Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское практическое занятие № 5

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

              ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

          Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

                Семинарское практическое занятие № 5

      По дисциплине: СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

                                                                       Выполнила  работу:

                                                                       студентка 2 курса

                                                                       по направлению подготовки

                                                                       « Дошкольное образование»

                                                                       группы ПО д/б - 19-1- з

                                                                       Яценко Юлия Михайловна

                                                                       Приняла

                                                                       Доцент Е.Н.Удина

 

                                    Севастополь

                                          2020г.

          Семинарское практическое занятие № 5

Тема: Принципы и стили семейного воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Принципы семейного воспитания

2. Стили семейного воспитания

3. Понятие родительского авторитета

4. Поощрения и наказания детей в семье

 

Практические задания

1. Напишите реферат «Типология родителей и стили семейного воспитания»

2. Дать краткую характеристику принципам семейного воспитания

 

3. Как вы относитесь к высказыванию А.Я. Коменского «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь - дело благоразумия». Опишите типы родительской любви. В чем, на ваш взгляд должна проявляться любовь родителей к детям

 

4. Американский психолог Эда Ле Шан в книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» пишет о том, что у человека, независимо от возраста, есть потребность в приватности, в праве на личную жизнь Приватность возникает как потребность ребенка быть индивидуальностью, что составляет важный аспект развития и взросления. Э. Ле Шан приводит пример из своей многолетней практики, как одна мать «руководила жизнью своих детей, ни на минуту не выпуская их из-под контроля. Она постоянно просматривала их вещи под предлогом уборки их комнаты, следила за каждым их шагом. И результат оказался печальным: дети выросли скрытными, неискренними, лживыми» (с.46). Объясните, почему так произошло.

 

5. Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.

 

6. Изучите учение А.С. Макаренко об авторитете. (Лекции о воспитании детей // Пед соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4). Докажите, что «авторитет подавления» - «самый страшный сорт авторитета» (А С Макаренко).

 

7. Вспомните биографии знаменитых людей или героев художественных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.

 

8. Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.

9. Составьте памятку о поощрениях и наказаниях в семье.

Вопросы для обсуждения №1. Принципы семейного воспитания

 

Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Основные принципы воспитания детей:

Целенаправленности;

Планомерности, последовательности и непрерывности;

Научности;

Гуманизма;

Комплексности и систематичности;

Согласованности в воспитании.

 

 

Вопросы для обсуждения №2. Стили семейного воспитания

 

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустительский

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

 При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

 При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе.

Демократичныеродители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

 

 

Вопросы для обсуждения №3. Понятие родительского авторитета

Слово «авторитет» в переводе с латинского означает «власть», «влияние». Авторитет - это влияние отца и матери на детей, основанное на нравственных достоинствах, знаниях, воспитывающее уважение к родителям.

Родительский авторитет - это важная составляющая успешности воспитания детей в семье, он является одним из сильнейших воспитательных факторов.

Характеристики ложных авторитетов, предложенные А.С. Макаренко, по-прежнему актуальны в воспитательном поле

Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды.

Авторитет подавления. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость».

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше от них держаться и выступать «как начальство». Особенно такой вид ложного авторитета, по мнению А.С. Макаренко, свойствен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы недоступны. У них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Он и обедает отдельно, и развлекается отдельно. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Результатом такого авторитета может стать и алкоголизм, и наркомания повзрослевшего сына или дочери.

Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждением, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.

Авторитет педантизма. Родители уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как неоспоримая истина. Свои распоряжения они стараются отдать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится — кинокартина, друзья ребенка и пр., то это явление, или действие, или человек объявляются несостоятельными, а подчас и вредными, и ребенку запрещается общаться, смотреть кинофильм, читать книгу и т. п.

Авторитет резонерства. Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и назиданиях основная педагогическая мудрость, именно постоянные нотации могут принести хорошие воспитательные плоды. Это, как правило, угрюмые семьи, в них мало радости, улыбок, хорошего настроения. Родители, стремясь к совершенству, к непогрешимости, всячески стараются быть добродетельными в глазах своих детей.

Авторитет любви. Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в его любви к ним. Они ревниво следят за выражением его лица, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.

Авторитет доброты. По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в лишней мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.

Авторитет дружбы. По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ, в основном, интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что сами они являются воспитателями, а дети — воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей небрежно Петьками и Машками, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педагогика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает прежде всего наличие уважения друг к другу.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Весьма распро-страненный вид авторитета в современных семьях с повышенным достатком. Родители, чрезмерно занятые собой и своими проблемами, просто откупаются от ребенка.

 

Вопросы для обсуждения №4. Поощрения и наказания детей в семье

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания: создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз. 

 

Практическое задание №1. Напишите реферат «Типология родителей и стили семейного воспитания»

                                 Реферат

Семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, исполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушится. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

1.ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В рамках различных возможностей для выполнения определенной роли в семье встречаются различные типы матерей и отцов.

Типы матерей.

Профессиональная мать. Эта мать в первую очередь существует для детей. Она варит, чистит, содержит все в идеальном порядке.

Кукольная мать. Любовь этой матери распространяется только на маленьких детей. Она любит своих детей и занимается ими, пока они малы и беспомощны. Как только дети вырастают, мать лишает их своей близости. Она отстраняется от них.

Мать-жертва. Это мать воспитывает своих детей очень тщательно. Она придает большое значение тому, чтобы быть хорошей хозяйкой. Она жертвует своей свободой и своим временем и не думает о самой себе. В своем самопожертвовании она счастлива и пренебрежительно относится к своим собственным интересам. Позднее развивается потребность в благодарности со стороны детей.

Сверхосторожная мать. Она пытается убрать с пути детей все трудности и опасности. Плохое, опасное она видит буквально во всем и чрезмерно тревожится.

Чужая мать. Эта мать не показывает своим детям, что она их любит. Она консервирует свою любовь. Часто она целует детей потихоньку, когда они спят. Ее стиль воспитания точный и доведенный до совершенства. Ходячий книжный шкаф. Эта мать рассматривает воспитание своего ребенка как свой долг. Она воспитывает по плану и по книгам, она сверхточная, но ей не хватает естественной близости и любви.

Ревнивая мать. Когда дети начинают отдаляться от родительского дома и становятся самостоятельными, мать этого типа начинает терять спокойствие. Она начинает казаться себе ненужной и упрекает детей в неблагодарности. Для того чтобы сохранить свою доминирующую позицию, она продолжает критиковать своих детей, когда они уже давно выросли. Она контролирует одежду, внешний вид, друзей и домашнее хозяйство своих детей.

Мать-подруга. Товарищ своих детей, полная противоположность «чужой матери». Она вникает в нужды детей, идентифицирует себя с ними и не может сказать им «нет». Воспитание она отодвигает «на потом». Временная мать. Из-за профессиональной активности и других занятий матери воспитание детей оказывается запущенным. Временная мать пытается это компенсировать, когда вечером приходит домой. Она осыпает детей ласками и игрушками.

Различные типы отцов.

Ангел терпения. Наивный отец отходит от проблем своих детей, однако заботится о них и проявляет эмоциональную близость.

Теоретик. Его сильная сторона — слова, дела — не для него. Он воспитывает в духе теории. На неповторимость личности ребенка он обращает мало внимания.

Упрямый отец. Его дети должны работать, а не играть. Он хочет, чтобы они чего-то достигли и имели успех. Его воспитание упорно настроено на достижения. Упрямый отец сам решает, что ребенок должен делать, чего он не должен делать, и не оставляет ребенку ни свободы, ни времени для занятий по его выбору.

Диктатор. Он воспитывает не детей, а солдат. Его строгая дисциплина требует беспрекословного послушания; он энергично претворяет в жизнь порядок, старательность и пунктуальность. Он часто в глубине души бывает добрым, но не умеет сочетать в воспитании строгость и мягкость. Отец-диктатор следит за тем, чтобы его приказам следовали точно, однако оставляет детям некоторую свободу действий.

Волшебник. Он предоставляет детям полную свободу и позволяет им все, если это удобно ему. Дети смотрят на него, как на товарища по играм, в то время как матери при такой позиции отца приходится очень страдать. Суверенный. Он обращается с детьми, как со взрослыми. Он их не хвалит и не порицает. Он считает, что может воспитывать детей одним своим присутствием и что исполняет свой долг воспитателя, находясь при детях в роли «безмолвного слуги».

2.СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.

Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

 

Практическое задание №2. Дать краткую характеристику принципам семейного воспитания

Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.

 Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.

Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.

Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.

 Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.

 Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

 Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.

 

Практическое задание№3. Как вы относитесь к высказыванию А.Я. Коменского «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь - дело благоразумия». Опишите типы родительской любви. В чем, на ваш взгляд должна проявляться любовь родителей к детям

 

Прочитав высказывание А.Я. Коменского «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь - дело благоразумия», я думаю что автор считал, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и пр. Но это не совсем так.

Семейная любовь - это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучать попреками, неделикатностью, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово. Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей. Причина поведения, подрывающего семейную любовь, - неумение понять друг друга.

Родительская любовь, которая живет в сердце отца или матери, но никак не проявляется в действии, никого не может осчастливить. Напротив, она заставит ребёнка страдать от того, что он «никому не нужен». Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит жизни ребенка, интерес к его детским проблемам в этом выражение любви родителей к ребенку. В основе любви лежит действенная направленность на ее объект: родители, любя ребенка, заботу о его развитии, благополучии реализуют в повседневном уходе, хлопотах (купают, готовят еду, читают книгу, идут на прогулку, играют и др.). Если родители равнодушны к ребенку, то он в первую очередь страдает от их «бездействия»: с ним не занимаются, он не ухожен, неопрятен и т.д.

Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким.

Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А. С. Спиваковская выделяет 8 типов родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула

родительского семейного воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив и буду помогать ему в этом» - активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в

общении). Формула: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним» - родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного мира ребенка, с неумением помочь ему в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).

Формула: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его

люблю» - признание действительных (но часто мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая

дистанция в общении). Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т. д. Неблагополучие ребенка признается его правом при условии реального невмешательства родителей в дела ребенка, плохого знания его переживаний и внутреннего мира.

Отвержение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно редко, его формула такова:

«Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в его помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).

Формула: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». В общении с ребенком родитель обычно не замечает в нем ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. В воспитании характерно признание своего бессилия как родителя и переадресация ответственности специалистам для «исправления».

Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «Мой

ребенок - негодяй, и я докажу ему это!» родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. В то же время при внутренней убежденности, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Формула: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем» - отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей прослеживается не вполне осознанный призыв «оградить нас от этого чудовища».

Чаще всего в поведении родителей смешивается несколько вариантов отношений, однако, данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

 

Практическое задание№4. Американский психолог Эда Ле Шан в книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» пишет о том, что у человека, независимо от возраста, есть потребность в приватности, в праве на личную жизнь Приватность возникает как потребность ребенка быть индивидуальностью, что составляет важный аспект развития и взросления. Э. Ле Шан приводит пример из своей многолетней практики, как одна мать «руководила жизнью своих детей, ни на минуту не выпуская их из-под контроля. Она постоянно просматривала их вещи под предлогом уборки их комнаты, следила за каждым их шагом. И результат оказался печальным: дети выросли скрытными, неискренними, лживыми» (с.46). Объясните, почему так произошло.

 

Приватность – сфера жизненных интересов, жизнедеятельности, эмоций, привязанностей отдельного человека, частного лица, индивида, обособленная от др. общественных сфер. В этой сфере человек автономен, но не изолирован, в ней сосредоточены его отношения с др. людьми, родственные, семейные и дружеские, развиваются его способности, вкусы, складывается принятый им стиль жизни, расположена личная собственность человека – материальная и интеллектуальная. В приватной сфере конкретизируются основные права человека (право на жизнь, продолжение рода, право на жилище, благополучие, свободу воли и др.).

Приватность становятся частью жизни ребенка уже где-то в возрасте двух-трех лет, в то время когда у него развивается обостренное чувство самостоятельности и он пытается делать все сам. Приватность возникает как потребность быть индивидуальностью, что играет огромную роль в развитии и взрослении ребенка. Этим объясняется тот факт, что ребенок, лишенный приватности, скорее всего будет становится все более скрытым, в то время как другой ребенок, которому доверяют и уважают его как личность, уже не будет усиливать свои требования приватности.

Когда мы нарушаем чью-либо приватность, мы тем самым заявляем об отсутствии доверия и уважения к человеку, превращая его в жертву нашего оскорбления, в «не личность». Так и произошло в описанном случае психолога Э.Ле Шана, дети привыкли скрывать свои эмоции даже от самих себя, в следствии чего выросли скрытными, неискренними, лживыми.

Повлиять на моральные нормы наших детей можно лишь тогда, когда мы уважаем их право на индивидуальность. Понятно, что оскорбление ребенка не объединяет, а разобщает родителей. Выражение подлинной заботы родителей, является предоставление ребенку возможности найти себя в самостоятельных поступках, а это может произойти лишь в атмосфере доверия и уважения. Ребенку нельзя расти под колпаком, родители не должны держать его под постоянным надзором, т.к. Это препятствует естественному процессу развития личности.

В том случае, если в основе ваших отношений лежит доверие друг к другу, вы получите необходимую информацию о жизни своего ребенка, не шпионя за ним. Ребенок сам расскажет вам о своих проблемах. И если он будет продолжать совершать ошибки, помогите ему понять, в чем их суть и извлечь из них серьезный урок.

Приватность и достоинство личности тесно связаны друг с другом. Личная свобода, которая означает уважение и доверие со стороны других, является основой для душевного равновесия, и ее следует охранять как и все другое, происходящее в обществе и влияющее на нас.

 

Практическое задание№5. Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.

 

Авторитет и авторитарность, имею общие латинские корни — эти понятия обозначают «власть, влияние». Однако в их трактовке присутствуют и существенные различия.

Действительно, авторитет родителя — это власть над ребенком, однако в более демократичном понимании. Такая власть не подкрепляется силой, давлением, шантажом и другими подобными методами. Она основана на безусловном уважении ребенка к родителю, желании следовать за ним и подражать ему.

В семьях, где родители пользуются авторитетом, отношения с детьми близкие и доверительные. Ребенок обращается за советом и помощью к взрослому, охотно его слушается, серьезно относится к замечаниям и стремится заслужить похвалу. Но самое главное, ребенок искренне любит родителя и доверяет ему, а не боится. Во взрослой жизни он будет копировать образ жизни родителей, их ценностные ориентиры.

Авторитарность — это жесткая власть. Для нее характерны подавление, доминирование сильного над слабым. При таком режиме в семье все общение с ребенком происходит в формате приказаний и команд.

В авторитарной семье ребенок в принципе не имеет права выбора — решение принимается за него, а он лишь выполняет директиву. Такие дети при переходе во взрослую жизнь сталкиваются с большими проблемами — неумением отстаивать личные границы, слабой волей, отсутствием понимания собственных потребностей.

Психологи, работающие с детьми, живущими в авторитарных семьях, выяснили, что атмосфера контроля и жесткости ограничивает их развитие, не дает возможности для самосовершенствования. У таких подростков преобладает заниженная самооценка.

 

Практическое задание №6. Изучите учение А.С. Макаренко об авторитете. (Лекции о воспитании детей // Пед соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4). Докажите, что «авторитет подавления» - «самый страшный сорт авторитета» (А С Макаренко).

Рассуждая о роли авторитета, Макаренко пишет, что непослушание ребенка является несомненным признаком отсутствия родительского авторитета и родителям необходимо серьезно задуматься над этим. Наряду с этим педагог предостерегает родителей от формирования ложного авторитета, который возникает там, где послушание детей становится самоцелью родителей.

Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только: правильное воспитание и счастье в семье. Только к этому и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели.

Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный, говорил о нем А.С. Макаренко. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость».

Подобные отцы существовали не только в 30-е годы, когда учительствовал А.С. Макаренко. Силовое решение семейных проблем нередко встречается и в нашем обществе, наполняя его или «слякотными», никчемными людьми, или тиранами, готовыми мучить ближних в отместку за свое нерадостное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает, в связи с тем что все больше женщин стало бороться с тиранией в семье.

 

Практическое задание №7. Вспомните биографии знаменитых людей или героев художественных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.

 

1. М. Горький. Повесть М. Горького "Детство" автобиографичная.

Бабушка Алеши Пешкова Акулина Ивановна из повести М. Горького «Детство» тоже жила в Нижнем Новгороде. Алеше было четыре года, когда умер его отец. После похорон отца Алеши его мать и бабушка, которая приехала к ним в Астрахань, решили вернуться в Нижний Новгород, где жил дед Алеши. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.

2. В. Астафьев. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в книге "Последний поклон", "Конь с розовой гривой", "Фотография, на которой меня нет".

3. М.Ю. Лермонтов. Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова.

Используя своё материальное положение и пылая лютой ненавистью к зятю, Елизавета Алексеевна забирает маленького Мишу на свое попечение. Дабы дать внуку должное образование Елизавета Алексеевна переезжает с ним в Москву.

В 1837 году дерзкая поэзия Лермонтова с критикой имперских порядков вызывает недовольство властей. Только благодаря связям бабушки, Михаил не попадает на каторгу, а отделывается отправкой в офицерском звании на службу на Кавказ. Все его время пребывания там, Елизавета Алексеевна обивала властные пороги с мольбами о помиловании внука. Именно за этим занятием в 1841 году и застала ее весть о смерти Михаила. Это событие окончательно подорвало ее здоровье, она перестала видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году скончалась.

4. Александр I. Екатерина II – бабушка Александра I

Внук Екатерины Великой известен историографам как Александр I Благословенный. Царственная бабушка пыталась вырастить из внука государственного деятеля, потому что не видела наследником своего единственного эксцентричного сына.

Даже имя внуку она выбрала сама – до этого в романовском именослове Александров не было. Екатерина забрала внука у его родителей сразу после рождения, определила ему гувернеров и круг занятий, сама с удовольствием возилась с мальчиком.

5. А.С. Пушкин.

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».

Еще одна бабушка - Яковлева Арина Родионовна – няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения.

     6. Джек Николсон. Этель Мэй Николсон – бабушка Джека Николсона

    От Джека 37 лет скрывали правду о том, что Этель Мэй на самом деле является его бабушкой, а не мамой. А мама – Джун, которую он всю жизнь считал своей старшей сестрой. Расспрашивать к тому времени уже было некого – Джун умерла от рака, а в 1970 году скончалась и Этель.

 

Образу бабушки, ее роли в воспитании детей издавна уделялось огромное внимание, ведь недаром народ делал их героинями многих литературных произведений. С самого раннего детства мы слышим, а потом и сами читаем, русские народные сказки: «Колобок», «Снегурочка», «Репка», «Маша и Медведь», «Бабушка, внучка и курочка», «Бабка и медведь» и многие другие, в которых одним из персонажей является бабушка. Но не только в нашей стране складывали сказки о бабушках. О них упоминали и зарубежные писатели- сказочники: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» и «Бабушка» Г.Х. Андерсена. В каждой сказке бабушка разная: то она старенькая, в очках и тапочках, читающая внукам сказки по вечерам; то это некрасивая, на первый взгляд, строгая, пожилая женщина; то постоянно что-то делающая по хозяйству, но всех этих бабушек объединяет одно – безграничная любовь к внукам, мудрость, постоянная забота о ком-нибудь.

 

 

Практическое задание№8. Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.

 

Пословицы и поговорки о семье - это пословицы о детях и родителях, о понимании и гармонии, о взаимопомощи и уважении. Семья - очаг, уют, опора, крепость. Пословицы и поговорки о семье складывались на примере семейной жизни и отношений многих поколений. Они рассказывают, какая может быть атмосфера в доме, почему помощь и уважение важны. Счастливые и ладные отношения строятся на доверии, взаимопонимании. Пословицы учат дорожить семьей, быть горой за неё, защищать и оберегать их.

. «На что клад, когда в семье лад».

· «Дети не в тягость, а в радость».

· «При солнышке тепло, при матери добро».

· «Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».

· «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

· «Вся семья вместе, так и душа на месте».

· «Дерево держится корнями, а человек семьей».

· «Не прячь свои неудачи от родителей».

· «Родителей чти — не собьешься с истинного пути».

· «В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

 Все эти пословицы актуальны и сейчас.

Добрые пословицы не станут пережитком прошлого. Если в них рассказывается о делах минувших, то описание ситуации ведется с ракурса теперешнего времени, рассматривая влияние прошлого на сегодняшнюю обстановку и на плоды, которые появятся в близком или далеком будущем. Происходит сравнение идеалов и мировоззрения для прошлого и нынешнего времени. Мудрые русские пословицы о семье отличаются житейской проницательностью и пониманием важности сохранения крепкой и дружной семьи, с миром и гармонией в доме.

 

Практическое задание№9. Составьте памятку о поощрениях и наказаниях в семье

 

Чтобы родители не применяли: наказание или поощрение они всегда должны помнить, что наказываем или награждаем не ребенка, а его поступок.

Правила поощрения:

1. Не увлекайся.

2. За одно дело – один раз.

3. Не повторяйся в выборе поощрений.

4. Чаще улыбайтесь.

5. Дарите подарки и учите их принимать.

6. Не хвалите из жалости.

7. Не хвалите из желания понравиться

 

       Правила наказания:

1. Наказывая, подумай: Для чего?

2. Наказание не должно повредить здоровью.

3. Если сомневаешься – не спеши наказывать.

4. Одно наказание – за один проступок.

5. Помни о сроке давности.

6. Наказал – забудь о проступке.

7. Наказывая не унижай.

8. Не наказывай лишением любви.

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

 

Литература

1.Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебник для академического бакалавриата / Н.Н. Посысоев. - М.: Юрайт, 2019. - 259 c.

2. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие для вузов / О.Г. Прохорова. - М.: Юрайт, 2018. - 821 c.

3.Шнейдер, Лидия Бернгардовна Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. Учебное пособие. Гриф Российской Академии образования / Шнейдер Лидия Бернгардовна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2017. - 652 c.

4.Наши праздники: советские, общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы. - М.: Политиздат, 2018. - 168 c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.018 с.)