Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Календарно-тематическое планирование коррекционной непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (1 год обучения)

Поиск

 

 

В 1 периоде проводится 2 фронтальных лексических занятия в неделю, во 2 – 3 периодах добавляется 1 занятие по произношению и развитию навыков звукового анализа

 

Неделя

Лексическая тема

№ занятия

Содержание работы на развитие лексико – грамматических категорий, словаря и связной речи

№ занятия

Тема занятия

Формирование навыков п правильного звукопроизношения

(закрепление поставленных звуков, овладение звуковым анализом и синтезом)

Сентябрь

Игрушки. Детский сад.

Наши имена.

№ 1

Употребление имен собственных в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Назови ласково», «Кто тебя позвал».

Употребление слов «Наоборот» в увеличительном значение с суффиксом - ище

 

 

 

№2

Называние профессий работников детского сада. Узнавание игрушек по описанию.

Составление описания игрушки по опорной схеме

Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя

 

 

 

Осень разноцветная

№ 3

Употребление «осенних слов»: называние признаков осени (туман, листопад, золотая осень, урожай), подбор слов прилагательных к заданному существительному, подбор слов действий с приставками ВЫ, ПО, НА; выделение признаков ранней осени. Составление предложений по картине из 3 слов. Работа с сюжетной картиной и текстом «Осенью в парке» («Преодоление ОНР» Волосовец Т.В, стр.56)

 

 

 

№4

Составление рассказа по сюжетной картине «Осень в лесу»

 

 

 

Октябрь

1 неделя

Овощи

№ 5

Наш чудесный огород: называние овощей и их признаков (цвет, форма, величина, вкус).

Согласование слов существительных с прилагательными. Игра «Писатель» (узнавание овоща по его словесному описанию)

Стихотворение «Подарки осени» (заучивание с воспитателями)

 

 

 

№ 6

Составление рассказа по сюжетной картине с проблемным сюжетом «В городе» (Ткаченко Т.А.)

 

 

 

2 неделя

Фрукты

№ 7

Фрукты. Называние фруктов, подбор прилагательных, согласование сущ с числительными ( один, одна, одно, два, две, пять)

Дидактические игра «Полянка с ромашками» (по отбору признаков фруктов от опорных картинок)

Употребление множественного числа существительных

 

 

 

 

 

№ 8

Составление описательного рассказа о фрукте (на выбор) по опорной таблице

 

 

 

 

3 неделя

Лес.

№ 9

Лиственные деревья. Называние деревьев БЕРЕЗА, ОСИНА, ТОПОЛЬ, ДУБ. Игра «Чей это лист?»  употребление сущ множественного числа (лист – листья, дерево – деревья)

Игра «Верни лист на дерево»

 

 

 

№10

Употребление родственных слов, упражнение в словообразовании.  Составление предложение описательного и сравнительного характера  о деревьях.

Чтение и выполнение  творческих заданий по рассказу Н. Сладкова «Дуб и ветер» (работа с воспитателями, ) (сборник «Преодоление ОНР у дошкольников» Волосовец Т.В., стр.69»

 

 

 

4 неделя

Лесное богатство.

№ 11

Грибы. Называние грибов, употребление родственных слов от слова «гриб»

Пересказ короткого текста

Согласование имён числительных 2 и 5 с существительными.

 

 

 

№ 12

Ягоды. Называние ягод, подбор определений к сущ, игра «Один – много».

Образование относительных прилагательных в играх «Варим варенье», «Компот».

 

 

 

 

 

№ 13

Составление рассказа по серии сюжетных картин «За грибами»

Употребление обобщающих понятий (на изученные темы)

Чтение рассказа «Дрозд и грибы» (по Н. Сладков, в «Преодоление ОНР у дошк-в» Волосовец Т.В, стр.69

 

 

 

Ноябрь

1 неделя

Перелетные птицы.

№ 14

Употребление 5 – 6 названий перелетных птиц. Называние частей тела птицы, согласование слов сущ с числительными, употребление мн. ч. сущ.

Составление описательных предложений о птице с опорой на схему. Объединение предложений в связный описательный рассказ

Упражнение детей в умении образовывать уменьш.-ласкат. форму имён сущ.

 

 

 

 

 

№ 15

Чтение и пересказ текста «Лебединая стая»

Отгадывание загадок.

Употребление глаголов и предлогов В, К, ОТ.

Лебедь отплыл от берега. Лебедь подлетел к озеру.

 

 

 

2 неделя

Мой дом.

№ 16

Называние членов семьи, употребление слов на родственные отношения (Игра «Кто кому кем приходится?)

Игра «Кто где живет?» (называние видов жилищ)

 

 

 

 

 

 

№ 17

Составление коротких рассказов о своем доме (квартире) с употреблением слов: комната, этаж, квартира и т.д.

Игра «Посчитай» (со словами комната, этаж)

 

 

 

3 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

№18

Упражнение в образовании сущ. с уменьш.-ласкат. суф.: -ик-, -ечк-, -чик-, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с сущ.

Игра «Найди пару»

Игра «Чей? Чья? Чье?» (употр.притяжат. местоимений мой, моя, мое)

 

 

 

 

Что из чего сделано?

№ 19

Формирование умения согласовывать глаголы с сущ. ед. и мн. числа. Подбирать слова противоположные по значению

Упражнение в образовании относительных прилагательных (кожаный, шерстяной, меховой) с согласованием с сущ в роде и числе.

 

 

 

4 неделя

Осень (обобщение)

№ 20

Называние и узнавание всех времен года по картинкам.

Выделение признаков осени на картинках с разным сюжетом.

Повторение грамматических игр на употребление мн.ч.сущ, на употребление в речи обобщающих понятий.

Игра «Доскажи словечко»

 

 

 

 

 

№ 21

Составление сравнительных описаний по картинкам с осенними сюжетами.

 

 

 

Декабрь

1 неделя

Зима.

Зимние забавы.

№ 22

Выделение признаков зима. Составление рассказа о зиме с опорой на опорные картинки.

Отгадывание зимних загадок. Употребление родственных слов к слову СНЕГ.

Пересказ текста «Дети Деда Мороза».

Чтение рассказа «Снежные слова», стр.71 в сборнике Волосовец Т.В. «Преодоление ОНР у дош-в».

№ 1

Развитие слухового внимания

Различение неречевых звуков.

Узнавание источника звука, его направления. Различение слов, близких по звуковому составу.

Отстукивание ритма.

Пальчиковый тренинг.

№23

Чтение стихотворения «Снеговик» («Материал к занятиям по развитию речи» Подрезова Т.И.

Заучивание стихотворения с воспитателями

Составление рассказа по сюжетной картине «Снеговик» из серии Гербовой

 

 

 

2 неделя

Домашние птицы

№ 24

Образование «птичьих семейств»: петух – курица – цыпленок, гусь- гусыня – гусенок и.т.д

Употребление мн. ч. сущ, согласование слов сущ. с числительными

Обучение рассказыванию о птице.

№ 2

Речевые – неречевые звуки.

Различение живых речевых и неречевых звуков. Выделение нужной картинки (среди 3х), по заданному описанию.

Игра «Кто? ЧТО?» (различение живого-неживого)

Знакомство с «домиком» речевых звуков.

Артикуляционный тренинг.

 

 

№ 25

Составление рассказ по серии сюжетных картин «День рождения цыпленка» (по демонстрационному материалу Н.Е. Ильяковой)

 

 

 

3 неделя

Домашние животные

№ 26

Животные и их детеныши. Практическое усвоение сложносочиненного предложения, согласование существ.мн.ч. в Р.П (У коровы телята, а лошади жеребята).

«Формирование речи у дошкольников» Ефименкова Л.Н, стр. 73

Игра «Один –много»

№ 3

Звук а. Понятие о звуковом ряде.

Понятие ГЛАСНЫЙ звук.

Выделение звука по немой артикуляции, на слух , из потока, выделение звука в ударной позиции в начале слова «аист», «Аня», «армия».

Мимические упражнения и голосовые упражнения со звуком «а»

Упражнение «Поймай звук»

 

 

№ 27

Составление рассказа с усложнением «Найда» (путем наращивания слов в предложениях), «Формирование речи у дошкольников» Ефименкова Л.Н, стр. 88-89

 

 

 

4 неделя

Новый год

№ 28

Редактирование текста. Пересказ текста «Праздник в детском саду»

Игра «Да – нет»

Дидактическая игра «Новогодняя елка» (на подбор слов прилагательных и глаголов).

№ 4

Звук у.

Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица)

Учить детей выделять звуки у, а из состава слова, давать им характеристику, обозначать фишками красного цвета. Игра «Выдели звук»

Фонетическое упражнение «Ау-Уа»

 

 

№ 29

Заучивание стих. «Ели на опушке» по опорным сигналам

Словарная работа: гирлянда, хлопушка, маска, маскарад, карнавал.

 

 

 

Январь

1 неделя

Зимующие птицы

№ 30

Называние зимующих птиц ( 5 – 6 названий)

Называние отличительных признаков.

Составление описательного рассказа о снегире и синичке.

Составление сравнительных предложений с союзом А.

№ 5

Звук О. знакомство с понятием «Слог» (часть слова)

Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна)

Выделение частей слова, практическое усвоение деление слова на части (слоги) хлопками.

Игра «Вагончики»

2 неделя

 

№ 31

Отгадывание загадок, чтение текста «Синицы» по Н. Соколову – Микитову.

Творческое рассказывание о том, как устраивали кормушку для птиц в детском саду.

№ 6

Звук Э.

Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо)

Выделение наличия или отсутствия звука в слове (сигнальные карточки красного цвета)

Слияние двух звуков в слог по моделям (ау, уа, аэ, эу)

3 неделя

Дикие животные леса зимой.

№ 32

Называние животных леса.

Составление рассказа по сюжетной картине «Животные зимой» с называнием мест зимовки, жилищ (берлога, нора, дупло)

№ 7

Звук И.

 

Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк, игра)

Знакомство с понятием «место звука в слове». Практическая работа с моделью «Птичка».

 

 

№ 33

Пересказывание сказки «Дружба» ( о белочке и зайчике, как зимой они не узнали друг друга)

 

 

 

4 неделя

Транспорт.

№ 34

Называние видов транспорта: водный, воздушный и наземный. Соотнесение транспортных средств с видами (обобщение); называние частей транспорта по образцу:

У самолета есть крыло, салон, кабина, двигатель, винт. У машины есть кузов, кабина, колеса, фары, мотор.

Отгадывание загадок и отработка грамматических категорий мн.ч. сущ, ум.ласк.формы сущю

 

№ 8

Звуки М (Мь)

Знакомство с понятием СОГЛАСНЫЙ звук. Практическое выделение наличия преграды на пути воздушного потока.

Выделение согласных звуков [м], [м'] в начале слова.

Различение твердого и мягкого варианта звука на слух

Игра «На картинки посмотри, на 2 группы раздели»

 

 

№ 35

Составление описаний о транспорте ( на выбор)

Называние профессий на транспорте (водитель, машинист, пилот, моряк)

Подбор слов синонимов (водитель-шофер, летчик – пилот)

 

 

 

Февраль

1 неделя

Посуда.

№ 36

Называние предметов посуды и их частей.

Обобщение – кухонная посуда, чайная посуда, столовая посуда.

Отработка категории мн.ч сущ., согласование сущ. и прилаг. В роде и числе.

№ 9

Звуки П-Пь.

Выделение звука на слух в потоке звуков, слогов и слов.

Деление слов на слоги. Игра «Хлопай не зевай», определение места звука в словах.

Слияние слогов АП – ОП –УП ( по моделям)

 Сравнение слогов ап-па

 

 

№ 37

Составление описания предмета посуды по схеме.

 

 

 

2 неделя

Наша пища.

№ 38

Закрепление названий продуктов, из которых готовятся основные блюда ( суп, каша, котлета, пюре, компот, винегрет)

Знакомство с глаголами ( варит, жарит, печет)

Соотнесение продуктов и посуды, в которой их хранят, составление предложений с предлогом В (Соль хранят в солонке, сахар в сахарнице, масло в масленке, суп в супнице)

Дидак.игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных)

 

№ 10

Звуки Н – Нь.

Деление слов на слоги, звуковой анализ обратных слогов с Н.

Выделение звука в первой и последней позиции.

 Игра «Назови первый, последний звуки»

Позиция звука в слове (начало, середина, конец) на материале изученных звуков.

 

 

№ 39

Составление рассказа по сюжетной картине «Повар»

 

 

 

3 неделя

Наша Армия.

№ 40

Называние военных профессий и видов военной техники. Чтение коротких текстов о Армии.

№ 11

Звуки Т-Ть

Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова том

Дифференциация слов с твердым и мягким Т

 

 

 

Заучивание стихотворения

 

 

 

4 неделя

Мебель.

№ 41

Называние предметов мебели в группе,дома.

Называние частей мебели «Что есть у…?»,

Называние материалов изготовления мебели (дерево, кожа, пластмасса)

Употребление притяжательных и относительных прилагательных. Составление предложений с однородными членами.

 

№ 12

Звуки К –Кь.

Различение твердых и мягких звуков [к], [к']. Звуковой анализ слов кит – кот

Закрепление понятий согласный твёрдый, согласный мягкий, слог, слово. Игра «Поймай звук»

Предлог К.

 

 

№ 42

Чтение и разбор стихотворения «Откуда стол пришел?»

Рассказывание о столе стуле.

 

 

 

Март

1 неделя

Наши мамы.

№ 43

Называние имени и отчества мамы, подбор прилагательных к слову «мама».

Составление рассказа о маме.

№ 13

Звуки С-Сь.

Различение твердых и мягких звуков [с], [сь]. Звукослоговой анализ слов сам – сами

Предлог С. Практическое составление предложений по картинкам.

Закрепление правильного произношения звука С.

№ 44

Составление рассказа по картине «Подарок маме»

 

 

 

2 неделя

Труд взрослых.

Инструменты

№ 45

Профессия воспитатель, учитель, врач.

Узнавание профессий по их действиям и инструментам.

Работа с опорными сюжетными картинами «Выложи цепочку»

 

№ 14

Звуки З – Зь.

Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова)

Игра «Живое слово», игра «Посчитай»

Предлог ЗА.

 

 

№ 46

Составление рассказа по сюжетной картине «Продавец».

 

 

 

3 неделя

Весна.

№ 47

Составление описательного рассказа «Весна идет» по картинкам и опорным словам (по Коноваленко «Фронтальные занятия в старшей группе с ОНР). Подбор признаков к предметам (весна, снег, солнце)

№ 15

Сравнение звуков С- З

Дифференциация звуков в слогах, словах. Игра «Доскажи словечко»

Преобразование слогов и слов со звуками С-З.

 

 

 

№ 48

Пересказ русской сказки «Снегурочка» по серии картин. Употребление родственных слов от слов (снег, зима) (по Коноваленко «Фронтальные занятия в старшей группе с ОНР)

 

 

 

4 неделя

Перелетные птицы

№49

Рассказывание о перелетных птицах на основе текстов «Птичьи дома», «Прилетели грачи» ( Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи» с. 152-153)

№ 16

Звук Ц

Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец)

 

 

№ 50

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник»

 

 

 

 

Апрель

1 неделя

 Я – человек.

№ 51

Называние частей тела человека. Задание на логическое мышление «Назови части тела человека, которых нет у животных» (лицо, подбородок, лоб, пальцы, руки, плечи)

Образование мн.ч «Один – много»

Назови по порядку от 1 до 5

Что лишнее? Чего не хватает? (задание на внимание и обобщение)

№ 17

Звуки С- Ц

Дифференциация звуков [с], [ц]

Преобразование слогов и слов.

 

Моя семья

№ 52

Называние членов семьи. Сравнение кто старше и младше, кто сильнее, а кто слабее

Игра «Наоборот»

Басня Л.Толстого «Старый дед и внучек» ( Коноваленко «развитие связной речи» (тема «Человек, я, моя семья, мой дом»)

 

 

 

2 неделя

Космос.

№ 53

Составление рассказа по сюжетной картине «Сказочный космос»

Словарь: взлет, посадка, приземление, шлем, скафандр, ракета, спутник

№ 18

Звуки Б - Бь.

Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина)

Игра «Хлопай не зевай», деление слов на слоги, игра «Поймай звук», звуковой анализ прямых слогов с Б.

Полный анализ односложных  слов

Бант - бинт

 

 

№ 54

Составление предложений о космосе по опорным словам и картинкам.

 

 

 

 

3 неделя

Животных жарких стран.

№ 55

Обучение последовательному пересказу «Сказка про льва» ( Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», стр.85)

Игра «Чей? Чья? Чье?»

№ 19

 Звуки П-Б

Лексическое равнение слов со звуком П-Б (пот –бот, пашня – башня, бал – пал, бил – пил)

Слоговой анализ слов.

 

 

 

№ 56

Составление рассказа по картине с серией последовательных картинок «Мы рисуем зоопарк». Называние животных жарких стран, узнавание их по описанию.

Игра « У кого кто?», «Кого не стало?»

 

 

 

4 неделя

Вода.

 

№57

Называние водоемов (река, озеро, болото, море, океан). Подбор определений (озеро какое? ----, река какая?, море – какое?)

Рассматривание и составление предложений по набору картин «Байкал»

№ 20

Звуки Д –Дь.

Сравнение Т-Д

Выделение места звука Д в слове ( в начале, середине).

Дифференциация звуков Т-Д.

Предлоги ОТ – ДО.

 

Рыбы.

№ 58

Называние рыб речных, морских, образование родственных слов к слову РЫБА

Игра «Посчитай рыбок», заучивание скороговорки «Рыболов»

№21

Звуки Г – Гь.

Сравнение К – Г.

Выделение места согласных звуков Г-К в словах. Дифференциация слов со звуками.

Игра «Прибавь слог, назови слово», составь предложение, начерти схему

Май

1 неделя

Наша страна. Родной край.

№ 59 -60

Обогащение речи эпитетами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине. Рассказывание по иллюстрациям, чтение стихотворений о Родине. Составление рассказа по образцу: Моя Родина.

Сибирь..сибиряки..сибирячка – словарная работа.

№ 22

Звуки В – Ф.

Различение твердых и мягких

звуков ф-фь, в-вь.

Определение места звуков в слове.

Сравнение слов ВАТА- ФАТА.

Деление слов со звуками на слоги, игра «Разложи в два ряда», звуковой анализ слогов

2 неделя

День Победы.

№ 61

Чтение рассказа С. Баруздина «За Родину!» (словарь: разведчики, пехота, партизаны).

 

№ 23

Звук Ш

Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в слове (начало, середина, конец)

Звукослоговой анализ                                   слова

шапка

№ 62

Профессия – военнослужащий. Рассказывание на тему «Чтобы не было войны..»

 

 

 

 

3 неделя

Насекомые

№ 63

Называние насекомых, частей их тела.

Составление описания насекомого.

Словарь :вредное, полезное, хоботок, усики, крылья.

№ 24

Звук Ж

Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина)

 

Игра «Прибавляй слог», «Хлопай не зевай», составлять предложения с заданными словами

№ 64

Работа со стихотворением «Первая бабочка», отгадывание загадок о насекомых, заучивание скороговорки.

 

 

 

4 неделя

Весна. Обобщение.

№ 65

Рассказывание стихотворений о весне.

Работа по закреплению «весеннего словарика».

Сравнительное рассказывание по картинкам с разными периодами осени. Подбор признаков к словам предметам.

 

№ 25

Звуки Ш- Ж.

Дифференциация звуков.

Закрепление изученных гласных – согласных.

 

Лето.

№ 66

Рассматривание картины «Степь в цвету»

Заучивание стихотворения А.Толстого «Колокольчики». Называние первых цветов.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Лиманская О.Н.Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. (Логопед в ДОУ).

 Гомзяк О.С. Комплект пособий «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»

Лагутина А.В. «Нарушение речи и обучение чтению детей 5 года жизни», книга + cd., Москва, 2011 г.

Коноваленко «Фронтальные занятия в старшей группе с ОНР»

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».

Нищева Н.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.147 (0.011 с.)