Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология триз в ДО по соответствии фгос

Поиск

Возрастная категория

Направленность групп

Количество групп

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

 

 

1.5. Планируемые результаты Целевые ориентиры:

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

1.6. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ДО по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых ДО, включая психолого- педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно- методические, управление ДО и т. д.. Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДО на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе: - не подлежат непосредственной оценке; - не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; - не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; - не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.26 Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

• диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

• внутренняя оценка, самооценка деятельности ДО;

• внешняя оценка ДО, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. На уровне ДО система оценки качества реализации Программы решает задачи:

• повышения качества реализации программы дошкольного образования;

• реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

• обеспечения объективной экспертизы деятельности ДО в процессе оценки качества программы дошкольного образования;

• задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития ДО;

• создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в ДО является оценка качества психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ДО. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив ДО. Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации ДО материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ДО, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов.

Система оценки качества дошкольного образования:

- должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в ДО в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;

- учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка; - исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДО;

- исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

- способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

- включает как оценку педагогами ДО собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;

- использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в ДО, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания

2.Содержательный раздел программы

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей по областям

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательной программе, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе 1.1.2 принципов и подходов Программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.

При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров и представленных в разделе 1.2. Программы, и развития в пяти образовательных областях необходимо учитывать общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода



      2.1.1. Дошкольный возраст

2.2.2. Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;

- развития игровой деятельности;

- развития компетентности в виртуальном поиске.

В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям

Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности

У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей.

Взрослые создают в ДО различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность

принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.

Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.

Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями.

 

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

 

В сфере развития игровой деятельности

Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Модель организации образовательного процесса по образовательной области _____________ «Социально-коммуникативное развитие»____________________

Фо

рмы организации образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Индивидуальные Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Индивидуальные Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Наблюдения, Чтение

художественной литературы, Народные игры,

Экскурсии,

Наблюдения,

Чтение художественной

литературы

Театрализованные

Наблюдения

Просмотр

видеофильмов,

Конструирование,

Моделирование

Выпуск стенгазет. Консультации. Памятки. Посещение НОД. Тренинги,

 

Самостоятельные

постановки,

Народные игры,

практикумы.

 

сюжетно-ролевые

Викторины,

Самостоятельные

Проектная

 

игры,

КВН,

сюжетно-ролевые

деятельность

 

Дидактические игры,

Праздники,

игры,

совместно

с

Досуговые игры с

Познавательные досуги,

Дидактические игры

детьми.

 

участием

видеопрезентации.

Настольно-печатные

Подготовка

и

воспитателей ( игры в

Проблемные ситуации,

игры Игры-

участие

в

парах, совместные

Поисково -творческие

экспериментирования

праздниках,

 

игры с несколькими

задания,

Рассматривание и др.

развлечениях.

 

партнерами,

Просмотр

 

Украшение групп

пальчиковые игры)

видеофильмов,

 

к праздникам.

 

Проблемные

Конструирование,

 

 

 

ситуации,

Моделирование

 

 

 

Поисково -творческие

Игры-

 

 

 

задания,

экспериментирование

 

 

 

Просмотр

Труд в природе

 

 

 

видеофильмов,

Ситуации морального

 

 

 

Конструирование,

выбора

 

 

 

Моделирование,

Познавательные беседы

 

 

 

Игры-

Музыкальные досуги

 

 

 

экспериментирование

Проектная

 

 

 

Рассматривание

деятельность.

 

 

 

Настольно-печатные

Интегративная

 

 

 

игры и др.

деятельность

Педагогические

ситуации

Контрольно-

диагностическая

деятельность

Кружковая работа

 

 

 

 

 

Перечень программ

Перечень технологий и пособий

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. - 352с.

1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности деятельности детей дошкольного.: - СПб., «Детство-Пресс», 2002

2. Данилова Т.И. Программа «Сфетофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., «Детство-Пресс», 2011г.

3. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры - СПб., «Детство-Пресс», 2012г

4. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. - СПб., «Детство-Пресс», 2013г.

5. Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности. - СПб., «Детство-Пресс», 2012г.

6. Тимофеева Л.Л. Ребёнок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной и старшей группе. - СПб., «Детство-Пресс», 2011

7. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010г.

8. Нищева Н.В. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - СПб., «Детство-Пресс», 2010г.

9. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетной- ролевыми играми в детском саду.:-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012г.

а. Михайоенко У.Я. - Организация сюжетной игры в детском саду.-М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2009

 

10. Буре Р.С. -Дошкольник и труд.-СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004.

11. Куцакова Л.В. - Нравственно-трудовое воспитание ребёнка - дошкольника.- М.: ВЛАДОС, 2004 КуцаковаВ.Л. - Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей..-М.; Просвещение, 1990.

2.2.2.1. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.

Формы самостоятельной инициативной деятельности:

- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные игры;

- развивающие логические игры;

- музыкальные игры и импровизации;

- речевые игры, игры с буквами, звуками, слогами;

- самостоятельная деятельность в книжном центре;

- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность;

- самостоятельные опыты и эксперименты;

- самостоятельная организация спортивных подвижных игр; (итог).

Общие требования по развитию детской инициативы и самостоятельности:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- рассматривать область задач, которые дети решают самостоятельно;

- поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать начатое до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

- «дозировать» помощь детям;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчёркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Способы психолого-педагогической поддержки высокой активности, создающей новую возможность для развития самостоятельности во всех сферах его жизни (4-5 л.):

- специальное насыщение деятельности детей проблемными. Практическими, познавательными ситуациями для развития самостоятельных обследовательских действий;

- психолого-педагогический такт, терпение в обучении с «почемучками» дошкольного возраста;

- создание ситуаций «равноправного партнёра»;

- создание условий, ситуаций для проявления самостоятельной активности детей в центрах по интересам;

- совместное решение проблемных ситуаций, высокая положительная оценка педагогом самостоятельного решения детьми трудностей, проблем;

- создание ситуаций взаимной поддержки, помощи, проявления заботы, внимания к окружающему миру живой. Неживой природы, социуму, чувству толерантности;

- предоставление возможности выбора игры;

- использование в практике педагогической деятельности модели, алгоритмы действий, проблемно-игровые, практические ситуации, побуждающие применить имеющийся опыт, инициативу в решении возникающих задач.

2.2.2.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДО.

Цель: построение воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

• явлениям нравственной жизни ребенка

• окружающей природе

• миру искусства и литературы

• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)

• сезонным явлениям

• народной культуре и традициям.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В каждой возрастной группе выделен блок , разделенный на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

 

2.2.2.3. Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей.

На наш взгляд, сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать

Образовательная область

задачи

социально-

коммуникативное

развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям родного края, стремление сохранять национальные ценности.

 

ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в

понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, мы считаем, педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Определяющую роль в установлении такого взаимодействия мы отводим педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДО, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.

Для формирования сотрудничества важно представить коллектив как единое целое, как большую сплочённую семью, жизнь, которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей

Цель работы дошкольного учреждения по работе с родителями -выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями: через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей.

Задачи :

1. Методическая помощь педагогам в сфере работы с родителями

2. Изучение семей детей

3. Изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей

4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

5. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы

Основные направления сотрудничества

1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей и педагогов

2. Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДО

3. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ

Мероприятия по взаимодействию ДОУ с _ родителями

Педагогический

Педагогическая

Педагогическое

Совместная деятельность

мониторинг

поддержка

образование

 

Анкетирование,

Психолого-

Вечер

Конкурсы совместного

тестирование

педагогические

вопросов и ответов

творчества

Наблюдение за

тренинги

Родительские

Организация досугов,

общением родителей

Индивидуальные

собрания

развлечений

с детьми

беседы

Родительская

Детско-родительские

Диагностические

Организация

почта

проекты

беседы

совместных игр -

Консультации

Изготовление книжек-

Самоанализ,

бесед

Стенгазеты,

малышек

самодиагностика

Информационные

бюллетени,

Совместное оформление

 

бюллетени, буклеты,

буклеты, памятки

групп к празднику

 

газеты

Консультации-

Сочинение сказок

 

 

практикумы

Оформление фотоальбомов,

 

 

 

стенгазет

 

 

 

Экологические акции

З.Организационный раздел программы

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организаци развивающей предметно - пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства МАДОУ, групп и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа охраны и укрепления их здоровья, возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста) и взрослых двигательной активности детей, а также возможности уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда в МАДОУ обеспечивает реализацию различных образовательных программ, оформлена с учётом национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с учётом возрастных особенностей детей.

Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с возрастом, особенностями и интересами детей данной группы, периода обучения и требованиями программы «Детство».

При создании предметной развивающей среды в педагоги ДО руководствуются следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

• гендерная специфика обеспечивающая среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

• интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

• в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

• принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Систематически проводится анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При проектировании предметной развивающей среды учитываются следующие факторы:

• Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек,

• Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

• Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

• Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды

необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

• Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры:уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)

• Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

• Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

• Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса.

Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

 

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.При этом воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

· Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

· Обучение самостоятельной работе.

· Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

· Обучение эффективной работе в группах.

· Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

В итоге, у малышей:

· Формируется своя точка зрения на различные вещи.

· Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

· Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

· Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

· Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

 

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра "Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.

Игра "Наоборот” или "перевертыши”(проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).


Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример "Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – небудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .
Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие,"тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.


 

Календарно - тематическое планирование по возрастным группам


 

Зимние забавы

Февраль

Я - путешественник

Машины на нашей улице

Чудесные вещи (железо, резина, дерево, бумага и т.д.)

Папины заботы

Март

Цветы для мамы

Весна

Путешествие по городу

Наши меньшие друзья (птицы)

Апрель

Все работы хороши

Космическое путешествие

О труде в саду и огороде

Труд взрослых в детском саду

Май

Цветы нашего участка

Путешествие в мир насекомых

Карнавал деревьев

Зелёная аптека

Месяц

Неделя

 

 

Средняя группа

Сентябрь

Моё тело

 

Моё окружение

 

Как мы играем

 

Я и моя семья

Октябрь

В саду ли в огороде

 

Витамины с грядки

 

Осень

 

Животные и птицы встречают осень

Ноябрь

Посуда и продукты питания

 

О хороших привычках и нормах поведения

 

Путешествие в страну «Светофор»

 

Наш детский сад

Декабрь

Зима

 

Мы - друзья животных и птиц

 

Моя одежда»

 

Встречаем Новый год

Январь

 

 

 

Мои игрушки

 

Моя любимая сказка

 

Приложение

К Основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2» городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан

Модель вариативных форм, средств, способов реализации образовательной деятельности разных культурных

практик на неделю для разных возрастных групп

 

Модель организации воспитательно - образовательной работы на неделю в средней группе

Тема:

Задачи:____________________________________________________________________________________________________

День

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самост. деятельности детей Поддержка детской инициативы ( в центрах детской активности)

 

Утро

1. «Азбука    общения» (развитие диалогической, связной речи, речевого этикета)

2. Утренняя гимнастика № 3 .Беседа по темы недели

4. Дидактическая игра (экологии, ознакомление с окружающим)

1. Выкладывание настольно-печатных игр:

2. Игровая ситуация (трудовое поручение)

 

ОД

 

к и

я

Прогулка

1. Наблюдение

2. Словесные         игры

3. Индивидуальная  работа (физическая культура)

4. Подвижная игра / Игра - состязание

1. Игровая ситуация (трудовое поручение)

2. Самостоятельная                                 деятельность по выбору детей

-

л

е

д

е

=

о

оП

Работа пред

сном/

подъём

1.Развитие умения элементарно описывать своё самочувствие, умения привлечь внимание взрослого

в случае недомогания

2.Чтение

3. Бодрящая гимнастика №

1.Поощрение самостоятельности в выполнении КГН и жизненно важных привычек

 

 

 

 

 

Вечер

1.Строительные игры /Конструирование 2.Заучивание

3. Дидактическая игра здоровьесберегающего содержания (валеология)

4. Индивидуальная  (подгрупповая) работа по ЗКР 5.Чтение лит. произведения

1. Выкладывание                            оборудования для игра- экспериментов:

2. Выкладывание                            материала для художественно - творческой деятельности:

 

Прогулка

1. Подвижна игра, упражнения на развитие координации и равновесия

2. Игры - экспериментирования

3. Наблюдение  за погодой

1.Вынос атрибутов для сюжетно-ролевой игры:

 

День

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самост. деятельности детей Поддержка детской инициативы

( в центрах детской активности)

 

Утро

1. Настольно-печатные игры

2. Утренняя гимнастика №

3. Упражнения и игры , развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности

4. Работа по уходу за растениями

1. Внесение                 настольно-печатной игры

2. Игровая    ситуация (трудовое поручение)

 

ОД

 

 

Прогулка

1. Беседа         о безопасном поведении на улице

2. Наблюдение 3.Экологическая игра

4. Индивидуальная  работа (физическая культура)

5. Подвижная игра / Игры-забавы

1. Игровая ситуация (трудовое поручение)

2. Самостоятельная                                 деятельность по выбору детей

Вторник

Работа пред

сном/

подъём

1 .Индивидуальные поручения дежурным по столовой.

Обучение правилам сервировки стола. Воспитание ценностного отношения к труду дежурных и

помощника воспитателя

2.Чтение

1. Личный пример воспитателя ценностного от ношения к труду помощника воспитателя

 

 

3. Воспитание бережного отношения к личным вещам, одежде.

4. Знакомство (закрепление) с родовыми понятиями обувь, одежда, их дифференциацией (обувь

кожаная, матерчатая; женская, мужская, детская, т.п)

5. Бодрящая гимнастика №

 

 

Вечер

1 .Чтение (рассказывание) литературного произведения / Заучивание

2. Подготовка      к игре драматизации

3. Дидактическая         игра (РЭМП ) 4 .Игры-экспериментирования

1. Самост.     деятельность в музыкальном уголке

2. Слушание музыки (пение)

 

Прогулка

1. Наблюдение

2. Подвижная игра

1. Вынос атрибутов для сюжетно-ролевой игры :

2. Самостоятельные                                 игры с выносным материалом

 

День

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самост. деятельности детей Поддержка детской инициативы

( в центрах детской активности)

 

Утро

1. Работа         по ЗК

2. Беседа         / Ситуативные задания по ЗОЖ

3. Утренняя гимнастика №

4. Дидактическая игра (грам. строй речи, подготовка к обуч. грамоте)

5. Хороводная     игра

1. Внесение развивающей игры:

2. Игровая ситуация (трудовое поручение) / Ситуация сотрудничества, работа в парах

 

ОД

 

 

Прогулка

1. Наблюдение

2. Словесные         игры

3. Индивидуальная  работа (физическая культура)

4. Подвижная игра

1. Игровая ситуация (трудовое поручение)

2. Выкладывание                            творческих альбомов

3. Выкладывание                            атрибутов для сюжетных игр:

Среда

Работа пред

сном/

подъём

1. Разговор о культуре приёма пищи (сидеть спокойно, аккуратно, пережёвывать пищу не торопясь, не говорить с набитым ртом, использовать правильно столовые приборы, пользоваться салфеткой и т.п.)

2. Разговор о значимости профессии помощника воспитателя. Воспитание бережного отношения к

его труду, оказание посильной помощи окружающим ( стремление заправить кровать, помочь сверстникам во время одевания , помочь воспитателю подготовить инвентарь для бодрящей гимнастики, закаливающих процедур)

3. Бодрящая гимнастика №

1.Поощрение самостоятельности в выполнении КГН и жизненно важных привычек

 

Вечер

1 .Чтение (беседа после чтения) литературного произведения

2. Рассматривание эстетических объектов / Разговор об искусстве

3. Драматизация (показ)

4. Краеведение

1. Самостоятельная деятельность в центре художественной деятельности

2. Выкладывание атрибутов для сюжетно- ролевой игры:

 

Прогулка

1. Наблюдение

2. Подвижная игра

3. Сюжетная игра

1.Самостоятельные игры с выносным материалом

 

День

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самост. деятельности детей Поддержка детской инициативы

( в центрах детской активности)

 

Утро

1. Дидактическая игра (изо)

2. Режиссёрская игра / Игра-фантазирование

3. Утренняя гимнастика №

4. Рассматривание познавательной литературы в центре книги, беседа

5. Индивидуальная  работа по развитию речи

1. Выкладывание                            материала для продуктивной деятельности по изготовлению:

2. Игровая ситуация (трудовое поручение)

 

ОД

 

г р

и

Прогулка

1 .Наблюдение в живой природе (животный мир) 2. Дидактическая игра по теме недели

3 .Индивидуальная (подгрупповая) работа с малоподвижными детьми 4. Подвижная игра

1. Самост.     деятельность на прогулке

2. Сюжетно-ролевые                                  игры по желанию детей

3. Игровая ситуация (трудовое поручение)

са

т е

Р

Работа пред сном/ подъём

1 .Беседа о полезных и вредных для здоровья продуктах питания; разумном их употреблении. Знакомство (закрепление) с дифференциацией блюд, входящих в состав меню (первое, горячее, второе (понятие гарнир), напиток, десерт и т.п.) 2. Общение: "Что мне присниться?", "Мои радужные сны!"

3 .Бодрящая гимнастика № Разговор о пользе дыхательной гимнастики. гимнастики для глаз, физ.упражнениях

1. Трудовое поручение

2. Личный    пример воспитателя ценностного от но ше ния к труду по мо щника воспитателя

 

Вечер

1. Труд

2. Чтение / Заучивание

3. Сюжетно-ролевая игра

4. Развивающие игры с использованием ИКТ

1.Прослушивание записей / Просмотр видео

 

Прогулка

1. Наблюдение

2. Народные подвижные игры

1. Вынос          атрибутов для подвижных игр:

2. Самостоятельные                                 игры с выносным материалом

 

День

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и детей

Организация развивающей среды для самост. деятельности детей Поддержка детской инициативы

( в центрах детской активности)

Пятница

Утро

1. Беседа «Мои права»

2. Утренняя гимнастика №

3. Дидактическая игра (музыкально - художественной деятельности)

4. Индивидуальная  работа по РЭМП

1. Внсение................... в центр     

2. Игровая ситуация (трудовое поручение)

ОД

 

Прогулка

1. Наблюдение

2. Опыт / Экспериментирование

3. Словесная игра

4. Спортивные упражнения

5. Индивидуальная работа (физическая культура

1. Вынос         атрибутов для организации подвижных игр по выбору детей

2. Игровая ситуация (трудовое поручение)

Работа пред сном/ подъём

1 Чтение/слушание музыки по выбору детей

2. Мотивирование     к сбережению своего здоровья и здоровья других, к овладению умением обслуживать себя и владеть полезны ми привычками, элементарными навыками личной гигиены

3. Словарная работа: постельное бельё, простыня, наволочка, пододеяльник, одеяло, нижнее (нательное) бельё (изменение в числе и падеже); использование в речи глаголов (изменение в роде, числе) укрыться, улечься, одеть, надеть и т.п.

4. Бодрящая гимнастика №

1 .Поощрение самостоятельности в выполнении КГН и жизненно важных привычек

Вечер

1.Общение на социально - нравственные темы / этическая беседа 2.Работа по теме недели / Проектная деятельность 3 .Итоговое мероприятие по основной теме

1. Самоятоятельная                                художественная деятельность

2. Выставка книг:

Прогулка

1 .Наблюдения за погодными явлениями

2. Подвижная игра

3. Сюжетная           игра

1. Сюжетно-ролевые                                  игры по выбору детей

2. Самостоятельные                                 игры с выносным материалом

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.22 (0.024 с.)