Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2 «Основные понятия и определения гидродинамики»Стр 1 из 2Следующая ⇒
20.02.02. Раздел 2. «Гидравлика» Тема 2.2 «Основные понятия и определения гидродинамики» Занятие №21. «Режим движения жидкости» Еще в 1839 г. Г. Хагеном и в 1880 г. Д.И. Менделеевым в результате экспериментальных исследований движущихся жидкостей было установлено, что существует два режима движения жидкости. Наиболее полные лабораторные исследования режимов движения жидкости и их влияния на потери напора провел английский физик О. Рейнольдс в 1883 г. Установка Рейнольдса для исследования режимов движения жидкости показана на рис. 1.
Рис. 1. Схема установки Рейнольдса для исследования режимов движения жидкости: 1 – бак с жидкостью; 2 – труба; 3, 5, 8 – вентили; 4 – сосуд с краской; 6, 7 – стеклянные трубки
К баку 1, заполненному исследуемой жидкостью, присоединена горизонтальная стеклянная труба 7 с вентилем 8, предназначенным для регулирования скорости течения жидкости. Над баком установлен сосуд 4 с раствором краски. От сосуда отходит тонкая стеклянная трубка 6 с регулирующим вентилем 5. Конец тонкой трубки входит в стеклянную трубку 7. Для пополнения бака жидкостью служит труба 2 с регулирующим вентилем 3. Таким образом, уровень в баке может либо изменяться, либо поддерживаться постоянным. Опыты проводились следующим образом. Емкости заполняли исследуемой и окрашенной жидкостью. Затем постепенно открывали вентили 8, 5, 3;при этом устанавливали необходимые (вначале замедленные) режимы движения жидкости. Зная объем мерного сосуда и время его заполнения, можно определить расход жидкости. Зная скорость движения жидкости в стеклянной трубе 7, диаметр трубы и род самой жидкости, Рейнольдс установил следующее. При небольших скоростях течения в трубке 7 окрашенная жидкость движется в виде отчетливо выраженной тонкой струйки, не смешиваясь с потоком неокрашенной воды (см. рис. 1). Если присоединить к этой трубе пьезометр или трубку Пито, то они покажут давления и скорости, постоянные во времени, и отсутствие колебаний (пульсаций), т. е. слоистый характер жидкости. При увеличении скорости потока жидкости в трубке 7 окрашенная струйка начинает совершать волнообразное движение, затем на отдельных ее участках появляются разрывы, и при каком-то определенном значении скорости струйка полностью разрывается, размываясь исследуемой жидкостью. Красящая жидкость расходится по всему объему трубы, равномерно окрашивая всю массу жидкости. Если в это время подмешать в исследуемый поток мелкие частицы какого-либо твердого вещества с плотностью, равной плотности самой жидкости, то эти частицы опишут сложные криволинейные траектории, выполняемые элементарными струйками. Таким образом, слоистый характер движения жидкости переходит в вихреобразное вращательное движение. При этом пьезометр или трубка Пито покажут непрерывные пульсации давления и скоростей в потоке жидкости. Если постепенно прикрывать вентиль 8 и уменьшать скорость движения жидкости в трубке 7, первоначальный характер течения восстановится.
Режим движения жидкости, наблюдаемый при малых скоростях, при котором отдельные струйки жидкости движутся параллельно друг другу и оси потока, называется ламинарным (от лат. lатinа – лента, полоска), т. е. ленточным, слоистым. Он наблюдается в тонких капиллярных трубках, в кровеносных сосудах, а также при движении по трубам очень вязких жидкостей: нефти, мазута, смазочных масел и т. п. Режим движения жидкости при больших скоростях отличается неупорядоченным движением элементов жидкости и называется турбулентным (от лат. turbulentus – беспорядочный). Несмотря на свою сложность, турбулентный режим движения имеет определенные закономерности. В жидкости наблюдаются отдельные слои с ламинарным режимом, с переходным режимом и турбулентный поток. Турбулентный режим встречается довольно часто в природе и в искусственных сооружениях: при движении воды в реках, каналах, трубах и т. д. Обобщив результаты опытов, проведенных с трубами круглого сечения, Рейнольдс пришел к выводу, что основными факторами, определяющими характер режима движения, являются: средняя скорость жидкости v, диаметр трубопровода d, плотность жидкости ρ и ее вязкость μ. При этом была установлена следующая зависимость: чем больше размеры поперечного сечения потока и плотность жидкости и чем меньше ее вязкость, тем быстрее при увеличении скорости движения жидкость переходит от ламинарного режима к турбулентному.
Скорость, при которой происходит смена режимов движения жидкости, называется критической. На основании экспериментальных данных Рейнольдс установил, что значения критических скоростей, соответствующих точкам перехода ламинарного режима в турбулентный, непостоянны. Поэтому для характеристики режима движения жидкости был введен более объективный показатель – безразмерный параметр, названный критерием, или числом Рейнольдса (Rе):
где ν = μ/ρ – кинематический коэффициент вязкости. Выполненными исследованиями было установлено, что минимальное значение числа Рейнольдса, соответствующее переходу ламинарного режима в турбулентный, равно 2320. Это число было названо критическим числом Рейнольдса:
Число Rе = 2320 не следует рассматривать как строго регламентированное. Оно может меняться в довольно широких пределах и зависит не только от входящих в формулу величин, но и еще от ряда внешних факторов: шероховатости труб, сотрясения трубопровода, резкого изменения скорости и др. Если устранить влияние этих факторов, то можно задержать переход ламинарного режима в турбулентный и довести значение Rекр до 11 000-13 000. Из сравнения верхнего и нижнего значений критического числа Рейнольдса видно, что верхнее значение превышает нижнее значение почти в 6 раз. Следовательно, между ними лежит большая зона, где движение жидкости в зависимости от условий может происходить в ламинарном или турбулентном режимах. Однако ламинарный режим движения в этой зоне неустойчив и легко переходит в турбулентный. Такая зона называется переходной. В настоящее время в практических расчетах обычно исходят из одного критического значения числа Рейнольдса Rекр = 2320. Считается, что при Rе < 2320 всегда имеет место ламинарный режим, а при Rе > 2320 – турбулентный. Такой подход обеспечивает некоторый запас прочности при гидравлических расчетах. Можно определить критическое значение числа Рейнольдса для труб не только круглого сечения, но и любой другой конфигурации. Известно, что гидравлический радиус и диаметр связаны соотношением d = 4Rг. Тогда
Откуда
Принимая Rекр = 2320 независимо от формы живого сечения, находим критерий для сечения любой формы: 2320/4 = 575. Таким образом, если то режим будет ламинарный, если же то турбулентный.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.137.213 (0.007 с.) |