Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситников В.И. Роль фольклора в современной культуре России//Тверские традиции народной культуры: Сб. науч. Статей. – Тверь: Славянский мир, 2014. – с. 22-34.
Ответить на вопрос о роли фольклора в современном обществе — значит объяснить, зачем он нужен современникам, каково его предназначение и в чём специфика его функций на современном этапе истории Отечества. Если в качестве исходного мы выбираем положение о том, что позитивное развитие духовной культуры возможно только на основе преемственности и соответственно одной из важнейших черт духовной культуры мы полагаем традиционность, то тогда со всей очевидностью высвечивается роль фольклора как базисного элемента, без которого невозможны все последующие культурные построения. С этой точки зрения фундаментальная культурообразующяя функция фольклора оказывается постоянной и неизбывной, а ценностное отношение к фольклору закрепляет за ним значение непреходящей духовной ценности. Развитие духовной культуры на основе традиционности проявляется в осознанной необходимости упорядочивания своих мыслей, поступков и действий с учетом опыта предшествующих поколений. В фольклоре воплощен духовный опыт предков. Это наследие предстаёт как особая ценностная система, с оригинальным взглядом на мир, со специфически выстроенными отношениями человека с природой, обществом и самим собой как с Человеком. При этом оказывается, что в культурном наследии народа воплощены базовые жизненные ценности, те ценности, которые мы сегодня называем общечеловеческими. Прогрессивно мыслящая часть общества всегда выступала за сохранение народного культурного наследия, за включение его в жизнь современников, за преемственное развитие культуры. Основанием такой позиции является понимание значимости для поддержания жизнеспособности человечества той системы ценностных представлений, которая отражена в традиционной народной культуре. Крайне важным является то, что основу этой ценностной системы составляет космоцентричное сознание, провозглашающее единство человека и природы, побуждающее к выстраиванию гармоничного сосуществования человека и природы. Как раз этот ценностный аспект традиционной народной художественной культуры является интегрирующим и консолидирующим началом, составляя духовное единство многочисленных этносов Российского государства, и при этом оставляя полный простор для каждой этнической культуры в уникальном художественном выражении и воплощении идеи гармонии человека с окружающим миром. Общая для многих народов духовно-нравственная и мировоззренческая основа фольклора, реализующаяся в многообразии национально-этнических форм её претворения, позволяет указать на консолидирующую, интегрирующую человеческое сообщество функцию фольклорной культуры. Эта функция не может быть выполнена со всеобъемлющей полнотой ни идеологией, ни религией, ни какими-либо другими силами, а потому является специфичной для фольклора. Выполнение этой функции распространяется не только на межэтнические, но и на внутренние социальные отношения. Понимание значимости духовной ценности традиционной народной культуры позволяло прежде и позволяет сейчас ощущать себя сторонником этнической системы ценностей представителям различных слоев общества и причислять себя к народу, осознавать себя его частью независимо от сословной, конфессиональной и этнической принадлежности.
В обеспечении возможности идентифицировать себя с великим народом, с его высокой духовностью видится сегодня одно из фундаментальных значений фольклора.Совершенно естественно, что способность фольклора удовлетворять потребность современников в этнической идентификации выступает в качестве его специфической функции, невосполнимой ни какими другими пластами духовной культуры. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что слой фольклора в структуре современной художественной культуры истончился до критической точки. Однако представление образа народа и возможность удовлетворения потребности в идентификации себя с этим народом, возможность реализовать стремление следовать мудрым заветам предков и воспроизводить свою культурную самобытность - возникают сегодня во многом только благодаря фольклорной культуре. Вот почему необходимо, как минимум, чтобы народное наследие сохранялось в современной культуре в живых реальных формах бытования, находило свое место в структуре актуальной культуры, становилось одним из базовых компонентов современной жизни.Вот почему особое звучание и остротуприобретают сегодня вопросы сохранения фольклорного наследия.
Совершенно очевидно, что динамичные изменения в системах культуры и общества лишили традиционную народную культуру той универсальной роли, которую она играла в свой «классический» период. Но многократно усиливается её значение как барометра, определяющего национальное своеобразие, самобытность культуры и общества в условиях современного процесса глобализации. Присутствие полноценного слоя классического фольклорного наследия в структуре разветвлённой, многоуровневой культуры современного социально дифференцированного общества становится фактором, позволяющим судить об экологии культурной среды, в которой пребывают наши современники. Причём, этот фактор обнаруживает себя как на общенациональном уровне, так и на региональном. Проблема экологии культуры уже не одно десятилетие волнует прогрессивно мыслящих людей во всем мире. Чем более в процессе индустриализации и урбанизации нивелировались, усреднялись локальные культурные традиции, тем отчётливее осознавалась мировым сообществом защитная, благотворная роль фольклорной культуры в эмоциональной, духовной жизни человека. Сегодня на фоне ускоряющегося научно-технического развития, повсеместной стандартизации условий труда и быта, а также при включении людей во всё более дифференцированные виды трудовой деятельности, развивается тенденция усреднения, выравнивания, а очень часто и унификации культур, проявляется феномен культурного однообразия, создаётся угроза однобокости жизненных восприятий. Для преодоления отмеченной тенденции, для динамичного развития культуры необходимо располагать богатым культурным фондом, непременно включающим в себя всё многообразие локальных фольклорных традиций, необходимы усилия, направленные на сохранение фольклорного слоя в структуре современной культуры. Только в этом случае фольклор сможет полноценно выполнять свою специфическую экологическую функцию. Регионально-этнические культурные традиции создают благоприятные условия для обеспечения сферы бытового общения, культуры повседневности, для сохранения и поддержания исторической памяти рода, семьи. Тенденции унификации, универсализации и стандартизации культуры под натиском глобальных процессов, напротив, выступают в качестве деструктивного элемента, упрощающего, обедняющего культурную среду современников. Универсализм в культуре непригляден не только тем, что происходит нивелирование уникального, местного своеобразия культурных проявлений, но и тем, что выхолащивается, снимается конкретно-личностный характер отношений человека с художественными ценностями своей малой родины, а это в свою очередь отнюдь не способствует подпитке чувств патриотизма как в большом, так и в малом. (Нельзя любить Родину, не любя своего дома.) Д.С Лихачёвым была высказана мысль о том, что сохранение культурной среды задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Именно поэтому экологическая функция фольклора приобретает сегодня особое фундаментальное значение и выдвигается в ранг жизнеобеспечивающей.
Проблема экологии культуры напрямую связана с вопросами жизнеспособности народов, с наличием у них возможности и способности противостоять процессам ассимиляции, причем сегодня это в равной степени относится и к русскому и к другим народам России. Осознание неповторимой ценности для всего человечества культуры каждого народа, осмысление того, что потеря культурного своеобразия даже самого малочисленного этноса означает невосполнимую потерю для земной цивилизации в целом и для каждого человека в отдельности способствует пробуждению национального движения, которое ныне направлено именно на то, чтобы уберечь народы от ассимиляции. Следует подчеркнуть, что возникшие по всей стране в результате подъёма национального движения национальные общества,которые появились и продолжают появляться либо стихийно, неофициально, либо как инициативные группы, или самодеятельные общественные объединения, необыкновенно единодушны в выборе средств возрождения самобытности, поддержания этнического самосознания народа. С первых же шагов своей деятельности национальные общества опираются на силу народного традиционного искусства, фольклора, языка своего народа. Именно в этом видят первооснову, главный стержень нации люди, пожелавшие объединиться по этническому признаку. Они отчётливо осознают, что плохи дела у народа, если он не имеет своей печати, своих школ, курса своей истории. Однако, если народ лишился культурных традиций своих предков, их песен и языка, значит он стоит у смертельной черты. Стремясь уберечь себя и своих потомков от духовного и нравственного вырождения, от обезличивающего выравнивания, наши современники обращаются к вековому народному наследию и видят своё спасение прежде всего в сохранении и возрождении фольклорной культуры, как одной из форм общественного сознания определённой этнической общности, как системы ценностей, в которой отражена этническая история народа. Опора на фольклорные традиции в ходе движения за сохранение и восстановление своей самобытности не является исключительной особенностью для народов нашей страны. Обращение к зарубежному опыту изучения этнических процессов и проблем в разных странах показывает, что во всевозможных национальных движениях важнейшим, незаменимым элементом является фольклор, через который борющийся за своё самоутверждение этнос выражает свою уникальную подлинность. Мало того, именно на основе сохранения и развития языка и фольклорной культуры построены многие «концепции выживания» национальных меньшинств. Таким образом, выполнение фольклором своей специфической экологической функции оказывается сопряжено с решением задач обеспечения жизнеспособности этноса.
Роль фольклора чётко проявляется и при обращении к нему как средству решения актуальных социально-культурных и социально-педагогических проблем. Потребительство – характерная черта современности. Оно определяет очень многие отношения в сегодняшнем обществе. Его основой, по-видимому, является колоссальная дифференциация в сфере трудовой профессиональной деятельности. Практически любые потребности гражданина сегодня обеспечиваются услугами профессионалов. И очень часто мы становимся заложниками профессионалов, т.к. наш комфорт и удобства зависят от предоставляемых ими услуг, от результатов их профессиональной деятельности. Профессионализация сферы художественной культуры привела нас к тому, что подавляющая часть населения попадает в разряд потребителе художественных ценностей, причём весьма и весьма пассивных потребителей. Совершенно стандартной выглядит ситуация, при которой в часы досуга и праздников современники обращаются к услугам профессионалов, которые развлекают (культурно обслуживают) население. Специалисты поют для публики, танцуют, рассказывают анекдоты и т.п., лишая людей присущей им потребности самим всё это делать. Современный человек оказывается отчужденным от форм самостоятельной, самодеятельной в истинном смысле этого слова художественной деятельности. Рассматривая взаимодействие современного человека со сферой художественной культуры, многие исследователи указывают на сложившиеся стереотипы пассивно-потребительского отношения и поведения. Если же обратиться к традициям народного искусства и народных праздников, то становится очевидным, что неспециализированные формы художественной деятельности дают возможность каждому реализовать свои художественно-творческие потребности, проявить свои художественные способности в тех или иных формах исполнительства, дать выход своей эмоционально-творческой активности. Сущностное для фольклорной культуры синкретичное единство процессов производства и потребления художественных ценностей (без разделения на создателей, исполнителей и публику), реализуемое на основе импровизационности, вариативности и в условиях коллективности (всеобщности, включенности каждого в художественно-творческую деятельность) ставит человека в позицию активного, творческого взаимодействия с художественной культурой. Неспециализированная по своим характеристикам художественная деятельность, в рамках которой создаются фольклорные образцы, предназначенные для собственного потребления, формирует и развивает вкаждом человеке художника, творца. Для традиционной народной культуры развитость у абсолютного большинства людей художественных способностей является нормой, а не исключительностью, которой обладают только избранные, только художники-профессионалы, специалисты. Таким образом, фольклор выполняет свою педагогическую функцию, которая является откликом как на потребности целостного развития индивида, так и на необходимость поддержания креативности всего сообщества.
В рамках предлагаемого материала не ставится задача полного освещения проблемы полифункциональности фольклора. Важно подчеркнуть, что в условиях современности роль фольклора оказывается незаменимой в преодолении целого ряда проблем жизнеспособности народа. В решении этих проблем трудно найти альтернативу фольклору. Однако сторонники отношения к фольклору как к культуре прошлого не без оснований указывают на кардинально изменившуюся структуру современной художественной культуры, в которой доля собственно фольклора ничтожно мала. Можно ли в этом случае рассчитывать на силы фольклора в решении обозначенных проблем? Действительно, если попытаться охарактеризовать состояние живой фольклорной традиции в условиях современности, то придется отметить неуклонно проявляющуюся тенденцию угасания классических форм фольклора, их вытеснения из естественной бытовой и социальной среды. Вместе с тем, в настоящее время фольклор перемещается из сферы быта в иные сферы – в область научных знаний, профессионального искусства, любительского творчества. Постепенно проникает он и в систему образования. Безусловно, одним из важнейших факторов этой культурной трансформации является изменение уклада жизни народа, обретение обществом совершенно иных (по сравнению с фольклорным прошлым) параметров, переход на совершенно иные технологии жизни. Но нельзя не отметить и постоянно нарастающего, повышенного внимания и массового интереса к народным художественным традициям. Можно даже утверждать, что ориентация на традиционную народную художественную культуру является заметной чертой современного социокультурного процесса. По-видимому, это связано с общественной потребностью выбора своего самобытного культурно-исторического пути развития, с желанием укорениться на своей культурно-исторической почве, в конце концов, со стремлением создать или поддержать свой престижный уникальный имидж. Так или иначе, но явление, обнаруживающее себя в достаточно интенсивных процессах ориентации на традиционное национальное культурное наследие, отличается постоянством, наличием вполне определенных контуров и характеристик. Ученые обозначают это явление понятием современный фольклоризм,включая в него самые разнообразные формы обращения к фольклору, самые различные способы его претворения, переработки, трансформации.Эти формы обращения принято называть вторичными.Причем отмечается, что весь мир пульсирует вторичной традицией - от попыток максимально бережного сохранения народного наследия до образцов «эрзац-культуры, подчас необыкновенно привлекательных, многокрасочных, вполне выдерживающих конкуренцию со всяческими поп-, рок-, диско…» (1, с.7). Нельзя не разделять, в общем, позитивную оценку ученых в отношении фольклоризма. Ведь в рамках этого явления обнаруживается не отказ от фольклора — отказ явный и воинственный, а стремление включить его в контекст современной жизни. В зависимости от типа ориентации на фольклор, от степени связи с ним (прямой или косвенной) выделяются различные, достаточно четко проявляющиеся направления современного фольклоризма. В рамкахаутентичного направления осуществляются попытки доподлинно сохранить не только художественную стилистику фольклора, но и его бытовой способ функционирования. Характерным для этой сферы фольклоризма является сознательный отказ различных вторичных фольклорных групп от сценической деятельности и стремление вжиться в народную художественную традицию и вживить её в современную бытовую художественную практику. В рамках фольклорно-сценического (фольклорно-экспозиционного) направления вторичные фольклорные коллективы, стремясь максимально точно сохранить художественную стилистику фольклорных традиций, тем не менее сознательно изменяют способ бытования образцов фольклора и видят свою главную задачу в популяризации и пропаганде народных художественных традиций средствами сценического искусства, выставочных экспозиций и т.п.. Народно-академическое направление характеризуется тем, что здесь формируется и реализуется академически-унифицированный подход к претворению фольклора. Академизм проявляется в том, что создаваемые авторские сочинения, стилизации и обработки, в которых фольклор используется как «строительный материал», свободны «от регионально-этнической специфики, вариативности, импровизационности – качеств, без которых немыслим фольклор» (3, с. 104). Представляется, что сфера современного фольклоризма в определённом смысле выступает «правопреемницей» фольклорной культуры и принимает на себя как её роль, так и выполнение функций. Возможно ли полагаться на потенциал сферы фольклоризма в решении современных социокультурных, социально-педагогических проблем, в преодолении кризисных явлений в жизни народа? Нет сомнений, что такая возможность есть, что фольклоризм обладает необходимым потенциалом, практически адекватным тому, которым обладает сам фольклор, но реализация этого потенциала возможна при определенных условиях. В ряду таких условий главным выступает культура функционирования фольклоризма, понимаемая как уравновешенность и сбалансированность его многообразных форм. В ситуации многозначности форм современного фольклоризма возникает одна из ключевых проблем обеспечения паритета направлений, сохранения оптимального баланса между формами реализующими подлинное воссоздание народных художественных традиций и формами не связывающими себя с задачами фольклорной достоверности, устремленными в стихию совершенно иных художественных жанров, стилей, ценностных ориентаций и т.п. Проблема паритетности отношений связана с тем, что при оценке состояния сферы фольклоризма с точки зрения сохранения и возрождения фольклорных традиций, со всей очевидностью обнаруживается доминирование академизированных и прочих далеких от фольклорной подлинности форм, преобладание квазинародности над формами, реализующими бережный, подлинный подход к претворению народного художественного наследия. Обеспечение паритета и равновесия необходимо, во-первых, для того, чтобы современники, отчужденные сегодня от корневой этнической культуры могли получить достоверное представление о ней. Во-вторых, в деле сохранения и поддержания национальных культурных традиций задачи культурной преемственности полноценно и целенаправленно решаются только в рамках аутентичного и фольклорно-сценического направлений фольклоризма, в то время как в народно-академической сфере со всеми её многочисленными модификациями стилей и жанров преследуются задачи смелого новотворчества, новых творческих исканий, скорее направленных на изменение традиций, чем на их сохранение. В-третьих, поддержание равновесия направлений в пестрой картине современного фольклоризма актуально в свете обеспечения благоприятных возможностей взаимодействия профессионального искусства и фольклора. Благотворность этого влияния для профессионального искусства связана с достижением этнонационального своеобразия в контексте мировой культуры. Но если не сохранять фольклорный источник, не уберегать от всевозможных кардинально модифицированных напластований – этот источник может иссякнуть. И, наконец, главное – именно в рамках аутентичных форм фольклоризма с наибольшей полнотой проявляется потенциал фольклора, с помощью которого могут быть решены социально-педагогические и социально-культурные проблемы современной жизни. В обозначенной проблеме обеспечения паритета между различными направлениями современного фольклоризма в качестве мер по достижению позитивного баланса может оказаться вполне достаточным предоставление равноценной государственной и информационной поддержки, которая в равной степени должна оказываться как, к примеру, государственным народным хорам, так и аутентичным и фольклорно-сценическим вторичным ансамблям, как государственным предприятиям, так называемых народных художественных промыслов, так и очагам традиционных художественных ремёсел, пытающимся сохраниться в местах своего исконного бытования. Особо следует указать на крайнюю важность информационной поддержки деятельности аутентичных коллективов средствами телевидения, радио, прессы. Иными словами, все те средства и технологии, которые сегодня задействованы для обеспечения функционирования так называемой массовой культуры, могут быть с успехом использованы на пути решения проблем сохранения национальных культурных традиций. В решении проблем сохранения национального культурного наследия неоценимую помощь может оказать активная публикация, собранных фольклористами материалов. Причем этот процесс «возвращения фольклорных ценностей» должен соответствовать как современным требованиям фольклористики, так и уровню современных средств предоставления и тиражирования информации, уровню современных коммуникационных технологий. В многогранной сфере фольклоризма, безусловно, встают проблемы культуры исполнительства. В этом плане специалистами ставится вопрос о смене хаотичного фольклоризма на фольклоризм серьезный. Для того чтобы показать серьезность проблемы культуры исполнительства позволим себе небольшую цитату: «Фольклор на сцене, эрзац-фольклорные молодежные ансамбли — своего рода фольклорные «комиксы» и т. п., магнитофонные «выдергивания» из случайных поездок по деревням случайных интонаций (а точнее, не интонаций, а музыкальных тем для обработки!), спешные перелистывания фольклорных публикаций (тоже — фольклоризм!) и т. п. — весь этот явно ускоренный метод передачи традиции, всё это бессистемное выпячивание то одного, то другого в безбрежной фольклорной традиции… всё это должно смениться …» (1, с.7). Да, всё это должно смениться на квалифицированный, профессиональный уровень обращения к фольклору. Ситуация часто встречающейся недостаточной компетентности и низкой исполнительской культуры объясняется тем, что носителями фольклорной традиции сегодня пытаются выступать городские жители, не связанные с исконной сферой бытования фольклора, не впитавшие традицию естественным фольклорным способом и потому не владеющие всей глубиной необходимых знаний и умений. Пожалуй, ключевым фактором некомпетентности современников в отношении народного культурного наследия является то, что с угасанием живой фольклорной традиции оказался утраченным и механизм межпоколенной передачи фольклора. В условиях разрыва межпоколенных связей функцию передачи фольклорных традиций должны взять на себя различные общественные социальные институты и, прежде всего система общего и художественного образования. По-видимому, только в этом случае можно надеяться на эффективное решение проблемы культуры взаимодействия современников с фольклорным наследием.
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что фундаментальная роль фольклора в современной культуре России определяется как непреходящей ценностью духовного опыта наших предков, так и многообразием тех функций, которые способен выполнять фольклор в условиях современной жизни. Изменение способа бытования фольклора, обнаруживающееся в явлениях фольклоризма, позволяет те не менее говорит о возможности мобилизации потенциала фольклора для решения жизненно важных задач современного общества. Всё сказанное является попыткой не только сделать акцент в отношении роли, значимости и ценности традиционных этнографических и фольклорных элементов культуры для современной жизни России, но и поделиться соображениями, связанными с реальными действиями, которые необходимо предпринять для сохранения и актуализации народных традиций в условиях современности.
Литература: 1. Земцовский И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? / И.И.Земцовский // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли : Вып. 2 : Фольклор и фольклоризм : сб. науч. тр. / [редкол.: В. А. Лапин (сост. и отв. ред.) и др.] .- Л., 1989. - С. 6-19. 2. Лихачев Д.С. Экология культуры //Памятники Отечества: Ил. альманах Всерос. об-ва охраны памятников ист. и культуры.-М.: Сов. Россия, 1980, № 2. С.15-1б. 3. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие / [отв. ред. Н. Г. Михайлова (и др.)]. - М. , 2000. - 219 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.218.45 (0.015 с.) |