной тело подобным этому дому, достичь Совершенства. /14/ Горакша Шатака
Кроме этого, в других малораспространенных источниках (таких, например, как Вайрата-Пурана) и на некоторых редких изображениях встречается и другой вариант, в котором мы видим дополнительные чакры. Например, Махападма-чакра, лежащая между Брахма-чакрой (Муладхарой) и Свадхистханой, Линга-чакра между Набхи-чакрой (Манипурой) и Хридайя-чакрой (Анахатой), целый ряд дополнильных чакр в голове – Карнамула-чакра (karNamUla-cakra), Тривени-чакра (triveNI-cakra), Балаван-чакра (balavAn-cakra). Там же приводится описание Нирвана-чакры как Врат Брахмы, где на столепестковом лотосе всех цветов радуги восседает Акула-Кундалини-Шакти (см. примечание **) И что наиболее любопытно, показан целый ряд чакр распложенных над Акаша-чакрой (Сахасрарой). Урдхварандхра, Бхрамара-гуха (другие источники **** помещают эту чакру внутри головы и называют ее «пещерой пчел» имея в виду источник внутреннего звука), Акунтха-питха, Колхата-чакра, Ваджра-данда и Нирадхара Парамаджйотиш-чакра. Колхата-чакра описывается как Шикха-мандала и соотносится с Вайкунтхой вайшнавов и Кайласой шайвов. Дальнейшая дорога описывается как Парама-Шунья Марга (Путь Высшей Пустоты). Нирадхара Парамаджйотиш-чакра также именуется Нираламба-стхана и описывается, как имеющая бесчисленное множество лепестков, цветов, соответсвующих матрик и Божеств и являющаяся местоположением Гурудева.
Примечания: * мантра гуру ** оригинальное название главы в книге. Akula в данном случае отсылает нас не к грозной морской хищнице:-) а к термину «кула» с отрицательной приставкой «а». Эти термины имеют особое значение в теологии тантрического индуизма. Кула в контексте Тантры означает “семью” энергии, состоящую из познающего субъекта, познаваемого объекта и самого акта познания. Это полюс Шакти. В этом случае акула есть выход за пределы “семьи”, состояние трансцендентальности, вечное Одно, Шива. Однако кула и акула “едины, как вода и водные пузырьки”. В некоторых источниках термин “кула” может обозначать высшую реальность в целом. *** крор - индийская мера количества равная 100 000 **** sUta-saMhitA, bodhasAra, а также источники связанные с последователями Кабира и Радхасвами
Опубликовано в журнале ЙОГА (Москва) 2007 www.yogamagazine.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.37 (0.013 с.) |